Экономические санкции стран Запада, как инструмент доминирования в мировой политике
Статья посвящена системному кризису, охватившему мировое сообщество, в связи с тем, что страны Запада приступили к долгосрочной стратегии, направленной на сдерживание и ослабление России. В мировой экономике после объявления странами Запада экономических санкций в отношении России возникла серьезная проблема, вызвавшая экономический спад не только в российской экономике, но и в развитых западных странах. Это обуславливает актуальность темы исследования. Установлено, что США вступают в соревнование с Китаем за глобальную гегемонию. С Китаем, а не с Россией, которая не имеет конкурентов в экономическом плане. Доказано, что в случае с Украиной политики Запада зашли слишком далеко. Приблизив инфраструктуру НАТО к границам России, они поставили мир на грань ядерной войны. Политики США второй раз в истории, после Карибского кризиса 1962 года, подводят мир к пропасти тотального уничтожения человечества. Доказано, что конечной целью США в политике являлось ослабление влияния на Европу со стороны России и Китая. Целями США в экономике являлись: -замедление темпов развития Китая; -превращение Европы в экономический придаток и рынок сбыта товаров из США. Планы НАТО были сорваны российским руководством путем начала 24 февраля 2022 г. Специальной военной операции. Установлено, что наблюдается некоторое снижение темпов падения российской экономики по индексу выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности. Однако, существенного влияния на экономику России санкции не оказали.
Страны Запада приступили к долгосрочной стратегии, направленной на сдерживание и ослабление России [1]. Актуальность темы заключается в том, что после объявления странами Запада экономических санкций в отношении России, в мировой экономике возникла серьезная проблема, вызвавшая экономический спад не только в российской экономике, но и в развитых западных странах.
Президент РФ В.В. Путин считает, что западными странами принята долгосрочная стратегия, которая направлена на ослабление России. При этом, отмечено, что западные санкции окажут серьезное влияние на всю мировую экономику [1].
На сегодняшний день 60 % мирового ВВП (по состоянию на 2021 г.) приходится на 38 стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а в 2000 г. эта доля составляла 72 %.
Предполагается, что к 2060 году удельный вес стран ОЭСР в мировом ВВП снизится до 43 %, а экономическим центром планеты станет Азия во главе с Китаем. Рост уровня жизни, при его исчислении в единицах ВВП на душу населения, в странах ОЭСР не будет превышать 2 %, а в странах BRIKS он превысит значение в 2 % в год.
Безусловно, страны золотого миллиарда не могут примириться со сценариями такого развития мировой экономики [2, 3]. Поэтому, захват странами Запада власти в Украине в 2014 г. является логическим продолжением политики мировой гегемонии, проводимой США и направлено на отдаленное будущее.
После соединения Западной и Восточной Германии западными политиками были даны российским гражданам исчерпывающие обещания, что НАТО не будет продвигаться на Восток. Тем не менее, в 2014 г. на Украине странами Запада, прежде всего США, был осуществлен государственный переворот и незаконный захват власти. Все это стало возможным из-за предательства украинских националистов перед собственным народом и неэффективной политики Президента Украины В. Януковича.
К сожалению, в случае с Украиной политики Запада зашли слишком далеко. Приблизив инфраструктуру НАТО к границам России, они поставили мир на грань ядерной войны. Политики США второй раз в истории, после Карибского кризиса 1962 года, подводят человечество к пропасти тотального уничтожения. Не надо быть большим провидцем, чтобы понять, что «Западным политикам нужна не Украина, а раздробленная на мелкие части и ослабленная Россия[4].
Последние 30 лет, страны НАТО целенаправленно, прикрываясь лозунгами о демократии, разрабатывали план по размещению атомного оружия на Украине, с последующим развязыванием крупномасштабной войны против России. Основной задачей являлась реализация стратегии глобального удара.
Конечной целью США в политике являлось:
- ослабление влияния на Европу со стороны России и Китая;
- лишение стран Европы самостоятельного политического голоса в мире и усиление ее зависимости от США;
- повышение уровня враждебности между народами стран Европы и России.
Целями США в экономике являлись:
- решение проблем США с перепроизводством и высоким уровнем внешнего долга (в 2020 г. около 27 трилл. при ВВП 20,8 трилл. долл.);
- уничтожение в результате конфликта сРоссией значительной части производственных фондов в Центральной Европе;
- замедление темпов развития Китая;
- превращение Европы в экономический придаток и рынок сбыта товаров из США[1, 4].
В странах Запада нет единства между политическими элитами относительно стратегического развития и будущего своих стран.
К примеру, экс-Президент США Д. Трамп жестко критикует администрацию
Д. Байдена за поставки летального оружия на Украину. Такие поставки, на языке международного права равносильны объявлению войны. Д. Трамп назвал нынешнего главу страны Байдена «врагом государства» и самым худшим Президентом США за всю ее историю.
Бывший канцлер ФРГ Герхард Шредер, также заявил, что западные страны совершают серьезную ошибку, помогая Украине — они становятся все более зависимыми от США. На самом деле США вступают в соревнование с Китаем за глобальную гегемонию. С Китаем, а не с Россией, которая не имеет конкурентов в экономическом плане.
Герхард Шредер отметил, что имеется реальная угроза недостатка энергетических мощностей для ФРГ, в случае доминирования идеологических мотивов в развитии атомной энергетики. Указано, что станет не возможным обеспечение электричеством в общей сложности 20 млн. домохозяйств. Если в Германии не продлить работу трех оставшихся атомных электростанций, в стране может наступить полный блэкаут.
Энергетический кризис, который начался в Европе с осени 2021 года, в настоящее время продолжает усугубляться [5,6]. За всю историю в Европе не наблюдалось такого высокого уровня цен на газ и электричество. Согласно выводов энергетических компаний государств Евросоюза рост счетов граждан за потребляемую электроэнергию в 2022 г., в сравнении с 2021 г., в зависимости от страны потребления, составил 250−600 %.
В настоящее время, правительство Германии возобновило процесс изучения вопросов о продлении сроков эксплуатации трех АЭС, несмотря на активные протестные выступления партии «зеленых».
Как известно, в 2011 году, Германией были приняты меры по отказу от использования атомной энергии, как ответ на аварию АЭС «Фукусима» в Японии. Три АЭС из шести, располагавшихся в ФРГ были отключены от сети в начале 2022 года, оставшиеся три (в Баварии, Нижней Саксонии и Баден-Вюртемберге) планировалось отключить после 2022 года.
Больше половины британских заводов рискуют разориться из-за роста цен на электроэнергию. Шесть из десяти британских заводов находятся под угрозой закрытия.
В Великобритании экономические потрясения и финансовая нестабильность» несут «потенциальные последствия для увеличения числа преступности. К ним относятся «потребительские» преступления, такие как кража в магазине, кражи со взломом и угон транспортных средств, онлайн-мошенничество и шантаж, а также преступления, которые «связаны с финансовой уязвимостью».На региональном уровне Великобритании следует ожидать рост детской преступности на почве увеличения потребления наркотиков.Высокий уровень финансовой уязвимости может подвергнуть госструктуры большему риску коррупции, особенно среди тех, кто попадает в значительные долги или финансовые трудности.
В Европейских странах имеют место случаи полной остановки заводов по производству удобрений, в таких странах как: Литва (компания «Achema»), Словакия. В Германии закрыты два сталелитейных комбината (Arcelor Mittal). В Нидерландах производство цветов и тепличных овощей, в которых использовалось газовое отопление сократилось на 40%.
Потребители Германии испытывает состояние шока, вызванного ростом цен на электроэнергию в 2022 г. , в сравнении с 2021 г. более чем на 600%. В 2019 году почти 50 % импорта природного газа Германии приходилось на Россию. В 2022 году промышленность Германии, которая была ведущей отраслью экономики Европы из-за колебаний цен на газ оказалась наиболее уязвимой.
Исчезновение дешевого газа усугубляет энергетический кризис в Европе. Рынки электроэнергии готовятся к тяжелым изменениям, которые связаны, в первую очередь, с высокой стоимостью природного газа и дефицитом электроэнергии. США, развязавшие конфликт на Украине, получают сверхприбыли с энерго-кризиса.
Разница в ценах нагаз, на рынках Европы и США в 2022 году составляли в 10 раз. В связи с этим, уровень сверхприбыли по поставкам СПГ в Европу, получаемой компаниями СШАпревысил100 млн. долларов с каждого судна. Сверхдоходы также получают американские производители оружия и продовольствия.
На наш взгляд, России в скором времени, стоит ждать начала усиления протестных настроений населения западных стран против политики, проводимой их властными структурами.
Мы считаем, что в России основной пик негативных последствий для ее экономики уже преодолен, так как отмечается процесс достаточно высокой адаптации российских предприятий под новые условия хозяйствования. Неуправляемого коллапса экономики России, на который рассчитывали политики из недружественных стран, удалось избежать. Разрушенные цепочки межотраслевых связей с европейскими партнерами, замещены на азиатские и, в первую очередь китайские [7, 8].
В российской экономике не наблюдалось массовых банкротств и процедур закрытия предприятий, не было дефолтов, отсутствовали фатальные деструктивные процессы, не произошло всплеска уровня безработицы и обвала доходов граждан, финансовая система страны, вопреки ожиданиям политических элит и недоброжелателей из стран Запада гибко ответила на современные вызовы и продолжает устойчиво функционировать [4, 7].
Наблюдается некоторое снижение темпов падения российской экономики по индексу выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности. Так, если в июне 2022 г. темпы снижения достигали 4,7%, а в июле 3%, в сравнении с предыдущим годом, то в целом за второй квартал 2022 г. снижение темпов ВВП составило лишь 2,3% [6, 7]. Ожидается, что по итогам 2023 г. рост ВВП составит 1-1,5 %.
Инвестиции в основной капитал выросли на 4 %, тогда как ранее падали на 20%. В России, несмотря на прогнозирование тенденций по сокращению строительного производства, рост их объемов во втором квартале 2022 г., в сравнении с 2021 г. составил 4,5%. В 2023 г. отмечался рост стоимости жилья, что свидетельствует о потенциальном спросе на рынке строительной индустрии.
Из всех сегментов российской экономики, лишь добыча полезных ископаемых выделяется в худшую сторону, тогда как обрабатывающая промышленность почти на 80% восстановилась [7].
Промышленное производство демонстрирует стабильность. Рынок ОФЗ полностью стабилен, фондовый рынок растет, банковская система устойчива, кредитование уже восстановилось [5,6]. Можно констатировать, что экономика России успешно преодолела санкционное давление недружественных стран.
Идилов Ибрагим Ирагиевич,
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой менеджмента инноваций и бизнеса ГГНТУ им. ак. М.Д. Миллионщикова, г. Грозный, Россия, гл. научн. сотр. Комплексного научно-исследовательского института им. Х.И. Ибрагимова РАН, г. Грозный, Россия действительный член Академии военных наук
Список использованных источников
- Путин В. В. Совещание о мерах социально-экономической поддержки регионов от 16 марта 2022 г. http://kremlin.ru/events/president/news/67996.
- Абалкин Л.И. На перепутье: Размышления о судьбах России.– М., 1993 г.
- Veselovsky M. Y., Gnezdova J. V., Romanova J. A., Kirova I.V., Idilov I. I. The Strategy of a Region Development under the Conditions of New Actual Economic. Mediterranean Journal of Social Sciences. –2015. –Vol. 6. –N. 5. – P. –310-317.
- Латыпов Р.М. Аспекты информационного противоборства. Москва, Внешторгиздат, 2015 г.
- Modern aspects of the development of internet-economy in RussiaText / Gnezdova Y.V., Chernyavskaya Y.A., Rubtsova L.N., Soldatova N.F., Idilov I.I. // Journal of Internet Banking and Commerce. – 2016. Т. 21. № SPEC.ISSUE 4.
- Финансово-правовой механизм функционирования системы инновационного развития регионаТекст / Идилов И.И., Абубакарова М.М. // Развитие финансовых рынков субъектов Российской Федерации в условиях сохранения международных санкций Сборник материалов III Межвузовского научно-практического семинара. – 2016. С. 59-62.
- Магомаева Л.Р., Абдурахманова М.М., Магомаев Т.Р. Необходимость выработки защитных мер по поддержанию и устойчивому функционированию банковской экосистемы России. Вестник ГГНТУ (гуманитарные и социально-экономические науки).2021. с. 40.
- Идилов И.И., Абдулвагапова А.А. Анализ механизмов государственной поддержки малыхинновационных предприятий в Чеченской Республике. Вестник КНИИ РАН. -2022. https://kniiran.ru/index.php/vestnik-kniiran-seriya-socialnye-i-gumanitarnye-nauki/78-informaciya/2015-vestnik-knii-ran-seriya-sotsialnye-i-gumanitarnye-nauki-2-2.