Дидактические заметки о силе, идентичности и власти
В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» 2015 г. среди актуальных задач сохранения российской идентичности высказано довольно робкое пожелание в области науки, технологий и образования обеспечить лидирующие позиции «России в области фундаментального математического образования, физики, химии, биологии, технических наук, гуманитарных и социальных наук» (раздел 70). Будем реалистами. Занять лидирующие позиции в названных областях – задача следующего поколения ученых, идущих за профессурой XX века. Приходится все больше задумываться, как передать знание фактов и понимание смыслов без когнитивного разрыва поколений. Один из способов – постмодернистски й нарратив – дидактический, связанный сюжетно, динамичный и дозированно эмоциональный рассказ. Истинность нарратива поверяется не сносками, а доверием к рассказчику.
Наука – перевод с иностранного
В дискуссиях о применении «мягкой силы» российская научная мысль и практика становятся, мягко говоря, в кильватер политическим оппонентам. Это сложилось не сегодня, а еще в начале XVIII в., когда модернизируемая Петром Великим Россия вынуждена была встраиваться в политическую систему Запада. В этом причина сохраненной или возвращенной в нынешнем веке вторичности наших политико-философ ских и естественнонаучн ых школ. Мы до сих пор остаемся заложниками перевода с иностранного.
Когда Готфрид Лейбниц в 1686 г. издал в Европе «Рассуждения о метафизике», в нашем Отечестве не было даже учебника арифметики!
Его создал крестьянский сын Леонтий, не только открыв одну створку врат учености М.Ломоносову, но и предвосхитив его жизненный путь. Он положил начало русской традиции: талантам из народа ходить с рыбным обозом в Москву и обретать знания в Славяно-греко-ла тинской академии. Вторая створка учености по признанию Михаила Васильевича – грамматика Мелентия Смотрицкого.
Отставание в точных науках для России могло стать необратимым и гибельным. Никакие духовные сочинения «о законе, благодати, преодолении содомского блуда» сами по себе не сделали бы Россию сильной. Поэтому и приглашались заграничные ученые, поверять гармонию алгеброй. Но они творили или на своих языках или на международной латыни. Для масштабных петровских преобразований нужно было «импортозамещени е» в науке. Чтобы учиться у Лейбница и Эйлера, русским надо было сначала освоить русскую арифметику. Без основ математики на состоялись бы отечественные картография, фортификация, артиллерия и мореплавание.
Выходец из народа не сразу стал выдающимся математиком и педагогом. Его научный и гражданский подвиг состоял в преодолении отставания России от просвещенной, без тени иронии, Европы в математике.
Родился Леонтий Теляшин в 1669 г. в Патриаршей слободе города Осташков, что на Селигере. Путь в большую науку отрок проложил через Иосифо-Волоцкий и Симонов монастыри. Монахи дали ему возможность работать с книгами по разным областям знания. Особенно преуспел он в освоении переводных трудов по математике и разработке научной терминологии на русском языке. Например, осташковец ввел в оборот привычные ныне термины множитель, делитель, произведение.
Выпускник Славяно-греко-ла тинской академии так бы и оставался одним из успешных частных учителей Москвы, если бы не встретил царя Петра, умеющего ценить кадры. В 1701 г. молодого человека определили на государеву службу в Навигацкую школу – первое светское российское образовательное заведение. Именно Петр I жаловал ему фамилию Магницкий «в сравнении того, как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованным и способностями своими обратил внимание на себя».
Возглавлял школу приглашенный профессор из Шотландии Генри Фарварсон. Этот математик и астроном честно служил императору и России, стал Андреем Даниловичем и получил воинский чин бригадира. Л.Магницкий сначала был его помощником, а потом до самой своей кончины в 1739 г. руководил школой, ставшей тогда математической или цифирной. Цифирные школы его радением стали появляться во всей России. Началась системная подготовка педагогов-матема тиков. Так русский самоучка стал учителем учителей. Уже в 1703 г. он составил первую математическую энциклопедию на русском языке, дав ей длинноватое, но честное название «АРИФМЕТИКА, сиречь наука числительная с разных диалектов на славенский язык переведеная и во едино собрана, и на две книги разделена» Изданная первым тиражом 2400 экземпляров книга вошла в историю как «Арифметика Магницкого». Этот учебник с задачами до наших дней сохраняет научно-методичес кие и литературные достоинства. Не сосчитать, сколько уроков было проведено по этому учебнику сколько специалистов было по нему подготовлено. Главный выстраданный урок патриота Л.Магницкого и его последователя М.Ломоносова заключается в том, что наука должна быть на родном языке!
Замечательный российский педагог заслужил лучший памятник, чем несколько гранитных плит на своей малой Родине. Почему бы не поставить монумент близ его несохранившихся дома и места погребения в Москве на Лубянке. Площадь давно требует архитектурной доминанты. Не может быть глубоких аргументов ни у одной политической силы или социальной группы против памятника математику – национальному гению, изменившему Россию.
Догонит ли Ахиллес черепаху?
Пока Россия осваивала и обогащала европейскую культуру мышления, появился (северо -) американский прагматизм, который позволяет довольно быстро преобразовывать теоретические концепции в упрощенные, но эффективные политические тезисы и парадигмы. В отечественных школах социальных наук на рубеже XX-XXI веков сложилась ситуация близкая к известной апории Зенона. Пока наши школы догоняли зарубежные, те как черепаха перед Ахиллесом уходили в концептуальный отрыв.
Для американцев характерно не особенно считаться с традицией. Многих новых теоретиков, таких как Джозеф Най, Артур Себровски, Джон Гарстка, американский истеблишмент в силу ограниченности образования воспринимает как пророков очередного поколения. Для европейцев важнее оказываются исторические авторитеты. Американцы оперативнее европейцев реагируют на актуальные вызовы и потребности практики.
Нынешний российский истеблишмент по известным причинам избегает отечественных современных мыслителей, обращаясь к готовому интеллектуальном у зарубежному продукту. Импорт идей и конструкций, к несчастью, не имеет «фитоконтроля».
Благодаря неглубоким переводчикам, термин «мягкая сила» становится достоянием не только теоретических исследований, но и конкретных концепций, в частности, Концепции внешней политике Российской Федерации 2013 г.: «Неотъемлемой составляющей современной международной политики становится «мягкая сила» – комплексный инструментарий решения внешнеполитическ их задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-ко ммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии (раздел 20).
При этом авторы Концепции признают, что они только осваивают новую терминологию и намерены «совершенствоват ь систему применения «мягкой силы», искать оптимальные формы деятельности на этом направлении, учитывающие как международный опыт, так и национальную специфику …» (раздел 39). Их коллеги – авторы «Стратегии национальной безопасности» 2015 г. вовсе не оперируют термином «мягкая сила».
Очарование термином напоминает ситуацию в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве», где герой искренне гордится, что говорит прозой!
Политология как преподаваемая научная дисциплина оказалась востребованной в России в начале 1990-х гг. Почти в это же время Дж.Най разрабатывал концепции мягкой силы. Несмотря на то, что российская политология была, в основном, переводная, российские ученые первоначально пытались докопаться до сути понятий.
Английское слово power – ключевое в политологии, ибо политика и есть отношения вокруг него. И перевод сила – вовсе не первый.
Скорее, это власть и мощь. Именно в этом контексте англосаксы развивали теорию разделения властей. Корректные переводчики сгоревшего ныне Института информации по общественным наукам (ИНИОН РАН) готовя к выпуску работу Э.Тоффлера «Powershift: Knowledge, Wealth and Violence at the Edge of the 21st Century», перевели powershift как смещение или сдвиг власти. Некоторые издатели вообще заменили сдвиг на традиционно понятное греческое метаморфозы.
Разумеется, не американские теоретики открыли феномен «мягкой силы». В политике сочетание силовых и не силовых средства было всегда. Например, Крымское ханство (юрт) было включено в состав Российской империи в 1783 г. в результате изощренного и многоходового сочетания силовых и не силовых методов. Крымский хан Шахин Герай не справился с ролью вассала-союзника Екатерины II и добровольно передал ей свою власть. Так российские императоры получили среди прочих титул «Царь Херсонеса Таврического». Данное событие выбрано не случайно. Именно в тот год и состоялось новое Североамериканск ое государство в результате признания Великобританией независимости колоний. И в этот же год российская дипломатия с помощью неведомой тогда «мягкой силы» заключила Георгиевский трактат – соглашение о протекторате над Картли-Кахетинск им царством. «Царь Грузинский» появился в титуловании российских императоров позже.
В формирующихся отечественных политологических школах «мягкую силу (власть)» не сразу заметили. Но уже тогда политологи разделили понятия власть и влияние. Власть имеет санкции (отрицательную обратную связь), влияние – нет. Положительная обратная связь, или на уровне психофизиологии – положительное подкрепление, неэффективна. Устойчивая система может быть только с отрицательной (корректирующей) обратной связью.
Отличие власти от влияния почти такое же, как дорожного полицейского от светофора. Если первый может применить санкции в виде штрафа или задержания, то полезное техническое устройство только влияет на участников дорожного движения, и то только сознательных.
Любая терминология разрабатывается под задачу. Реализация власти – задача с ограничениями. Субъект политики всегда имеет ограничение на ресурс власти. Особенно на насилие. Перерасход «жесткой власти» (мер полицейского принуждения, военного подавления и пр.) может очень быстро привести к исчерпанию ресурса и потери власти субъектом. Поэтому сберегая ресурсы, субъекты политики пытаются использовать влияние, мягкую силу и пр. В дискуссиях о «мягкой силе» многие не заметили, что речь идет о весьма изощренной власти с жесткими санкциями.
Не продолжая обсуждение термина, хочется остановиться на понимании мягкой силы как изощренной власти. Не остается ничего другого, как следовать за руководителем внешней политики.
В нашем научном и политическом языке и без того слишком много заимствованных понятий, ограниченно переведенных. Этот само по себе не страшно. Просто мы без должной глубины понимаем оппонента.
В погоне за иностранными кальками политики строят модели, приводящие к тупиковой практике. Для примера приведем отчасти преодоленное понятие нулевого объема многополярный мир. Оно появилось в те же 90-е гг. прошлого столетия в связи с распадом СССР и ослаблением России. Якобы мир превратился в однополярный, читай американский. А второй полюс образовался в виде международного терроризма. Последний термин тоже далек от совершенства из-за отсутствия выраженной субъектности. Само понятие полюс есть обозначение оси с двумя концами. Один полюс сам по себе быть не может, он существует только со своей противоположност ью. Язык должен дисциплинировать мышление политиков. В «Концепции внешней политики РФ» многополярность заменена на более корректный термин полицентричность (раздел 5).
Мир может быть только полярным. А полюсов по определению всегда два! Любая третья сила в политике всегда будет играть в пользу первой или второй. В этом логика политических союзов или даже нейтралитетов. Так политика вооруженного нейтралитета России 1780-83 гг., к которой присоединился ряд европейских государств, способствовал признанию независимости американских колоний.
В российской Декларации, направленной «воюющими дворам – лондонскому, версальском и мадридскому» было всего пять пунктов:
- нейтральные корабли могут свободно ходить из порта в порт и приставать к берегам воюющих стран;
- товары воюющих стан на нейтральных кораблях неприкосновенны, кроме военной контрабанды;
- контрабандою признаются только оружие и боеприпасы;
- гавань считается в блокаде, когда вход в нее перекрыт неприятельскими кораблями;
- законным призом можно признать только военную контрабанду.
За соблюдением сравнительно мягких пунктов декларации следили жесткие силы российских и других эскадр.
Русские как «мягкая сила»
Как показала практика последнего десятилетия, ресурсы жесткой и мягкой сил России только накапливаются. Наша страна занимает 6 % мировой суши, составляет 2 % населения и 3% мировой экономики. Для сравнения США – 4,5 % населения и 17 % мировой экономики. Как у противников, так и возможных союзников России эта диспропорция порождает сомнение в эффективности самого этноса, проживающего на слишком большой территории. Дело не в количестве населения, а в его качестве, менталитете народа, способного в отражению внешней агрессии и к коррекции собственных властей предержащих
Ресурс «мягкой силы» России – сами русские в широком смысле слова, люди генетически и исторически связанные с Россией. Речь идет о диаспоре в том числе.
К сожалению, такой важный элемент влияния русских на мир, как русский язык, утрачивает свою креативность. На этом языке все меньше создается востребованного миром продукта. Если зарубежный читатель еще сохраняет интерес к Толстому, Чехову и Достоевскому, то воспринимает их произведения на фоне исторически депрессивного бэкграунда. Поучителен пример Португалии, величие которой осталось только в поэме Камоэнса «Лузиады». Вряд ли в ближайшем будущем возникнет ситуация, когда многомудрые англосаксы будут страдать над тонкостями перевода русских политико-философ ских сочинений. Если только Россия не представить миру активной политической практики, которая начинает формироваться в течение последних двух лет.
Как часто бывает, государство ищет ресурс мягкой силы в горнем мире. Это не ханжество, это просто перераспределени е усилий в трудные времена. В «Концепции внешней политики РФ» государство «взаимодействует с Русской православной церковью (РПЦ) и другими основными религиозными объединениями страны, противодействует экстремизму, радикализации общественных настроений, нетерпимости, дискриминации и разделению по этническому, конфессиональном у, лингвистическому , культурному и другим признакам» (раздел 32). Ключевое слово в этом абзаце взаимодействует.
Взаимодействие это может быть, как во внешней, так и во внутренней политике. Церковь, не являясь субъектом политики, сохраняет функции посредника между силами противоборствующ ими, но объединенными свыше уважением к Московской патриархии. Во время политического кризиса в России осенью 1993 г. Патриарх Алексий II не смог стать эффективным посредником между ветвями светской власти. Находясь в поездке по США, он слишком поздно узнал об указе Президента России Б. Ельцина № 1400 о роспуске Верховного Совета. Патриарх вернулся в Москву только 28 сентября 1993 г., а 3-4 октября состоялся «Расстрел Белого дома».
Субъектность государства и церкви, отделенной от государства, может быть почти равной. Святейший Синод РПЦ сегодня это – не Святейший Правительствующи й Синод Российской империи, почти министерства во главе с обер-прокурором. В титуле предстоятеля РПЦ сочетание «Всея Руси» – не совсем горнее понятие вне территориальных границ. Территориально Московский патриархат, как Поместная церковь, делится на митрополии и епархии, границы которых не всегда совпадают с государственными . Церковь идет за паствой часто вне государственных границ. В этом ее сила – «мягкая сила».
В современной политической практике сохраняется вырванный из исторического контекста тезис Аугсбургского религиозного мира (1555г.) «Чья страна, того и вера» (cujus regio, eius religio). Вульгарно этот тезис истолковывается как обоснование независимой церкви для независимого государства. Должно ли получившее независимость государство создавать независимую церковную организацию? Вопрос – дискуссионный. Обращаясь к далеким прецедентам отечественной истории, можно найти примеры, как Великие князья, преодолевая феодальную раздробленность, боролись за своих митрополитов: Киевского («русского»), Киевского («литовского»), Московского, несостоявшегося Владимирского. В современных условиях церковная организация может оставаться над государственной и над территориальной. Такая церковь имеет большие возможности в поддержке государств своей юрисдикции в обеспечении национальной безопасности. Дробление же поместных церквей – путь к политической непредсказуемост и мира ради сиюминутного политического выигрыша.
Между горним и дольним миром
Обратимся к фрагментам истории и сегодняшнему дню РПЦ, выстроившей свою юрисдикцию в России и за ее пределами. Сюжетной линией этого дидактического нарратива выберем пастырскую поездку Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла по странам Латинской Америки в феврале 2016 г.
Встреча Папы Римского и Патриарха Московского и Всея Руси в Гаване названа исторической и освещена в мировых СМИ. По итогам братской встречи была подписана совместная Декларация. Главы церквей призвали международное сообщество к незамедлительным действиям для предотвращения дальнейшего вытеснения (читай – уничтожения) христиан с Ближнего Востока, а так же к межрелигиозному взаимодействию и защите традиционной семьи. Католическая церковь, имеющая паству более 1,2 млрд. чел, накопила уникальный опыт в решении проблем войны и мира. Актуальными до сих пор остаются документы Второго Ватиканского собора (1962-1965 гг.), творчески переработанные в Компендиуме социального учения церкви (2005 г.).
Для обоих иерархов эта беспрецедентная, отнюдь не личная встреча была дипломатически корректно запланирована на пересечении маршрутов их пастырских поездок. Путь Римского папы в Мексику пролег через Кубу и оправдан глубокой католической традицией бывших испанских колоний. Православный патриарх выбрал маршрут Куба – Парагвай – Бразилия, где его паствы по определению в разы меньше, чем у главы римско-католичес кой церкви.
Православие стало проникать на Американский континент в конце XVIII века. В 1794 г. в Русскую Америку на судне «Три святителя» прибыла немногочисленная первая православная миссия, собранная из стойких к невзгодам монахов Валаамского монастыря. Миссия имела целью духовное окормление русских, проникших на Алеутские острова и континентальную Аляску для промысла мехов, а также распространения веры Христовой среди туземного населения. Это в перспективе могло ослабить противоречия (вражду) между русскими и местными, которые нещадно эксплуатировалис ь на промыслах пушного зверя. Православные священники, с одной стороны, пытались улучшить нравы своих земляков, смягчить эксплуатацию и навести порядок в брачных отношениях в колониях. С другой стороны, они с истовым рвением несли слово Божие местному «дикому» населению, пополняя мартиролог христианских миссионеров.
Возглавлявший миссию архимандрит Иоасаф (Болтов), по результатам успешной деятельности должен был быть рукоположен в сан епископа. Православная каноническая хиротония (рукоположение) требует участия, по меньшей мере, трех епископов (собора). В то время в Иркутске был всего один епископ Вениамин, которому Синодом, в нарушение традиции, но в целях экономии денег на путешествие Иоасафа в Петербург, было предписано провести хиротонию. Было исполнено, так как Синод подчинялся императору Павлу, не желавшему вникать в тонкие материи передачи духовной власти. Новый епископ погиб в кораблекрушении, возвращаясь в Русскую Америку. Начался де сезон штормов. А может, Господь не сподобил неправильно рукоположенного епископа вернуться к пастве? Так появилась конспирологическ ая версия, которую одинаково невозможно доказать или опровергнуть. Церковный чин – не воинский. Это в миру можно купить офицерский патент или научную степень, присвоить себе звание генерала, наградить себя орденом и даже возложить по-наполеоновски на свою голову императорскую корону. Хиротония – тонкое явление передачи духовной власти из поколения в поколение от самого Иисуса Христа. Нарушающие его самосвяты несут ложь церкви и страдания пастве. Многие злоключения Киевского Патриархата кроются именно в нарушении хиротонии его епископов. За самосвятство расплачивается народ Украины.
По мере роста русского влияния на Аляске, укрепления позиций акционерной, но по сути частно-государст венной Российско-америк анской компании трансформировала сь и пастырская миссия. Американская православная кафедра сформировалась в средине XIX века.
Четкие политические ориентиры сформулировал Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий после уступки русских колоний в Америке в 1867 г. По его мнению потеря Аляски не была «концом света» для русских. Он прозорливо увидел отрывшуюся возможность распространения православия на весь континент. Уже в 1872 г. центр Алеутской и Аляскинской епархии был перенесен в Сан-Франциско. В 1900 г. епархия стала называться Алеутской и Северо-Американс кой, а в 1905 г. центром ее стал Нью-Йорк.
Сохранение православной церковью своего имущества на Аляске оговаривалось отдельной статьей Договора об уступке русских владений Соединенным Штатам в 1867г. Не всю Аляску продали.
Сама же Аляска остается исторически мощным духовным центром православия. Как-то на выпускном экзамене в Кадьякской духовной семинарии приглашенный из Парижа профессор богословия спросил, когда алеуты приняли православие. Он ждал исторически правильно ответа – в 1794 г. Ему ответили: «Мы были православными всегда»! Не надо сеять сомнение в умах семинаристов.
Многие православные иерархи служили в Америке. Сложная американская кафедра была и у Тихона (Белавина) в 1899-1907 гг., ставшего в 1917г. Патриархом Московскими всея России.
В конце 80-х гг. прошлого века управляющим приходами РПЦ (Московской патриархии) в США был нынешний Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин). В 2014 г. он защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук на тему «Русская Православная Церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII-XIX вв. (по материалам Аляски)».
С 1920-х гг. начался церковный раскол, вызванный закреплением нового политического режима в России. Руководители американских православных общин не признавали нового церковного патриаршего руководства из Москвы, пытались сохранить самостоятельност ь или примкнуть к Заграничному архиерейскому Синоду в Карловцах (Сербия). В 1924 г. Детройтский собор принял постановление о временной автономии Православной Церкви в Америке (ПЦА). А в 1937 г. Всеамериканский собор в Нью-Йорке закрепил эту автономию. К 1933 г. (год установления дипломатических отношений между СССР и США) РПЦ сочла возможным утвердить Экзархат Московского Патриарха в Северной и Южной Америке, объединивший верные Матери-Церкви приходы. Экзархат был упразднен в 1970 г. в связи с дарованием автокефалии ПЦА. В настоящее время в США, Канаде и Латинской Америке существуют отдельные приходы Московской патриархии.
Военно-политичес кое сближение СССР и США во Второй Мировой войне вызвало сближение церковное. В 1943 г. после длительного перерыва был избран Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) Формой признания Московского Патриарха стало указание американского митрополита Феофила, поминать Сергия во всех православных храмах в Америке. В 1946 г. Всеамериканский собор в Кливленде подавляющим большинством голосов принял решение просить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I принять ПЦА в лоно Матери-Церкви. Однако шаг был только обозначен, но так и не сделан. Глава американской церкви митрополит Феофил (1935-1950 гг.) до самых последних своих дней оставался последовательным «раскольником».
Интересна семья этого человека. Малороссийское происхождение, равно как и обучение в Киевское духовной академии митрополита Всея Америки и Канады Феофила (Пашковского) не было определяющим в его противодействии сближению с Московским Патриархатом в середине прошлого века. Федор Пашковский начинал типичную карьеру белого православного духовенства, только не в России, а в Америке. В Россию он вернулся во время Гражданской войны. В 1922 г. был пострижен в монашество и с соблюдением всех канонов хиротонисан в епископа Чикагского. Интересна самоидентификаци я с США его сына Бориса Федоровича, рожденного в Калифорнии в 1900 г. Его мать, американская сербка, умерла в 1917 г. Федор Пашковский после непродолжительно го пребывания в Советской России и Европе вернулся в Соединенные Штаты. Юноша получил образование, сократил фамилию с Пашковского до Паш и перед Второй мировой войной попал в кадровый резерв Федерального бюро расследований США. Как формально уроженец США, а фактически иммигрант первого поколения, он в 1940 г. дозволенными и недозволенными способами добился зачисления в кадры и возглавил службу безопасности Манхэттенского (атомного) проекта, принимал участие в различных миссиях в Европе и в Японии. Полковник Борис Паш увековечен в Зале славы военной разведки США.
До сих пор понятия русский, православный и патриот России остаются далеко не тождественными!
В настоящее время за границей заслуженным уважением пользуются многие представители русской эмиграции, добившиеся явных политических успехов. Так в Канаде известны парламентарии Алекс Атаманенко и Майкл Игнатьев. Последний происходит из рода графов Игнатьевых. Его дед был Киевским губернатором и Министром народного просвещения Российской империи. Избежав расстрела большевиками, он умер он Канаде, оставив после себя несколько сыновей. Один из них Георгий стал постоянным представителем Канады при НАТО и ООН. В свою очередь его сын Михаил вошел в число самых влиятельных людей Канады как лидер Либеральной партии, оказавшись в одном шаге от поста премьер-министра страны. Разумеется, представители этой ветви Игнатьевых не были сторонниками Советского Союза. Но с современной Россией у них минимальные противоречия. Подобных условно русских лидеров можно найти во многих странах. Станут ли они резервом «мягкой силы» России, вопрос – открытый. Во всяком случае, «Концепция внешней политики РФ» призывает, рассматривать «многомиллионную русскую диаспору в качестве партнера, в том числе в деле расширения и укрепления пространства русского языка и культуры» (раздел 39). В свою очередь, по мнению авторов Концепции распространение русского языка и культура будет способствовать укреплению позиций России на международной арене. Важно, в каких социальных слоях зарубежья этот язык будет распространятся.
Отношения между РПЦ и ПЦА наладились только в 1970 г., когда последняя стала 15 Церковью Вселенского православия. Московскому Патриархату всегда проще было договариваться с «американцами», чем с русской Православной Церковью заграницей (РПЦЗ). Создание РПЦЗ явилось результатом противоречий между Советской Россией и русскими эмигрантами, выброшенными Родиной. Американская же церковь просто не оставила православную паству на континенте, не только русских иммигрантов и их потомков, но и сербов, греков, румын и выходцев из Сирии. Отношения РПЦ и ПЦА активизировались с 1990-х гг. после интронизации Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Волны церковно-организ ационного сближения отражают волны сближения политического. В 2007 г. был принят Акт о каноническом общении РПЦ и РПЦЗ, определяющий пути преодоления православного раскола. Это тема предстоящего Вселенского Православного собора.
Русский образ жизни и русская идентичность
После Божественной литургии в русском православном храме в честь Казанской иконы Божией Матери в Гаване патриарх провел службу в неблизком от Гаваны храме Покрова Пресвятой Богородицы в парагвайской столице Асунсьоне. Храм этот, построенный в конце 1920-х гг., принадлежит Зарубежной православной церкви (РПЦЗ). Само название парагвайской столицы Асунсьон переводится с испанского как Успение Пресвятой Богородицы. Символично, что православный храм находится на близком равноудалении от Национального пантеона героев и Мемориала защитников Чако. Почти рядом – Дворец Президента. Своего прихода у Московской патриархии в Парагвае нет. Нет и большой паствы – около полутора тысяч русских и их потомков на семь миллионов католического населения. Пожалуй, нигде и никогда в мире столь немногочисленная русская иммиграция не сыграла такой решающей роли в борьбе за защиту давшей им приют страны, как в Парагвае.
История русских в Парагвае началась в 1924 г. Европа к тому времени уже не справлялась с российской военной эмиграцией, пережившей Галлиполи, не нашедшей покоя в Королевстве Сербо-Хорватов и Болгарии. Поэтому многие уставшие от Мировой и Гражданской войн белые офицеры попытались найти место под солнцем Аргентины, которая в конце XIX – начале XX вв. была второй после США землей обетованной для эмигрантов из Российской империи. Место под солнцем – вовсе не фигура речи. Климат Аргентины более всего в Южной Америке соответствовал традиционно российскому укладу хозяйства. В Северной Америке земледельцы-эмиг ранты, подчиняясь закону «этнос идет за ландшафтом», оседали в Канаде. Волна патриотической эмиграции достигла Буэнос-Айреса в 1923 г. Группу переселенцев, желающих стать земледельцами, возглавил георгиевский кавалер генерал-майор Иван Тимофеевич Беляев.
Однако устоявшаяся русская община в Аргентине не была готова к пополнению сообщества новыми беженцами. Генералу пришлось вести своих людей вверх по мутной реке Паране до светлой и чистой реки Парагвай, давшей название государству. Лично И. Беляев не был земледельцем. Он стал заниматься тем, чем умел лучше всего – возглавил военно-географич ескую экспедицию в отдаленный район страны Чако Бореаль, продолжив традицию русских офицеров-географ ов Н. Пржевальского, Л. Корнилова, К. Маннергейма, Н. Юденича.
Многие выходцы из России не только налаживали сельское хозяйство в Парагвае, но и становились уважаемыми инженерами и предпринимателям и. Русский язык в некоторых отраслях местной промышленности становился рабочим. Русские избегали армейской службы в новой стране. Воевавшие с 1914 г., они имели право на мирный труд. Но война настигал и их.
В 1932 г. обострились противоречия между Боливией и Парагваем за предполагаемый нефтеносный район Чако. Началась война, в которой Парагвай был обречен на поражение: ни ресурсов, ни духа сопротивления. Только опыт непрерывных поражений в войнах соседями. Боливийской армией командовали, в основном, германские ветераны Первой мировой войны. В 1928-30 гг. военным советником в боливийской армии служил «партайгеноссе» Эрнст Рем. Благодарное боливийское правительство накануне Второй мировой войны разрешило своим гражданам, жившим в Германии, служить в вермахте.
С началом войны русские офицеры посчитали, что проведя двенадцать лет без войны и столько же без России, просто обязаны встать на защиту новой Родины. Парагвайский флаг – те же полосы, что у российского, но в другом чередовании. Во время боливийско-параг вайской войны 1932-35 гг. в парагвайской армии было 46 русских офицеров-доброво льцев. Шестеро из них героически погибли.
Для кого-то из русских это было продолжение войны с германцами, для кого-то – единственный путь доказать вселенский русский патриотизм «смертию смерть поправ». Не все русские офицеры до Первый мировой войны были кадровыми военными, значительная часть русских добровольцев в парагвайской армии в Первую мировую вступили тоже добровольно, оставив образование и гражданские карьеры.
Из официальной сводки командования парагвайской армии от 17 февраля 1933 г.: «Капитан Касьянов, командовавший эскадроном, погиб как герой. Он лично, невзирая на опасность, возглавили атаку и ценой собственной гибели заставил замолчать пулемет». Примечательно, что его русский друг Николай Емельянов, товарищ по Московскому университету и Лейб-гвардии Драгунскому полку в Первую мировую, после войны успешно для эмигранта устроился в Париже. Узнав из газет о гибели друга, оставил свою юридическую практику и уехал в Парагвай добровольцем.
Русские офицеры пережили и восхищение со стороны парагвайцев и некоторое отчуждение, когда их совместная победа стала очевидной. Победа без русских не состоялась бы, как признали и парагвайцы, и боливийцы, и обозленные немецкие командиры. В 1936 г. все русские участники войны получили парагвайское гражданство. Упомянем некоторых офицеров, ставших образом служения Отечеству в Парагвае. Генерал Степан Высоколян стал известным математиком. Организатором медицины – генерал Артур Вейс. Одним из организаторов русской общины в Парагвае был генерал Николай Эрн, старший брат русского философа Владимира Эрна, идейного противника неистребимого германского милитаризма. В самом начале Первой мировой войны, который многие русские посчитали тогда Второй Отечественной, молодой человек выступил с лекцией «От Канта к Крупу». Эта речь содержала философский анализ германской идентичности, актуальный на две мировые войны вперед. В.Эрн возражал против метафизического отделения культуры народа от зверств его военщины и показал, что «немецкий милитаризм есть натуральное детище Кантова феноменализма, коллективно осуществляемого в плане истории целою расою, а орудия Круппа – суть самое вдохновенное, самое национальное и самое кровное детище немецкого милитаризма».
Русских офицеров можно вспомнить, проходя по центральным улицам парагвайской столицы: Малютин, Блинов, Салазкин, Бутлеров, Кривошеин. Герои уходили, им отдавали воинские почести, отпевали в храме Покрова. Президент-диктат ор Парагвая А. Стресснер всегда присутствовал на похоронах своих русских товарищей по оружию.
Лидер русской эмиграции генерал И.Беляев стал национальным героем и реализовал себя не только на венном поприще, но и как защитник прав индейцев. В отличие от большинства русских в Парагвае он никогда не был антикоммунистом. Из всех стран Латинской Америки власти Парагвая еще со времен антиколониальной борьбы были наиболее терпимы к местному населению, сохраняя два государственных языка: испанский и гуарани. Но до реального доступа к экономическим и правовым благам цивилизации индейцам и в середине XX в. было далеко. И. Беляев был сторонником уважительного отношения к местным, которое исторически сложилось в Русской Америке во многом благодаря православной церкви. Он писал: «На всем американском континенте есть только одна страна, где индейцы в свое время добились более или менее сносных условий существования. Это бывшая русская Аляска, где и после ухода русских в 1867 г. осталось гуманное отношение к индейцам и разумный подход к их труду». Своеобразие православия в Америке, как отмечал патриарх Алексий II, в том, что оно не несло насильственной русификации. Не несет оно русификации и сегодня.
Закономерно, что индейцы избрали героического и справедливого русского своим вождем. Когда хоронил этого Белого вождя из клана Тигров, гуарани читали «Отче наш». Русский генерал-артиллер ист, бывший начальник Генерального штаба парагвайской армии и директор Национального патроната по делам индейцев ушел из жизни в январе 1957 г. Три дня траурный Асунсьон прощался со своим национальным героем.
Иммиграция определяется качеством, а не количеством въехавших. Русские заняли достойное место во всех сферах жизни Парагвая как созидатели, а не изгои.
После Парагвая пастырь, следуя за паствой, направился через Огненную Землю на российскую научную станцию в Антарктиде «Беллинсгаузен» (о. Ватерлоо, Рей Хорхе). Там находится единственный на континенте православный Свято-Троицкий храм. Храм освящен в 2004 г., а самая северная отечественная станция существует с 1968 г. Всего в Антарктиде пять российских станций. В относительной близости от российской станции работают чилийская, аргентинские, уругвайская, британская, американская, китайская, перуанская, бразильская и украинская.
Патриарх Кирилл оптимистично отметил, что Антарктида – «это некий образ идеального человечества и свидетельство того, что люди могут так жить – без границ, без оружия, без враждебной конкуренции, что они могут сотрудничать и чувствовать себя членами одной семьи».
Последнее великое географическое открытие состоялось в конце января 1820 г. Русская географическая экспедиция под командованием капитана 2-го ранга Ф. Беллинсгаузена подошла к берегам последнего неоткрытого материка − Антарктиды. Было это на нынешнем Берегу королевы Марты почти по Гринвичскому меридиану. В течение года экспедиция, проходя близ Южного полярного круга, ещё не раз встретилась с землей, которая по совокупности и много позднее была признана новым материком. Сами же русские первопроходцы никогда себе открытия материка не приписывали, не ставили на побережье кресты или каменные столбы. Но они это видели первыми! Приоритет русских был признан с легкой руки британского исследователя Джеймса Росса, который, опять же, только видел Антарктиду.
В июле 1819 г. из Кронштадта вышли четыре военных шлюпа: «Восток», «Мирный», «Открытие» и «Благонамеренный ». До Рио-де-Жанейро шли эскадрой. После разделились на два отряда южный и северный. Первые два шлюпа спустились на юг, сколько могли, и провели сложный многомесячный вояж близ Южного полярного круга. Второй отряд, где командирами судов были капитан-лейтенан ты М. Васильев и Г. Шишмарев, перешёл в Тихий океан, поднялся на север вдоль побережья Америки до Берингова пролива, пытаясь найти проход из Тихого океана в Атлантический. Тогда не получилось. Работа южного отряда увенчалась абсолютным успехом, который не сразу сами осознали.
Высадки и зимовки на полярном континенте начались на рубеже XIX – XX вв. Правовой статус Антарктиды определен на стыке 1950-60 гг. конвенцией, имевшей почти такую же имплементацию, как и договор о Луне и небесных телах 1967 г.: хозяйственную деятельность исключить, не воевать и пр. В те счастливые 60-е годы экономическая и военная активность на Луне и в Антарктиде были соизмеримы.
Сегодня ряд стран пытается делить Антарктиду на сектора, формируя политическую ситуацию почти зеркальную по отношению к Арктике. Но вокруг Южного полюса конкуренция складывается не за шельфовые воды, а за земную твердь, хоть и покрытую снегом и льдом. В Арктической зоне у России есть естественные преимущества, и «исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация» – Северный морской путь. В Антарктиде есть только прецедент открытия и создания научных станций. Поэтому Российский ВМФ усиливает научное присутствие за полярным антарктическом кругом. В море Лазарева сегодня работает океанографическо е исследовательско е судно «Адмирал Владимирский». Последний раз военные гидрографы посещали этот район более 30 лет назад.
В создании прецедента распространения своего суверенитета на близкий материк лидирует Аргентина. Она не только определила свой сектор, но и застолбила его базами, которые пока называются военно-научными, но могут стать чисто военными. Именно на сухопутные войска (Ejercito) Аргентина с 1951 г. возложила ответственность за создание и обслуживание этих баз. Российская станция «Беллинсгаузен» находится как раз в секторе Аргентины.
При сдержанном наблюдении России и США свои сектора пытаются столбить и другие мировые игроки: Великобритания, Австралия, Франция, Норвегия. Не исключено, что в процесс «национализации» южного континента включится и Украина, имеющая полярную станцию «Академик Вернадский» (бывшая британская «Фарадей»). Ожидается появление несистемных игроков – частных компаний, способных защитить себя военными средствами. Территориальные чаяния следует артикулировать заранее, пока конкуренция не так сильна. Вполне вероятно, что в самое ближайшее время изменится мировая экономическая (сырьевая, ресурсная и пр.) конъюнктура, и борьба за материк будет стоить свеч. В испанском языке существует похожее по смыслу выражение, в данном случае более точно отражающее мотивацию игроков – vale la pena (стоить наказания). Чтобы Антарктида оставалась «зоной без враждебной конкуренции», в «Концепции внешней политики РФ» предусмотрена «работа по сохранению и расширению присутствия Российской Федерации в Антарктике, в том числе на основе эффективного использования механизмов и процедур, предусмотренных системой Договора об Антарктике» (раздел 74).
Пребывая в Парагвае, Патриарх Кирилл откликнулся на просьбу православных парагвайцев прислать священника в храм Покрова, настоятелем которого является епископ Каракасский и Южноамериканский Иоанн (РПЦЗ). До принятия Акта о каноническом общении такое было бы просто не возможно. Титулование епископ Каракасский – довольно условное и представляет дань традиции, чтобы избежать путаницы между первоиерархами РПЦ и РПЦЗ в Латинской Америке. В Венесуэле православная епархия зарубежной церкви была до 1980 г., но паства распалась. Сегодня резиденцией Южноамериканског о архипастыря РПЦЗ является Буэнос-Айрес. Здесь же находится резиденция епископа Аргентинского и Южноамериканског о РПЦ Леонида. Епископ Леонид имеет большой опыт служения за рубежом, хорошо разбирается во внешней политике Церкви. В 1998 г. он находился в составе российской Отдельной воздушно-десантн ой бригады миротворческих сил в Боснии и Герцеговине. После принятия Акта о каноническом общении православные епископы позволяют себе проводить совместные службы в своих приходах попеременно. Оба архипастыря одинаково озабочены расколом РПЦЗ в 2006 -2007 гг.
Возглавил раскол архиепископ РПЦЗ Таврический и Одесский Агафангел, присвоивший себе сан Митрополита Нью-Йоркского и Восточно-Америка нского. Он объединил приходы РПЦЗ, которые отказались принимать Акт канонического общения между братскими русскими церквями. Как-то сложилось, что много таких приходов оказалось в Бразилии, несколько в Аргентине и один в Уругвае. Примечательна фамилия епископа в миру – Пашковский. Несмотря на украинское происхождение, он напрямую не связан с митрополитом-рас кольником Феофилом, бывшим в середине прошлого века первоиерархом ПЦА.
Агафангел в апреля 2007 г. решением Архиерейского синода РПЦЗ запрещён в священнослужении , в 2009 г. лишен сана за незаконные богослужения и хиротонии (рукоположения). Все хиротонии новых священников были признаны недействительным и, а получившие сан – самосвятами. Резиденция самопровозглашен ного митрополита Агафангела, ненавидящего Россию, ее власти и народ, находится в Одессе. Он сам и его паства были сторонниками Евромайдана и так называемой АТО в Луганской и Донецкой областях. А приходы этого неканонического объединения находятся и в самой России. В канун Всеправославного собора первоиерархи РПЦ и РПЗЦ истово объединяются против раскольников. Но преодоление раскола возможно только клиром и миром!
В маршруте Патриарха Кирилла не было Аргентины. Возможно, потому, что в этой стране родился и был архиепископом Хорхе Марио Бергольо – нынешний Папа Римский Франциск. Может быть, потому, что там в настоящее время служат два взаимодействующи х сильных православных епископа Леонид и Иоанн. Московский патриархат имеет приходы в Бразилии – благочинный округ, входящий в Аргентинскую и Южноамериканскую епархию, которая отмечает свое 70-летие. Южноамериканская епархия РПЦ не распространяется на Мексику, где с пастырской поездкой был глава Римско-католичес кой церкви.
Православие проникло в Аргентину в последней четверти XIX века и вовсе не с русскими. Первое богослужение в русской православной церкви в Буэнос-Айресе состоялось в 1889 г. В 1901 г. был освящен Свято-Троицкий храм. После Первой мировой войны Аргентина дала приют многим русским, покинувшим Европу. Большинство иммигрантов не рассталось с монархическими идеалами и иллюзиями белого движения. Ранее прибывшие счастливчики ревниво оберегали свой доступ к материальным благам и мизерным политическим ресурсам. Следующие полуволны вытеснялись в глубь континента. Так группа генерала И. Беляева вынуждена была выбрать для русской колонии Парагвай именно из-за негостеприимства своих соотечественнико в. Не мог ужиться с антисоветской русской иммиграцией в Буэнос-Айресе и Иван Солоневич, идеолог народной монархии. Этот политический нонконформист нашел себе последний приют в относительно близком Уругвае. На Британском кладбище уругвайской столице Монтевидео его белое надгробие контрастно выделяется среди традиционных черных. Чтобы не забыть относительно маленький Уругвай, отметим, что единственный столичный приход РПЦЗ – церковь Вознесения христова – выбрал так называемый «агафангеловский » раскол. Многие бразильские приходы тоже.
Православная община в Аргентине создавалась во многом трудами протоиерея Константина Изразцова. Им же была и расколота. Момент истины для русских на берегах Рио-де-ла-Платы наступил во время воскресной служба 22 июня 1941 г. в Свято-Троицком храме Буэнос-Айреса. Настоятель отец Константин отслужил молебен о даровании победы немецкому оружию в войне с большевистской Россией. Но даже белоэмигрантское сообщество отказалось в большинстве своем молиться за врагов России. Поэтому русские патриоты направили в Московскую патриархию просьбу прислать им священника, с которым могли бы вместе молиться за победу русского (в тех условиях тождественно – советского) оружия. Сами же стали временными прихожанами храма великомученика Георгия Победоносца в Буэнос-Айресе Антиохийской Православной Церкви (сирийской). Московская патриархия решила прислать священника тоже из храма Св. Георгия, но из Чикаго.
Решение о создании Аргентинского викариатства Алеутской и Североамериканск ой епархии Московского Патриархата было принято Священным Синодом РПЦ в 1943 г. Решение о создании самой Аргентинской епархии было принято после Второй мировой войны только в 1946 г. В военное время священнику из Советского Союза добираться через океаны было опасно. Но и североамериканск ого епископа Федора аргентинские власти долго не пускали в страну. На берег он смог сойти только 7 апреля 1947 г. в православный праздник Благовещения. В честь этого праздника главный православный собор Московского Патриархата в аргентинской столице назван Благовещенским. По законам Аргентины есть только одна церковь – римско-католичес кая. Остальные религиозные общины могут считаться только ассоциациями или конгрегациями. В США же Церковь вообще не попадает в правовое поле. Поэтому там и создается благоприятная среда для различных раскольников и сект, которые формально равны каноническим церковным организациям. Аргентинские власти сегодня признают РПЦ и РПЦЗ, но отказывают в регистрации «агафангеловским » раскольникам.
К.Изразцову в 1952 г. удалось на несколько месяцев вытеснить епархию РПЦ из Аргентины. Это был его последний удар по нелюбимой «сергианской» РПЦ, оставшейся со свое паствой в Советской России. Сегодня Буэнос-Айрес – резиденция южноамериканских архипастырей РПЦ и РПЦЗ. Город и страна достаточно веротерпимы. В кафедральном соборе Буэнос-Айреса, где покоятся останки национального героя Аргентины Хосе Сан-Мартина, первой посетителя встречает икона Владимирской Божией Матери.
Следующей точкой маршрута Патриарха Кирилла стала Бразилия, в которой он не был ровно десять лет. Будучи еще Митрополитом Смоленским и Калининградский 19 февраля 2006 г. он совершил чин Великого освящения единственной в Рио-де-Жанейро православной церкви Святой мученицы Зинаиды. Церковь эта построена лет на десть позже православной церкви в парагвайской столице, но близка ей по архитектуре и духу. Находится храм вовсе не в престижном района города. Там даже иногда постреливают бандиты. Шальные пули залетали и в церковь.
Изначально это был приход РПЦЗ, после раскола православной общины в 1964 г. церковь приход перешел под юрисдикцию Православной церкви в Америке (ПЦА). Случилось это конце в конце 1970–х гг. Новый XXI век церковь и прихожане встретили под юрисдикцией Московского Патриархата. В тот памятный для православной общины день февраля на пляже Копакабана собралось более миллиона народа на концерт Роллинг Стоунс. Горний и дольний миры тогда в очередной раз не совпали. Для кого-то почти рабочий визит русского иерарха прошел незамеченным.
Два года спустя митрополит Кирилл руководил церковной делегацией священнослужител ей как председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата во время проведения «Дней России в странах Латинской Америки».
Сегодня столица государства Бразилиа имеет православную церковь в честь иконы Божией Матери «Одигитрия». С нее и начал службу Патриарх. Встретили его и в церкви Святой мученицы Зинаиды в Рио. Не пропустил Предстоятель РПЦ молебна у подножия горы Корковадо, на вершине которой стоит статуя Христа-Искупител я. Завершение пастырского визита было в Сан-Паулу, где есть и Благовещенский собор РПЦ и самый большой православный храм на континенте Св. Павла. Этот собор принадлежит Сан-Паульской и Бразильской митрополии Антиохийского Патриархата. Божественную литургию из этого собора услышали и в многострадальной Сирии.
Противник тоже обучаем
Этот завершающий эпизод пастырской поездки следует дополнить поучительным (дидактическим) для противников России чудесным явлением. Мягкая сила теплой молитвы за прекращение кровопролития на Ближнем Востоке многократно возросла, благодаря активными действиями «православного воинства против нечестивых агарян». Понимающему достаточно.
Ружейников Владимир Владимирович