О важности создания отечественного программного обеспечения

Верзилин С.С.,
студент группы АК1-31
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Научный руководитель: Бочарников И.В.,
докт. полит. наук,
профессор кафедры «Информационная аналитика и политические технологии»

На сегодняшний день один из главных и первоочередных вопросов для политической сферы нашей страны – это вопрос импортозамещения (замещения импорта продукцией, производимой внутри страны). Проблема импортозамещения остается актуальной во всех сферах жизни, особенно в сфере IT технологий и коммуникаций. Многие государства ставят перед собой задачу внедрения и реализации нового ПО для своих граждан, причем внедрение именно отечественного ПО. В XXI веке образование в стране и уровень IT технологий тесно связаны: чтобы обеспечить качественное образование, необходимо удобное программное обеспечение.

Весной 2020 года связь между технологиями и образованием дала о себе знать. Многие учебные заведения перешли на формат дистанционного обучения. Дистанционное обучение – это самостоятельный формат обучения, в котором информационные технологии являются ведущим средством. На мой взгляд, дистанционное обучение оправдывает себя: оно удобно и практично, для обучения нужен только выход в интернет, там есть и доступ к информации, и необходимые курсы. Но главный вопрос, стоявший перед руководством учебных заведений: «Какое ПО использовать для дистанционного обучения?». На тот момент выбор был очевиден – использовать софты Microsoft. Дистанционное обучение прошло в тестовом режиме, но в целом оно показало себя с положительной стороны. Осень 2020 года… идет пора дистанционного обучения. Многие российские университеты были готовы к этому, МГТУ им. Н.Э. Баумана – не исключение. В МГТУ используют софты Microsoft, так как большинство программ для расчетов хорошо коммутируют с Windows.

9 декабря на сайте CNEWS.ru была опубликована новость о прекращении предоставления софта Microsoft для МГТУ им. Н.Э.Баумана. Дистрибьютор продуктов Microsoft отказался продавать свое ПО вузу, «который готовит специалистов по вооружения». Компания объяснила свой отказ, сославшись на экспортные ограничения США. В конце июня 2020 г. власти США ужесточили экспортные правила в отношении России и ряда других стран. Новые ограничения не позволяют российским военным пользоваться рядом американских IT программ. Изменения связаны с вступившим в силу новым правилом Бюро промышленности и безопасности (Bureau of Industry and Security, BIS), входящего в состав Министерства торговли США. Оно расширяет определение «военного использования» американской продукции. Итогом этого станет сокращение возможностей для российского оборонного сектора в плане закупок ПО, технологий и других товаров, разработанных в США. Но все знают, что МГТУ – это крупнейший национальный университет, где учатся студенты разных стран. Все это оставляет много вопросов к самой компании. Но везде есть свои плюсы. Теперь у нашей страны есть еще один стимул продвигать и создавать свое ПО. Этот отказ Microsoft можно рассматривать как самый настоящий политический конфликт, но Россия должна сделать выводы. Илья Сачков – руководитель крупнейшей компании по киберпреступности Group IB – высказался об этом следующим образом: «Microsoft и многие другие компании умудряются играть в политику, и делать вид, что в политику не играют. Они не должны мешать между собой политику и образование. Это «удар по образованию». И страдают от этого обычные студенты».

Да, если быть честными, вопрос импортозамещения ПО возник давно. На протяжении всего 2020 года велась усиленная доработка отечественных программ. «Сыграло свою роль несовершенство национальных цифровых платформ и сервисов организации образовательной деятельности в онлайн формате. В этих условиях мы в максимально короткие сроки должны обеспечить свой суверенитет, доработать и внедрить отечественные цифровые платформы для вузов. Мы должны обеспечить свой суверенитет, доработать и внедрить отечественные цифровые платформы для обучения студентов. Задел в этом направлении у отечественных компаний уже есть.

Рис. 1. Использование ПО в обучении

Был проведен опрос среди студентов Аэрокосмического факультета МГТУ им. Н.Э.Баумана на тему использования программного обеспечения (рис. 1.). По данным опроса можно сделать вывод, что большинство студентов используют именно иностранное ПО. Это во многом обусловлено недостатком информации о российских образовательных платформах и российских операционных системах. Еще ввиду последних событий, о которых говорилось ранее, был проведен опрос с целью выявления наиболее популярной среди студентов ОС (операционной системы).

Рис. 2. Операционные системы

Как мы видим большинство студентов «подвязаны» на операционную систему Windows от компании Microsoft. Данная операционная система во многом является универсальной. Но это неотечественная разработка. На самом деле мы просто уже привыкли к Windows. 23 ноября 2020 года Правительство утвердило правила предустановки отечественного программного обеспечения на ряд устройств, произведенных после 1 января 2021 года. Из постановления, опубликованного на официальном портале правовой информации, следует, что российский софт станет обязательным для установки на продаваемые в стране смартфоны, планшеты, стационарные компьютеры, ноутбуки и «умные» телевизоры. На данный момент рассматриваются оптимальные системы для реализации данной инициативы.

Поэтому с 2021 года мы будем использовать в работе и обучении новые отечественные софты и технологии. Это особенно важно в решении узкоспециализированных задач, предназначенных для внутригосударственного использования.

Решение проблемы импортозамещения покажет суверенитет нашей системы образования и информационных технологий. Политические процессы накладывают отпечаток на реализацию процесса обучения, этого не избежать.

Литература и источники

  1. Антироссийские санкции: история и современность /Гришин В.И., Гришина О.А., Жидких В.А., Кошкин А.П., Бочарников И.В.
    Информационно-аналитический вестник / Москва, 2016. Выпуск 7.
  2. Бочарников И.В. Развитие современных глобализационных процессов: перспективы, проблемы и риски. В сборнике: Современная Россия в мировом политическом процессе: глобальное и региональное измерение. Материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.Я. Касюка, И.К. Харичкина. 2019. С. 171-182.
  3. Бочарников И.В. Социальные механизмы управления устойчивым развитием российской системы образования // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2013. № 1 (13). С. 71-75.
  4. Зубок Ю.А., Ростовская Т.К., Смакотина Н.Л. Молодежь и молодежная политика в современном российском обществе. М., 2016.
  5. Национальные проекты: Целевые показатели и основные результаты. На основе паспортов национальных проектов, утвержденных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018, Москва, 2019 г.
  6. Неровня Т.Н., Камилов М.Н. Интеграция молодежной политики в теорию и практику социальной политики и управления Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС при Президенте РФ 2013. С. 45-50.
  7. Ремарчук В.Н. Управление смыслами как инструмент современной политики. В сборнике: Научные труды ученых Отделения общих проблем войны мира и армии Академии военных наук. Москва, 2019. С. 28-45.
  8. Российский патриотизм: основы и приоритетные направления развития /Бочарников И.В., Овсянникова О.А., Герасимов А.В., Богатырева С.Н. сборник материалов / под редакцией Н.П. Комарова. М., 2014.
  9. Постановление Правительства РФ №1867 от 18 ноября 2020 года.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *