СОВЕТСКАЯ НОСТАЛЬГИЯ НЕСОВЕТСКОГО ПОКОЛЕНИЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Горюшкина А.Д.,
студентка группы СГН3-42Б
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Научный руководитель: Галаганова С.Г.,
кандидат философских наук,
доцент кафедры «Информационная аналитика и политические технологии»

Аннотация: В статье рассматривается феномен, получивший в научном сообществе такие условные названия, как «ностальгия по непрожитому» или «ностальгия без памяти». Речь идёт о проявлении в коллективном сознании российской молодёжи, относящейся к так называемому «поколению Z», массовых ностальгических чувств по отношению к периоду конца 1980-х – начала 1990-х годов. Автор анализирует формы проявления данного феномена, исследует его социальные и психологические аспекты, выявляет возможные причины.

Ключевые слова: ностальгия, память, российская молодёжь, поколение Z, советское прошлое.

Отношение к прошлому, особенно к какому-то конкретному промежутку времени, не может быть стабильным. Его определяют реалии  сегодняшнего дня, и, как и любая форма общественного сознания, оно подвержено идеологическим и политическим манипуляциям. Это относится и к периоду 1980-х–1990-х годов – переломному времени в жизни нашей страны, отмеченному большим количеством экономических, социальных и политических трансформаций. В последнее время в российском обществе можно наблюдать рост ностальгических чувств по отношению к этому периоду истории. Причём подобная тенденция отмечается не только у тех,  чьё детство и юность пришлись на эти годы, но и у тех, кто родился уже в 2000-х годах – так называемого «поколения Z».

Слово «ностальгия» (от греч. nostos «возвращение» и algos – «боль»)  означает острую тоску по утраченному (родине, дому, счастливому времени жизни). Сегодня это понятие обозначает как личные чувства по отношению к идеализированному прошлому, тягу к нему, так и интеллектуально-эмоциональный конструкт, искажающий общепринятую версию определённого исторического периода с присущими ему социальными характеристиками. Ностальгия тесно связана с феноменами социальной, коллективной и культурной памяти, в которых коренятся причины  возникновения, изменения и сохранения воспоминаний о прошлом в сознании конкретных поколений.

Разумеется, в процессе ностальгирования большинство отрицательных фактов отходит на второй план, восприятие прошлого упрощается, его образ предстаёт в несколько сглаженном и мифологизированном виде [3]. Так, в  отношении СССР на первый план выходят представления о сильной державе, чувстве защищённости, социальном равенстве, что подтверждается результатами опроса, проведённого в 2021 году ВЦИОМ среди россиян всех возрастных категорий. На вопрос «Какие образы, ассоциации возникают у Вас, когда Вы слышите о Советском Союзе? Назовите первое, что приходит в голову» 21% респондентов ответили «Вера в светлое будущее / стабильность / спокойствие / уверенность в завтрашнем дне», а каждый седьмой опрошенный (13%) связывает СССР с положительными эмоциями / ностальгией / радостью / тёплыми, приятными воспоминаниями [2].

Ностальгия взрослых понятна: в советский период прошли их детство и юность, которые в большинство случаев вспоминаются с тёплыми чувствами. Но откуда возникает чувство ностальгии у поколений, не живших в тот период?

Во второй половине 2019 года на платформе YouTube вышел художественный сериал «Внутри Лапенко», который моментально обрёл большую популярность среди зрителей. Основную аудиторию видеохостинга составляют люди в возрасте от 18 до 34 лет.  В картине не обозначаются конкретные даты происходящих событий, однако очевидно, что действие  происходит в 1980–1990-е годы. Центральным персонажем выступает собирательный образ Инженера. Это типичный советский рабочий человек, образ которого заметно мифологизирован: архетипичная внешность, манера вести разговор, одежда, атрибутика (очки, портфель) – всё выдает в нём советского инженера. Другим ярким персонажем является Журналист, прототипом которого стал молодой Леонид Парфёнов. Этот персонаж  погружает зрителя в атмосферу телевидения 1990-х годов. Сериал помогает молодому поколению пережить то, о чём они много слышали и читали, но никогда не видели собственными глазами. Впоследствии в сети даже появился Интернет-термин «Эффект Лапенко», означающий ностальгию по советскому времени человека, который в то время не жил.

Феномен «советской ностальгии несоветского поколения» наблюдается и в эстрадной музыке, где за последние годы появилось большое количество новых песен, пропитанных духом 1980-х–1990-х годов. «Про белые розы» (Дима Билан), «Предприниматель» (Ида Галич), «Life» (Zivert) – все эти композиции долгое время занимали высокие позиции в рейтингах, снятые на них клипы набрали сотни миллионов просмотров. Безусловно, и сами песни этого периода до сих пор пользуются большой популярностью, что подтверждает ежегодно проходящие в Москве и Санкт-Петербурге российские музыкальные фестивали «Легенды Ретро FM» и «Дискотека 80-х». Так, в 2021 году праздничные показы главного ностальгического фестиваля страны «Легенды Ретро FM» за время 25-часового эфира, начавшегося в 6 утра 31 декабря, собрали у экранов телевизоров более 42 миллионов россиян.

В марте 2022 года, после введения санкций западных кинокомпаний,  в прокат российских кинотеатров вновь вышел фильм «Брат», который в первые же выходные занял третью строчку в рейтинге популярности.

Всё более популярной становится сегодня и, казалось бы, давно забытая всеми плёночная фотография. В условиях цифровой культуры существуют и развиваются группы любителей аналоговой фотографии,  объединяющиеся в реальные и виртуальные  сообщества. Организуются многочисленные фотовыставки, полностью или частично посвящённые  плёночной фотографии. Для многих людей увлечение плёночной фотографией связано, в том числе, с прошлым их родителей, просмотром их старых фотоснимков. Присутствие в обществе ностальгии по старым аналоговым носителям информации подтверждает и растущее увлечение  моделированием «полароидных» или плёночных эффектов на смартфонах.  Это подтвердили результаты опроса респондентов, проведённого авторами  статьи «Аналоговая фотография как проекция ценностных ожиданий в контексте изучения сетевых любительских сообществ» [1]. Очевидно,  плёночная фотография становится способом справиться с высокой напряжённостью современной жизни, попыткой освободиться от цифрового диктата, формой «социальной ностальгии».

Безусловно, ностальгический феномен у различных возрастных групп проявляется по-разному. Старшие поколения имеют непосредственный опыт причастности к рассматриваемому периоду, тогда как «цифровое» поколение является продуктом нового века и новых технологий, оказывающих непосредственное влияние на восприятие времени.

По мнению ряда исследователей, поколение «зетов» отличает потребительский образ жизни, который  к 15–20 годам делает значительную  часть молодёжи уже несколько пресыщенной материальными ценностями, побуждая обращается к ценностям иного характера. Исследования свидетельствуют о том, что «поколение Z» в целом проявляет бóльшую социальную активность, нежели его предшественники. Представители цифровой эпохи выходят на протесты и митинги, создают успешные каналы коммуникации, в которых обмениваются идеями и пропагандируют свои идеалы, участвуют в волонтёрских и других движениях. Можно согласиться с Е. Джанджугазовой, полагающей, что «у нынешнего молодого поколения есть чёткий запрос на социальную справедливость и желание жить в самостоятельной, великой стране, а это невозможно без солидарности поколений и отождествления сегодняшней России с Советским Союзом» [4].

Следует отметить и то, что «поколение Z» ещё не сформировало собственной социокультурной памяти, его коллективная память во многом подпитывается образами и мемориальными символами прошлых поколений,  воспоминаниями и историями родственников. Это означает, что в данном случае мы имеем дело с деформацией ностальгического феномена: в нём отсутствует тоска по детству, молодости, прожитой жизни, которые собственно и определяют позитивный настрой и нерефлексивное отношение к прошлому. Причём, как отмечают исследователи, «чем менее человеку известно об этом прошлом, тем больше у него простора для его некритично позитивной оценки и извлекаемым из него неадекватным смыслам» [7].

В значительной степени советская ностальгия является для молодых россиян своеобразной формой замещения, когда «ностальгическое переживание выступает как своеобразная психологическая защита от настоящего, форма совладания с травматическим осознанием необратимости прошедшего и неизбежности лишённого для человека смысла настоящего» [8]. Это подтверждается и тем фактом, что рост моды на ретро пришёлся на период начала пандемии коронавируса, когда люди столкнулись с травмирующим социальным опытом. Изменение привычного уклада жизни порождало состояние повышенной тревожности, эмоциональной нестабильности, а иногда и депрессии. Можно предположить, что ностальгия по советскому времени – это результат общего роста неуверенности в завтрашнем дне и неудовлетворённости жизнью. Эта негативная тенденция значительно усилилась под влиянием недавних событий в стране и мире – антипандемийных ограничений, локдаунов, спецоперации на Украине, последовавших санкций.

Социальная ностальгия – это не только индивидуальная тоска по личному прошлому и своей молодости, но, прежде всего, коллективное, массовое явление. Радикальные социальные переломы 1980-х–1990-х годов сопровождались развитием информационной сферы, позволяющей закрепить, распространить и визуализировать некоторые образы в массовом сознании, выстроив стратегию управления коллективной  памятью народа. С другой стороны, распространение Интернета децентрализует этот процесс, стимулируя независимые от СМИ перемены в общественном сознании.

Поэтому сложно однозначно утверждать, является посвящённый 1980-м–1990-м годам контент в социальных сетях отражением преимущественно внутреннего настроения общества или же это результат скрытого манипулирования. В последнем случае целенаправленное создание некой «советской моды» может играть роль своеобразного «анальгетика», отвлекающего молодёжь от негативных сторон сегодняшней жизни. В то же время нельзя не видеть объективной необходимости идейного сплочения народа в сложившейся международной и внутреннеполитической ситуации, героизации общественного сознания, формирования чувства патриотизма, что невозможно без опоры на социальный опыт и культуру советского прошлого.

Таким образом, можно предположить, что ностальгия российской молодёжи по 1980-м–1990-м годам вызвана светлыми воспоминаниями их родителей о своих детстве и юности, а также мифологизированными образами данного исторического периода в современной массовой культуре. Как и  любой ностальгический феномен, эта «эстетика советского прошлого»  уводит на второй план непривлекательные явления жизни, акцентируя внимание исключительно на её позитивных сторонах. Данная тенденция может свидетельствовать о запросе общества на социальную справедливость, честность, взаимоуважение. В условиях индивидуализации социума, обострения экономических и социальных противоречий и проблем, в том числе проблемы личной и общественной безопасности, «советская ностальгия несоветского поколения» становится способом психологической защиты, преодоления социально-нравственного и культурного дискомфорта.

Литература и источники

  1. Ветошкина, Ю. В. Аналоговая фотография как проекция ценностных ожиданий в контексте изучения сетевых любительских сообществ / Ю. В. Ветошкина, А. О. Внутских // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. – 2018. – № 1(2). – С. 183-196.
  2. ВЦИОМ. Новости: Тридцать лет спустя, или вспоминая и забывая СССР: [Электронный ресурс]. URL: http://www.mga.ru.https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/tridcat-let-spustja-ili-vspominaja-i-zabyvaja-sssr
  3. Галаганова С.Г. «Воспоминание о будущем»: мифологическое смыслообразование для XXI века // Культура Мира. – 2019. – № 18. – С. 60–72.
  4. Джанджугазова, Е. А. Бытовая романтика СССР: «старые – новые» бренды / Е. А. Джанджугазова // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2016. – Т. 3. – № 4. – С. 50-63.
  5. Мерзлякова, В.Н. Медиатизация коллективной памяти о 1990-х годах в Рунете // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. – 2019. – №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediatizatsiya-kollektivnoy-pamyati-o-1990-h-gg-v-runete (дата обращения: 18.04.2022).
  6. Романова, А. П. «Советская ностальгия» несоветского цифрового поколения / А. П. Романова, М. М. Фёдорова // Южно-российский журнал социальных наук. – 2021. – Т. 22. – № 1. – С. 6-18.
  7. Сапогова, Е. Е. Экзистенциально-психологические аспекты переживания «ностальгии без памяти» / Е. Е. Сапогова // Проблемы современного образования. – 2019. – № 2. – С. 28-40.
  8. Упоров, И. В. Ностальгия по СССР – тема, всё чаще обсуждаемая в соцсетях / И. В. Упоров // Заметки учёного. – 2022. – № 1-2. – С. 44-48.
  9. Шлегель, Е. В. Ностальгия по непрожитому: привлекательность мифа о советском прошлом для поколения Z / Е. В. Шлегель // Вестник Гуманитарного университета. – 2019. – № 3(26). – С. 87-93.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *