Таиланд – Камбоджа: колониальные интриги и «китайский» порт Реам
В последнее время, особенно на фоне скоротечного переворота в Бангладеш с явно выраженным «американским следом», заметно обострились межгосударственные противоречия в регионе, усиливаемые племенной и этноконфессиональной чересполосицей, отсутствием чётких межгосударственных границ, а также давним колониальным наследием. Так, авторы издания Responsible Statecraft пишут о давнем споре между Таиландом и Камбоджой, истоки которого восходят к началу XX века, когда правительство тогдашнего Сиама передало «французской» Камбодже северо-западные районы Баттамбанг (Пхра Табонг), Сиемреап и Сисофон.
Договор 1907 года наметил новые сухопутные и морские границы между Французской Камбоджей и Сиамом (ныне Камбоджа и Таиланд соответственно), толкование которых стало предметом спора между соседними странами в 1972 году. В последующий период диалог между ними по поводу спорных морских территорий в основном развивался в конструктивном ключе, однако давление тайских националистических групп завело в тупик недавние попытки решить этот вопрос.
С учреждением финансируемого Китаем порта Реам на территории Камбоджи растёт обеспокоенность по поводу его возможного переоборудования под военные нужды для укрепления военно-морской мощи Поднебесной, либо же превращения в конкурента Восточному экономическому коридору Таиланда. Как и несколько десятилетий назад, опасения Бангкока используются Белым домом в целях разжигания региональных противоречий: прежде всего, речь идёт о попытках противопоставить Китай практически всем его соседям.
Суверенитет и антиколониализм в Таиланде
Таиланд оставался единственной страной в Юго-Восточной Азии, отчасти сохранившей свою независимость перед лицом франко-английского натиска и соперничества великих держав в XIX – XX вв. До конца позапрошлого века Сиам расширил свой контроль над Лаосом, Камбоджей и некоторыми малайскими княжествами в качестве данников, причем части этих регионов менее или более глубоко находились под юридическим и административным контролем Сиама.
Его территориальные границы были неясны французам и англичанам, в то время как степени «автономии» тех или иных периферийных земель сильно варьировалась. Когда французы и англичане начали колонизировать территории, находившиеся под сюзеренитетом Сиама, давление на него усиливалось в плане более чёткого определения границ и принятия западной концепции суверенитета, что в конечном счёте привело к уступке ряда территорий и несправедливых торговых преференций колонизаторам. Вслед за Боурингским договором 1855 года с Великобританией последовало выдержанное в том же ключе франко-сиамское торговое соглашение. Выгодные европейцам торговые соглашения и другая «примирительная» политика считались тогдашним королём Монгкутом необходимыми для поддержания независимости Сиама от великих держав.
Нарастающие противоречия и рост колониальных аппетитов привели к франко-сиамскому кризису 1893 года, положившему конец попыткам Сиама построить империю и заложившего основу для потери Лаоса, Камбоджи и малайских владений. Последним из этих соглашений был вышеупомянутый франко-сиамский договор 1907 года, установивший сухопутные и морские границы между Камбоджей и Сиамом, которые могут быть так или иначе оспорены.
Отмена в 1932 г. абсолютной монархии способствовала процессу формирования в Сиаме (с 1939, за исключением 1946-1948 гг. Таиланд) новой национальной идентичности на основе приверженности идеям суверенитета и приверженности антиколониалистским концепциям. Соперничество великих держав привело к почти столетию национального унижения для Таиланда и укоренило глубокое недоверие к чужеземцам. Закрытость некоторых элементов функционирования порта Реам и потенциального вмешательства со стороны Китая питает опасения Бангкока относительно возможного возвращения соперничество великих держав в Сиамский залив уже в новых военно-политических условиях.
Военно-морская база Реам как фактор региональных раскладов
В 1972 году Камбоджа интерпретировала морские границы с западным соседом в свою пользу, заявив претензии на территорию площадью примерно 26 тыс. квадратных километров, с залежами неиспользованных природных ресурсов на миллиарды долларов. Их добыча будет способствовать большему экономическому процветанию любой из соседних стран. Многие эксперты считают эти претензии уникальными и даже радикальными, с точки зрения международного права. Правительство Таиланда опровергло эти утверждения год спустя, сославшись на «первоначальный» договор 1907 года.
В 2001 году, после смены режимов и политических потрясений в Таиланде и Камбодже, две страны подписали Меморандум о взаимопонимании с обязательством разрешать морские споры при одновременном создании зоны совместного развития в некоторой части спорной территории. Тем не менее, политические препятствия в обеих странах помешали достижению прочного соглашения. В 2024 году правительства обеих стран продолжат обсуждать наилучший путь разрешения имеющихся противоречий на фоне более радикальной риторики со стороны Таиланда.
Исторически по большей части добрососедские отношения между Таиландом и Камбоджей, тем не менее, не исключают превращения порта Реам в «камень преткновения» между двумя странами. Китай и Камбоджа категорически отрицают, что эксплуатируемый при поддержке Пекина порт якобы тайно действует как зарубежная база для военно-морского флота Поднебесной. Тем не менее, спутниковые снимки показывают продолжающееся присутствие китайских военных кораблей, в то время как Камбоджа продолжает наращивать свое военное сотрудничество с Китаем. В первый раз два китайских военных корабля у причала базы Реам, можно было увидеть в декабре 2023 года. Одновременно «идёт застройка территории вокруг базы. На больших земельных участках на севере и северо-западе построены склады, административные комплексы и, судя по всему, жилые помещения с четырьмя баскетбольными площадками» (если их много, «то это точно [база], так как в КНР очень любят этот вид спорта»). На основании этой и некоторой иной информации делается вывод о правоте тех, кто «считает, что у Китая появилась еще одна иностранная база – их количество выросло до двух» (первая, напомним, функционирует в небольшом африканском государстве Джибути у «ворот» Красного моря).
Эксперты на Западе и в Таиланде выражают по больше части фальшивую «обеспокоенность» по поводу того, что Китай-де может использовать Реам для проецирования своей военно-морской мощи на важнейших торговых путях через Юго-Восточную Азию, возможно, соединяя её с «жемчужным ожерельем» портов и иных объектов, разбросанных по Южно-Китайскому морю.
Для Таиланда подобное развитие событие стало бы нежелательным напоминанием об истории страны в период франко-британской экспансии более века назад. Модернизация при поддержке Китая камбоджийского военно-морского флота гипотетически может привести к превращению «перекрывающейся» акватории в Сиамском заливе в предмет более оживлённых споров между двумя исторически дружественными странами. Стратегическая важность непосредственно окружающих Реам районов также подпитывает интерес Бангкока к судьбе порта. Французы впервые построили близлежащий порт Кампонг Саом в 1955 году, выбрав это место в первую очередь исходя из стратегических соображений, в том числе для более плотного контроля над стратегической акваторией между Таиландом и Вьетнамом. Во время войны во Вьетнаме партизаны использовали это порт для складирования и транспортировки военных грузов по знаменитой «тропе Хо Ши Мина».
Регион вокруг порта может обрести новую роль в контексте обострения борьбы за пути морской международной торговли в атмосфере перманентной торговой войны США и их сателлитов против Китая. Она уже оказала негативное влияние на экономику Таиланда, примерно 25% всего импорта которого приходится на Китай, в то время как около 15% всего тайского экспорта идёт в США. Строительство порта Реам, независимо от того, будет ли он служить военной базой или преимущественно торговым узлом, может ещё более «склонить чашу весов» в пользу китайцев, независимо от желания Таиланда оставаться нейтральным.
Официальные лица в Бангкоке заявляют, что растущее влияние конкуренции между США и Китаем в Индо-Тихоокеанском регионе может представлять серьёзную угрозу безопасности Таиланда. Многие граждане под спудом растущего регионального соперничества ищут выход в более тесных отношениях такими региональными игроками, как Япония, Австралия и Индия, однако самодостаточность подобного рода альянсов не выглядит очевидной.
Отголоски прошлых отношений Таиланда с соперничеством великих держав становятся всё громче, беря начало во франко-сиамском договоре 1907 года и отражаясь и на текущем противостоянии вокруг порта Реам. Уже в течение относительного короткого времени нарастающее соперничество великих держав способно разжечь более серьёзные конфликты, причём одной из «искр» может послужить как раз порт Реам.
Александр Григорьев
Источник: “ВПА” (Дзен).