Внешняя политика Великобритании на Балканах
Астапов Евгений Александрович,
студент Московского государственного лингвистического университета (направление подготовки: Стратегическое проектирование в политике, уровень магистратура).
Научный руководитель: Божик Кристина Богдановна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии ИМО и СПН МГЛУ
Внешняя политика Великобритании на Балканах после выхода страны из Европейского союза претерпела некоторые изменения, определяемые стремлением страны укрепить политические и экономические связи в регионе. С уходом из ЕС Лондон встал перед потребностью укрепления самостоятельной роли регионального игрока, в том числе, путём усиления своего влияния на Балканах, используя как традиционные, так и новые механизмы сотрудничества.
Важную роль в стратегии Великобритании на Балканах играет дипломатическая активность. Лондон активно участвует в инициативах, направленных на развитие международного сотрудничества со странами региона. Ключевым элементом новой политики Соединенного Королевства на данном направлении стало развитие двусторонних отношений с такими балканскими странами как Северная Македония, Сербия, Косово (не признано РФ как независимое государство), Босния и Герцеговина, Албания, Болгария, Хорватия и Турция (частично находится на территории Балканского полуострова).
Анализ внешнеполитических шагов Лондона после Brexit свидетельствует о его стремлении к поспешному наращиванию своего влияния в балканском регионе. На протяжении всего периода после 2020 г. страна активно расширяла экономические и политические связи со странами Балкан. Рассмотрим «британские шаги» на этом направлении более подробно.
Великобритания и Северная Македония развивали двусторонние отношения на протяжении периода с момента распада Югославии и провозглашения независимости Республики Македонии (официальное название страны на тот момент) в 1991 г. Декларируется, что страны обладают общими интересами в области безопасности, экономики и культуры. После обретения независимости Македонии, Великобритания оказала ей значительную поддержку, способствуя интеграции страны в международные структуры: в Североатлантический альянс (Скопье — член НАТО с 2020 года) и Европейский Союз (Македония находится в статусе кандидата на вступление в ЕС c 2005 года). После Brexit страны подписывают в декабре 2020 г. Договор о партнерстве, торговле и сотрудничестве (UK/North Macedonia: Partnership, Trade and Cooperation Agreement). В рамках данного документа Лондон и Скопье намерены сохранять экономические преференции, установленные в рамках сотрудничества между ЕС и Северной Македонией. Помимо этого государства провозглашают зону свободной торговли и стремление к созданию условий для дальнейшей либерализации торговли. В дальнейшем в декабре 2021 г. в форме обмена письмами страны подписали Соглашение о внесении изменений в Договор о партнерстве, торговле и сотрудничестве от 2020 г. (UK/North Macedonia: Agreement in the form of an Exchange of Letters amending the Partnership, Trade and Cooperation Agreement). Данное соглашение ввело ограничение на беспошлинные закупки медицинского оборудования. В целом анализ внешней политики Великобритании в отношении Северной Македонии свидетельствует о стремлении Лондона сохранить экономические связи с данной страной на прежнем уровне (до Brexit).
Великобритания и Сербия в настоящее время продолжают развивать двусторонние отношения, особенно в контексте европейской интеграции балканской страны (Сербия кандидат в члены ЕС с 2012 года). Великобритания, хоть и покинула Европейский Союз, остается важным партнером для Белграда, поддерживая еë стремление к евроинтеграции и способствуя экономическому сотрудничеству. Торговые отношения между странами укрепляются, а ряд британских компаний рассматривают Сербию как перспективный рынок для инвестиций. Страны активно развивают совместный товарооборот. По заявлению Министра внутренней и внешней торговли Сербии Т. Момировича от 11 мая 2023 года суммарный объем торговли товарами Сербии с Великобританией в 2022 году составил 788,3 млн. евро (65,5 млрд. руб.), что на 27% больше, чем в 2021 году. По мнению министра, Великобритания такой же важный экономический партнер для Сербии как США и Германия. Поддерживает подобные нарративы и Лондон, заинтересованный в сохранении экономических связей с Белградом. До Brexit отношения между странами основывались на Соглашении о стабилизации и ассоциации между Сербией и ЕС (Stabilization and Association Agreement between the European Communities and their Member States, of the one part, and the Republic of Serbia, of the other part) от 29 апреля 2008 года. После выхода Соединенного Королевства из Европейского Союза Лондон и Белград подписали в 2021 году Соглашение о торговле, партнерстве и сотрудничестве (UK/Serbia: Partnership, Trade and Cooperation Agreement), главной целью которого было сохранение экономических связей между партнерами после Brexit. В целом внешняя политика Лондона в отношении Белграда проводится в рамках общей внешнеполитической стратегии Великобритании на Балканах, которая нацелена на расширение экономических связей со странами региона.
Великобритания и Косово (не признано РФ как независимое государство) имеют тесные исторические взаимоотношения. После того как Косово самопровозгласило свою независимость от Сербии 17 февраля 2008 года, Великобритания была в числе первых стран, которые на следующий день 18 февраля объявили об официальном признании нового государственного образования. Менее чем через месяц, 5 марта 2008 года Соединенное Королевство открыло в Приштине посольство. Лондон с самого начала существования непризнанного Косово прилагал усилия по созданию государственных институтов этой страны и проводил политику, направленную на утверждение новообразованного государственного образования на международной арене с целью получения надежного, зависимого от британского государства союзника на Балканах. Как и в случае других балканских стран экономические отношения между государствами после Brexit претерпели некоторые документальные изменения, однако суть экономического взаимодействия осталась прежней. Лондону удалось сохранить экономического партнера в лице Приштины после выхода страны из ЕС. Понимая свой вектор развития Великобритания еще до официального выхода из Евросоюза подписала в 2019 г. «типовое» Соглашение о торговле, партнерстве и сотрудничестве с Косово (UK/Kosovo: Partnership, Trade and Cooperation Agreement). В дальнейшем в январе 2024 года в данное Соглашение были внесены поправки (UK/Kosovo: Amending Agreement No. 1 to amend the Partnership, Trade and Cooperation Agreement), которые носили тот же характер что и в случае Северной Македонии, ограничивая действие Соглашения о партнерстве, торговли и сотрудничества на медицинские товары и услуги. Помимо этого, в рамках облегчения торговых процедур, Соединенное Королевство и Косово в январе 2021 года подписали Соглашение о международных торговых перевозках (UK/Kosovo: Agreement on International Road Transport). В соответствии с документом перевозчикам для доставки пассажиров и грузов разрешалось без необходимости получения дополнительных документов перемещать пустые и загруженные транспортных средства в границах стран — участниц Соглашения. Снимались и любые другие ограничения на перемещение автотранспорта внутри стран. Кроме того, документ регламентировал отмену налогообложения для транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и грузов. Таким образом, Великобритания проводит последовательную политику по наращиванию экономических связей с непризнанной страной, рассматривая в перспективе Приштину как посредника британским национальным интересам на Балканах.
Оценивая взаимоотношения Великобритании и Боснии и Герцеговины на текущем этапе, необходимо отметить, что с момента провозглашения независимости в 1992 г. Лондон оказывал Сараево всестороннюю поддержку в политической и военной областях. В рамках выполнения Дейтонских соглашений (The General Framework Agreement for Peace in Bosnia and Herzegovina, 1995), заложивших основу нынешнего конституционного устройства балканского государства, в страну был введен воинский контингент НАТО (IFOR, Implementation Force). В состав военных формирований входили, в том числе, британские военнослужащие. Современные отношения между двумя странами продолжают развиваться, охватывая главным образом сферу торговли. Боснией и Герцеговиной Великобритания рассматривается как важный партнëр в процессе вступления в Североатлантический альянс (БиГ — кандидат в НАТО с 2010 года). В свою очередь, в условиях глобальных изменений, Британия заинтересована в поддержании стабильности на Балканах и развитии экономического партнерства со странами региона, включая БиГ. Ранее, когда Лондон был членом ЕС, интерес Сараево «подогревался» стремлением присоединиться к Европейскому Союзу (страна является кандидатом на вступление в ЕС с 2022 года). В этот же период экономические отношения Лондона с Сараево регулировались на основании Соглашения об ассоциации с ЕС от 2008 г. (Stabilization and Association Agreement between the European Communities and Bosnia and Herzegovina). После Brexit это соглашение перестало распространяться на Соединенное Королевство. В дальнейшем правительство Великобритании регулярно предлагало Боснии и Герцеговине подписать торговое соглашение на тех же условиях. Однако на сегодняшний день эти попытки не увенчались успехом. Босния и Герцеговина обдумывают свою позицию по данному соглашению. В то же время в 2021 году страны заключили двустороннее Соглашение о международных торговых перевозках (UK/Bosnia and Herzegovina: Agreement on International Road Transport). Документ носил тот же характер, что и в случае Косово, упрощая процедуру грузоперевозок между странами.
Падение коммунистического режима в Албании, завершившееся к 1992 г. отстранением от власти компартии Албании (Албанской партии труда) привело к переходу страны к рыночной экономике и развитию двусторонних отношений Тираны с рядом капиталистических стран, среди которых существенное место занимала Великобритания. Интерес Лондона обусловлен стратегически выгодным положением Албании, находящейся в юго-восточной части Европы на побережье Адриатического и Ионического морей. Уже к 1994 г. Тирана одной из первых восточноевропейских стран присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира» (Partnership for Peace), предполагающей наращивание военного сотрудничества между государствами-членами Альянса и другими странами. Лондон всячески способствовал данному процессу, который завершился в 2009 г. полноправным членством Албании в НАТО. Сотрудничество в военной сфере продолжилось и после вступления Тираны в НАТО. Албанские и британские военнослужащие неоднократно принимали участие в совместных учениях («Албанский лев») в рамках структур Альянса. В 2024 г. при активном посредничестве Великобритании — как одной из главных европейских членов НАТО — в Албании в 80 километрах к югу от Тираны была открыта авиабаза «Кучова», став первым подобным объектом военной инфраструктуры Альянса на западе Балкан. С конца ХХ в. обе страны начали активно развивать и другие сферы двусторонних отношений. Великобритания, заинтересованная в продвижении своих национальных интересов на Балканах, усилила своё присутствие в регионе, что также способствовало укреплению двусторонних связей. Современное сотрудничество между странами охватывает множество областей, включая торговлю и военную сферу. До выхода из ЕС Великобритания предлагала Албании поддержку в реформировании её институтов, направленных на интеграцию в Европейский союз (Тирана является кандидатом на вступление в ЕС с 2014 г.). После Brexit, как и в случае с другими европейскими странами, Лондон был вынужден пересмотреть документальную базу своих двусторонних отношений. К февралю 2021 г.страны подписали Соглашение о торговле, партнерстве и сотрудничестве (UK/Albania: Partnership, Trade and Cooperation Agreement), которое в январе 2024 г. было дополнено соответствующими изменениями (UK/Albania: Exchange of Letters to amend the Partnership, Trade and Cooperation Agreement). Данные соглашения определили амбиции Великобритании и Албании относительно их будущих отношений, включая укрепление политических и экономических связей. Помимо этого страны намерены объединить усилия по борьбе с организованной преступностью, поскольку вовлечëнность граждан Албании в этого рода противозаконную деятельность является заметной проблемой для Великобритании и других стран Западной Европы и существенным негативным фактором, дискредитирующим Албанию в глазах мирового сообщества. С целью противодействия организованной преступности партнеры осенью 2021 г. подписали два соглашения: «UK/Albania: Agreement on the Transfer of Sentenced Persons» и «UK/Albania: Agreement on the Readmission of Persons».
В последние десятилетия после окончания «холодной войны» и разворота политического вектора Болгарии на Запад София и Лондон стали активными партнёрами в рамках международных структур, таких как Североатлантический альянс и Европейский союз (Болгария — член ЕС с 2007 г.). Для Великобритании как типичного представителя «коллективного Запада» расширение этих объединений на восток после распада СССР, Организации Варшавского договора и слома биполярной системы также представлялось экономически выгодным и необходимым для упрочения собственной безопасности. При этом Великобритания активно способствовала вступлению балканских стран в Североатлантический альянс. Болгария не стала исключением в этом отношении, сделавшись полноправным членом НАТО в 2004 г. В настоящее время, несмотря на выход Великобритании из ЕС, обе страны продолжают сотрудничать в различных областях, включая безопасность и экономику. Однако в случае Софии дело не ограничилось простой пролонгацией экономических договоров, заменяющих соглашения с Европейским союзом. В октябре 2023 г. страны подписали Совместную декларацию о стратегическом партнерстве (UK-Bulgaria strategic partnership: joint declaration), в которой союзники зафиксировали приверженность демократическим ценностям, взаимным интересам и совместной работе. Документ подчеркивает, что двусторонние отношения двух стран должны быть основаны на прочном сотрудничестве в области внешней политики, политики безопасности и обороны, юстиции и внутренних дел, экономики и торговли, технологий, здравоохранения, науки, энергетической безопасности и диверсификации, окружающей среды и изменения климата, образования, культуры и культурного наследия. Кроме того государства выразили стремления к дальнейшему упрочению взаимодействия и привнесению новой динамики в своë двустороннее сотрудничество. Как союзники по НАТО София и Лондон выразили «непоколебимую приверженность» безопасности и стабильности евроатлантического региона и поддержанию мирового порядка, основанного на чëтких правилах. В целом военное сотрудничество между странами полностью является отражением доктринальных устремлений Великобритании, изложенных в документе «Глобальная Британия в эпоху конкуренции: комплексный обзор вопросов безопасности, обороны, развития и внешней политики» (Global Britain in a Competitive Age: the Integrated Review of Security, Defence, Development and Foreign Policy) 2021 г. и в «Обновлённом комплексном обзоре 2023 г.» (Integrated Review Refresh 2023: Responding to a more contested and volatile world). Стоит отметить, что Совместная декларация о стратегическом партнерстве затрагивает не только военную и политическую составляющие двусторонних отношений. Большое внимание было уделено также экономическому сотрудничеству и сотрудничеству в области технологий, науки, здравоохранения, образования, культуры, охраны окружающей среды. Согласно данному документу, София и Лондон будут привержены укреплению двустороннего взаимодействия, тесно работая над созданием оптимальной среды для дальнейшей двусторонней торговли и инвестиций. Страны продолжат строить прочные экономические связи, а также устранять барьеры, мешающие двустороннему товаропотоку.
Хорватия, бывшая союзная республика в составе Югославии, обрела независимость в 1991 г. После получения республикой статуса независимого государства хорватское правительство одним из главных приоритетов своей деятельности рассматривало восстановление экономики страны после войны 1991-1995 гг., а также интеграцию в европейские структуры, в первую очередь в ЕС и НАТО. Загребу удалось достичь своих целей уже в начале ХХI века, последовательно вступив сначала в Североатлантический альянс (2009 г.), а затем и в Европейский Cоюз (2013 г.). Великобритания, будучи на тот момент членом обеих организаций, способствовала внешнеполитическим устремлениям Хорватии. В дальнейшем политические и экономические связи между странами продолжили успешно развиваться. В настоящий момент Великобритания является одним из важных иностранных инвесторов в хорватскую экономику, способствуя развитию таких секторов, как туризм, информационные технологии и транспорт. Хорватия, в свою очередь, представляет интерес для британских компаний благодаря своему стратегическому расположению в Европе и успешному развитию рынка. Выход Великобритании из Европейского Союза не оказал большого влияния на взаимоотношения двух стран. В 2023 г. союзники подписали Совместную декларацию о двустороннем сотрудничестве (UK-Croatia joint declaration on bilateral cooperation 2023), в которой они выразили «непоколебимую приверженность» безопасности и стабильности евроатлантического региона (главной сферы интересов Лондона, согласно его доктринальных документов) и намерение поддерживать миропорядок, основанный на правилах. Кроме того, государства будут сотрудничать в деле укрепления обороны и устойчивости Европы, в том числе в вопросах противодействия гибридным угрозам и киберугрозам (что также соответствует доктринальным целям Лондона). Соединенное Королевство и Хорватия будут углублять сотрудничество в области внешней политики и политики безопасности, предотвращая конфликты и кризисы, а также оперативно реагируя на них. Страны высказались о единстве мнений в вопросах суверенитета и территориальной целостности Украины и осудили проведение Россией Специальной военной операции, выразив готовность «поддерживать Киев в его борьбе с российской агрессией». Союзники намерены продолжить совместную работу в контексте поддержки украинского государства, в том числе в сфере возможного послевоенного восстановления и смягчения последствий войны. Помимо военной и политической составляющих, документ затрагивает вопросы экономической сотрудничества. Страны намерены работать над созданием оптимальной благоприятной среды для дальнейшей двусторонней торговли и инвестиций, основываясь на текущем Соглашении о торговле и сотрудничестве между ЕС и Великобританией (EU–UK Trade and Cooperation Agreement).
Великобритания и Турция, несмотря на военное противостояние в смутный для Османской империи период 1820-х гг. и особенно на фронтах Первой мировой войны, имеют долгую и многогранную историю продуктивных взаимоотношений, охватывающую торговые связи, политическое взаимодействие и военное сотрудничество. С начала XIX в. началось активное проникновение Великобритании в Османскую империю, что привело к росту экономических связей и культурного обмена. Турция, находясь на перекрестке Европы и Азии, стала важным стратегическим союзником для Великобритании, особенно в контексте еë геополитических интересов в европейском регионе и на Ближнем Востоке. Являясь членом НАТО с 1952 г. и обладая второй по численности армией Североатлантического альянса, Турция не могла остаться без внимания со стороны Лондона, который последовательно предпринимает шаги по расширению взаимодействия с Анкарой. Обе страны являются членами большой двадцатки (G20). Великобритания поддерживала ряд внешнеполитических устремлений турецкого государства. В том числе, путь Анкары в Европейский Союз. Данное намерение имеет долгую историю. Подписав в 1963 г. Соглашение об ассоциации между АЕС и Турцией (Agreement Creating аn Association Between The Republic of Turkey and the European Economic Community), страна подала заявку на вступление в ЕЭС лишь в 1987 г. и являлась «ассоциированным членом» еще 12 лет, до 1999 г., когда Анкаре наконец удалось получить статус «кандидата в ЕС». На протяжении всего этого пути Великобритания выступала активным сторонником турецкой евроинтеграции. Однако после решения британского правительства покинуть ЕС позиция Лондона по данному вопросу потеряла свою актуальность. До Brexit экономические отношения между странами строились на основе Таможенного союза между ЕС и Турцией 1995 г. Однако в дальнейшем, после того, как Лондон покинул Евросоюз, страны подписали в 2021 г. Соглашение о свободной торговле (UK/Turkey: Free Trade Agreement). Союзники, с учетом их давнего и прочного партнерства, важных экономических, торговых и инвестиционных отношений, а также беря во внимание необходимость обеспечения преемственности существующих (предыдущих) двусторонних торговых преференций, будут способствовать гармоничному развитию и расширению двусторонней торговли. Главная цель соглашения заключалась в сохранении преференциальных условий торговли между Анкарой и Лондоном, а также в обеспечении условий для дальнейшей либерализации торговли и упрощения экономических процедур. В целом «на турецком направлении» прослеживается заинтересованность Лондона сохранить имеющийся уровень экономической кооперации с Анкарой с целью сохранения преференций для национальной экономики.
Румыния, являясь крупнейшей по площади страной Балканского полуострова, не избежала участи других бывших соцстран региона. После падения коммунистического режима Н. Чаушеску в 1989 г. и перехода страны на капиталистический путь развития, новое правительство заявило своей главной цель интеграцию страны в евроатлантические структуры. Процесс перехода сопровождался глубоким экономическим кризисом и совпал по времени с геополитическими изменениями по всем Балканам. Подобные процессы наблюдались в соседних, граничащих с Румынией Болгарии (падение коммунистического режима в 1990 г.), Югославии (распад страны, начавшийся в 1991 г. и завершившийся распадом «малой Югославии» в начале 2000-х гг.), Венгрии (преобразования 1989 г.) и Советском Союзе, распад которого вызвал появление независимой Молдовы и непризнанного Приднестровья. Выгодное географическое положение в «подбрюшье» сначала Советского Союза, а затем и России, выход к Черному морю обусловили политический и военный интерес к Бухаресту Лондона, который как тогда, так и сейчас рассматривает Румынию как удобный логистический узел на восточном фланге НАТО. В свою очередь, Румыния, преодолев болезненные экономические потрясения 90-х гг., достигла своих внешнеполитических устремлений и последовательно вступила сначала в Североатлантический альянс (в 2004 г.) и затем в Европейский союз (в 2007 г.). Великобритания, играя одну из ключевых ролей в европейском сегменте структур Альянса, способствует развитию военной инфраструктуры НАТО в данной балканской стране. В частности, в настоящий момент Альянс строит на территории страны самую большую базу НАТО в Европе «Михаил Когэлничану» с выходом в Черное море и недалеко от территории Украины. Подобные внешнеполитические шаги НАТО осуществляются в точном соответствии с доктринальными установками Лондона. В «Обновленном комплексном обзоре 2023 г.» (Integrated Review Refresh 2023: Responding to a more contested and volatile world) Великобритания в открытой форме заявляет, что безопасность в евроатлантическом регионе напрямую будет зависеть от исхода войны на Украине. В связи с этим один из главных приоритетов внешней политики Соединенного Королевства заключается в противодействии России в попытках добиться стратегического успеха при проведении Специальной военной операции. Стоит отметить, что сотрудничество между странами не ограничивается взаимодействием только в рамках структур Альянса. В последние десятилетия отношения между Румынией и Великобританией укрепились, особенно после вступления Румынии в Европейский Союз. Это не только способствовало росту торговли и инвестиций между странами, но также усилило миграцию. Румынские эмигранты стали неотъемлемой частью британского общества. Массовая миграция молодëжи в страны Западной Европы стала заметной демографически проблемой для Румынии. При этом румынские эмигранты с 90-х гг. в странах зарубежной Европы часто признавались серьёзным криминогенным фактором. В свою очередь, румынской общественностью заявляется, что этнические румыны, столкнувшиеся в Великобритании с дискриминацией и оскорблениями на почве ксенофобии после референдума по Brexit, всë чаще становятся жертвами преступлений на почве ненависти. На этом фоне румынское правительство запустило рекламную кампанию по возвращению эмигрантов обратно в Румынию, однако больших результатов это не принесло. При этом нельзя отрицать общего роста взаимопонимания и сотрудничества между странами в различных областях. Оба государства продолжают находить возможности для укрепления взаимоотношений. После выхода Великобритании из ЕС экономические отношения между странами по-прежнему осуществляются на основании общего для всех стран Евросоюза Соглашения о торговле и сотрудничестве между ЕС и Великобританией (EU–UK Trade and Cooperation Agreement). Дополнительных соглашений союзники не подписывали.
Истоки взаимодействия Великобритании и Греции восходят к самому моменту возникновения (ново)греческого государства, которое мыслилось британскими политиками как сателлит Великобритании. Текущее состояние внешнеполитических отношений между Грецией и Великобританией восходит к концу 1940-х гг. В то время, после окончания Второй мировой войны, в стране разразилась гражданская война (1946-1949 гг.) между левыми и правыми силами. Обострение внутриполитической ситуации стало первым витком «холодной войны» между Великобританией и США, с одной стороны, и СССР и его союзниками, с другой. Политический кризис окончился поражением коммунистов и вступлением Греции в НАТО в 1952 г. (вместе с Турцией), что усилило влияние структур Альянса в Средиземном море. В дальнейшем Лондон и Афины развивали двустороннее взаимодействие. Великобритания и Греция активно сотрудничают в области торговли, инвестиций и культурного обмена. Греческие острова, такие как Тасос и Крит, остаются популярными направлениями для британских туристов, что остаëтся перспективным для экономик обеих стран. Политическое сотрудничество также занимает важное место в отношениях между странами, особенно в рамках Европейского Союза и НАТО. Несмотря на Brexit, Великобритания продолжает поддерживать экономический диалог с Грецией, основываясь на том же документе, что и с другими странами Евросоюза (EU–UK Trade and Cooperation Agreement).
Словения, повторив судьбу других стран бывшей Югославии, после получения независимости в 1991 г. стала активно интегрироваться евроатлантические организации. В 2004 г. страна присоединилась к Европейскому союзу и НАТО. С момента обретения независимости словенского государства, Любляна и Лондон установили дипломатические связи, активно развивая сотрудничество в различных сферах. Великобритания в отношениях с балканским государством проводит свою «типичную балканскую политику», активно развивая двусторонние отношения в экономической сфере с целью получения прибыли для британской экономики. В Любляне Лондон видит проводника своих национальных интересов на Западных Балканах. Совместные интересы союзников охватывает широкий спектр вопросов, включая экономику, энергетическую политику и международную безопасность. Характеризуя текущее состояние внешнеполитических связей между странами стоит упомянуть их Совместное заявление о намерениях по укреплению двусторонних отношений 2022 г. (Joint statement of intent on enhancing bilateral relations between the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and the Republic of Slovenia). В документе союзники заявили о решимости развивать двусторонние отношения, сотрудничество по вопросам внешней политики и политики безопасности, изменения климата, экономики, а также науки, технологий, образования и культуры в правительственных и деловых кругах и гражданском обществе. Кроме того, они намерены углублять двустороннее взаимодействие в области обороны и, как союзники по НАТО, сотрудничество в международных организациях для достижения общих интересов и реализации политики общей приверженности поддержания миропорядка, основанного на правилах (одно из доктринальных устремлений Лондона). В экономической сфере партнеры стремятся укреплять экономическое сотрудничество, тесно работая над развитием двусторонней торговли и взаимных инвестиций. В 2024 г. британский министр по делам Европы, Северной Америки и заморских территорий (Minister of State for Europe, North America and Overseas Territories) Стивен Даути посетил Словению с официальным визитом. Выступая в ходе официальных мероприятий, чиновник заявил: «Мы привержены Украине. Мы привержены противостоянию России, Ирану. Мы привержены сотрудничеству с нашими союзниками, будь то в ЕС, будь то за пределами ЕС, в Европе, будь то в рамках трансатлантических отношений или по всему миру». Подобные высказывания являются целиком и полностью отражением британских доктринальных устремлений, имеющих целью сдерживание влияния России в Европейском регионе и на Балканах в частности.
Анализ внешнеполитических шагов Лондона свидетельствует о нацеленности Великобритании получить в балканском регионе как можно больше политических союзников, основа кооперации с которыми лежит в экономической и военной сфере в рамках евроатлантических структур. Основы современной внешней политики Великобритании на Балканах были заложены в конце прошлого века после существенных геополитических изменений в регионе, связанных с распадом социалистической Югославии. Несмотря на самостоятельную политику (в том числе, в рамках Движения неприсоединения) и выстраивание собственных отношений с Лондоном (а также с Вашингтоном) Югославия (как ранее Сербия) была связана политическими и культурными узами с Москвой (как ранее с Петербургом). Распад Югославии привел к существенному ослаблению российского влияния в регионе и обусловил усиление интереса к региону со стороны Великобритании и США. Лондон, видя для себя новые геополитические возможности, декларировал свои усилия по развитию демократических институтов в странах Балкан и вовлечению их в орбиту своего влияния. При этом для реализации своих целей в рамках глобальной стратегии Соединенное Королевство на протяжении последних тридцати лет способствовало евроинтеграции балканских стран и их вступлению в структуры НАТО. Данная политика принесла свои результаты. В настоящий момент Великобритания имеет сильное военно-политическое влияние в регионе, рассматривая страны балканского полуострова как своих региональных союзников.
Список литературы
- Global Britain in a Competitive Age: the Integrated Review of Security, Defence, Development and Foreign Policy. 2021. – URL: https://www.gov.uk/government/publications/global-britain-in-a-competitive-age-the-integrated-review-of-security-defence-development-and-foreign-policy
- Integrated Review Refresh 2023: Responding to a more contested and volatile world. – URL: https://www.gov.uk/government/publications/integrated-review-refresh-2023-responding-to-a-more-contested-and-volatile-world
- UK/North Macedonia: Partnership, Trade and Cooperation Agreement. 2020. – URL: https://www.gov.uk/government/publications/uknorth-macedonia-partnership-trade-and-cooperation-agreement-cs-north-macedonia-no12020
- UK/North Macedonia: Agreement in the form of an Exchange of Letters amending the Partnership, Trade and Cooperation Agreement. 2023. – URL: https://www.gov.uk/government/publications/uknorth-macedonia-agreement-in-the-form-of-an-exchange-of-letters-amending-the-partnership-trade-and-cooperation-agreement-cs-north-macedonia-no1
- UK/Serbia: Partnership, Trade and Cooperation Agreement. 2021. – URL: https://www.gov.uk/government/publications/ukserbia-partnership-trade-and-cooperation-agreement-cs-serbia-no12021
- UK/Kosovo: Agreement on International Road Transport. 2021. – URL: https://www.gov.uk/government/publications/ukkosovo-agreement-on-international-road-transport-kosovo-no12021
- UK/Kosovo: Amending Agreement No. 1 to amend the Partnership, Trade and Cooperation Agreement. 2024. – URL: https://www.gov.uk/government/publications/ukkosovo-amending-agreement-no-1-to-amend-the-partnership-trade-and-cooperation-agreement-cs-kosovo-no12024
- UK/Bosnia and Herzegovina: Agreement on International Road Transport. 2021. – URL: https://www.gov.uk/government/publications/ukbosnia-and-herzegovina-agreement-on-international-road-transport-cs-bosnia-and-herzegovina-no12021
- UK/Albania: Agreement on the Readmission of Persons. 2021. – URL: https://www.gov.uk/government/publications/ukalbania-agreement-on-the-readmission-of-persons-cs-albania-no22021
- UK/Albania: Agreement on the Transfer of Sentenced Persons. 2021. – URL: https://www.gov.uk/government/publications/ukalbania-agreement-on-the-transfer-of-sentenced-persons-cs-albania-no32021
- UK/Albania: Partnership, Trade and Cooperation Agreement. 2021. – URL: https://www.gov.uk/government/publications/ukalbania-partnership-trade-and-cooperation-agreement-cs-albania-no12021
- UK/Albania: Exchange of Letters to amend the Partnership, Trade and Cooperation Agreement. 2024. – URL: https://www.gov.uk/government/publications/ukalbania-exchange-of-letters-to-amend-the-partnership-trade-and-cooperation-agreement-cs-albania-no12024
- UK-Bulgaria strategic partnership: joint declaration. 2023. – URL: https://www.gov.uk/government/publications/uk-bulgaria-strategic-partnership-joint-declaration
- UK-Croatia joint declaration on bilateral cooperation 2023. – URL: https://www.gov.uk/government/publications/uk-croatia-joint-declaration-on-bilateral-cooperation-2023
- UK/Turkey: Free Trade Agreement. 2021. – URL: https://www.gov.uk/government/publications/ukturkey-free-trade-agreement-cs-turkey-no12021
- Joint statement of intent on enhancing bilateral relations between the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and the Republic of Slovenia. 2022. – URL: https://www.gov.uk/government/publications/uk-slovenia-joint-statement-of-intent-on-enhancing-bilateral-relations-2022/joint-statement-of-intent-on-enhancing-bilateral-relations-between-the-united-kingdom-of-great-britain-and-northern-ireland-and-the-republic-of-sloven