Политическая социализация студентов технических вузов

Ходырев Г.А.,
студент группы АК1-31 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Научный руководитель: Бочарников И.В.,
доктор политических наук,
профессор кафедры «Информационная аналитика и политические технологии»

Аннотация: Статья посвящена изучению процесса политической социализации студентов, участия молодежи в политике. Особое внимание уделено проблемам политической социализации студентов технических вузов. Сделан вывод по сложившейся ситуации в молодежной политике Российской Федерации и предложены меры по повышению политической активности молодёжи в целом и студентов в частности.

В современной России перед обществом встают сложные вопросы: какие цели должна преследовать политическая социализация? Какие ценности могут стать объектом консенсуса различных социальных групп? Какие из них могут заменить дискредитированные прежние?

Серьезной проблемой политической социализации в России является отсутствие преемственности в передаче опыта политического участия и поведения. Старые модели политического поведения и участия, освоенные старшим поколением, зачастую не отвечают новым политическим реалиям. Новые модели формируются и осваиваются достаточно медленно. Именно поэтому в последние годы актуальной стала проблема политического образования: изучение особенностей функционирования политических систем, способов воздействия на них и реализации собственных и групповых интересов, адаптации зарубежного опыта к российским традициям.

Однако формирование новой политической социализации не сводится только к системе гуманитарного и политического образования. Без идеологической составляющей политическая социализация невозможна, так как идеология есть структурированная система четко сформулированных положений и идей в отношениях между людьми в обществе. Поэтому существует явное противоречие между деидеологизацией образования и социализацией студенчества, так как отношения между людьми можно заменить, но невозможно отменить [7].

Важнейшей функцией политической социализации является достижение личностью умения ориентироваться в политической системе и эффективно отстаивать свои социальные и политические интересы. Сегодня в России существует противоречие между политической апатией молодежи и отстаиванием своих нужд, в том числе политическими методами. Данное противоречие может решить политическая социализация как часть мировоззрения личности, которая начинается в семье, школе, включающая умение ориентироваться и отстаивать свои интересы в обществе.

Высшие учебные заведения являются основным поставщиком активистов для политических партий и движений. Политическая социализация молодежи в условиях экономического кризиса и иностранного вмешательства может пойти по пути хаоса и деструкции, когда роль политических партий, способных мобилизовать молодежь, возрастает. Иначе политически неграмотная молодежь станет объектом манипуляций со стороны криминала, деструктивных националистических, сепаратистских и религиозных движений как внутренних, так и внешних, обещающих молодежи возможность участия в политике на примерах простых людей, ставших известными благодаря активному участию в революционных движениях.

Политические организации, в том числе и молодежные, как элемент политической системы, наряду с политическими институтами выполняют функцию целеполагания по отношению к общественному мнению, но в отличие от институтов, могут представлять собой самостоятельный идеологический тип, конкурирующий или взаимодействующий с общественным мнением. Общественные организации, группы давления, политические партии воплощают в своей деятельности процесс социального творчества, вырабатывают новые формы общественной жизнедеятельности. Усиление корреляции параметров порядка может в дальнейшем привести к переходу политической системы в неравновесное состояние.

Целенаправленный характер деятельности субъектов повышает роль и значение процессов самоорганизации в политических системах. При этом принципиальная непредсказуемость данных процессов отнюдь не означает отсутствие в них логической структуры. Посредством механизма самоорганизации формируются устойчивые состояния, к которым эволюционируют системы, несмотря на хаотический характер этого движения. В политической сфере наиболее устойчивым компонентом выступает политическая культура, включающая, прежде всего, политическое сознание.

Как показывает история европейских стран начала ХХ в. (Германия 1933 г., Россия 1917 г.) в условиях мирового экономического кризиса капитализма, растет популярность лево- и праворадикальных партий, а либеральные или консервативные партии ее теряют. В условиях экономического кризиса роль проправительственных молодежных организаций не может оставаться на прежнем уровне без активизации работы с их стороны. Урезание расходов на мероприятия государственными и муниципальными структурами в сфере молодежной политике неизбежно снижает активность молодежных организаций, а значит, и их влияние на молодежную среду. Благоприятные условия, созданные государством для них, и поддержка сделали их пассивными в борьбе за умы молодых людей. Для привлечения студенчества к общественной деятельности отсутствуют такие условия, как общая идеология у организаторов мероприятий (государства), в результате акции носят лишь развлекательный характер.

Оппозиционные молодежные движения на сегодня представляют различные право- и леворадикальные группы, взаимодействующие или невзаимодействующие между собой в проведении акций, и молодежные организации парламентских партий КПРФ – Союз Коммунистической Молодежи, АКМ, РКСМ и другие.

Рассматривая формы и методы работы оппозиционных движений в России, следует отметить разнообразие и особенно активное использование компьютерных технологий в координации агитационной работы. Неслучайно, благодаря развитию информационных и коммуникационных технологий в мире, процесс политической социализации молодежи вышел на новый информационный уровень. Сегодня важную роль в формировании политической культуры играет Интернет и его социальные сети, позволяющие создавать группы единомышленников и обсуждать различные вопросы (в том числе политические). Это говорит о возможности воспитания высокой политической культуры сегодняшней молодежи.

Можно сделать вывод о большом потенциале актива молодёжных движений в случае «выхода на улицу» политики. Присутствие четко выраженной идеологии и программы позволяет левым молодежным движениям вести пропаганду своих идей и находить сторонников в среде общественно-активной молодежи разного образовательного и культурного уровня. А также взаимодействовать с союзниками, привлекать их к агитационной работе на улице, соответственно регулярно иметь информационный повод в Интернете и увеличивать актив в условиях кризиса и обострения политического конфликта.

Среди причин, осложняющих процесс социализации студентов вузов, исследователи называют известную односторонность, дисгармоничность процесса профессионального образования, когда вместо целостного социокультурного опыта деятельности студенты фактически осваивают лишь часть его, в первую очередь «знаниевый» компонент.

К сожалению, в профессиональном образовании современной России в значительной степени забыт положительный опыт деятельности молодежных студенческих, политических и общественных организаций, который был накоплен в Советском Союзе (ВЛКСМ, студенческие отряды, студенческое самоуправление и т.п.). Это привело к тому, что вузы, предприятия и общество в целом, по существу, оказываются не готовыми к осуществлению эффективной социализации молодежи, к управлению молодежным движением, к недостатку опыта конструктивного разрешения социальных конфликтов, развитию соответствующих общественных традиций и культуры отношений.

Кроме того, политическая социализация студентов технических вузов осложнена позицией самих студентов, считающих непрофильную им политологию бесполезной дисциплиной. Многие до сих пор руководствуются принципами: «мне не интересна политика», «политика меня не касается», «я не вижу смысла заниматься политикой».

«Если вы не займетесь политикой, то политика займется вами» – это было сказано французским писателем и политиком Шарлем Монталамбером сотни лет назад, но остаётся актуальным и по сей день. Если человек не участвует в политической жизни своего государства, не интересуется ею, занимает пассивную позицию, рано или поздно его коснутся результаты политики, которая ему «не интересна».

Политическая социализация студентов технических вузов может быть более эффективной, если будет разработана и внедрена структурно-функциональная модель политической социализации студентов в системе воспитательной деятельности молодежных организаций, основанная на положениях компетентностного подхода.

Сложившаяся в российской политике ситуация безразличия к ней молодёжи является опасной как для государства, так и для общества. В очередной раз это может привести к тому, что, с одной стороны, на смену текущей власти могут прийти люди, не обладающими необходимыми навыками ведения успешной политики, а с другой стороны, люди, подчиняемые этой власти, не будут понимать как глобальных, так и локальных процессов. Это, в свою очередь может привести к печальным последствиям.

Таким образом, сейчас в деле механизма формирования политической и правовой социализации молодежи необходима целенаправленная государственная молодежная политика, направленная на изменение сложившегося политико-правового отчуждения молодежи. Это возможно через реализацию проектов политических, экономических и социальных институтов, через создание должных психолого-педагогических, правовых, экономических, организационных условий, при наличии гарантий, обеспечивающих молодежи субъективное отношение к производимым в стране реформам во всех сферах жизни общества.

В настоящее время в России у студенчества и общества в целом нет общекультурных, идеологических, политических, социальных ориентиров, вокруг которых можно было бы объединить народы России, а для этого нужна идеология. Без идеологии или национальной идеи, принятой молодежным сознанием, у Российской Федерации как государства нет будущего, это наглядно демонстрирует демография, экономика, межнациональные конфликты и социальные проблемы общества.

Необходимо изменение социально-экономического курса, так как нынешний курс порождает вопиющую социальную несправедливость (к которой особенно чувствительна молодежь) и как результат – межнациональную напряженность, которые не позволяют обществу развиваться в социальном и экономическом плане.

В данной связи политическая социализация современной российской молодежи должна осуществляться с целью полноценной интеграции молодого поколения в общественные и политические структуры, которые бы смогли нейтрализовать протестные настроения среди наиболее активных социальных слоев населения, прежде всего студенчества. Дальнейшее построение эффективной модели политической социализации молодежи целесообразно проводить с опорой на конструктивное сотрудничество государства, СМИ и институтов гражданского общества. Ведь одной из особенностей молодежи является ее открытость и способность к гражданскому диалогу, который является наиболее качественным и быстрым средством достижением компромисса на пути построения государства.

Литература и источники

  1. Бочарников И.В. О государственной идеологии России // Международные отношения. 2013. № 1. С. 22-27.
  2. Бочарников И.В. Социальные механизмы управления устойчивым развитием российской системы образования //Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2013. № 1 (13).
    С. 71-75.
  3. Елисеев А.Л., Кретов А.Ю. Государственная молодежная политика Российской Федерации: проблемы и перспективы // Вестник государственного и муниципального управления. 2017. №1.
  4. Елисеев А.Л., Малик Е.Н., Мельников А.В. Специфика социально-политического самоопределения современной российской молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2015. №3.
  5. Ерофеева О.В. Определение места и роли молодежи в современном российском обществе // Социально-гуманитарные знания. 2012. №9.
  6. Лившиц И.Ф. Общественно-политическая практика студентов в техническом вузе. https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvenno-politicheskaya-praktika-studentov-v-tehnicheskom-vuze.
  7. Мазный Ю.В. Политическая социализация студенчества в Российской Федерации // Вестник БГУ. 2011. №14.
  8. Мари Н.С. Некоторые особенности политической социализации студентов в высшем учебном заведении (опыт социологического исследования) // Всероссийский журнал научных публикаций. 2010. №1 (1).
  9. Российский патриотизм: основы и приоритетные направления развития /Бочарников И.В., Овсянникова О.А., Герасимов А.В., Богатырева С.Н. Сборник материалов / под редакцией Н.П. Комарова; Ассамблея народов России, Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности, Фонд содействия научным исследованиям проблем безопасности “Наука-XXI”, Московский государственный гуманитарно-экономический институт, Московский дом национальностей. Москва, 2014.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *