Национальная безопасность России в контексте смены режима в Афганистане
Максименков С.А.,
студент группы 2-18-1,
направление подготовки политология Московский государственный лингвистический университет
Научный руководитель: Р.Э. Абгарян,
канд. фил. наук, засл. проф. МГЛУ,
доцент кафедры политологии
Смена политических режимов в различных государствах мира на протяжении истории человечества – событие не самое редкое. Режимы сменяли друг друга в разных контекстах и на различных этапах развития стран. Революции, контрреволюции, дворцовые перевороты – примеров предостаточно. Политическое потрясение или государственный переворот, то есть захват власти в государстве, неизбежно осуществляемый с нарушением действующих на данный момент конституционных и правовых норм [1] – это основная причина смены политических режимов. Существует несколько типов гражданских переворотов, и одним из них является военный переворот, происходящий по завершении гражданской войны. Военные перевороты происходили практически во многих странах мира на различных этапах их развития и приводили к разным последствиям – от достаточно позитивных в долгосрочной перспективе до резко негативных, которые затуманивали будущее государства.
Подобная судьба постигла Афганистан – летом 2021 года в этом государстве завершилась очередная гражданская война, приведшая к кардинальной смене политического режима. Это событие привело и будет продолжать приводить к значительным последствиям как для самого Афганистана, так и для всего мира. Одним из основных последствий являются появившиеся угрозы национальной безопасности различных стран, в том числе и России. Россия играет важную роль в регионе, и, как одна из ведущих держав мира, должна так или иначе отреагировать на сложившуюся ситуацию для обеспечения, в первую очередь, своей национальной безопасности, а также для обеспечения безопасности своих союзников в районе горячей точки.
Для развития темы статьи необходимо вкратце изучить произошедшее в Афганистане. В этой стране с 1994 года существует «Талибан» — исламистское радикальное религиозно-политическое военизированное движение [2]. Данное движение правило в Афганистане с 1996 по 2001 год, однако после терактов 11 сентября 2001 года США начали контртеррористическую операцию против Исламского Эмирата Афганистан (так официально называется государство талибов) и свергли режим талибов, установив тем самым Исламскую Республику Афганистана. На протяжении двадцати лет в Афганистане существовало де-факто марионеточное государство, зависевшее от американских войск в связи с постоянной угрозой захвата страны талибами. Однако, 29 февраля 2020 года были подписаны «Дохийские соглашения», которые ознаменовали собой вывод американских войск из Афганистана. Начиная с 1 мая 2021 года, в связи с объявлением окончательного вывода американских войск, Талибан последовательно захватывал Афганистан, и к 16 августа 2021 года была взята столица – Кабул. В Афганистане вновь установилась власть талибов.
Данная ситуация не осталась без внимания российского государства, поскольку с изменением политического режима в Афганистане на радикально-исламистский появилась реальная угроза террористической и экстремистской деятельности на территории Российской Федерации [3]., возникла опасность терактов, направленных против российского населения, а также обострился вопрос беженцев.
Что Россия может и должна делать для борьбы с возникшими угрозами и для обеспечения своей национальной безопасности? Возможно выделить два направления.
Первое направление – дипломатическая работа. Российскому министерству иностранных дел необходимо приложить усилия для разрешения сложного комплекса проблем вокруг Афганистана, чтобы последствия конфликта не коснулись нашей страны. Данная задача является трудоемкой, поскольку с Талибаном у России два пути взаимоотношений – внешний и внутренний. На внутреннем пути еще в 2003 году Верховным Судом РФ было принято решение о признании движения «Талибан» террористической организацией [4]. Также, при упоминании движения в СМИ, информация о «Талибане» должна сопровождаться указанием о запрете их деятельности [5]. Соответственно, для граждан Российской Федерации «Талибан» является однозначно деструктивной силой, признанной в законном порядке террористической организацией.
Второй путь – внешний, на котором Россия активно ведет переговоры с «Талибаном», а диппредставительство в Кабуле после смены режима не закрылось и продолжает работать в нормальном режиме. Талибов, например, пригласили на встречу «московского формата» консультаций по Афганистану. В то же время, власть талибов все еще не признана Россией и пока что нет ясности, когда это произойдет. Однако, так или иначе, российское государство отреагировало на события в Афганистане и имеет все возможности для договоров с талибами, которые нейтрализуют угрозы международного терроризма, по крайней мере, на территории России и ее союзников.
Второе направление – это усилия по линии российского Министерства обороны и ОДКБ, направленные на укрепление обороны центрально-азиатских стран, безопасность которых гарантирует Россия. Это формирование некоего внешнего «защитного вала», который может предохранить нашу страну в случае очередного обострения ситуации в Афганистане. С учетом всех вышеуказанных сложностей дипломатического урегулирования это направление очень важно [6].
Важно отметить, что Россия, помогая странам Центральной Азии в обеспечении их безопасности, способствует и обеспечению безопасности Европы. Уже сейчас афганцы находятся среди трех основных групп беженцев в Германии (наряду с сирийцами и иракцами). Пока волны беженцев из Афганистана не затрагивают северное (российское) направление. Однако, в случае очередной дестабилизации может возникнуть новая волна беженцев, которая в свою очередь, захлестнет Европу [6].
Лишь с умелым применением данных возможностей двух направлений, государство способно ответить на возникший вызов национальной безопасности в лице «Талибана». Российская Федерация, используя эти возможности, явилась способной оказать противодействие угрозам и обеспечить безопасность своих граждан. Россия использует оба направления в достаточной мере, не отдавая излишний приоритет одному из них, и не забывая в то же время о другом. Это наглядно показывает, что на данном этапе, прямая угроза национальной безопасности Российской Федерации в контексте ситуации в Афганистане практически полностью нейтрализована.
Таким образом, ситуация в Афганистане сформировала комплекс вызовов для национальной безопасности России. Российская Федерация адекватно на них отреагировала как с помощью дипломатических инструментов, так и с помощью обеспечения военной безопасности стран-союзниц по ОДКБ, что, в свою очередь, предотвратило конфликт этих стран с Афганистаном, а также поспособствовало облегчению ситуации с беженцами. Смена режима в Афганистане еще не является событием минувших дней, новые вызовы ещё могут появиться, однако, в соответствии с результатами проведенного исследования, этим вызовам сложно будет стать угрозой национальной безопасности России, поскольку меры по предотвращению этих угроз уже были приняты и продолжат действовать в краткосрочной перспективе.
Литература и источники
- Luttwak, Edward. Coupd’état: a practical hand book. Harvard University Press, 1979. С. 171.
- Белокреницкий В. Я., Сикоев Р. Р. Движение Талибан и перспективы Афганистана и Пакистана. М.: Институт востоковедения РАН, 2014.
- Звягельская И.Д., Казанцев А.А., Нессар О., Панарин И.Н. Угроза международного терроризма и религиозного экстремизма государствам — членам ОДКБ на центрально-азиатском и афганском направлениях. Москва: МГИМО, Аналитическая ассоциация ОДКБ, 2017.
- Решение Верховного Суда РФ от 14 февраля 2003 г. http://nac.gov.ru/print/zakonodatelstvo/sudebnye-resheniya/reshenie-verhovnogo-suda-rf-ot-14-fevralya.html
- Федеральный закон от 01.07.2021 N 290-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_388917/
- https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/krizis-v-afganistane-problemy-bezopasnosti-rossii-i-stran-tsentralnoy-azii/