«Героизация» зла в американской массовой культуре как прием манипуляции сознанием в рамках стратегии «мягкой силы»

Д.Б. Дмитриенко студент группы СМ6-31
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Научный руководитель: Легчилин В.В., кандидат философских наук, доцент кафедры «Политология» МГТУ им. Н.Э. Баумана.

 

Аннотация: В данной работе автором рассматриваются вопросы «героизации» зла в американской массовой культуре. Рассмотрена связь этого явления с концепцией «Smart power» и «Soft power», приведены конкретные примеры и сделан общий вывод.

В 1990 г. Дж. Наем была озвучена  и обозначена термином «soft power» сама идея[1], фактически же она была успешно применена задолго до этого, в 80-е в холодной войне против СССР (формирование привлекательности американских образцов массовой культуры, тиражирование и брендирование этих образцов – Кока-кола, пепси, джинсы, жвачка, автомобили, музыка и т.д. – их распространение в мире, в СССР и странах соцлагеря, главным образом через кинопродукцию); стратегическое значение идеи «soft power» для концепции внешней политики США в кон. XX-нач. XXI вв.; идеи «soft power» приобретают ещё большую актуальность для современной мировой политики.

Киноиндустрия – один из главных инструментов «soft power» во всех ведущих государствах мира. Голливуд и киноиндустрия США, в целом, имела и имеет огромное значение в продвижении американской «soft power». (Доказательств, ссылок и сносок это особо не требует – это очевидно); Прямое доказательство – привязка кинопродукции США к актуальной политической «конъюнктуре»: во времена перестройки и развала СССР появлялись фильмы со снисходительно-положительными образами России, почти исчез образ врага в лице России, с приходом к власти В.В. Путина и наметившимся усилением России – начинается тиражирование ложных образов России как страны без власти, территории без управления, вотчины неуправляемых банд, преступных группировок, спекуляции на тему «военных преступлений» в Чечне и т.д.,  после реального усиления России, Пятидневной войны  и присоединения Крыма  в голливудскую продукцию возвращается образ угрозы со стороны России.

Основные устои, на которых держатся национальные и традиционные общества (Россия, Китай, Иран, Бразилия и т.д., даже, во многом, в отличии от США – страны Зап. и Вост. Европы) это – религиозные ценности. Прежде всего – христианские ценности (католицизм, православие). Для манипуляции общественным сознанием традиционных христианских обществ США необходимо их размывание, «нивелирование» ценностей, сбой нравственных ориентиров. По аналогии с военно-политическими технологиями «управляемого хаоса», которые США применяют последние 20 лет по всему миру, в сфере общественного сознания и ценностей США также нужен хаос, которым легче управлять.

Один из приемов размывания морально-ценностных ориентиров в рамках технологий «soft power» – это героизация зла и отрицательных героев в массовой культуре США.

Прием опасен тем, что, в соответствии с технологиями и принципами «мягкой силы», этот информационный поток действует на массовое сознание не напрямую, не грубо, как например в случаях создания в кино негативного образа той или иной страны или народа, а, скорее, подсознательно. Подчеркнуто игровой, даже фантастический характер фильмов заставляет человеческое сознание воспринимать их как нечто, не относящееся к реальности. На самом же деле подобные кинопродукты работают на создание квазимифологий, то есть действуют на уровне очень чувствительном для человеческого подсознания. Особенно чувствительно это воздействие на детей и молодое поколение.

Самым очевидным способом воздействия является прямая или косвенная пропаганда алкоголя, сигарет и других наркотиков, уничтожающих организм и сокращающих годы жизни (оправдывание людей употребляющих наркотики в фильме «Kingsman 2», сериал «Во все тяжкие», «Особо опасны»). Помимо этого в массовой культуре, и в кино в частности, поощряется идея о «свободном выборе», иначе, отказа от продолжения рода и использования репродуктивных способностей человека(чайлдфри, гомосексуализм), которые благополучно внедряются в подсознание человека музыкой и клипами(«Huntington – Secret», «Lady Gaga – The Edge of Glory», «Gay Acrobats Create Stunning Visual Art – THE ARROW»), продуктами киноиндустрии («Игра престолов», «Игра в имитацию») и игровой индустрии («Dragon age 2», «Mass Effect (1,2,3)»).

Первый аспект героизации зла в американском кинематографе – прямое навязывание идей «американской силы» через образы фантастических «супергероев» (Капитан-Америка, Железный человек и т.п.). Как правило, любое насилие и разрушения, совершаемые этими «героями» оправдываются «высшими» целями до предела абстрагированной, туманной и непонятной «свободы» и «демократии». Ценность человеческой жизни и культуры сводится на нет. Сочетание привлекательности героя и образа силы США – уже как пример «smart power».

Второй аспект – обращение к уровню реальной мифологии и героизация изначально негативных существ и образов. Позитивизация вампиров (серия фильмов «Сумерки»), происходящая с помощью разделения зла на «доброе» и злое, что не оставляет подавляющему большинству зрителей выбора между классическим добром и злом. Оправдываются также действия и поступки оборотней («Сумерки 2»), ведьм («Малифисента», «Сабрина – маленькая ведьма», «Время ведьм»), пиратов («Пираты карибского моря» 1-4) и т.д. Формула воздействия на сознание состоит в создании привлекательности негативного героя (привлекательность образа зла)  и(или) попытки спровоцировать сочувствие герою.(Отряд самоубийц – яркие и красивые костюмы киллеров, психопатов, Сериал «Ганнибал»[2] – интеллигентный и строгий образ серийного убийцы-каннибала).

В заключение можно сказать что, современные средства массовой информации успешно проводят политику “smart power” и “soft power” за счет влияния фильмов, игр и прочих средств развлечения на подсознание человека. Каждое небольшое смещение ценностей в радикальную и несвойственную обществу сторону в сумме дает большое смещение относительно традиционных семейных устоев. Это, в свою очередь, приводит к формированию безразличия ко всему вокруг и созданию жестокого и преступного сознания у простых людей.  В наше время далеко не каждый способен осознать это негативное влияние, поскольку находится внутри системы и привык к ее условиям. Невозможно дать точный и даже приблизительный прогноз последствий этого влияния, однако необходимо осознанно смотреть на все явления американской (и не только) массовой культуры и рационально ограничивать себя от неблагоприятной информации.

Литература и источники

  1. Дж. Най «Гибкая сила. Как добиться успеха в мировой политике». – М.: Тренд, 2006. − 397с.
  2. Елизавета Кваснюк «Сериалы про убийц и продвижение культа смерти» [Электронный ресурс] // Офиц. сайт «Научи хорошему». Режим доступа: https://whatisgood.ru/theory/media/serialyi-pro-ubiyts-i-prodvizhenie-kulta-smerti/ (дата обращения: 05.10.2017)
  3. Наумов Александр. «Мягкая сила» и «умная сила». Внешнеполитический опыт США // Стратегия России. №1. 2016. С.57-64.
  4. «Пропаганда суицида в массовой культуре» // Офиц. сайт «Научи хорошему». Режим доступа: https://whatisgood.ru/raznoe/music/propaganda-suicida-v-massovoj-kulture/ (дата обращения: 05.10.2017)

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *