Особые экономические зоны, суть, проблемы, пути решения

Юников Семен Романович,
студент факультета «Социальные и гуманитарные науки»
кафедры «Информационная аналитика и политические технологии» МГТУ им. Н.Э. Баумана

Территория и люди являются одними из самых важных составляющих частей любого государства. Россия обладает уникальной территорией как по размерам, так и по наличию ресурсов – это дает ей множество преимуществ, но также порождает проблемы.

Одной из таких проблем является неравномерное развитие агломераций (пространственная группа, объединенная единством территории). Вследствие этого происходит отток рабочей силы в наиболее крупные агломерации. Это влечет за собой естественное вымирание населенных пунктов. Так, к примеру, за период с 1989 по 2014 год число городов с населением меньше 12 тысяч человек возросло с 157 до 246. Девять городов и вовсе лишились своего статуса, два из них вошли в топ 10 городов, потерявших больше всего населения за 25 лет – это Чехов и Горнозаводск [1]. С целью устранить данную пагубную тенденцию, правительством была утверждена “Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года” [2]. Одной из необходимых мер для развитияназвали повышение конкурентоспособности экономики субъектов Российской Федерации путем обеспечения условий для развития производства товаров и услуг в отраслях перспективных экономических специализаций.

В развитии производства, обозначенного в стратегии, принимают участие “Особые экономические зоны”, целью которых является привлечение прямых инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности. Их особенность заключается в ряде льгот. Наиболее важные среди них:

  • Минимальные административные барьеры.
  • Налоговые льготы и таможенные преференции.
  • Сниженные цены на аренду и выкуп земли.
  • Помощь в реализации инвестиционного проекта на первой стадии его развития, а также его дальнейшее сопровождение со стороны управляющих компаний ОЭЗ.

Проект Особых Зон существует15 лет, и за это время их было создано 33 зоны. На данный момент развивается 28 ОЭЗ. Из которых:

  • 15 – промышленность
  • 7 – технологии
  • 5 – туризм
  • 1 – логистика

Так же 12 декабря 2013 года был запущен проект ТОР. Его суть состоит в том, чтоэто льготные зоны для привлечения капитала. Можно сказать, это замена ОЭЗ, которые отличаются продолжительностью функционирования. Период функционирования ТОР на 8 лет меньше чем ОЭЗ, т.е. 12 лет, а также ТОР создаются под конкретного крупного инвестора или пул инвесторов.Если ранее резиденты ТОР могли вести деятельность, которая входила в определенный перечень, то с 2020 года, сформирован толькоперечень запрещенных видов деятельности. На территории ТОР запрещена деятельность организаций, которые занимаются добычей нефти и природного газа, либо предоставляют услуги в этой области, занимаются строительством транспортных трубопроводов, производством нефтепродуктов, оптовой и розничной торговлей, лесозаготовками, операциями с недвижимостью. Также под запрет попали крупные компании, в которых занято 20 или более процентов среднесписочной численности работников всех организаций моногорода. Так, например, на Дальнем Востоке создано 20 ТОР. Лидерами ТОР среди иностранных компаний являются фирмы из Китая, Японии, Южной Кореи. [3]

Как видно из перечисленного, правительством было проделано много работы для помощи в развитии регионов, но не все решения принесли желаемый результат.

По оценкам счетной палаты РФ создание ОЭЗ не оказало прорывного влияния на экономику страны. Это связано со следующими факторами [4]:

  • короткий срок существования территорий с преференциальным режимом;
  • разнообразие данных территорий;
  • недостаток методов оценки их эффективности.

Но стоит принять во внимание, что эффективность таких зон зависит напрямую от их направленности. Так, например, с начала функционирования и по 2020 годрезиденты всех ОЭЗ осуществили инвестиции на общую сумму более 380 миллиардоврублей, а заработали примерно 720 миллиардоврублей. Нужно сказать, что ОЭЗ «Алабуга», «Технополис», «Липецк», «Дубна», «Санкт-Петербург» составляют 82,9% от всего объема по зонам. А в туристско-рекреационных зонах объем инвестиций составлял на начало 2020 года всего 0,6% от общего объема – около 1,3 миллиарда рублей.

При проведении опроса в Тольятти, в котором участвовало 98 компаний, было выяснено, что только представители крупных промышленных предприятий уже участвуют или планируют участие в ТОР. Новый механизм «придуман исключительно для больших» – делают выводы в Тольяттинской ТПП. Также известно что такие гиганты как «Роснефть», «Газпром» и СИБУР, инвестируют в два дальневосточных ТОРа 1,7 трлн рублей. В ТОР «Нефтехимический» в Приморском крае «Роснефть» может инвестировать 500 млрд рублей. Второй ТОР – «Свободный» в Амурской области, здесь «Газпром» и СИБУР строят заводы по газопереработке и газохимии. Объем инвестиции – 1,2 трлн рублей [5].

Также стоит учесть, что из-за льготных условий производства для резидентов ТОРов, у их товаров будет сокращаться себестоимость, при этом норма прибыли предприятий будет выше. Следовательно, некоторые предприятия региона, в том числе градообразующие, не смогут конкурировать со своими аналогами, расположенными в ТОРах.

Для решения выявленных проблем полагается целесообразным:

  • Разработать методологию оценивания территорий с особым льготным режимом.
  • Провести оценку территорий с особым льготным режимом и на ее основе перераспределить бюджет, а также при необходимости закрыть некоторые крайне убыточные зоны или перепрофилировать их.
  • Создать четкие альтернативы сырьевым проектам в ТОРах, чтобы привлечь средний и малый бизнес.
  • Адаптировать закон к потребностям не только крупного бизнеса, но малого и среднего, учитывая местную специфику отраслей.
  • Ускорить разработку проекта федерального закона, который регулирует содержание и порядок применения единого механизма развития территорий, направленного на поддержку приоритетных социально-экономических специализаций.
  • Ускорить актуализацию документов стратегического планирования, которые разрабатываются на федеральном уровне. Отразить в них цели, задачи и показатели, характеризующие влияние применения особых льготных режимов на социально-экономическое развитие соответствующих агломераций.
  • Усилить меры организационного характера, направленные на повышение эффективности управления льготными зонами.
  • Усовершенствовать нормативно-правовое регулирование, в частности: определить порядок осуществления Минвостокразвитием России контроля за исполнением резидентами льготных зон соглашений об осуществлении деятельности и вместе с этим проработать вопрос об установлении в этих соглашениях конкретных мер ответственности за несоблюдение ими условий соглашения.

В заключении можно сказать, что идея территорий с особыми льготными зонами еще развивается, в ней множество недостатков, но также не исключены положительные стороны, такие как: прирост числа рабочих мест, прирост производства товаров и услуг, прирост экспортных поставок, прирост инвестиций, прирост налоговых поступлений, создание новых инфраструктурных объектов. Это показывает, что такие зоны имеют огромный потенциал, который можно реализовать при правильной расстановкеприоритетов и целей.

Литература

  1. Андрей Бабицкий, Мария Жолобова, Анастасия Напалкова, Вера Преловская, Полина Русяева, Елена Мязина Исследование РБК: как вымирают российские города. С.РБК. 2015
  2. Распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р.
  3. Олег Дмитриев. Для резидентов ТОР расширили возможности ведения бизнеса. С. RG.RU. 2020.
  4. Сайт Счетной палаты РФ
  5. Результат опроса 98 предприятий по интересу к участию в получении статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития (ТОР, ТОСЭР) в моногороде Тольятти Самарская область льготы по налогу на прибыль, имущество, землю, взносамконсалтинговая компания “Верное решение” (консультанты по бизнесу). С. Решение-Верное.Рф. 2019

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *