России нужна эффективная и результативная молодежная политика
Мухин В.К.,
студент группы АК 4-52
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Научный руководитель: Бочарников И.В.,
докт. полит. наук, профессор кафедры
«Информационная аналитика и политические технологии»
Аннотация: В данной работе автором рассматриваются вопросы молодежной политики России. Показываются проблемы, которая видит молодежь в самореализации и возможные пути решения данных проблем. Также показывается необходимость решения данных проблем.
Ни для кого не секрет, что наиболее успешным будет то государство, которое сможет полностью использовать свой инновационный потенциал, основным носителем которого является молодежь. Как следствие, можно сказать, что ведущим будет то государство, которое создаст все необходимые условия для развития и реализации человеческого потенциала молодежи. Поэтому существует государственная молодежная политика – направление деятельности государства, нацеленное на формирование необходимых социальных условий для инновационного развития страны посредством реализации человеческого потенциала молодежи. В частности, в Российской Федерации существует своя молодежная политика, основные направления которой определены в «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [2]. Несомненно, политика нашего государства направлена на развитие и реализацию человеческого потенциала нашей молодежи, но можно ли предпринять какие-либо меры для улучшения данной политики?
Для того, чтобы понять, что следует изменить или добавить в молодежную политику России, возможно, стоит взглянуть на ситуацию глазами самой молодежи. Без статистики, опросов и прочего. Просто послушать, о чем говорит молодежь. Так, например, я относительно часто слышу разговоры о том, что часть людей получает высшее образование только ради диплома, мол «посмотрите, у меня есть диплом, возьмите меня на работу», при этом устраивается на работу эта часть людей не по специальности. Отсюда, вопрос: а зачем ты получал это высшее образование? Зачем ты сидел, тратил свое время на учебу, если все равно этим не пользуешься? Только ради диплома? Частично это объясняется тем, что далеко не у всех есть выбор или наоборот, для кого-то выбора слишком много. Как пример – человек окончил школу… и куда дальше? Человек не знает, что ему нравится, чем он хотел бы заниматься. В результате он поступает в первое учебное заведение, в которое его принимают. Он понимает, что ему эта профессия не сильно нравится, но что нравится? Не зная ответа на этот вопрос, человек доучивается в этом заведении и работает, скажем даже по специальности, но он не получает от этого удовольствия, он просто существует. А через какое-то время он понимает, что ему нравится, к чему лежит его душа, но у него уже нет возможности что-либо изменить. Время ушло. Поэтому, я считаю, нужно дать людям возможность везде попробовать себя. Для этого можно создавать различные досуговые центры, где люди смогут попробовать себя в самых разных профессиях и найти себя.
Конечно, далеко не все представители молодежи попадают в подобную ситуацию. Однако, по моему мнению, такая вещь как образование может оказать довольно сильное влияние на проявление человека. И чем более разносторонним будет это образование, чем шире будет кругозор знаний, данный человеку, тем больше будет возможностей проявиться у человека. Более того, инновации может приносить тот человек, который умеет думать, а это, к сожалению, умеют далеко не все. Поэтому можно попробовать ввести в старшие классы школ такие предметы, которые будут приводить к развитию этого умения. Именно личный талант в сочетании с умением думать, по моему мнению, может создавать прогресс.
Также имеет смысл сделать некое обособление людей по возрасту, так как не всегда люди разных профессий и поколений могут найти общий язык. Если, скажем, рассматривать на примере обучения: молодые студенты гораздо охотнее будут воспринимать информацию от преподавателя, не сильно отличающегося от них по возрасту. Такой преподаватель, в свою очередь лучше понимает студентов и, как следствие, ему проще донести какую-либо информацию до них. В результате процесс обучения протекает быстрее и качественнее, что выгодно для государства.
Помимо прочего существует проблема непопулярности некоторых профессий, которые сильно влияют на успешность государства на мировой арене. Для ее решения можно создать образ, который будет пропагандировать те направления развития, которые выгодны государству. Так, например, можно создать образ молодого инженера, чьи идеи сильно продвинули аэрокосмическое развитие страны. Тогда молодые люди, видя успех «образа», захотят его повторить и даже превзойти. В результате государство получит приток кадров, необходимых для развития приоритетной отрасли. Как пример можно привести образ Ю.А. Гагарина. После его легендарного полета, многие молодые люди на вопрос «кем ты хочешь стать?» отвечали: «космонавтом, как Юрий Алексеевич».
Для повышения эффективности молодежной политики имеет смысл, помимо всего прочего, создать «великий» проект – государственной значимости, в котором смогут принять участие граждане страны, особенно молодежь. В качестве мотиватора принятия участия в данном проекте станет само величие проекта. Сам факт того, что человек принимает участие в проекте, который окажет влияние на развитие страны, вызывает гордость, чувство того, что именно ты строишь будущее, так что люди захотят принять в нем участие. Примером подобного проекта могут служить пятилетки, проводимые в СССР. Результатом подобных пятилеток стали повышения выпускаемой продукции, национального дохода. Подобную систему можно перенести в наше время. Путем создания проектов, подобных пятилеткам, и объявления о них не только в пределах, скажем, правительства, а также и в пределах всей страны, можно вовлечь большое количество молодежи в процесс исполнения этих планов.
Но, как бы то ни было, любая деятельность должна вознаграждаться. Деятельность молодежи не исключение. Порой молодежь может отказаться делать что-либо если нет награды. «Зачем я буду делать что-то, если эта деятельность не принесет мне никакой выгоды?». За различную деятельность, которая приносит государству пользу стоит давать поощрения. Даже простая благодарность от имени государства может стать поощрением. Скажем, можно созывать различные собрания и слеты заинтересованных чем-либо людей, где они, в частности молодежь, сможет показать свои проекты, за наиболее перспективные из которых может выдаваться, скажем, грамота, которая впоследствии сможет помочь человеку с поступлением в вуз или нахождением рабочего места. С одной стороны, государство ничего не потеряет от этого, а с другой стороны, молодые люди увидят, что они занимаются своей деятельностью не просто так. Человек подумает: «Мой проект смог заинтересовать людей, у него есть потенциал для дальнейшего развития. Так почему бы его не развить?» и продолжит положительную деятельность.
Предложенные меры, очевидно, нуждаются в осмыслении, однако целью работы являлось акцентирование внимания на проблемах молодежной политики с позиции восприятия их самой молодежью. Эффективное решение этих проблем будет способствовать не только повышению результативности молодежной политики, но и обеспечению государству лидирующих позиций в мировой политике.
Литература и источники
- Бочарников И.В. Укрепление государственности ‒ стержневая проблема эффективного развития России. В сборнике: Политология – XXI век: политические ценности и политические стратегии Материалы форума (Электронное издание). 2013.
- Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»// Сайт правительства РФ http://gov.garant.ru/document?id=70713498&byPara=1 (дата обращения 1.11.2018).
- Молодежь в России. 2010: Стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2010. – 166 с.
- Молодёжная политика – Правительство России. http://government.ru/rugovclassifier/501/events/