Первый Московский князь Даниил Александрович
Москва стояла у истоков Российского государства. Благодаря именно ее возвышению образовалась великая страна, которую мы гордо называем Россией. Почему это случилось? Как одно из рядовых княжеств, находившихся на периферии северо-восточной Руси, сумело стать центром объединения разобщенных русских земель?
Отвечая на эти вопросы, большинство историков выделяет лишь «объективные» причины возвышения Москвы – выгодное географическое положение города, послемонгольскую колонизацию края и т.п., по сути, игнорируя «субъективный» фактор – влияние личности и деятельности первых московских князей. Впрочем, если политика московских правителей и характеризуется, то начало возвышения Москвы связывается, как правило, лишь с именем Ивана Калиты, забывая о его предшественнике и отце, ‒ Данииле Александровиче.
В отечественной историографии прочно утвердилось мнение о первых московских князьях, как о политических ничтожествах, слепых орудиях исторического процесса. Хрестоматийным примером может послужить известная характеристика правителей, данная историком В.О. Ключевским: «Перед нами проходят не своеобразные личности, а однообразные повторения одного и того же фамильного типа. Все московские князья до Ивана III как две капли воды похожи друг на друга… В их деятельности заметны некоторые индивидуальные особенности; но они объясняются различием возраста князей или исключительными внешними обстоятельствами, в какие попадали иные из них… Наблюдателю они представляются не живыми лицами, даже не портретами, а скорее манекенами… Это князья без всякого блеска, без признаков как героического, так и нравственного величия… Это средние люди Древней Руси, как бы сказать, больше хронологические знаки, чем исторические лица»1.
Как нам представляется, характеризуя первых правителей Москвы, историк несправедлив к ним. Исторические источники мало сообщают о личностях князей. Но объясняется это не их «серостью и однообразностью», а отсутствием до второй половины XIV века московского летописания. Таким образом, сведения о первых правителях города мы вынуждены черпать из немосковских летописей, авторы которых очень смутно представляли московскую политику.
Кроме того, как отмечал выдающийся российский ученый Д.С. Лихачев, само изображение русских князей в летописях подобно фрескам или иконами: князь так же официален, всегда как бы обращен к зрителю, представлен только в своих наиболее значительных поступках2. Что же касается скупых и обрывочных летописных заметок о первом московском князе, они напоминают даже не фреску, а лишь немногочисленные ее фрагменты. Тем не менее, реконструкция личности и деятельности Даниила Александровича вполне возможна.
Первый московский князь Даниил Александрович родился в 1261 году и очень рано остался сиротой: в 1263 году, возвращаясь из Орды на Русь, скончался его отец, прославленный Александр Невский, а затем умерла и мать, Александра Брячиславна. Воспитание младшего сына Александра Невского взяли на себя братья покойного: тверской князь Ярослав Ярославич и костромской князь Василий. Лишь после смерти последнего, в 1276 году, Даниил, судя по всему, был отпущен княжить в Москву, а в северо-восточной Руси разгорелся конфликт между его старшими братьями, великим князем владимирским и переяславским Дмитрием и городецким князем Андреем из-за великокняжеского престола.
Именно в связи с одним из эпизодов этой борьбы в летописях впервые упоминается Даниил Александрович как самостоятельная политическая фигура. В 1282 году, сообщает летопись, «идоша новгородци на Дмитриа к Переяславлю, и Святославъ со тфереци, и Данило Олександрович с москвици». К счастью, до битвы тогда не дошло, князья сумели договориться и разошлись3.
Впрочем, противоречие между Даниилом и Дмитрием было недолгим. Вскоре московский правитель сделался решительным союзником переяславского князя. Выбор, который пришлось сделать Даниилу, был нелегким. От того, к кому – городецкому или переяславскому князю – присоединится Москва, зависело многое: попадет ли это крохотное княжество между молотом и наковальней и погибнет в кровавой мясорубке войны или выйдет из борьбы крепким и закаленным. Первый Московский князь сделал свой выбор, и история показала, что он был правильным….
Последняя четверть XIII века была временем противоборства: не только русские князья враждовали между собой. В Орде, угнетавшей Русь, тоже происходит размежевание. Наряду с Золотой Ордой возникает Орда во главе с темником Ногаем, тоже претендующим на русский «улус». Из-за этого двоевластия и в северо-восточной Руси складываются два княжеских союза. Первый, опирающийся на Золотую Орду, возглавляет Андрей Городецкий, поставивший своей целью захватить Владимирский престол и ради этого приводящий на Русь татарские «рати». Во второй входят Дмитрий переяславский и Даниил московский, уповающие на помощь Ногая. В борьбе этих княжеских коалиций и проходит последняя четверть XIII века. Московский князь и его брат разбивают в 1285 году татарский отряд, приведенный Андреем на Русь, участвуют в походе против литовцев, напавших на тверские земли, совершают в 1288 году поход на молодого и строптивого Михаила тверского, который в скором времени присоединяется к их союзу. Но период успехов сменяется временем неудач.
Год 1292 был отмечен жутким знамением, предвещавшим беду. Летописец со страхом записал: «Стояху убо в ноши на воздусе яко полк воинский на полудниа, такоже на полунощие»4. Видение не обмануло. В 1293 году Андрей Городецкий снова привел на Русь из Золотой Орды татарское войско. На этот раз во главе с самим царевичем Туданом (Дюденем). Летопись рисует картину страшного опустошения Руси «дюденевой ратью»: «…пришедше в Суждаль и град весь взяша, такоже и Володимер взяша и церкви пограбиша… и села, и волости, и погосты, и монастыри повоеваша, и мнишьского чину поругашася, попадьи и жены оскверниша». Татары взяли Переяславль, подойдя к Москве, «московского Данила обольстиша, и тако въехаша въ Москву, и сътвориша такоже, якоже и Суждалю и Володимерю…»5.
В чем заключалось «обольщение» (обман) князя Даниила? О чем свидетельствует туманная фраза другой летописи, что в то время были «на Москве полци татарьския и Андреи князь»?6 Вполне возможно, что Московский правитель сам открыл ворота города татарам, ибо находившийся с ними его родной брат, Андрей Городецкий, гарантировал, что ордынцы не тронут Москвы, но обещания не сдержал. Подобные случаи не были редкостью. В 1382 году москвичи, поверив уговорам суздальско-нижегородских князей, впустили в город отряды хана Тохтамыша и были безжалостно истреблены.
Русь сильно пострадала от «дюденевой рати»: 14 городов лежали в руинах, зачинщики Андрей Городецкий и Федор Ярославский торжествовали. Поверженный и сломленный, не в силах перенести разорения родной земли, скончался союзник Московского князя Дмитрий Переяславский. Долгая борьба двух братьев за великое княжение подошла к концу, но смерть не положила конца усобицам. В 1296 году во Владимире состоялся княжеский съезд и «бысть нелюбие межи князей русских». Это был спор из-за Переяславского престола, на который после смерти Дмитрия вступил его сын Иван, что не понравилось Андрею Городецкому, ставшему теперь великим князем. Страсти до того накалились, что князья хватались за мечи, «мало кровопролития, бою не было». Разгневанных правителей смирили только священнослужители, да и то, как оказалось, ненадолго7.
Сразу же после съезда Городецкий князь, собрав войска, решил силой овладеть Переяславлем, а затем идти походом на Москву и Тверь. Лишь решительные действия Московского и Тверского правителей, преградивших ему путь, помешали осуществлению этого плана. Разгневанный неудачей, Городецкий князь уехал в Золотую Орду жаловаться на соперников, а новгородские бояре пригласили на свой престол самого влиятельного человека в северо-восточной Руси – князя Даниила. Сам он в город не поехал, но послал своего сына – Ивана Калиту8.
Взлет первого Московского князя был недолгим. В 1299 году прекращается двоевластие в Орде. Ногай, на которого опирался московско ‒ переяславско ‒ тверской союз, был повержен и убит, но, несмотря на падение высокого покровителя и выход из коалиции Михаила Тверского, союз между Переяславлем и Москвой сохранился.
Князь Даниил остался верен себе, продолжая осуществлять самостоятельную политику: в 1300 году он совершил поход на Рязань и, захватив в плен Рязанского князя, присоединил к своим владениям Коломну. А двумя годами позже получил по завещанию бездетного племянника Ивана Дмитриевича огромное Переяславское княжество9.
Таков итог военно-дипломатической деятельности московского правителя. Можно ли назвать ее удачной? Пожалуй, да! Своим сыновьям Даниил Александрович оставил сильное и могущественное княжество, которое смогло бороться за первенство в собирании русских земель.
Внутренняя жизнь Московского княжества в правление Даниила известна, к сожалению, довольно плохо. Сведения о ней можно почерпнуть лишь из материалов археологических раскопок. Они-то и позволяют описать в общих чертах хозяйственно-административную деятельность первого московского правителя.
К числу бесспорных акций Даниила относится строительство первого в Москве каменного храма. В 1968 г., во время археологических раскопок на территории московского Кремля, в междустолповом пространстве Успенского собора были обнаружены фрагменты каменной постройки 1280–1290-х годов: фундамент и низ цоколя одноглавого четырех столпного храма св. Дмитрия, выполненные из тесаного белого камня в манере, характерной для всех владимиро-суздальских построек10. Возведение первой каменной постройки в Москве (при Данииле, а не при Иване Калите, как неверно отмечает большинство исследователей) свидетельствует о возросшей роли города, у которой имелось достаточно средств для дорогостоящего предприятия.
Разобраться в том, откуда могли взяться средства, позволяет наличие вокруг Кремля торгово-ремесленного посада, границами которого в конце XIII в. были на юге и севере реки Москва и Неглинная, а на востоке – река Яуза. О торгово-ремесленном характере этого посада свидетельствуют находки предметов местного литейно-ювелирного, гончарного, кузнечного и сапожного производства, а также товары из южнорусских городов, Персии, Закавказья и Средней Азии. Вторая половина XIII и начало XIV вв. стали переломным этапом в заселении посада Москвы. Именно тогда здесь появились большие усадьбы бояр, служивших Московскому князю11.
Достоверно известны две боярские семьи, обосновавшиеся в Московской земле при Данииле: Вельяминовы, впоследствии московские тысяцкие, один из которых, Протасий, «приехал из Володимеря к Москве с великим князем Даниилом Александровичем»; и Бяконты, основатель династии которых, черниговский боярин Федор с женой Марьей, переселился в Москву к Даниилу. Тут у него родился сын Алферий (будущий митрополит Алексей), крестным отцом которого стал сын первого князя Московского Иван Калита, «еще тогда юн сын». В окружении Даниила находились в ту пору и его сыновья, среди которых известны по летописям Юрий, Иван, Борис, Александр и Афанасий. Из них двое, Юрий и Иван Калита, оставили заметный след в истории12.
Из монастырей ближе всего к жилью князя, в Кремле, находился Спасский на Бору. Его кладбище датируется рубежом XIII–XIV веков13. Чуть дальше от Кремля, с напольной стороны, стоял Богоявленский монастырь, расположенный среди интенсивно развивавшегося великого посада. Домовая книга XVII в. сообщает, что «и церкви возграждены древянные, и кели» по приказу князя Даниила в 1292 году. Археологические раскопки подтвердили это сообщение. Еще дальше (в ту пору под Москвой) был построен Данилов монастырь. Он занимал стратегически важное положение, находясь у переправы, ведущей коротким путем к Коломенскому и Котлам. Возведение каменной церкви в Кремле и Данилова монастыря на юге привело как бы к перепланировке Москвы: город был сориентирован теперь не на Москву-реку, а на дороги в Рязань, Орду и Тверь. Житие князя Даниила, помещенное в Степенной книге, сообщает, что он «монастырь честен вогради, иже зовется Даниловский; тогда же в немъ и церковь постави во имя преподобного Данила Столпника, въ томъ же монастыри и архимандрита первого устрой»14.
Данилов монастырь играл значительную роль в Московском княжестве, служа оборонительным пунктом и резиденцией архимандрита. Он же стал местом погребения первого московского князя, который, постригшись перед смертью в монахи, «конечьного ради смирения не изволи въ церкви положенъ быти, но на монастыри, иде и прочую братию погребаху».
В целом же Московская земля при Данииле бурно развивалась. Доказательством являются рост сельских и городских поселений в княжестве и приток туда населения. Московская земля была при Данииле, вообще стала одним из наиболее населенных княжеств15.
Политика первого московского князя сыграла огромную роль в возвышении Москвы. Без усилий Даниила Александровича дальнейшая деятельность Ивана Калиты и его преемников по собиранию русских земель была бы невозможна.
Своеобразным признанием этого факта является учреждение в 1988 г. Патриархом русской православной церкви ордена святого благоверного князя Даниила Московского, которым награждаются светские и духовные лица за заслуги в возрождении духовной жизни России.
1 Ключевский В.О. Сочинения в 9 тт. – Т. 2. – М., 1987. – С. 47-48.
2 См.: Лихачев Д.С. Избранные работы в 3-х тт. – Л., 1987. – Т.З. – С.32.
3 Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов (далее: НПЛ). – М.–Л., 1950. – С.325.
4 Полное собрание русских летописей (далее: ПСРЛ). – М., 1965. – Т. 10. – С.168.
5 ПСРЛ. – СПб., 1913. – Т. 18. – С.82.
6 ПСРЛ. – М., 1962. – T.1. – Стб.483.
7 Там же. – Стб.484.
8 См.: Сводный каталог славянорусских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI-XIII вв. – М., 1984. – С.120.
9 ПСРЛ. – T.1. – Стб.486; ПСРЛ. – Т.18. – С.85-87.
10 Шеляпина Н.С. К истории изучения Успенского собора Московского Кремля// Советская археология. – 1972. – № 1. – С. 205.
11 Беленькая Д. А. История заселения Китай-города, конец XII — начало XVI века. Канд. дисс. – М. 1972; Рабинович М. Г. Облик Москвы в XIII–XVI веках// Вопросы истории. – 1977. – № 11. – С. 131; Он же. О древней Москве. – М. 1964. – С. 83-84, 99, 133, 141, 270; Шеляпина Н.С. Указ. соч. – С. 205; Латышева Г.П. Торговые связи Москвы в XII–XIV вв.// Древности Московского Кремля. – М. 1971. – С.223.
12 Родословная книга по трем спискам// Временник Московского общества истории и древностей российских. – 1851. – Кн. 10. – С. 90; ПСРЛ. – Т. 21. – Ч. 2. – СПб. 1908. – С. 348; Т. 18. – СПб. 1913. – С. 120; Экземплярский А.В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 гг. – Т. 2. – СПб. 1891. – С. 275, прим. 741.
13 ПСРЛ. – Т. 25. – М.-Л., 1949. – С. 166; Т. 21. – Ч. 1. – С. 342.
14 Акты Московских монастырей и соборов 1509–1609 гг. – М., 1984. – С. 229–230; ПСРЛ. – Т. 21. – Ч.1. – С. 298; Т. 15. – Вып. 1. – М. 1965. – Стб. 46.
15 ПСРЛ. – Т. 21. – Ч. 1. – С. 298; Юшко А. А. Московская земля IX–XIV веков. – М., 1991. – С. 48; Чернов С. 3. Археологические данные о внутренней колонизации Московского княжества XIII–XV вв.// Советская археология. – 1991. – № 1. – С.130.
Абрамов Андрей Вячеславович