Перспективные направления повышения эффективности коммуникации органов государственной власти с гражданами

Ярыгин О.В.,
студент группы СГН 3–31Б Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана

Научный руководитель: Бочарников И.В.,
доктор политических наук,
профессор кафедры «Информационная аналитика и политические технологии»

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению проблемных вопросов в области коммуникации между органами государственной власти и гражданами. Автором разработаны предложения по повышению эффективности функционирования данной сферы.

В качестве одного из важнейших принципов государственного устройства Конституция Российской Федерации в 1993 году закрепила формирование демократического правового государства, которое основано на признании приоритета прав и свобод человека и гражданина [1]. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через систему органов власти.

Для реализации установленных положений Конституции РФ существует институт взаимодействия между органами государственной власти и гражданами. На сегодняшний день, в условиях стремительного развития общества и мира в целом, появляется необходимость в постоянном совершенствовании механизма данного коммуникационного процесса. Актуальность данной темы особенно возросла по причине пандемии COVID – 19, когда медики рекомендуют не выходить из дома лишний раз, поэтому многие исследователи отмечают необходимость сделать упор на виртуализации такого взаимодействия.

Одной из наиболее серьёзных проблем при коммуникации государства и общества стала высокая степень закрытости различных ведомств. В качестве предложений по повышению эффективности их деятельности можно вынести:

  • актуализацию требований по наполняемости сайтов государственных учреждений в условии пандемии, а также качеству размещённого на них контента;
  • введение дополнительного критерия актуальности и полноты информации, размещённой на официальном сайте, для оценки деятельности государственных органов.

Ещё одной проблемой выступает низкий уровень коммуникации между органами власти и гражданами. Как отмечает В.А. Ачкасова и И.А. Быкова, такая ситуация нарушает сам принцип эффективной связи с общественностью, который основан на открытости, законности, оперативности, конструктивности и системности [9].

Кроме того, если проанализировать несколько сайтов органов государственной власти, можно заметить, что фактически каждый орган власти самостоятельно разрабатывает формы онлайн-обращений (начиная от максимального объёма текста и заканчивая допустимым форматом файлов). Целесообразно провести межведомственную унификацию форм и способов взаимодействия граждан с органами власти. В качестве анализа данной проблемы был проведён выборочный анализ сайтов случайно выбранного субъекта Российской Федерации – Воронежской области.

В ходе анализа был рассмотрены сайты таких государственных органов Воронежской области, как Министерство здравоохранения, Министерство юстиции, Министерство труда и социальной защиты, а также Министерство транспорта.

При попытке подать обращение мы прежде всего сталкиваемся с наименованием разделов. На сайте Минздрава это находится во вкладке «Общественная приёмная», на сайте Минюста – в «Обращениях граждан», на сайтах Минтруда и Минтранса – в «Электронной приёмной». Кроме того, заявитель может столкнуться с невозможностью отправки обращения напрямую через сайт Минюста (его можно отправить только на указанную электронную почту). К тому же, не на всех сайтах можно сразу же найти нужную ссылку для подачи заявления. Вызывает удивление и тот факт, что на сайте Департамента здравоохранения Воронежской области установлен лимит обращения в 2000 символов, тогда как в электронном портале Правительства Воронежской области отсутствует какое-либо ограничение по вводимому количеству символов.

Ещё одной проблемой является ограничение уровня реализации прав и свобод человека и гражданина в целях повышения безопасности граждан. К примеру, для работы судебных органов власти можно предложить изменить подход к электронному документообороту. Такой подход можно в принципе реализовать и в других органах государственной власти.

Во-первых, исследователями отмечается тот факт, что о возможности электронной подачи документов в суд знает относительно узкий слой населения, в который в основном входят профессиональные юристы. С.В. Афанасьев и В.Ф. Борисова говорят о том, что необходимо расширить электронный документооборот. Так, данная процедура не должна ограничиваться лишь подачей электронных документов, но и должна содержать формы фиксации процессуального реагирования суда на обращение [1, с. 23].

Во-вторых, простой гражданин в большинстве случаев сталкивается с проблемой получения электронной подписи, которая необходима для подачи заявления.

Как известно, стоимость получения электронной подписи начинается от трёх тысяч рублей и выдается на срок 12 месяцев в зависимости от вида подписи. Соответственно, для некоторой категории населения такие затраты неразумны, и им проще подать документы в бумажном виде. Поэтому наилучшим способом решения данной проблемы является внедрение возможности подачи искового заявления через портал «Госуслуги», о котором говорят уже несколько лет.

Нам представляется, что такое решение будет достаточно действенным, поскольку при регистрации на портале в любом случае необходимо проходить паспортный контроль, что исключает возможность искажения волеизъявления истца.

Хорошим решением стала разработка и перевод исключительно в электронный вид документного оборота определённого вида. Так, например, с 10 апреля 2021 года только в электронном виде предоставляются следующие госуслуги: назначение ежемесячного пособия на ребенка; назначение ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям граждан на детей в возрасте до трёх лет и другие. С 30 апреля 2021 года исключительно в электронном виде предоставляется такая госуслуга, как назначение региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерами, с 1 ноября 2021 года – постановка отдельных льготных категорий граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, на учёт для получения бесплатной санаторно-курортной путёвки; постановка федеральных льготных категорий граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, на учёт для получения бесплатной санаторно-курортной путёвки.

Таким образом, перевод большей части услуг в электронный формат позволит избавиться не только от бумажной волокиты, но и от постоянных очередей в МФЦ. Интересен в этом отношении опыт города Москвы. Так, был создан специальный сайт «Москва – наш город», на который граждане могут отправлять свои жалобы. Почти ежедневно на сайте выкладываются фотографии с отчётом о проделанной работе, а граждане положительно отзываются о такой практике. Целесообразно ввести такой сайт в каждом субъекте Российской Федерации, а ещё лучше – в каждом городе.

Литература и источники

  1. Афанасьев С.Ф., Борисова В.Ф. Правовое регулирование электронного обращения в суд по гражданским делам: современное состояние и перспективы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. 2016. № 1. С. 23-25.
  2. Бочарников И.В. Информационно-коммуникативные противоречия и проблемы современных процессов глобализации // Экология внешней и внутренней среды социальной системы (ЭкоМир-9). Материалы конференции. 2019. С. 190-192.
  3. Бочарников И.В. Социальные механизмы управления устойчивым развитием российской системы образования //Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2013. № 1 (13). С. 71-75.
  4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2020. N 31. ст. 4398.
  5. Овсянникова О.А. Технологии переформатирования // Стратегия России. 2016. № 2. С. 47-52.
  6. Политология / Пусько В.С., Гришнова Е.Е., Ремарчук В.Н., Бочарников И.В., Галаганова С.Г., Ламинина О.Г., Легчилин В.В., Макаренков Е.В., Щеглов И.А. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020.
  7. Ремарчук В.Н. Управление смыслами как инструмент современной политики: технологии, вероятные последствия
    В сборнике: Политическое пространство и социальное время: Правда и ложь в политике и искусстве. Сборник научных трудов XХХVI Международного Харакского форума. 2019. С. 215-219.
  8. Российский патриотизм: исторические традиции и современность / Абрамов А.В., Богатырева С.Н., Бочарников И.В., Гришнова Е.Е., Гуськов Ю.В., Емец В.С., Манойло А.В., Овсянникова О.А., Поляков С.П., Ремарчук В.Н. Грозный, 2016.
  9. Связи с общественностью в органах власти: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. В.А. Ачкасовой, И.А. Быкова. – М.: Юрайт, 2019.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *