Роль СМИ в процессе вестернизации сознания россиян

Кошкарова Е.Е. студентка группы 2-15-3
Московский государственный лингвистический университет
Научный руководитель:Бочарников И.В. доктор политических наук, профессор кафедры «Информационная аналитика и политические технологии»

Аннотация: в данной работе рассматривается проблема влияния западных средств массовой информации на сознание российских граждан.

В последнее время проблема вестернизации русской культуры становится наиболее актуальной. В России с каждым днём появляется всё больше элементов западной культуры, пропагандируемых средствами массовой информации. Сейчас СМИ являются частью нашей социальной среды и с каждым днём приобретают всё большую власть над умами, превращаясь в самостоятельного участника политической борьбы, при этом находясь под непосредственным контролем различных экономических и политических сил.

По мнению американского политолога  Г. Лассуэлла, масс-медиа могут быть частью механизма управления благодаря тому, что они выполняют такие важные функции как наблюдение за обществом для выявления потенциальных угроз социальной стабильности и определения возможностей влияния на его ценности, взаимодействие различных сегментов общества, а также осуществляют передачу социального наследия от поколения к поколению [1].

Деятельность средств массовой информации создаёт определённую среду публичного общения, так называемое информационное поле или медиа-пространство. Являясь одновременно продуктом и средой общения, информационное поле не может быть политически нейтральным, оно всегда выгодно для одних групп и невыгодно для других. В силу этого, конкурирующие за аудиторию  информационные каналы создают разнородные потоки, которые постоянно преобразуют данное информационное поле.

Поток информации, который обрушивается на современную аудиторию, столь насыщен, разнообразен и хаотичен, что не позволяет реципиенту систематизировать и глубоко осмыслить её самостоятельно. Для упрощения потребления информации внимание аудитории концентрируется на отдельных фрагментах подаваемого материала. В связи с разнообразным потоком информации и неспособностью индивида ориентироваться в нём, телевидение и другие источники массовой информации берут на себя ответственность в формировании картины мира современного человека, то есть они определяют, какие новости должны узнать люди, какие из них станут приоритетными, а какие отойдут на второй план. С помощью искусных методов информационно-психологического воздействия, а также многократных повторений в обществе начинает формироваться потребительское мировоззрение [2]. Таким образом, пользуясь данными средствами по формированию и изменению массового сознания, предпринимаются попытки вестернизации и американизации  сознания россиян и русской культуры. Всё начинается с замены общинных традиций и морально-нравственных устоев, так присущих русской культуре, на позиции крайнего индивидуализма, пропагандируемых Западом. В силу этого, поступающие информационные материалы развлекательной направленности формируют и закрепляют в обществе идеологию потребления и тенденцию к разрушению культурного базиса.

Как уже было сказано, СМИ занимают особое место в развитии общества, поскольку имеют воздействие на человека с самого раннего возраста. То есть, можно сказать, что носители информации взяли на себя роль «воспитателя» вкусов, предпочтений и взглядов. СМИ влияют на сознание и поведение подрастающего поколения не только через информацию об окружающем мире, но и путём изменения самого человека, а именно его сознания, потребностей и интересов, нравов и морали. Они создают те ценностные полюса, которые структурируют поведение молодёжи в нужных  направлениях. Фактически уже сейчас наша страна живёт в условиях информационного общества, в котором информация становится средством управления сознанием и изменением ценностных ориентиров. Сами того не замечая, мы позволяем нашей культуре претерпевать значительные изменения, причём не в лучшую сторону. Мы отходим от издавна сложившихся устоев, принципов, традиций и принимаем чужие, неподходящие нашему менталитету, правила жизни.

Учитывая, что некоторые СМИ являются управляемой сферой за рубежом и имеют влиятельные силы, заинтересованные в разрушении российского социума, эти механизмы стали использоваться в деструктивных целях и прежде всего – для формирования сознания подрастающего поколения. Это приводит к значительному расширению в молодёжном и образовательном социуме негативных поведенческих действий, к скептическому отношению молодёжи к идейным и нравственным ценностям старших поколений. Сегодня в российских СМИ наблюдается западное, а чаще всего американское информационное доминирование. Характерными средствами манипулирования является целенаправленное создание абсолютно чуждой России навязывание западных стандартов, стереотипов образа жизни и мышления.

В умах молодёжи всё больше начинает процветать инакомыслие и в отношении политической сферы. Патриотизм становится неактуальным явлением и отходит на второй план. Молодые люди всё больше ориентируются на западную модель устройства, совершенно не учитывая особого пути развития и истории нашей страны. Долгое время существовавший культ сильного и властного правителя, сейчас нивелируется. То же самое касается значимости религии и идеологии для россиян. Активно пропагандируется полнейшая свобода мысли и действия, Запад предлагает российской молодёжи полный отказ от сложившихся устоев и моральных ценностей, характерных для России. Многие молодые люди кричат об отсутствии демократии в нашей стране, порой даже не до конца понимая значимости данного термина. Молодому поколению прививаются идеи индивидуализма вместо привычных для нас принципов коллективизма. Место семьи и занимает карьера и возрастающий культ денег.

В качестве подтверждения можно привести результаты опроса, проведённого  сотрудниками Центра молодежных исследований Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге, целью которого было выяснить, к какой культурно-исторической традиции причисляет себя молодой поколение россиян: западной или восточной.

Результаты показали, что российская молодежь придерживается, в основном, западной ориентации. Так, в самом Санкт-Петербурге частью западного мира считают себя 64,2% опрошенных, за восточный путь высказались 24,2%, затруднились с ответом 11,6%.

В условиях сегодняшнего состояния российской экономики реклама западных потребительских товаров, а также их аналогов способствует формированию западных запросов массовой аудитории, в особенности детской и молодёжной, запросов, порой не соответствующих их материальным возможностям.   Вестернизация  российских средств массовой информации – одно из проявлений духовного кризиса общества. Хотя и с опозданием, в Доктрине информационной безопасности РФ зафиксирована одна из угроз – девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов западной культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе [3]. Информационная «обработка» молодого населения России уже принесла свои плоды, выражающиеся в виде возрастающей разобщенности поколений, отказе от традиций и моральных ценностей, сложившихся много столетий назад, незнания или абсолютно искаженного представления молодёжи об истории своей страны и мировой истории, утраты чувства патриотизма, любви к Родине, понимания долга, совести и ответственности.

Подводя итог, можно сказать, что информационное поле, окружающее российскую аудиторию, воспринимается гражданами страны неоднозначно, и, несомненно, влияет на их сознание, а также на общественную и политическую позицию. Сегодня простому человеку очень сложно самостоятельно ориентироваться в бесконечном потоке поступающей информации, поэтому информационные «проводники» доводят до аудитории только то, что выгодно им самим. Данное явление породило феномен «дефицита от изобилия». Человек невольно воспринимает навязанные ему стандарты и принципы жизни и постепенно становится частью другой  системы. СМИ на данный момент обладают всеми техническими и идеологическими возможностями, чтобы служить различным целям:  просвещать людей, развивать в них стремление к социальной справедливости, способствовать и помогать участию в политике, обогащать личность, так и духовно порабощать,  запугивать, разжигать массовую ненависть, сеять недоверие и вражду, а также разрушать или искажать сознание. Также можно без преувеличения сказать, что от средств массовой информации  во многом будет зависеть будущее российского общества.

Литература и источники:

  1. Лассуэлл Г. Д. Психология и политика; пер. с англ. Т.Н. Самсоновой, Н.В. Коротковой. – М.: Издательство РАГС, 2005. – 352 с.
  2. Юдина Е. Н. Медиа-пространство как культурная и социальная система – М.: Прометей, 2005 –  160 с.
  3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646)
  4. Засурский Я. Н. Средства массовой информации России. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 391 с.
  5. Панарин И. Н.  СМИ, пропаганда и информационные войны. – М.; 2012. – 226 с.
  6. Юсупова Э. Ф. Политическое сознание как важный элемент функционирования политической системы // Молодой ученый. — 2013. — №1. — 285 с.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *