Религиозные организации 90-х годов XX века и их влияние на стабильность России
Преображенский А.О.,
студент СМ4-31 Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана
Научный руководитель: Макаренков Е.В.,
докт. филос. наук, профессор кафедры «Информационная аналитика и политические технологии»
“Opium des Volkes” или “опиум народов” – один из самых известных афоризмов немецкого философа Карла Маркса. Эту идею можно трактовать по-разному. С одной стороны, религия – обезболивающее, спасение человека от грехов и тягот жизни. С другой – дурман, поглощающий личность. В обеих трактовках религия, безусловно, оказывает в той или иной степени влияние на человека (гражданина). Согласно Конституции, “Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной”, то есть на законодательном уровне не может влиять на политику государства в целом и тем более подрывать стабильность в стране, но история и современная действительность убеждают нас в обратном. Известно, что в Советском союзе религия преследовалась на государственном уровне как “противоидеологическое” явление, противоречащее основам коммунистического строя. Позднее, с началом Перестройки, в стране “побеждающего коммунизма” наступили большие перемены. 1 октября 1990 года Верховным Советом СССР был принят закон “О свободе совести и религиозных организациях”. По факту, он (закон) открыл двери не только традиционным религиям России, но и новым, экзотическим и неведомым. И для того, чтобы лучше понимать, о чем пойдет речь, необходимо обозначить два определения:
Религиозное объединение – добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры.
Секта ‒ понятие (термин), которое используется для обозначения религиозной группы, отделившейся от основного направления и противостоящей ему, или указания на организованную традицию, имеющую своего основателя и особое учение.
Согласно переписи населения 2010 года, в Российской Федерации, по данным ВЦИОМ, конфессиональный состав был следующим:
- православие ‒ 75 %
- ислам ‒ 5 %
- католицизм ‒ 1 %
- протестантизм ‒ 1 %
- иудаизм ‒ 1 %
- буддизм ‒ 1 %
- «являюсь верующим, но к какой-либо конкретной конфессии не принадлежу» ‒ 3 %
- неверующие ‒ 8 %
- «колеблюсь между верой и неверием» ‒ 5 %
- другого вероисповедания ‒ 1 %
- затруднились ответить ‒ 1 %
Но, что же из себя представлял этот 1% «другого вероисповедания»? Буквально: различные зарубежные религиозные объединения и организации, чья проповедническая деятельность была лишь прикрытием для совершения противоправных действий и планомерного разрушения целостности государства.
Самой крупной и сохранившейся до наших дней организацией стала секта «Международное общество сознания Кришны». Последователи этого учения отказываются от мирской жизни (не всегда), придерживаются строгой вегетарианской диеты и соблюдают различные духовные практики, в которые входят не только молитвы, но и физические лишения, апогеем которых может стать самоубийство. Юноши-адепты призывного возраста отстраняются от службы в армии в силу религиозных взглядов. По данным 2004 года МОСК насчитывал в России около 100 тыс. последователей, 119 официально зарегистрированных общин и ашрамов, а также около 250 центров, не имевших официальной регистрации. За 14 лет их число только возросло. Многие политологи, политики и религиоведы относят МОСК к экстремистской секте, которая проповедует культ самоубийства и самопожертвования ради великого дела и Кришны.
Выдержка из документации Генпрокуратуры:
«Международное общество сознания Кришны» ориентировано на:
- разрушение государственности и традиционной этнокультуры;
- формирование пренебрежительного отношения к сложившимся социальным институтам, власти, науке, семье и жизни человека;
- допустимость и желательность в некоторых случаях убийств и самоубийств».
Таким образом, МОСК является настоящей угрозой для граждан РФ, оказывая большое влияние на их мировоззрение путем мощной массовой агитации своих идей и вероучений, разрушая институт семьи и искажая русские традиции и обычаи.
Еще одним, не менее обширным и влиятельным объединением, является «Саентологическая церковь». Она была зарегистрирована в Москве 25 января 1994 года как религиозная организация.
В том же году, на семинаре «Тоталитарные секты в России» религиовед И.Я. Кантеров рассказал, что саентология привлекает в свои ряды в основном научно-техническую интеллигенцию и имеет сильное влияние в Курчатовском институте. 15 декабря 1996 года Государственная Дума РФ приняла постановление, в котором «Церковь саентологии» была классифицирована как деструктивная религиозная организация, занимающаяся хищениями в особо крупных размерах путем обмана, вторжением в частную жизнь людей, торговлей личными данными и незаконными действиями по отношению к адептам и последователям. 14 июля 2007 года в Санкт-Петербурге решением городского суда была ликвидирована общественная организация «Саентологический центр», а 21 ноября Верховный суд РФ утвердил это решение, и оно вступило в законную силу. По данным Министерства юстиции Российской Федерации, центр занимался платным образованием и оказанием медицинских услуг, не имея на то соответствующих лицензий. Кроме того, саентологи использовали несовершеннолетних, занимались «незаконным сбором информации о частной жизни» (бесплатный «тест на стресс»). Также центр нарушал налоговое, финансовое и трудовое законодательство.
По сообщению прокуратуры от 21 апреля 2010 года, материалы саентологов авторства Рона Хаббарда были включены в федеральный список экстремистских материалов и запрещены к распространению. Также в ходе проверки следственный комитет выявил наличие идей, оправдывающих насилие как таковое, в том числе способы противодействия критикам саентологии, а также скрытые призывы к социальной и религиозной розни, призывы к воспрепятствованию законной деятельности государственных органов, совершению преступлений по мотивам идеологической и религиозной ненависти. 21 августа 2013 года Московский городской суд подтвердил законность вынесенного Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве предупреждения «Саентологической церкви г. Москвы» о несоответствии её деятельности указанной в уставе требованиям Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Также было выявлено, что слово «саентология» является зарегистрированным товарным знаком, правообладателем которого является «Центр религиозной технологии» расположенный в США. Кроме того, Главным управлением Министерства юстиции было принято решение о проведении государственной религиоведческой экспертизы. Верховный Суд Российской Федерации отклонил жалобу адвокатов саентологов о недопустимости проведения подобной экспертизы. В последующие несколько лет различные городские и областные суды РФ отклоняли прошения о регистрации центров «Саентологической церкви» в качестве религиозных организаций. Сопровождающие их судебные процессы по статьям УК РФ «Незаконное предпринимательство», «Возбуждение ненависти или вражды» и «Организация экстремистского сообщества» лишь упрочняли позиции секты в качестве деструктивной. По сей день продолжаются разбирательства по различным правонарушениям, а главы и последователи все сильнее стремятся собрать вокруг себя как можно больше единомышленников и оказывать реальное, а не косвенное влияние на властные структуры.
Но поистине чудовищной организацией была Аум Синрикё. Первые её последователи в России появились в начале 1990-х годов. Весной 1992 года Сёко Асахара (основатель) посетил Россию и встречался с рядом политических и религиозных деятелей, а также выступал в МГУ, МИФИ, МГТУ им. Баумана, МГИМО и других ведущих вузах перед студентами. Его появление сопровождалось мощнейшей рекламной кампанией. В июле 1992 года Аум Синрикё была зарегистрирована Министерством юстиции с администрацией в Москве. В столице действовало 6 центров. С того времени стали проводиться с периодичностью в 1-2 месяца массовые интенсивные медитации на стадионе «Олимпийский» и в других местах. За два года существования российское отделение провело ряд масштабных мероприятий, среди которых ‒ музыкальный концерт в том же спортивном комплексе. Также из России осуществлялась трансляция религиозной радиопередачи, в том числе на территорию Японии.
В период с 1992 по 1995 организация занималась привлечением огромного числа людей в свои ряды, «отмыванием» денег, утверждением себя во властных структурах и подготовкой большого арсенала химического и бактериологического оружия. Отношение к организации резко изменилось после «зариновой атаки» в токийском метро 20 марта 1995 года. После теракта секту признали опасной, а ее глав и последователей стали преследовать по закону.
Религиовед И.Я. Кантеров в 2005 году в Большой Российской энциклопедии отмечал, что в России «нелегально продолжают действовать отдельные группы последователей секты». В период с 2008 года по 2014 год противоправная деятельность группы проводилась при помощи интернета через сбор пожертвований.
В апреле 2016 года Главным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации было возбуждено уголовное дело против ряда лиц ‒ последователей «Аум Синрикё», которые не позднее 2011 года создали в форме религиозной группы на территории Москвы и Санкт-Петербурга объединение. По данным Генпрокуратуры, на начало 2016 года количество последователей «Аум Синрике» в России насчитывает до 30 тысяч адептов. В том же месяце сотрудниками МВД совместно с представителями Следственного комитета были проведены рейды по местам проживания последователей секты и их задержания. 20 сентября 2016 года Верховный Суд Российской Федерации вынес следующее решение: «Признать международное религиозное объединение «Аум Синрикё» террористической организацией и запретить её деятельность на территории России».
В свое время Аум Синрикё была реальной угрозой для государственной целостности нашей страны. Последователи планировали массовые теракты, регистрацию своей политической партии, а также информационную и идеологическую «обработку» граждан России.
Современные религиозные движения – настоящий опиум. Подобно новым психотропным препаратам, они воздействуют на мозг человека, извращая сознание. Да, на неопределенный срок наступает состояние блаженства и радости, но потом запускаются необратимые процессы, приводящие к разрушению личности, а порой и к смерти. Ни для кого не секрет, что популярные в современной России секты загубили множество жизней. Проанализировав деятельность трех наиболее известных движений, я показал, насколько прочно может интегрироваться в сознание и культуру зарубежная идеология. Подобная идеология в форме религиозных организаций, навязанных другими странами, может успешно влиять на политические процессы в государстве, проникать во властные структуры, подрывая целостность, государственную безопасность страны, и разрушать традиционные устои России.
Литература и источники
- Василенко И.А. Политология: базовый курс. М.: Издательство «Э», 2016. 524 с.
- Конституция Российской Федерации. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2011. 32 с.
- СССР. Законы и постановления. М.: Известия Советов нар. депутатов СССР, 1990. 948 с.
- Макаренков Е.В.
- Ремарчук В.Н. Разрушение современной государственности посредством «социальных технологий» // Вестник Академии военных наук. 2017. № 2 (59). С. 46-51.