Формирование организационно-правового механизма управления системой противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации

В конце XIX века, эволюционный скачок в развитии научно-технического прогрессапривел к доминированию на мировой арене таких колониальных держав, как Великобритания и Франция. Их главными конкурентами,в тот период, были Россия, Германия и США [11,16].

Создание двигателя внутреннего сгорания превратила нефть в главный ресурс развития государств, что привело к началу возникновениямасштабных конфликтовна мировой аренеза право обладания нефтяными ресурсами. Человечество было ввергнуто в пучину двух мировых войн, по итогам которых были определены страны победительницы, установившие паритет сил в мире.

Однако, указанный паритет сил длился недолго. В развитых капиталистических странах возник интересный феномен, который привел к тому, что властвующие элиты стали использовать ресурсы собственных государств в целях личного обогащения и навязывания слаборазвитым государствам своей воли [16, 17].

Властные элиты стали создавать военные союзы (блок НАТО в 1949 г.) и развязывать конфликты по всему миру, в целях порабощения и жестокой эксплуатации чужих народов, разграбления их материальных ресурсов.

В мире возникла новая проблема, которая заключалась в том что,  элиты Западных стран, для решения собственных агрессивных задач начали создавать по всему миру террористические организации, превратив их в эффективный инструмент для достижения своих корыстных целей.

В мировом политическом лексиконе сложилось такое устойчивое понятие, как «государственный терроризм». Мы считаем, что это понятие приводит к отождествлению народов развитых капиталистических стран с их властными структурами, что неверно [1,2].

Властные элиты, создавая многопартийные системы, фактически соперничают только между собой. Однако, основными задачами всех партий, после достижения очередной победы на выборах, является использование государственного механизма в целях обогащения очередных групп властных элит на основе захвата материальных ресурсов государства.

Особенность современного этапа развития Западных стран заключается в использовании террористических методов сохранения марионеточных режимов не только в захваченных государствах, но и против народов собственных стран.

Следует отметить, что указанный выше феномен не был свойственен для социалистических государств, так как в основе их развития отсутствует мотив чрезмерных потребностей и смысл личного обогащения.

Мы считаем, что изучение указанных особенностей современного этапа развития стран золотого миллиарда являются актуальной мировой проблемой и требуют своего детального изучения.

Вступление человечества в новую электронно-технологическую эру, основанную на использовании искусственного интеллекта, не обузданные попытки властных элит Запада захватить все имеющиеся запасы материальных ресурсов в мире, использование террористических методов в конкурентной борьбе, их стремление перейти к процессу прямого управления каждым человеком, представляют собой колоссальную угрозу всему человечеству [5, 9].

Относительно генезиса указанного феномена, из истории известно, что Первая мировая война была развязана Англией и Францией в целях   устранения конкурентов на нефтяных рынках, а поводом для ее начала послужил террористический акт и убийство в городе Сараево, 15 июня 1914 г., наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда. Войну начала Германия, затем в нее вступила Россия. По ее итогам проигравшими странами оказались Германия и Россия.

Накануне Первой мировой войны между ведущими странамимира возникли масштабныепротиворечия, разрешениекоторых приобрело острые формы и привело к развязыванию терроризма на государственном уровне, как инструменту решения международных споров.

Если исторически терроризм представлял собой проявление отдельных локальных, единоличных или групповых актов насилия против представителей органов государственной власти, не угрожавший всему обществу в целом, то в период между Первой и Второй мировыми войнами он стал серьезной угрозой обществу и превратился в реальный фактор  политической жизни таких стран, как: Палестина, Франция, Польша, западные части советских республик Украины и Белоруссии [10,16].

Особенностью проявлений терроризма указанного периода явилось сращивание интересов отдельных террористов и властвующих элит ведущих стран. Террористическая деятельность начала приобретать системный характер, трансформируясь в заказную деятельность политической надстройки властвующих элит.

Таким образом, было положено начало для взаимодействия и создания тесной связи между государственными институтами и террористическими организациями, в которых террористы превращались в инструмент скрытой борьбы в длительной политической игре, в руках военно-политической элиты государств. При этом, истинные цели и сценарии противостояния засекречивались и тщательно охранялись не только от противников, но и собственных общественных групп указанных стран.

Террористическая деятельность превратилась в политическую технологию по решению властными элитами собственных, многоуровневых проблем, как внутри своих государств, так и далеко за их пределами.

К примеру, властным элитам таких стран, как: Англия, Франция и США путем подстрекательства удалось заставить нацистскую Германиюразвязать Вторую мировую войну, где ее главным соперником стал Советский Союз, вышедший из нее победителем 9 мая 1945 года[11, 12].Сценарии будущей войны, властными элитами Англии, Франции и США были развязаны таким образом, что они становились в одном ряду с победителями при любых обстоятельствах. Когда указанные страны окончательно убедились, что победу на поле боя одержит Советский Союз, они присоединились к нему и открыли 6 июня 1944 г. второй фронт, высадив свои войска в Нормандии. Открытие второго фронта больше имело политический, а не военный характер [12,16].

Нет никаких сомнений, что если бы победу одержала противоположная сторона, то Англия, Франция и США выступили бы на стороне Германии против СССР. Доказательством этого тезиса служит разработка в 1945 году, У. Черчиллем, секретного плана по разгрому Советской армии под названием «Немыслимое», согласно которому английские и американские войска, совместно с немецкими дивизиями СС должны были начать войну против Советского Союза [13,16].

Вторая мировая война вошла в историю, как война моторов, а «черной кровью» этих моторов была нефть. Германия, которая не обладала своими нефтяными ресурсами, до начала Второй мировой войны импортировала ее в количестве около 6 млн. тонн в год, в основном из США.

 Министр вооружений и военной промышленности нацистской Германии Альберт Шпеер утверждал: «Мы вторглись в Россию из-за нефти» [17]. Следовательно, можно сделать вывод, что для Советского Союза Великая Отечественная война явилась великим сражением за право защиты своих энергоресурсов и государственного суверенитета, с чем он успешно справился.

С первых дней прихода немецких фашистов к власти, американские компании тайно снабжали их самым передовым оборудованием для производства самолетов, танков, автомобилей и другой военной техники. Кроме того, немцам были переданы американские патенты и технологии на производство военной техники. Так, немецкий самолет «Юнкерс-87» был полностью построен по американским технологиям.

В 1941 г., когда в мире набирала обороты Вторая мировая война американскими корпорациями было инвестировано в экономику Германии 475 млн. долларов, в том числе такими компаниями как: «Форд» -17, 5 млн. долларов, «Стандарт-ойл» — 120 млн. долларов, «Дженерал моторс» -35 млн. долларов [16].

Небывалый рост американской экономики, в период Второй мировой войны, позволил им создать, впервые в мире, атомную бомбу и провести ее испытание на мирных гражданах городов Хиросимы (6 августа 1945 г.) и Нагасаки (9 августа 1945 г.). Накануне атомных бомбардировок только в Хиросиме проживало 380 тыс. человек [17].

За период второй мировой войны наибольший урон в людских и материальных ресурсах понесли Советский Союз и Китай, которым пришлось восстанавливать экономические потенциалы своих стран на протяжении многих десятков лет. Напротив, такие страны как США, а также Великобритания вышли из состояния Второй мировой войны со значительно возросшими экономическими потенциалами.

Современная эпоха государственного терроризма началась на завершающей стадии Второй мировой войны, после варварских бомбардировок американцами японских городов Хиросимы и Нагасаки, что привело к небывалой гонке вооружений в истории человечества.

Особенностью современной эпохи является то обстоятельство, что терроризмтесно структурирован в мировые процессы глобализации и проявляется в зависимости от политических и экономических процессов в той или иной стране, а также в мире, в целом. Он оказывает негативное воздействие на процесс взаимовыгодного сотрудничества государств и влияет на процесс сохранения ими своего культурного кода.

Терроризм трансформировался и усилил свое влияние с созданием информационного общества. Как известно, 7 августа 1944 г. в США появился первый в мире компьютер, с которым началась новая электронная эра человечества.

Появление реального электронно-вычислительного инструмента позволиллюдям,со скоростью мысли устанавливать коммуникации между собой.
Вторая мировая война подвела итоги эпохи технического развития человечества. Апогеем ее развития стали процессы по достижению высокого уровня качества продукции, а также реинжиниринг, предоставляющий корпорациям возможность заниматься вопросами перепроектированиябизнес-процессов.

С окончанием эпохи технического развития наступил этап электронно-технологического развития человечества, особенностью которой явилась скорость наступления изменений в обществе и в бизнесе.

Если на заре зарождения капиталистического развития французский экономист Жан Батист Сэй выдвинул идею о трех основных факторах развития производства (земля, люди, капитал), то в современном электронно-технологическом мире к ним добавилисьИнтернет, квантовые технологии, искусственный интеллект, технологии распределенного реестра и др.

Именно эти научно-технико-технологические достижения, доступные каждому, в том числе и террористам, позволили со скоростью мысли, управлять потоком цифровой информации, являющейсяосновойбудущего развития человечества.

Страны или компании, которые способны работать с указанными технологиями и гибко реагировать на изменения не в течение нескольких недель, а за несколько часов превращаются в субъект управления политическими и экономическими процессами.

К сожалению, большинство современных технологий находятся под контролем их создателей, а именно США. Это позволяет им оказывать управляющее воздействие на остальной мир, для чего создаются блоки, временные союзы (НАТО и др.), террористические организации, некоммерческие и религиозные организации, позволяющие подрывать государственный суверенитет стран конкурентов.

В конце прошлого века, США, являясь центром силы нового технологического уклада воспользовался абсолютным преимуществом и нанес сокрушительный удар по своему основному сопернику в холодной войне, каковым являлся СССР[1,14]. Использование современных технологий, ресурсов и террористических методов борьбы, имеющихся в распоряжении стран НАТО, позволило им победить в холодной войне и осуществить распад СССР.

В связи с тем, что Советский Союз вынужден был долгие годы восстанавливать разрушенное войной хозяйство, несмотря на то, что он  обладалвысоким уровнем научно-технико-технологических компетенций, ему не удалось своевременно перестроить свою экономику на новые рельсы электронно-технологической эры.

В России интернет появился лишь в 1990 году, а сайт с доменом RU начал функционировать в 1994 году. Сеть Интернет появилась в России лишь в 1996 году. В начале она покрывала лишь 15 регионов страны. Таким образом, в сравнении с США Россия вступила в новую электронно-технологическую эру на 14 лет позже [4,11].

Объективные факторы, повлиявшие на процесс запаздывания экономики нашей страны с переходом в новую электронно-технологическую эру, на рубеже столетий, а также трусость перед странами Запада и откровенное предательство народных интересов отдельными представителями властных советских элит привел к распаду суверенного государства под названием Союз Советских Социалистических Республик.

В начале 90-х годов прошлого века большинство ресурсов России, а также бывших советских республик (за исключением Республики Беларусь) перешли в прямое подчинение Западных элит, в первую очередь США.  Процесс разграбления западными компаниями российских материальных и интеллектуальных ресурсов продолжался до начала нового тысячелетия, пока на пост Президента России не был избран В. В. Путин [3,16].

Объем разграбленных материальных ресурсов исчисляется многими триллионами долларов. Однако, наиболее разрушительными последствиямидля экономики России были процессы по сокращениючисленности ее населения. Если материальные ресурсы можно, как то, восстановить, то потерянные людские ресурсы невозможно восполнить.

В результате реформ, которые провели в Россиилиберальные силы, людские потери нашей страны, за период с 1991 по 2001 гг., по оценкам различных экономистов составили более10 млн. человек. Указанные потери населения сравнимы с людскими потерями такой страны, как Германия во второй мировой войне.

При разрушении СССР ключевую роль в демографических потерях играли алкоголь и наркотики. При этом, масштабные поставки в Россию этилового спирта осуществлялись американскими компаниями через территорию Грузии. Крупным перевалочным пунктом американских поставок алкоголя в субъекты Российской Федерации являлась территория Северной Осетии. [6, 7].

Страны Запада, реализовав свои стратегические планы по развалу СССР, на этом не остановились. Ныне, как заявил Президент РФ В. В. Путин страны Запада приступили к реализации долгосрочной стратегии, которая преследует цели по сдерживанию и ослаблению России [1,3].

Целью США, основного гегемона современности, является дестабилизация и подрыв конституционных основ России (основной инструмент – население Украины).

Также задачей США и Великобритании является подчинение себе стран Европы и превращение их в масштабный рынок по сбытуамериканской и английской продукции[13].

Ситуация, когда экономическим центром планеты становится Китай, а не США, не устраивает США, Великобританию и Австралию, претендующие в будущем, на роль золотого полумиллиарда [2].

Поэтому, блок НАТО, приблизившись к российским границам приступил к реализации концепции глобального удара, которая предполагает нанесение мгновенной атаки тактическим ядерным оружием по центрам принятия решений на российской территории. Основной тактикой является проведение специальных гибридных операций, имеющих в своей основе террористические методы ведения боевых действий, такие как диверсии на «Северных потоках»[3].

Государственный переворот и превращение территории Украины, в военно-политический плацдарм для стратегического поражения России является самым масштабным вызовом стран НАТО после окончания Второй мировой войны.

Для нашей страны, Специальная военная операция на Украине (СВО), является ответной мерой странам Запада, направленной на защиту государственного и военного суверенитета России, а также ликвидациювнешних угроз террористической направленности со стороныблока НАТО.

Объективный анализ развития стран, которые подверглись вмешательству со стороны стран Запада показывает,что при реализации ими процесса подчинения ресурсов оккупированных государств осуществляются изменения не только в их внешней и внутренней политике, но и создаются различные НКО, террористические организации, деятельность которых приводитк физическому уничтожению граждан захваченных территорий.

Это свидетельствует о том, что при развязывании странами НАТО конфликтов на территории других государств, конечной и главной их целью является не захват чужих ресурсов, а создание определенных условий для постепенного вымирания населения на захваченных территориях [8,16].

Такие сценарии мы наблюдаем на Украине, где, начиная с 2014 года, американцами было создано более 50 лабораторий по производству бактериологического оружия, которое впоследствии проходило процесс тестирования на украинских военнослужащих. Также началось масштабное производство американскими компаниями, такими как: Monsanto, Cargill, Dupont генно-модифицированной зерновой продукции, которая в последствии завозится не только в африканские страны, но и в Европу.

Регулярно разжигаемый, на основе спрово­цированных «цветных революций», странами НАТО пожар терроризма, приводит к полному упадку экономик, подвергшихся агрессии государств. Кроме того, это ведет к разрушению в них основ государственной власти.

Эти примеры показывают, что в центрах принятия решений стран золотого миллиарда произошли изменения относительно парадигмы мышления своей деятельности в оккупированных государствах, смысл которых состоит в создании условий для уничтожения в них не только производственного потенциала, но и человеческого капитала.

Начиная с 2014 года, на Украине их западными кураторами, было создано множество организаций с экстремистской деятельностью, посягающей на основы конституционного строя России и ее территориальную целостность. Деятельность ряда организаций, таких как: «Уна-Унсо», «УПА», «Правый сектор», «Тризуба имени Степана Бандеры», «Братство» и другие признаны Верховным судом РФ экстремистскими и запрещены на территории России. Основой их деятельности являются террористические методы достижения собственных целей, пропаганда культа насилия по политическим, национальным и религиозным мотивам, прославление фашистов, террористов, нацистов и их пособников, а реализуемой идеологией является крайняя форма русофобии. Во всех уголках мира имеются факты создания ими устойчивых вооруженных групп (банд) и осуществления противоправной деятельности по отношению к гражданам Российской Федерации [11,16].

Украинские националистические организации занимаются пропагандой и вербовкой граждан через социальные сети в целях совершения ими террористической деятельности.

     Россия в целях защиты своего населения от влияния агрессивных государств создала систему противодействия идеологии терроризма, которая на данном этапе навязана ей странами НАТО.

В целях противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма Президентом Российской Федерации В. В. Путиным, 30 декабря 2023 г. утвержден «Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024-2028 годы» [4,16].

Реализация Комплексного плана направлена на процесс формирования у граждан неприятия идеологии терроризма и обеспечение устойчивости от ее пропаганды.

В целях противодействия идеологии терроризма предполагается задействовать потенциал образовательных учреждений, структур молодежной политики и культуры. Системность работы позволит привить населению, из числа наиболее уязвимых для воздействия идеологии терроризма и идей неонацизма, в особенности в новых субъектах России, традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Такая адресная профилактика позволит предупредить радикализацию уязвимых граждан на новых территориях.

Профилактическая работа направлена на отдельных представителей молодежи, которые разделяют идеи террористических, экстремистских, националистических и неонацистских организаций, а также деструктивных движений.

Профилактической работой в рамках неприятия идеологии терроризма будут охвачены лица, которые ранее проживали на подконтрольных киевскому режиму территориях, прибывающие в Российскую Федерацию мигранты и члены их семей, лица, склонные к суицидальному поведению и состоящие на учете в профилактических учреждениях, лица с судимостью, в особенности за террористическую деятельность и члены их семей, несовершеннолетние граждане из зон вооруженных конфликтов.

Предполагается проведение во всех субъектах России масштабных мероприятий по формированию у населения антитеррористического мировоззрения. Среди обучающихся на регулярной основе будет проводиться мониторинг по определению психологического климата в учреждениях образования, изучению активности виртуальных деструктивных групп, изучению вопросов динамики насильственных проявлений в среде несовершеннолетних и др.

Особенностью Комплексного плана являются меры адресной профилактики оказания воздействия на лиц, которые отбывают наказание в учреждениях уголовно-исправительной системы. Предусмотрены меры индивидуальной профилактики для создания условий для осужденных за террористическую деятельность лиц в целях их осознанного отказа от участия в террористических действиях [4,16].

Комплексный план предусматривает меры информационно-пропагандистского (разъяснительного) характера и обеспечения защиты в Российской Федерации информационного пространства от идеологии терроризма.

Меры кадрового и методического обеспечения профилактической работы предусматривают обучение должностных лиц на федеральном, региональном и муниципальном уровнях решению задач по противодействию идеологии терроризма.

В целях координации и контроля деятельности органов власти всех уровней создан Национальный антитеррористический комитет во главе с ее председателем А. Бортниковым. В субъектах Российской Федерации созданы антитеррористические комиссии, которые возглавляются Главами субъектов федерации [4].

В целях противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма Министерством науки и образования РФ созданы координационные центры во всех субъектах России.

Одним из таких центров, созданных на территории Чеченской Республики является Координационный центр ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова».

Новое структурное подразделение ЧГУ им. А.А. Кадыровапроводит образовательные, просветительские, аналитические и профилактические мероприятия не только для граждан своего региона, но и для населения новых субъектов России. В Координационном центререшается комплекс вопросов по формированию у молодежи активной гражданской позиции, предупреждению межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействию идеологии терроризма и профилактики экстремизма.

Специалисты Центра осуществляют разработку информационных и образовательных материалов для профилактики вовлечения молодежи в деятельность деструктивных организаций. Также они принимают участие в зоне в реализации на территории республики программ дополнительного образования для государственных и муниципальных служащих, педагогических работников по вопросам противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма в молодежной среде, обеспечения антитеррористической защищенности образовательных учреждений.

Координационный центр участвует в проведении конференций, круглых столов и научно-практических семинаров с участием представителей учреждений среднего образования, студентов, преподавателей, научных работников ЧГУ имени А. А. Кадырова и ГГНТУ имени ак. М.Д. Миллионщикова, а также сотрудников правоохранительных органов, представителей органов государственной власти и некоммерческих организаций.

Указанная работа позволит сформировать у слушателей необходимые компетенции, которые позволят им обеспечить эффективную защиту населения от идеологии терроризма и профилактику экстремизма.

Литература

  1. Путин В.В. Указ № 762 от 31 декабря 2015 г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
  2. Путин В.В. Указ № 646 от 5 декабря 2016 г. «Об утверждении доктрины информационной безопасности Российской Федерации».
  3. Путин В.В. Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», № 204 от 7 мая 2018г.
  4. Путин В.В. Указ № Пр-2610 от 30 декабря 2023 г. «Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024-2028 годы».
  5. Афанасьев А. Как рухнут США / Эл. ресурс: «Международные новости». 16.08.2018 / http://x-trueinfo/72955. – С. 154–155.
  6. Бэзил Лиддл Гарт. Стратегия непрямых действий. – М.: АСТ, 2018 – С. 25.
  7. Владимиров А.И. Основы общей теории войны. Монография в 2 частях. – М.: Синергия, 2013.
  8. Veselovsky M. Y., Gnezdova J. V., Romanova J. A., Kirova I.V., Idilov I. I. The Strategy of a Region Development under the Conditions of New Actual Economic. MediterraneanJournalofSocialSciences. –2015. –Vol. 6. –N. 5. – P. –310-317.
  9. Долгосрочное прогнозирование развития отношений между локальными цивилизациями в Евразии: монография / А.И. Подберёзкин и др. – М.: Издательский дом «Международные отношения», 2017. – С. 34–44.
  10. Мир в ХХI веке: прогноз развития международной обстановки по странам и регионам: монография / [А.И. Подберёзкин, М.И. Александров, О.Е.
  11. Латыпов Р.М. Аспекты информационного противоборства. Москва, Внешторгиздат, 2015.
  12. Подберёзкин А.И. Современная военная политика России: учебно-методический комплекс. В 2-хт. – Т. 2. – М.: МГИМО-Университет, 2017. – С. 64–83.
  13. Modern aspects of the development of internet-economy in RussiaText / Gnezdova Y.V., Chernyavskaya Y.A., Rubtsova L.N., Soldatova N.F., Idilov I.I. // Journal of Internet Banking and Commerce. – 2016. Т. 21. № SPEC.ISSUE 4.
  14. Маккиндер Х., Бжезинский З. – «Петля анаконды». Стратегия геополитического превосходства. https://www.labirint.ru/books/745698/
  15. Лавров С.В. Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел С.В. Лаврова в рамках Всероссийского молодежного образовательного форума 11 августа 2017 года / Эл. ресурс: сайт МИД РФ / www.mid.ru
  16. Мир спасённый обязан помнить. К 80-летию освобождения Советским Союзом стран Восточной и Центральной Европы от немецко-нацистской оккупации / Академия военных наук / Под общ. ред. И.В. Бочарникова, С.Л. Кандыбовича. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2024. – 271 с. ISBN 978-5-907681-66-85 https://tass.ru/spec/oilvictory

Идилов И.И.,
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой менеджмента инноваций и бизнеса ГГНТУ им. ак. М. Д. Миллионщикова, Гл. н. с. Комплексного научно-исследовательского института   им. Х. И. Ибрагимова РАН, Действительный член Академии военных наук РФ, г. Грозный, Россия

Мукаев Р.Р.,
– руководитель Координационного центра по противодействию идеологии терроризма, Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия

Идилов А. И.
Российский университет Дружбы народов, аспирант, г. Москва, Россия

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *