Экономическое воздействие как альтернатива летальному оружию

ekonomika-russiaСередина второго десятилетия нового века стала знаменательной и войдёт в историю, прежде всего, обострением ситуации в мире, в значительной мере обусловленной событиями на Юго-Востоке Украины и санкционными мерами стран Европейского союза и США. В этот период обострились многие проблемы концептуального характера, напрямую затрагивающие вопросы обеспечения военной и, в целом, – национальной безопасности России.

Применительно к военно-экономической сфере также заострились некоторые вопросы, требующие решений. Побудителем такой постановки проблем явились разноплановые позитивные и негативные события глобального, регионального и местного масштаба, к числу которых относятся:

  • существенное изменение социально-экономического положения России в связи с санкциями, которые объявили США и их Европейские сателлиты;
  • принятие Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
  • утверждение новой редакции Военной доктрины Российской Федерации;
  • важные публичные заявления Президента страны Путина В.В.;
  • различные научно-практические форумы, например, Гайдаровский, прошедший в январе 2015 г.;
  • воссоединение России с Крымом.

В настоящее время экономическое противоборство всё более явственно разделилось на два направления: внешнее и внутреннее.

Внешнее противоборство проявляется, во-первых, в традиционной межстрановой конкуренции, во-вторых, в острой форме финансово-экономических санкций.

Внутренне противоборство, реализуемое либеральным крылом экономического блока, занимающим доминирующее положение в верхних эшелонах власти, реализуется через стратегию и тактику экономической деятельности, подготовку кадров в российских вузах, финансово-кредитную политику Центрального банка России и т.д.

Одновременно с этим нельзя не отметить активизацию праворадикального движения, что провоцируется необычайной активизацией средств и систем психологического воздействия на Россию извне, а также внутрироссийской несистемной оппозицией изнутри. Оценки состояния Российской экономики, её составной части – военной экономики, существенно различны. Характер оценки зависит главным образом не от профессиональной направленности специалистов, а от их политической ориентации.

Либералы-рыночники настроены весьма оптимистично и даже сейчас, в кризисной ситуации надеются на то, что «рынок всё исправит». Так, Е.Гайдар и А.Чубайс в печально знаменитом 2008 году, когда начиная с 2007 г. в экономической системе бушевал мировой кризис, оптимистично констатировали, что в России динамично растёт и функционирует рыночная экономика с частной собственностью, конвертируемой валютой, и интеграцией в глобальный мир1. Ещё более оптимистичные оценки мы слышим в начале 2015 года: «Мы прошли гигантский путь от постсоветского полуразрушенного хозяйства до крупной экономики западного типа2.

Днём раньше выступления Д.Медведева на Гайдаровском форуме высказана другая точка зрения академиком Е.Примаковым. Он констатировал «медлительность правительства в принятии магистральных решений или простое созерцание того, что происходит»3.

Казалось бы отчего так оптимистичны праволибералы, которые обычно не упускают возможности упрекнуть руководство страны в архаичности и нежелании радикально реформировать экономику. Будучи ответственными за провалы 90-х гг. и последних лет либералы-рыночники стараются приукрасить реальное состояние.

Однако не только российским (академики Е.Примаков, С.Глазьев), но и зарубежным специалистам становится всё более очевидной несостоятельность надежд на абсолютизацию рыночных методов управления, особенно в такой разнохарактерной и масштабной стране как России. Действительно, участившиеся кризисные явления сделали проработку долгосрочной перспективы возможной, желательной и даже необходимой. Хотя есть мнение, что формированию такой тенденции способствовало «наличие устойчивых традиций государственного планирования и регулирования, в основном уходящих корнями в советское прошлое»4. Известно, что США – оплот либерализма и рынка, родина лауреатов Нобелевской премии за исследования в области рыночной экономики. Но и они в конце пятидесятых годов прошлого века пошли по пути программно-целевого планирования и достигли больших результатов. Они оказались не такими твердолобыми в своих устремлениях слепо следовать рыночным канонам как российские либералы.

Интересно сопоставить с высказываниями российских либералов признания Дэвида М.Уолкера, в течение 10 лет руководившего Главным контрольным управлением США: «Хотите верьте, хотите нет, но у нашего федерального правительства…никогда не было стратегического плана… Если вы попросите представителей исполнительной власти показать вам стратегический план, скорее всего, вам покажут копию федерального бюджета. Но федеральный бюджет – это …не стратегический план, который, кроме прочего, определял бы основные тенденции, проблемы и возможности и обрисовывал бы ряд предполагаемых действий и результатов, для достижения которых эти действия необходимы»5.

Абсолютизация рыночных принципов порождает не только экономические негативные результаты (кризисы, банкротства, безработица и др.), но и приводят к трагическим последствиям морально-этического характера. Поскольку свободный рынок предполагает значительную свободу, вплоть до абсолютной, то это порождает социальные пороки: преступность, сексуальные и семейные аномалии: однополые браки и неполные семьи, др. Рынок, ориентированный на получение прибыли, принимает всяческие меры для нерегулируемого увеличения объёма потребления. Отсюда: аномальное социальное расслоение, торговля наркотиками, детьми, органами живых людей6. Здесь же возникновение межконфессиональных и этнических противоречий вплоть до войн.

Отдельного анализа заслуживают ситуации, подобные тем, которые связаны с преступностью типа убийства военнослужащим В. Пермяковым армянской семьи в Гюмри. Истоки преступления лежат в активной пропаганде большинством телеканалов насилия, грабежей, убийств, расследований, что напрямую связано с широким использованием рекламы, которая используется с единственной целью – получение неконтролируемых сверхдоходов.

Хрестоматийно известно, что рыночная экономика базируется на следующих принципах: свобода личности, саморегуляция договорных отношений, свободное предпринимательство, ценообразование по закону спроса и предложения, ограничение вмешательства государства в хозяйственную деятельность.

Такая система не обеспечивает социальных гарантий, она не создаёт общественные (бесплатные) блага. Эта функция остаётся за государством. В то же время российские миллиардеры спонсируют футбольные и баскебольные клубы за рубежом. Кроме того, ориентация производства на меняющийся нерегулируемый спрос приводит к возникновению больших рисков или к затовариванию или, наоборот, к неспособности удовлетворить спрос. Значит, усиливается неопределённость всех параметров жизнедеятельности. Динамизм жизни обусловливает резкое сужение временных горизонтов обоснованного экономического и технологического прогноза. Это признают даже апологеты рынка7.

Главный недостаток рыночной экономики, особенно применительно к обеспечению обороны и безопасности, состоит в том, что отношения субъектов рынка регулируются спросом и предложением, что резко сужает горизонт и возможности, а значит и эффективность, управления. Между тем, наличие конкуренции, использование контрактной системы при размещении заказов на производство продукции военного назначения (ПВН) наносит существенный урон. Это обусловлено спецификой создания ПВН, которая выражается в значительных производственных циклах, измеряемых годами, исключительной значимостью результата создания специфического продукта – боевого потенциала вооружённых сил любого государства.

Между тем любая деятельность человека или коллектива людей всегда преследует определённые цели. Рыночное, по своей сути – хаотичное, движение противоречит здравому смыслу. Об этом образно писал К.Маркс, сравнивая человека и пчелу, которая строит восковые ячейки8. Тем не менее, находятся люди, которые считают, что «было бы чудовищной ошибкой вернуться в прошлое (хотя нас периодически к этому призывают)»9. В США первый шаг к долгосрочному планированию развития ракетно-космических систем был сделан на рубеже 60-х гг. Через полувековой период в США принято решение о разработке «проекта бюджета 2010 года на 10 лет вперёд, а не на 5»10, как это делалось ранее.

Следует признать, что приоритет создания программно-целевого метода в интересах народного хозяйства принадлежит России. Начало было положено при разработке знаменитого плана ГОЭЛРО.11 Важным событием на пути развития методологии и практики научного обоснования военно-экономической политики стало принятие Федерального закона «О стратегическом планировании…»12. Реализация его положений поможет укрепить позиции программно-целевого метода планирования развития военной организации государства.

В Послании Президента Российской Федерации Президент в 2014 году поставил задачу: «…мы не намерены втягиваться в дорогостоящую гонку вооружений, но при этом надёжно и гарантированно обеспечим обороноспособность нашей страны в новых условиях. Сомнений в этом нет никаких. Это будет сделано. И возможности, и нестандартные решения у России есть. Добиться военного превосходства над Россией ни у кого не получится. Наша армия – современная, боеспособная…»

Совершенствование управления процессами обеспечения военного строительства требует решения ряда проблем. Рассмотрим наиболее актуальные из них.

1. Снижение внимания к военно-экономическому блоку науки и практики.

В условиях, когда расходы по статье «Национальная оборона» увеличились до 4% ВВП России, произошло существенное ослабление научного обеспечения развития военно-экономического блока, что проявляется в следующем:

  • в Минобороны и в целом в военной организации России нет НИИ военной экономики, ликвидирован Научно-исследовательский центр военно-экономических обоснований, который был создан и работал в Министерстве обороны России;
  • расформированы Военный финансово-экономический университет и Ярославское военно-финансовое училище, в результате чего практически прекращена подготовка военных экономистов-финансистов и сокращена курсовая сеть экономической подготовки специалистов Минобороны, сохранились лишь курсы для работников военных представительств на предприятиях ОПК;
  • количество диссертационных советов, в которых могут рассматриваться диссертации по военной экономике с 1 января 2014 г. сократилось в два раза;
  • на руководящие должности финансово-экономического блока в последние годы назначались специалисты, не имеющие военно-экономического образования и опыта работы. Отсутствует документ, регламентирующий военно-бюджетную политику, распределение функций и полномочий ФОИВ по финансово-экономическому обеспечению обороны и безопасности государства, включая определение потребности в ассигнованиях, формирование ценовой политики на закупки продукции военного назначения.

Решению этих проблем может помочь федеральный закон о военных расходах или дополнение к Бюджетному кодексу Российской Федерации. Предложение об этом в нашем федеральном Парламенте обсуждается с 1993-1994 гг., проект закона был подготовлен 20 лет назад, поддержан ГШ ВС (М.Колесников), СБ РФ (В.Манилов), Минэкономики (Я.Уринсон). Но решение до сих пор не принято.

В 2014 г. принят ФЗ о стратегическом планировании, это очень важный шаг в сторону упорядочения системы управления в государстве. Одним из путей практической реализации данного закона должно стать разработка и принятие ФЗ о военных расходах.

Существенной преградой на пути решения проблем финансово-экономического характера стало практически полное разрушение системы подготовки военных экономистов-финансистов и замена их гражданскими специалистами, ликвидация научных структур для проведения исследований военно-экономического направления.

2. Проблема эффективности военных расходов

Вся деятельность Вооружённых Сил многономенклатурна, чрезвычайно затратна и специфична, т.к. связана с боевыми действиями и поэтому оценка эффективности производимых затрат требует своеобразных методических подходов. Поэтому оценка производимых расходов очень сложна и в то же время очень важна. К сожалению, методические проблемы оценки эффективности функционирования Вооружённых Сил требуют существенной доработки с учётом динамики развития военно-политической ситуации в последние годы. Есть отдельные разработки, в т.ч. по оценке эффективности материально-технического обеспечения. На неплохом уровне дело поставлено при военно-экономическом обосновании ТТХ ВВСТ и программ вооружения.

Однако необходима разработка единых методических подходов к оценке функционирования военной организации с соответствующим их закреплением нормативным актом. Необходимы методики оценки эффективности всех видов деятельности, связанных с расходованием бюджетных средств, в т.ч. эффективность Государственного оборонного заказа, боевых действий войск и всех видов обеспечения. При этом изучение военно-экономического анализа в военных вузах после ликвидации Военного финансово-экономического университета прекращено.

Поэтому нам приходится читать такие шедевры как, например, «Показателем эффективности бюджетных средств является увеличение затрат на оснащение Вооружённых Сил современными образцами вооружения, военной и специальной техники»13. Или иное толкование эффективности: «В бюджетном законодательстве есть определение эффективности: меньшая цена – наилучший результат»14. Тем не менее, в Статье 34 Бюджетного кодекса сформулирован принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Эти примеры свидетельствуют о том, что проблема эффективности – не только практическая. Нужны серьёзные научные и методические разработки. Частично они есть. Так, в службе Тыла ВС были разработаны методические рекомендации по оценке и повышению эффективности функционирования тыловых структур, в Счётной палате была принята методика оценки и аудита эффективности использования бюджетных средств, в вузах читался курс военно-экономического анализа и т.д. Но системно проблема не решена и требует приложения профессионально подготовленных научных сил.

Укрепление научных позиций в военно-экономической сфере поможет создать альтернативу летальному оружию в сфере противоборства на мировом рынке товаров и услуг и, в целом, влияния на развитие глобальных процессов.

 

1 Гайдар. Е., Чубайс А. Экономические записки / Е.Гайдар, А.Чубайс. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. С. 4.

2 Д.Медведев. Выступление на гайдаровском форуме 14 января 2015 г. Gov.ru.

3 Из выступления академика Евгения Примакова на заседании “Меркурий-клуба” 13 января 2015 года

4 Экономика переходного периода. Сборник избранных работ ИЭПП. 2003-2009. с. 59.

5 Вернись, Америка. Обновление страны и восстановление бюджетной ответственности. –М.: 2011. С. 187.

6 Аналогичное суждение высказал К.Шахназаров на передаче «Воскресный вечер с В.Соловьёвым» 18 января 2015 г.

7 Экономика переходного периода…, с. 61

8 К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т. 23, с. 189.

9 Д.Медведев. Выступленние на гайдаровском форуме 14 января 2015 г.

10 Вернись, Америка. Обновление страны и восстановление бюджетной ответственности. –М.: 2011. С. 188.

11 Поспелов Г.С., Ириков В.А. Программно-целевое планирование и управление. (Введение). М., «Сов. радио», 1976.

12 Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ “О стратегическом планировании в Российской Федерации”

13 Красная звезда 22 октября 2013.

14 Т.Голикова, председатель Счётной палаты России. Российская газета 14 ноября 2013 г.

Викулов Сергей Филиппович

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *