Использование информационно-аналитических технологий при оценке эффективности популяризации инженерно-технических специальностей
Журавлев И.Д. студент группы РК4-62
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Научный руководитель: Бочарников И.В., докт. полит. наук,
профессор кафедры “Информационная аналитика и политические технологии”
Аннотация: В работе рассматривается анализ эффективности проведения мероприятий по популяризации инженерных специальностей. Отражены ключевые методы популяризации инженерно-технического образования.
Современная Россия должна гордиться своими традициями инженерного образования и инженерной мысли.Ушедший ХХ век можно с полным правом назвать и «временем инженерии», и «веком инженеров». Прогресс науки и техники привел к расцвету инженерной профессии, мобилизовал невиданные созидательные силы и в то же время возложил на инженеров немалую ответственность за судьбы человеческой цивилизации. Прежде чем приобрести нынешнее значение и размах, профессия инженера, само инженерное дело прошло непростой, исторически длительный путь становления. Ценой усилий многих поколений человечество по крохам добывало знания, накапливало технические умения, готовя почву для ростков инженерной мысли.В Советском Союзе было много талантливых изобретателей, непревзойдённых инженеров, гениев конструкторской мысли, которые подарили миру не только полезные вещи, но и множество прорывных технологий, способствующих прогрессивному развитию человечества.[1] Советские инженеры изобрели:
- В 1948 году И.С. Брук совместно с молодым ученым Б.И. Рамеевым разработал первый в мире персональный компьютер
- 4 октября 1957 года был осуществлен успешный запуск первого искусственного спутника Земли, узнав о котором президент Эйзенхауэр позднее написал в мемуарах: “После запуска первого советского спутника многих американцев, казалось, внезапно охватил страх, что наша оборонная система рассыпалась в прах, но помимо этого их мучила в равной мере неоправданная тревога, что вся наша образовательная система оказалась несостоятельной”
- Обнинскую АЭС — первую в мире атомную электростанцию
- Первую водородную бомбу
- В 1931 г. ученый Владимир Зворыкин анонсировал первый в мире телевизор
- А так же советские ученые запустили первый Космический корабль в космос, что укрепило могущество страны ее безопасность.[2]
Мероприятия советского государства по созданию собственной интеллигенции приводили к положительным результатам. Индустриализация экономики, расширение перечня инженерных специальностей и увеличение числа технических специалистов способствовали подъему престижа инженера.[1]
Быстрыми темпами развивалась высшая техническая школа. В 1940 г. студенты технических вузов составляли 25,2 % всего студенческого потока, в 1958 г. – 39,4 %. В 1987 году доля будущих инженеров достигла 38 %, и до конца 1990-х гг. оставались в основном на таком же уровне. Политика, направленная на создание народной интеллигенции, чрезвычайно расширила социальную базу воспроизводства инженерных кадров.[1]
Однако традиция искусственно была пресечена посредством насаждения«офисных» специальностей, а так же различных форм подготовки огромного числа юристов и экономистов в конце 1990-х– начале 2000-х гг. В связи с этим из России число людей с высшим техническим образованием, эмигрирующих за границу достигло 200 тысяч человек. Советские и российские специалистыусилили технический и научный потенциал США и Германии.На данный момент к российской научной диаспоре относятся около 150 тысяч ученых, занимающихся исследовательской и преподавательской деятельностью за границей. Диаспора главным образом сконцентрирована в США: 70% россиян-исследователей работают в американских исследовательских лабораториях и университетах.Очень много выходцев из России работают на кафедрах ведущих американских вузах. Так, в университете Миннесоты на кафедре теоретической физики с 1994 года русский даже стал рабочим языком.[3]
Необходимость создания высокотехнологичных производств, восстановления и создания промышленных предприятий, центров компетенций и точек технологических прорывов по приоритетным направлениям науки и техники неоднократно отмечается в выступлениях Президента Российской Федерации, Председателя Правительства и Министра образования и науки Российской Федерации, видных ученых и представителей бизнеса России.
В соответствии со стремлением популяризировать инженерные профессии, 5 марта 2015 года был утвержден план мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий.[4]В план включены такие мероприятия, как всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии», национальный чемпионат WorldSkillsRussia, национальный профориентационный фестиваль «Профи», Всероссийский форум рабочей молодёжи. Проведение этих мероприятий связано с возрастающей потребностью организаций в высококвалифицированных работниках для замещения вакантных высокопроизводительных рабочих мест. Планируется, что реализация плана охватит около 600 тысяч человек. [5]
Методы популяризационной деятельности делятся на пассивные и активные.
К пассивным методам относятся:
- беседы о направлениях и профилях, организуемых преподавателями образовательного учреждения;
- приглашение профессионалов на тематические вечера;
- организация лекториев;
- оформление информационных стендов о направлениях и профилях вуза;
- посещения предполагаемыми абитуриентами образовательных учреждений;
- организация «Дня открытых дверей»;
- подготовка и распространение полиграфической продукции о направлениях и профилях вуза;
- выступление ученых вуза в СМИ.
Активные методы популяризационной деятельности требуют более тщательной подготовки и направлены на косвенное вовлечение предполагаемых абитуриентов в мир науки и студенчества.
В качестве активных методов профориентации автор отмечает:
- организуемые в вузах различные лагеря (спортивные, трудовые, научные);
- привлечение к работе вузовских научных кружков школьников, учеников начальных профессиональных и средних профессиональных учебных заведений;
- организация научных исследований по актуальным вопросам экономики, психологии, управления и др.;
- проведение профессиональных недель факультетов;
- организация олимпиад для школьников.
- Работа в интернете, а именно создание роликов, указывающих на актуальность и важность технической специальности
- Создание инженерных порталов, где можно подробней познакомиться с интересующими техническими специальностями.[6]
Одним из наиболее эффективных методов популяризации инженерно-технических специальностей является проведение чемпионатов. Уже более полувека существует международная некоммерческая организация, главная цель которой – пропаганда рабочих профессий. Тех профессий, у которых есть будущее. Золотые руки и светлые головы WorldSkillsInternational ищет по всему свету. Такие профессии как: сварщик ХХIвека, токарь ХХIвека, мехатроник, электромонтажник, робототехник, промышленный дизайнер, специалист по композитам, в ближайшем будущем станут основой нового технического потенциала нашей страны.[7]
Так же традиционно во многих современных ВУЗах проходят «Дни открытых дверей», как общевузовские, так и отдельных факультетов, в рамках которых проводятся экскурсии, в том числе с демонстрацией новейших достижений, выставки, мастер-классы, открытые уроки по профессиям. Эти методы работы тоже, бесспорно нужны, но как было отмечено выше, все эти мероприятия относятся к пассивным методам работы. А к молодому поколению на данный момент крайне необходим современный подход, поэтому акцент нужно сделать на эффективные методы профориентационной работы, которые позволяют вовлекать выпускников в активные действия по начальному знакомству с профессий, формировать их заинтересованность. К таким эффективным методам могут относиться Интернет ресурсы. Популяризировать профессии будущего через интернет помогут:
- Новостные инженерные сайты
- Ролики, раскрывающие преимущества той или иной технической специальности
- Форумы и справочные порталы для каждой технической специальности, объединенные одной поисковой системой, где студенты и аспиранты могли с легкостью найти нужный пример расчета или описание лабораторной работы.
- Специализированные интернет библиотеки, с бесплатной технической литературой для школьников и студентов
Однако существует высокий риск зачисления на первый курс студентов, не осознанно выбравших будущую специальность или не имеющих четкого представления о ней. Как результат, такие студенты, как правило, мало мотивированы на процесс обучения, пропускают учебные занятия и ориентированы лишь на получение диплома.Для того чтобы снизить риск, учебные заведения ведут профориентационную работу, направленную прежде всего на популяризацию направлений и профилей подготовки вуза. С этой целью:
- заключают договоры со средними образовательными учреждениями о сотрудничестве;
- проводят научно-практические конференции школьников;
- привлекают школьников к научной и практической деятельности на кафедрах;
- проводят экскурсии, лекции, практические занятия на базе вуза (в рамках проекта «Университетские субботы»);
- на сайтах вузов размещают специальную информацию для абитуриентов.[8]
Подводя итоги можно оценить статистические данные. Минобрнауки сформулировало запрос от государства — в ближайшее время России понадобится больше педагогов, инженеров в сферах IT, электроники, ядерной энергетики, авиации, ракетостроения. Поэтому и число бюджетных мест в вузах по этим направлениям в 2016 году увеличилось. 47% всех бесплатных вакансий отдано будущим инженерам, 9% — педагогам (в 2017 году для двух этих направлений государство зарезервировало 60% бюджетных мест). Результат есть. Конкурс на инженерно-технические направления вырос до 7 заявлений на место. Средний показатель по стране — восемь заявлений на место. Если прежде более 60% студентов шли в гуманитарные вузы, то сейчас более 60% и даже 70% выбирают инженерные специальности, направления, связанные с точными науками.[9] Так же по данным Яндекс статистики число поисковых запросов «Вакансии инженер» за последний месяц достигает 118 тысяч.[10] Таким образом, можно оценить достаточно высокую эффективность популяризации инженерно-технических специальностей, начиная с 2015 года, когда был утвержденплан мероприятий.
Литература и источники
- В.В.Морозов, В.И.Николаенко. «История инженерной деятельности».
- Изобретения СССР(дата обращения 15.04.18) https://fishki.net/1231394-izobretenija-sssr-kotorye-okazalis-pervymi-v-mire.html
- Русская планета(дата обращения 15.04.18) http://rusplt.ru/fact/facts_4175.html
- План мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий(дата обращения 7.04.18) http://asi.ru/staffing/dualeducation/docs/4_K2yTctOd5DTHk384F3yc.pdf
- Газета.ru Статья:«Как возродят рабочий класс» (дата обращения 7.04.18) https://www.gazeta.ru/business/2015/03/14/6598385.shtml?updated
- Паскарь В. С. Современные формы профориентационной работы в ВУЗах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 27. – С. 64–68. (дата обращения 7.04.18) https://e-koncept.ru/2017/574011.htm
- Информационное Агентство России ТАСС(дата обращения 15.04.18) http://tass.ru/spec/worldskills
- Популяризация направлений подготовки в вузах: пути достижения Евстигнеева Ю.В., Евстигнеева Н.А.(дата обращения 7.04.18) http://www.scienceforum.ru/2018/3118/4982
- Новостной портал ЭксперOnline(дата обращения 7.04.18) http://expert.ru/ural/2016/37/komu-korochki-inzhenera/
- Яндекс статистика(дата обращения 7.04.18) https://wordstat.yandex.ru