Анализ степени доступности персональных данных в интернете: подавление личности или прогресс?
Житков Н.М.,
студент СМ4-31 Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана
Научный руководитель: Макаренков Е.В.,
докт. филос. наук, профессор кафедры «Информационная аналитика и политические технологии»
Еще в XVI веке Макиавелли, а также его последователи Т. Гоббс, X. Ортега-и-Гассет, А. Тойнби, Г. Моска, А. Этциони, В. Парето обосновывают такую форму отношений правителей и масс, которая базируется на воздействии на массы и манипулятивном отношении к ним со стороны правящей элиты.
В противовес этому, идее несовместимости скрытого воздействия на массовое сознание в демократическом типе общества посвятили свои труды О. Хаксли, Е. Замятин, Дж. Оруэлл, Г. Франке, Г. Шишков, Г. Шиллер, Д. Кьеза, В. Авченко, 3. Бжезинский, В. Пугачев и А. И. Соловьев и др.
Прогресс в этом споре ничуть не отстает от научно-технического прогресса, и вот уже в XXI веке люди спорят, проводят опросы или высказываются на тему информационной безопасности общества. Именно «программная» составляющая нашей жизни является базой для самых популярных кафедр МГТУ им. Н.Э. Баумана на сегодняшний день. Наша прямая зависимость от гаджетов, а также интернета, в совокупности дают власти превосходное оружие по контролю за каждым человеком в обществе. Даже не подозревая это, каждый из нас самостоятельно расширяет свой «информационный профиль», заходя и регистрируясь на сайтах, совершая онлайн покупки и просто вводя поисковые запросы.
И все было бы ничего, если бы этой «массой» данных пользовались только специально обученные сотрудники государственных организаций. Но сегодняшняя ситуация куда более неоднозначна. Думаю, многим знакома проблематика таргетинговой рекламы, когда, зайдя на один лишь сайт интернет-магазина, в последствии никак не можем избавиться от назойливой рекламы этого же магазина или его товаров. Так как же это получается?
Современные корпорации просто не могут отказаться от такого лакомого кусочка, как сбор персональных данных пользователя. Все мы знаем компанию Microsoft. На сегодняшний день продуктами этой компании пользуются свыше миллиарда человек! Такая корпорация владеет данными всех этих людей. И вряд ли наберется хотя бы сотая часть пользователей, ознакомившаяся с «пользовательским соглашением». А из данного соглашения мы можем почерпнуть массу интересных сведений, достаточно просто дочитать до пункта «набор собираемых нами данных». Вот несколько пунктов из соглашения:
- Имя и контактная информация. Мы регистрируем ваше имя и фамилию, адрес электронной почты, почтовый адрес, номер телефона и другую контактную информацию такого рода.
- Демографические данные. Мы собираем данные о вашем возрасте, поле, стране и предпочитаемом языке.
- Интересы и любимые занятия. Мы собираем данные о ваших интересах <…>. Кроме данных, которые вы предоставляете явным образом, выводы о ваших интересах и любимых занятиях также можно получить или вывести из других собираемых нами данных.
- Контакты и отношения. Мы собираем данные о том, с кем вы контактируете, и с кем поддерживаете отношения
- Мы собираем пароли
- Платежные данные. Мы собираем данные, необходимые для обработки ваших платежей, когда вы делаете покупки (в т.ч. защитный код, связанный с вашим платежным средством)
- Мы собираем содержимое ваших документов, фотографий, музыкальных или видеоматериалов, сообщений
- Также мы получаем данные от сторонних поставщиков (включая другие компании)
Последний пункт не менее важен, чем остальные, ведь именно он дополняет информацию о вас так, что компания действительно знает о вас даже больше, чем вы сами. В любой момент соответствующее программное обеспечение может вычислить, где вы находитесь, что делаете, что хотите купить, а также любую другую личную информацию о вас.
Таким образом, мы можем только посочувствовать правительственным организациям, ведь им на все это нужно выбивать бюджет и получать разрешения власти и оппозиции. А тут за все вышеперечисленное платят сами пользователи.
Проблема чтения «пользовательского соглашения» требует отдельного внимания, ведь люди относятся к этому слишком пренебрежительно. Наверное, они доверяют компаниям, в которых работают совершенно незнакомые для них люди. Чего стоит цитата журнала The Guardian:
«Несколько жителей Лондона согласились с условием «отдать своего первенца», чтобы получить доступ к бесплатному Wi-Fi в одном из оживленных районов столицы Великобритании во время проведения эксперимента, исследующего опасности использования публичных точек доступа. Люди, не знавшие об эксперименте, пытались найти Wi-Fi, и, обнаружив бесплатную сеть, бездумно «подписывали пользовательское соглашение», даже не прочитав его. Между тем, за доступ в Интернет от пользователя требовали отдать провайдеру своего старшего ребенка «на веки вечные».
После того, как шесть человек согласились с таким условием, эта часть эксперимента был прекращена».
Справедливости ради следует отметить эксперимент компании The Coleman Parkes, которая, проводя опрос, выяснила, что более половины опрошенных людей вовсе не против разглашения их персональных данных, более того, некоторые из опрошенных согласны на продажу информации о них в маркетинговых целях взамен на персональные скидки и предложения
Но вернемся к нашему вопросу. Возможность сбора информации породила целый рынок, товаром которого являетесь вы. Небольшие компании каждый день скупают информацию о пользователях, как правило, это магазины или какие-либо коммерческие сервисы. Следует понимать, нет никаких коварных планов по захвату мира, все делается вполне из благих побуждений об «упрощении жизни пользователя», чтобы тот, конечно же, стал активнее покупать те или иные продукты.
В данном материале я проанализирую степень доступности персональных данных, а также постараюсь прийти к выводу о том, стоит ли нам бояться за свои личные данные.
Нам вовсе ненужно уходить в какие-то дебри, дотошно искать различные примеры, чтобы понять «в каком направлении движется общество», достаточно просто спуститься в метро. Каждый день миллионы людей в Москве едут на работу, с работы, по делам различной степени важности. Эта самая дорога довольно утомительна. Что может быть лучше в такие скучные моменты, когда у тебя под рукой оказывается смартфон с подключенным интернетом, с помощью которого ты можешь пообщаться с друзьями, посмотреть видео в интернете или почитать новости. Власти Москвы это прекрасно понимают, поэтому в 2014 году запустили бесплатную сеть Wi-Fi в каждом вагоне поездов. Распространением интернета под землей занимается компания «Максима телеком». За время использования этого сервиса накопилось порядка 30ти миллионов устройств, пользующихся бесплатным «вайфаем», но, как и в случае с корпорацией Microsoft, люди вовсе не утруждаются прочесть хотя бы пару строчек пользовательского соглашения, которое они подтверждают, впервые регистрируясь в системе «MOS-metro Free».
Идентификаторы фильтруют людей, разделяя их на целевые аудитории. Однажды попав в базу, профиль пользователя начинает обрастать информацией: в нем сохраняются все его перемещения, данные о поле, возрасте, уровне дохода, интересах (на основании анализа посещаемых через Wi-Fi сайтов), технические характеристики смартфона.
Но возникает вопрос: для чего компании, которая просто предоставляет Wi-Fi пользователям нужна подобная информация?
В начале года в компании задумались, как, имея такую сеть, зарабатывать дополнительные деньги, и решили использовать эти данные для продажи таргетированной рекламы. По словам директора интернет-бизнеса «Максима Телеком» Артема Пуликова, это произошло «из-за роста аппетитов у нас и у наших акционеров».
Так появились роутеры-сенсоры «MT-BOX», сканирующие окружение на десятки метров вокруг. Эти роутеры компания начала продавать малому и среднему бизнесу (это могут быть кафе или даже магазины). После установки в помещении сенсор начинает отслеживать оказавшихся рядом владельцев смартфонов и отправлять рекламу именно им. Попав под сканирование, идентификатор прохожего сравнивается с базой «Максима Телеком».
В одной из презентаций «Максима Телеком» указано, что сенсоры распознают около 60% проходящих мимо прохожих ‒ и »трое из пяти обладателей мобильных устройств могут быть опознаны нашими роутерами». Там же говорится, что, помимо прочего, роутеры можно устанавливать в супермаркетах, чтобы пользователи, зайдя в магазин, получали, например, СМС о продаже шампуня со скидкой в 20%.
Кстати, недавно при подключении к Wi-Fi в московском метро владельцам смартфонов стали показывать экраны с простыми вопросами. Между просмотром рекламных роликов пассажиров спрашивают о любви к животным, любимом футбольном клубе или предлагают выбрать: кетчуп или майонез? Опросы запустили для обогащения профиля каждого пользователя. «Ответит „кетчуп“ ‒ сразу уедет в «Heinz», например.
Что же, на этом моменте моего повествования, следовало бы сказать что-то вроде: «ну а если вы не хотите, чтобы за вами следили, просто регистрируйтесь только на доверенных сайтах», но, к сожалению, я не могу этого сделать. Умение оставаться анонимным в сети – это сверхспособность и не менее того. Разумеется, мы можем заходить в интернет через такие анонимные пакеты, как Tor network, который скрывает ваш IP-адрес, а также блокирует скрипты, необходимые для сбора сведений о вашей системе, или использовать VPN сервисы, которые не просто скрывают ваш IP, но и позволяют разблокировать некоторые сайты, каналы с географическими ограничениями и анонимно посещать web страницы, перенаправляя пользователя через IP адреса других стран. Еще, можно переписываться используя Telegram, который, ввиду особенностей своего функционирования, позволяет скрыть ваши личные переписки от ФСБ или маркетинговых корпораций, но следует понимать, что один неверный шаг и информация о вас уже доступна паре тысяч компаний. Всюду роль играет человеческий фактор, поэтому пользователи должны осознавать, что разглашение персональных данных стало неотъемлемой частью современной жизни. Разумеется, никто бы не стал заботиться о технологии, которая приносит только неудобства, поэтому следует выделить ряд плюсов, присущих данной составляющей нашей жизни.
Роутеры сбора данных – это вовсе не единственное нововведение в московском транспорте, которое позволяет отслеживать пассажиров.
Одновременно с началом работы сенсоров MT_BOХ, в марте 2018 года, в московском метро заработала система распознавания лиц. Подобная технология позволяет распознавать до 20 лиц в секунду, анализируя и сравнивая их с фотографиями из базы данных федерального розыска. При совпадении ближайшему полицейскому на специальный смартфон приходит сигнал, после чего тот должен проверить у подозреваемого документы. С помощью системы полицейские уже задержали нескольких человек. Эта система работает довольно хорошо. Система помогла снизить уровень преступности в общественном транспорте на 10%, а также помогла в раскрытии около двух тысяч преступлений, в том числе 569 тяжких и особо тяжких.
Что касается просмотра ваших личных переписок, то сотрудники «Максима телеком» просто не могут свободно просматривать личные данные пользователей. Один из наиболее главных пунктов пользовательского соглашения звучит примерно так: «мы не собираем информацию, которая бы позволила однозначно определить физическое лицо». Исполнитель не может просто так просматривать личные сообщения и другую информацию о пользователе, так как это запрещено законом. Подобным компаниям, которые, разумеется, есть не только в России, интересна только маркетинговая составляющая нашей повседневной жизни. Что же касается правительственных служб, то тут все более неоднозначно. Разумеется, они могут просматривать ваши личные переписки, но только в том случае, если для этого есть весомый повод. Иными словами: «если вы не преступник, то и бояться вам нечего». Однако тут возникает множество различных «Но», вроде тех, какие именно действия могут спровоцировать поиск информации о вас, однако тут мы уже говорим не об информационной безопасности, а о том, как работает закон, верно?
В заключении я бы хотел отметить, что все противоречие, связанное с разглашением персональных данных напрямую связано с развитием искусственного интеллекта. Отношения человека, интернета и технологий принимают все более симбиотический вид. Мы запрограммированы на улучшение этих технологий, ведь они делают нашу жизнь проще. Оглядываясь назад в прошлое, никто бы и подумать не мог, что информацию о людях можно будет так просто получить, и, скорее всего, человек из прошлого бы назвал это дикостью. Но мы уже привыкли жить в таких условиях, более того, нам становится комфортно. Вытекает вопрос о том, что, быть может, персональные данные это ‒ пережиток прошлого? Возможно, они являются неким барьером для по-настоящему уникальных разработок? Однако какой путь выберет человечество: сохранение индивидуальности или использование масштабных способностей искусственного интеллекта определит только время.