Черноморский флот в истории Отечества

От редакции “РН”: Сегодня весь Русский мир отмечает знаменательную дату 230-летия образования Черноморского флота России, внесшего множество славных и героических страниц в историю нашей Родины.

В Севастополе мероприятия начались с возложения цветов к Мемориалу “Героическим защитникам Севастополя 1941-1942 годов” и парада кораблей Черноморского флота России и Военно-морских сил Вооруженных сил Украины. В празднике приняли участие главнокомандующий Военно-Морским флотом Российской Федерации адмирал Виктор Чирков, председатель Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко, председатель Верховного Совета Украины Владимир Рыбак, представители командования двух флотов и городские власти.

За два с лишним столетия с момента основания флот увеличил свою мощь в разы. Сейчас Черноморский флот — это десятки кораблей и сотни единиц сухопутной техники. Личный состав флота — около 25-ти тысяч человек. Три пункта базирования — Новороссийск, Феодосия и главная база — Севастополь. От имени Президента Российской Федерации моряков-черноморцев поздравила председатель Совета Федерации Федерального собрания России Валентина Матвиенко. По словам спикера, Черноморский флот сегодня выполняет роль гаранта мира, стабильности не только в Черном, но и в Средиземном море. Поэтому Россия придает очень важное значение дальнейшему его развитию и модернизации. Было российской стороной заявлено, что флот и российский флаг останется в Севастополе и после 2042 года.

По словам командующего ЧФ вице-адмирала Александра Федотенкова, в 2013 году должен быть спущен на воду, а в 2014 году принят в боевой состав новейший сторожевой корабль “Адмирал Григорович”. Флот рассчитывает на получение шести подводных лодок проекта 636, запланировано поступление еще семи боевых катеров различного предназначения и других кораблей.

Спикер Совета Федерации России подтвердила, что корабли Черноморского флота составят основу среднеземноморской группировки ВМФ России. В нее войдут также корабли Северного, Балтийского, и возможно, Тихоокеанского флотов: “Флаг нашей страны всегда был в этом регионе. Это мировая политическая кухня. И для того, чтобы в этой кухне учитывались национальные особенности и интересы разных стран нужны и свои повара”.

Посмотреть на парад кораблей на Приморском бульваре собрались тысячи человек, весь город.

Об историческом вкладе Черноморского флота в судьбы нашего Отечества и предлагаемая ниже статья Игоря Валентиновича Бочарникова — ведущего советника Отдела национальной безопасности Аналитического управления Совета Федерации РФ, кандидата политических наук (2007 год); доктора политических наук, проректора по научной работе Московского государственного гуманитарно-экономического института (2013).

Данная статья опубликована в сборнике “Черноморский флот — форпост России на Черном море” (Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №13 (330), 2007)

***

Становление и развитие Российского государства объективно предполагало усиление его военно-политической мощи и активизацию усилий на одном из наиболее угрожаемых направлений — черноморском, непосредственно в северном Причерноморье, а также в Крыму, являвшимся ключом ко всему южному региону России. Возможность его захвата противником открывала путь прямого вторжения в глубь страны через лишенные естественных преград ее степные районы.

Выдвинутый почти в центр Черного моря полуостров давал возможность контролировать и морские коммуникации и значительную часть побережья. Как будто сама природа позаботилась о том, чтобы превратить Крым в ключевой стратегический пункт всего этого региона.

Первые шаги в этом направлении были сделаны еще Петром I, покончившим с военно-политической и экономической блокадой России и выведшим ее в разряд ведущих мировых держав того времени. И хотя “окно в Европу было прорублено” на Балтике, история зарождения российского флота связана с планами Петра Великого по разрешению черноморской проблемы России. Для осуществления намеченной цели Петр I избрал два направления военных действий: устье Дона (главное) и низовья Днепра (вспомогательное). В случае успеха Россия приобретала базы на Азовском и Черном морях, где можно было развернуть строительство флота, в необходимости которого Петр убедился в результате неудачного первого азовского похода.

И действительно, уже первые, построенные в Преображенском, Воронеже и некоторых других населенных пунктах страны, корабли сыграли ключевую роль во втором азовском походе Петра (1696 год), во время осады с моря крепости Азов. Результатом этого похода стало обретение Россией первой на море крепости. Но выход в Черное море был по-прежнему заблокирован, поскольку Керченский пролив оставался под контролем Турции. Последующий неудачный Прутский поход Петра I, сосредоточение усилий на балтийском направлении, внутриполитическая нестабильность после смерти Петра более чем на полвека отложили решение черноморской проблемы России.

Становление России в качестве черноморской державы стало возможным только в эпоху Екатерины Великой, замыслы которой превзошли по грандиозности и масштабности даже самые смелые петровские начинания.

В первую очередь это касалось реализации так называемого “греческого проекта”, в котором отражались стратегические интересы России — путем нанесения поражения Турции сделать Черное море внутренним морем России. Сам же греческий престол в Константинополе предназначался внуку Екатерины — Константину. Возможность реализации этого грандиозного плана требовала изменения направления активизации усилий России.

Первым шагом в реализации замыслов Екатерины стала победа в русско-турецкой войне 1768-1774 годов. В соответствии с подписанным по итогам войны Кючук-Кайнарджийским мирным договором Россия получила часть земель между Днепром и Бугом, Кубань, Азов, Таганрог, Керчь, Еникале, Кинбурн. Крымское ханство объявлялось независимым от Турции.

Во многом успешному завершению войны способствовали действия созданной на основе Азовской флотилии Черноморской эскадры, которая базировалась в Керчи и двумя отрядами несла крейсерскую службу между Балаклавой, Феодосией и Суджук-Кале (Новороссийск).

Дальнейшее укрепление позиций России в Черноморском бассейне предполагало необходимость базирования здесь ее флота. С этой целью решено было начать строительство кораблей непосредственно на Черном море, и в частности на лимане “Глубокая пристань” города Херсона. Руководство строительством порта, по указанию Новороссийского генерал-губернатора Г.А.Потемкина, было возложено на генерала И.А.Ганнибала. Для заведования новым флотом и азовской флотилией учредили “Черноморское адмиралтейское управление”, подчиненное Г.А.Потемкину. Как показало последующее развитие событий, решения о строительстве кораблей на Черном море оказались весьма своевременными.

Несмотря на подписание мирного договора, между Россией и Турцией развернулась сложная дипломатическая борьба за Крым. Результатом этой борьбы явилось присоединение Крыма к России. Рескриптом Екатерины II от 8 апреля 1783 года “полуостров Крымский, Тамань и вся Кубанская сторона” были включены в состав России. С ликвидацией крымского ханства навсегда была устранена угроза разорительных набегов с юга на русские земли, Турция же лишилась основной базы своей агрессии в северном Причерноморье.

Для защиты отвоеванных у Турции исконно русских земель и обеспечения судоходства на Черном море Россия нуждалась в местах для базирования главных сил флота. Одной из таких бухт оказалась Ахтиарская, расположенная на юго-западном берегу Крымского полуострова, у развалин древнего Херсонеса.

2 мая 1783 года эскадра из пяти фрегатов и восьми других судов Азовской флотилии под командованием вице-адмирала Ф.А.Клокачева, прибыла в Ахтиарскую бухту, ставшую в последующем основным пунктом базирования кораблей флота.

Василий Нестеренко. Триумф Екатерины II. Таврический зал Большого дворца в Царицыно. 2007

С этого времени морские силы на юге России стали именоваться Черноморским флотом. В честь его основания в том же году была отлита медаль “Слава России”.

Медаль “Слава России”. Вариант 1789 года

3 июня 1783 года в торжественной обстановке

были заложены первые четыре здания будущего города и порта. Первоначально он назывался Ахтиар (Белый утес), а затем, в соответствии с Указом Екатерины II от 10 февраля 1784 года, был назван Севастополем (“Достойный город”).

В 1785 года был утвержден первый штат Черноморского флота, по которому он должен был иметь два 80-пушечных и десять 66-пушечных кораблей, 20 фрегатов, 5 боевых шхун, 18 транспортных и вспомогательных судов. Личный состав насчитывал 13,5 тыс. человек. Для судостроительных работ было выписано из Петербурга 40 семейств охтенских плотников, судостроительные материалы и принадлежности были доставлены из различных мест России.

И уже к маю 1787 года флот насчитывал в своем составе 46 вымпелов: 3 линейных корабля, 12 фрегатов, 3 бомбардирских корабля, 28 других военных судов. В том же году Екатерина II произвела в Севастополе первый смотр народившемуся Черноморскому флоту.

В связи с дальнейшим развитием Черноморского флота, возникла необходимость в строительстве более удобной и безопасной верфи. Такая корабельная верфь была заложена в устье Ингула в июне 1788 года. Через год, 27 августа 1789 года, новый город был назван Николаевом, который стал центром судостроения на юге страны. Одновременно с объявлением Севастополя в 1804 году главным портом Черноморского флота в нем так же началось кораблестроение.

Таким образом, во второй половине XVIII в. многовековая борьба России за выход к южным морям успешно завершилась возвращением Причерноморья и Приазовья, присоединением к России Крыма.

Однако Турция не могла смириться с потерей Крыма и появлением на Черном море Российского флота. Это привело к новой войне. В августе 1787 года Стамбул предъявил России ультиматум с требованием возвратить Крым, признать Грузию вассальным владением султана и согласиться на установление турецкого контроля над русскими судами при проходе их через проливы. Россия ответила отказом. Это и послужило поводом к новой русско-турецкой войне 1787-1791 годов, активное участие в которой принял и созданный накануне Черноморский флот России.

В ходе военных действий флот нанес ряд сокрушительных поражений военно-морским силам Турции. Среди наиболее замечательных сражений следует отметить Кинбурнское (17-18 июня 1788 года), в котором лиманская флотилия Черноморского флота, взаимодействуя с береговыми батареями Кинбурна, нанесла поражение турецкой эскадре. Флотилией командовал принц Нассау-Зиген, гарнизон крепости Кинбурн возглавлял А.В.Суворов. Затем последовала победа у Керчи (8 мая 1790 года), где поражение турецким силам нанесла севастопольская эскадра под командованием Ф.Ф.Ушакова.

Севастополь. Памятник адмиралу Ушакову

Под руководством Ушакова флот уничтожил несколько сильных турецких эскадр, которые султан последовательно посылал на Черное море: 28-29 августа 1790 года состоялось сражение при Тендре, 31 июля 1791 года — при Калиакрии. Победы адмирала Ф.Ф.Ушакова сорвали все планы Турции атаковать Крым с моря. Они способствовали, наряду с успехами русской армии, ускорению переговоров и заключению Ясского мирного договора, по которому Турция навечно передавала России Крым, Очаков, Кинбурн и Азов.

Таким образом, Россия не только окончательно утвердилась на Черном море, но и стала доминировать во всем Черноморском бассейне, что позволило в последующем решать с помощью флота важнейшие внешнеполитические задачи за его пределами. Так, уже после Ясского мирного договора с Турцией, Черноморский флот принял участие в кампании на Средиземном море против Франции. 26 февраля 1799 года морская пехота Черноморского флота при поддержке корабельной артиллерии взяла штурмом с моря первоклассную крепость Корфу с сильным французским гарнизоном и 656 орудиями. Весной-летом 1799 года флот участвовал в десантных и блокадных операциях в Италии.

Вернувшись на Черное море, флот активно участвовал в русско-турецких войнах первой трети XIX века, итогом которых стало присоединение к России большей части турецких земель на черноморском побережье Кавказа. Наиболее значимыми морскими сражениями этого периода стали Дарданелльское (10-11 мая 1807 года) и Афонское (19 июня 1807 года).

Эти победы не только позволили усилить блокаду Дарданелл, но и упрочили положение русского флота еще и на Средиземном море. Разгром турецкого флота и успехи русской армии на суше вынудили Турцию 12 августа 1807 года подписать перемирие.

В летопись славы Черноморского флота вошло и Наваринское морское сражение 1827 года, в котором эскадра Черноморского флота под командованием контр-адмирала Л.П.Гейдена, составлявшая основу военно-морской группировки союзников, полностью разгромила объединенный турецко-египетский флот (потери составили более 60 кораблей и около 7 тыс. убитых). Союзники не потеряли ни одного корабля.

Иван Айвазовский. Битва при Наварино. 1846

Победа в Наваринском морском сражении значительно ослабила морские силы Турции, содействовала подъему национально-освободительной борьбы греческого народа и победе России в русско-турецкой войне 1828-1829 годов.

Флота равного Черноморскому флоту России в этот период фактически не было. Корабли Черноморского флота смело вступали в сражение и выигрывали их не только с равными, но и с превосходящими силами противника. Силу же Черноморского флота определяло не столько количество кораблей и их вооружение, но в первую очередь, военно-морское искусство флотоводцев, высокая подготовка экипажей, традиционное мужество и героизм моряков-черноморцев.

Показателен в этом плане состоявшийся 14 мая 1829 года героический бой 18-пушечного брига “Меркурий” с двумя турецкими линейными кораблями, имевшими десятикратное превосходство: “Селимие” (110-пушечный) и “Реал-Бей” (74-пушечный).

Экипаж “Меркурия” под командованием капитан-лейтенанта А.И.Казарского сумел повредить оба турецких линкора и вынудил их отступить. Сам

“Меркурий” имел более 300 повреждений, но не потерял хода и сумел присоединиться к эскадре, которая двигалась ему на помощь. 4 человека были убиты, 8 ранены, командир контужен. Потери, понесенные турками, были значительно большими,

а позор поражения, нанесенного бригом двум линейным кораблям, неизмерим.

За проявленную доблесть и героизм экипаж брига “Меркурий” был удостоен высшей награды — кормового Георгиевского флага и вымпела. Указом императора предписывалось впредь всегда иметь в составе Российского флота корабль с наименованием “Меркурий” или “Память Меркурия”. В 1834 году в Севастополе на Мичманском (Матросском) бульваре по инициативе командующего эскадрой адмирала М.П.Лазарева на средства, собранные моряками, установлен памятник с надписью: “Казарскому. Потомству в пример”.

Монумент Александру Казарскому в Севастополе

Подвиг брига “Меркурий” в очередной раз продемонстрировал преимущество Черноморского флота России над турецким прежде всего в морской выучке и по морально-нравственным качествам личного состава.

Помимо решения военно-стратегических задач Черноморский флот играл значимую роль в реализации важнейших политических и экономических интересов России. Таковым, в частности, являлся вопрос о черноморских проливах (Босфор и Дарданеллы). Позицию России по данному вопросу император Николай I сформулировал в инструкции послу в Константинополе Рибопьеру в 1826 году: “Достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться, что с того дня, как русские владения коснулись берегов Черного моря, свободное сообщение между этим морем и Средиземным стало одним из первых интересов России, а сильное влияние в Константинополе одной из первых потребностей” [Маркова СП. Восточный кризис 20-х — начала 40-х годов XIX века и движение мюридизма // Исторические записки / Отв. ред. А.Л.Сидоров — М.: Изд-во АН СССР, 1953. — Т.42. — С.202.].

Реализации этой задачи на практике способствовало то, что Черноморский флот, усилиями выдающихся адмиралов А.С.Грейга, М.П.Лазарева, П.С.Нахимова, В.А.Корнилова и других флотоводцев, стал одним из лучших парусных флотов Европы и был способен не только противостоять турецкому флоту, но при необходимости блокировать и черноморские проливы.

Севастополь. Современный памятник великому флотоводцу М.П.Лазареву, установлен на одноименной площади (до 1993 года площади Революции). Авторами памятника стали скульпторы из Киева Г.А. и Э.В. Лысенко. Руководил проектом архитектор Н.Н.Гуров. Бюст отлил Михаил Бугаев в литейном цехе Морского завода им. Серго Орджоникидзе. Открытие памятника состоялось 26.10.1996 года. Бронзовый бюст установлен на красивом постаменте. Адмирал запечатлен в парадном кителе со всеми адмиральскими знаками почести. В основу создания скульптуры адмирала Лазарева, положили портрет, написанный художником К. Брюлловым (фото)

С другой стороны, правительство Турции в 30-40-х годах уже не могло контролировать не только принадлежащие ей черноморские проливы, но и всю остальную территорию страны. Со всей очевидностью это продемонстрировал разразившийся в 1829-1832 годах турецко-египетский кризис, вызванный восстанием египетского паши Мегмет-Али, войска которого непосредственно угрожали Стамбулу. Николай I в целях предотвращения краха Османской империи послал в Босфорский пролив эскадру кораблей, а высадившийся двадцатитысячный десант оккупировал Стамбул, не допустив туда восставших.

В 1833 году руководством Турции в знак благодарности России за ее участие в разрешении египетского кризиса, а по сути, спасении самой Османской империи, был подписан чрезвычайно выгодный для России договор (Ункиар-Искелесский). В соответствии с положениями этого договора России предоставлялось право беспрепятственного прохода через черноморские проливы, и более того, все военные корабли нечерноморских держав не могли без ведома представителей России пересекать проливы и входить в Черное море.

Таким образом, цель, заявленная Николаем I — обеспечить контроль России над черноморскими проливами, была фактически достигнута.

Данный факт и непосредственно усиление России вызвало негативную реакцию в ряде европейских стран и, прежде всего в Великобритании, считавшейся в то время “владычицей морей”. Ее союзнические отношения с Россией, сложившиеся в период наполеоновских войн, все больше трансформировались во враждебные, поскольку “владычица”, находившаяся за тысячи миль, претендовала и на черноморские проливы, и на господство в Черном море.

В конечном итоге массированное давление британских официальных лиц на руководство Турции сыграло свою негативную роль. И уже после второго египетского кризиса (1839 года) турецкий султан обратился за помощью уже не к России, как обязывал его Ункиар-Искелесский договор, а к представителям в Стамбуле всех великих держав. Николай I был вынужден согласиться на “коллективную защиту Турции” и отказаться таким образом от преимуществ, достигнутых в Ункиар-Искелесси. Подписанной в 1841 году Лондонской конвенцией права всех черноморских держав были ограничены, но направлено это было, прежде всего, против России. Ее флот вновь оказался заперт в Черном море. Турция же попала в полную зависимость от Великобритании. Позднее к ней был применен принцип вооруженного протектората Великобританией и Австрией, предполагавший, по сути, их вооруженное вмешательство на стороне Турции в случае войны с какой-либо державой (вновь имелась в виду, конечно же, Россия). Это и было реализовано в ходе Крымской (Восточной — в зарубежных источниках) войны, в которой России пришлось иметь дело не со слабой в военно-политическом отношении Османской империей, а с коалицией промышленно развитых европейских держав, к тому времени осуществивших перевооружение своих армий.

Главными событиями Крымской войны явились Синопское морское сражение 18 ноября 1853 года и оборона Севастополя 1854-1855 годов.

Личный состав Черноморского флота к этому времени был подготовлен адмиралом М.П.Лазаревым — с 1833 года главным командиром Черноморского флота и отличавшимся как административными способностями, так и боевыми качествами и умением воспитать в подчиненных такой же дух. Последователями его школы стали адмиралы П.С.Нахимов, В.А.Корнилов, В.И.Истомин и другие славные деятели Севастопольской обороны.

Кившенко А. Синопский бой

При высокой выучке личного состава техническая часть флота сильно отставала от западноевропейских флотов (а отчасти и от турецкого), где были введены паровые двигатели, более усовершенствованная артиллерия и даже делались попытки броненосного судостроения. Несмотря на это, эскадре Черноморского флота под руководством вице-адмирала П.С.Нахимова, удалось одержать блестящую победу при Синопе, где был уничтожен весь находившийся там турецкий флот и срыты береговые укрепления.

Айвазовский Иван Константинович (1817-1900): Синопский бой 1853

[Интересен в этой связи приказ по эскадре вице-адмирала П.С.Нахимова, в котором он писал: “Я хочу лично поздравить командиров, офицеров и команды с победой, благодарить их за благородное содействие моим предположениям и объявить, что с такими подчиненными я с гордостью встречусь с любым неприятельским европейским флотом”]. Тем самым были сорваны первоначальные планы антироссийской коалиции по высадке десанта на Кавказе.

И.К.Айвазовский. “Синоп. Ночь после боя 18 ноября 1853 года”

Синопское сражение подвело итог многовековому развитию парусных флотов. На смену парусным кораблям стали приходить пароходы, которых в составе Черноморского флота, к сожалению, было ограниченное количество (11 фрегатов и корветов).

Непосредственно Севастопольскому сражению предшествовала высадка 1 сентября 1854 года союзниками по антироссийской коалиции у Евпатории армии в 62 тыс. человек (28 тыс. французов, 27 тыс. англичан, 7 тыс. турок) при 134 полевых и 114 осадных орудиях. Союзной армии противостояла 33-тысячная армия (96 орудий) под командованием главнокомандующего сухопутными и морскими силами в Крыму князя А.С.Меншикова.

Сосредоточенный в Севастополе Черноморский флот (14 линейных кораблей, 11 парусных и 11 паровых фрегатов и корветов, 24,5 тыс. человек) и гарнизон (9 батальонов, до 7 тыс. человек) оказались перед 60-тысячной армией противника, поддерживаемой с моря сильным флотом (34 линейных корабля, 55 фрегатов, в том числе 4 корабля и 50 паровых фрегатов). Положение усугублялось тем, что Севастополь был подготовлен к обороне лишь с моря. Оборону возглавил начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал В.А.Корнилов. Для предотвращения прорыва противника на рейд флота 11 сентября у входа в Северную бухту были затоплены 5 линейных кораблей и 2 фрегата.

Севастопольская бухта. Памятник погибшим кораблям. “Въ память кораблей, затопленныхъ въ 1854 и 1855 гг. для загражденiя входа на рейдъ” (фото)

Их орудия были свезены на берег, а из экипажей сформированы 22 батальона, увеличившие гарнизон до 22,5 тыс. человек. 13 сентября город был объявлен на осадном положении. 18 тыс. защитников Южной стороны при помощи населения развернули строительство укреплений. Были построены семь бастионов и другие укрепления, на которых установили 341 орудие.

5 октября была предпринята первая бомбардировка Севастополя с суши и с моря. Артиллерийский огонь вели 130 осадных и 1340 корабельных орудий 49 кораблей, выпустившие по городу около 60 тыс. снарядов. Обороняющиеся могли противопоставить врагу огонь 115 орудий. Однако им удалось подавить часть осадной артиллерии и сильно повредить несколько кораблей противника. Во время этой бомбардировки на Малаховом кургане был смертельно ранен вице-адмирал В.А.Корнилов.

Памятник В.А. Корнилову установлен на месте смертельного ранения адмирала. В тот день, 5 октября 1854 года Корнилов объехал под огнем все наиболе опасные места оборонительной линии города. На Малаховом кургане он был смертельно ранен вражеским ядром. “Отстаивайте же Севастополь!” — сказал адмирал бросившимся к нему на помощь и потерял сознание. В.А.Корнилов умер в Морском госпитале на Корабельной стороне. Одними из последних его слов были: “Благослови, господи, Россию и государя, спаси Севастополь и флот”. По приказанию адмирала П.С.Нахимова на месте ранения Корнилова выложили крест из вражеских бомб и ядер. Этот крест стал первым памятником прославленному адмиралу. Проект памятника разработали генерал-лейтенант от кавалерии художник А.Л.Бильдерлинг и скульптор, участник обороны Севастополя, академик И.Н.Шредер. Бронзовые части отлили в Петербурге, цокольную часть выполнили из крымского диорита. В годы Великой Отечественной войны гитлеровцы разрушили монумент: бронзовую часть вывезли, цоколь взорвали. Восстановленный памятник организатору и вдохновителю первой обороны города был открыт только в 1983 г. Авторы проекта, профессор М.К.Вронский и В.Г.Гнездилов воссоздали памятник, максимально точно воспроизведя оригинал. На пробитом ядрами постаменте — часть укреплений Малахова кургана. Венчает памятник фигура смертельно раненного адмирала. Опершись на левую руку, он правой указывает на город, на севастопольские укрепления. На постаменте начертаны бессмертные слова адмирала. Здесь же перечислены суда, которыми командовал Корнилов, и морские сражения, в которых он принимал участие. Ниже на памятнике — фигура матроса Петра Кошки, заряжающего орудие (фото: 1, 2)

После смерти В.А.Корнилова оборону возглавил П.С.Нахимов. Противник, понеся большие потери, перешел к осадным действиям. Севастопольцы, совершенствуя существующие и возводя новые укрепления, вели активные оборонительные действия: артиллерийским и ружейным огнем уничтожали живую силу врага, выводили из строя орудия, вели разведку, совершали ночные вылазки, брали пленных. Особенно отличились команды лейтенантов П.Ф.Гусакова, В.Ф.Титова, мичмана Н.Д.Путятина, а также боцман А.Рыбаков, унтер-офицер А.Елисеев, матросы П.Кошка, Ф.Заика, И.Димченко и многие другие.

К февралю 1855 года силы союзников увеличились до 120 тыс. человек, и они развернули подготовку к новому штурму города. Главный удар был направлен против Малахова кургана — ключевой позиции осажденных.

Памятник адмиралу В.И.Истомину на месте его гибели на Малаховом кургане 7 марта 1855 года

В период с 28 марта по 7 апреля противником была предпринята вторая бомбардировка Севастополя, в ходе которой огонь по городу вели более 500 орудий. Гарнизон нес большие потери, но не был сломлен. Третья бомбардировка Севастополя началась 26 мая и продолжалась до 30 мая. На штурм укреплений было брошено пять дивизий. И только после того, как обороняющиеся потеряли большую часть войск, некоторые редуты были сданы врагу.

После четвертой бомбардировки 6 июня 44 тыс. солдат противника штурмовали Корабельную сторону, но были отбиты героическими усилиями 20 тыс. ее защитников. Несмотря на это, положение севастопольцев оставалось тяжелым, силы их таяли. 28 июня был смертельно ранен руководитель обороны адмирал П.С.Нахимов.

Севастополь. Памятник адмиралу П.С.Нахимову (фото)

Смерть любимого адмирала была тяжкой утратой, но не сломила боевой дух севастопольцев. Военный совет решил предпринять наступление в тыл осаждающим, однако сражение на реке Черная 4 августа желаемых результатов не принесло.

5 августа была начата пятая, усиленная бомбардировка города, продолжавшаяся пять дней. Потери севастопольцев превышали 1000 человек в день. 24 августа началась шестая, самая интенсивная бомбардировка города, длившаяся три дня.

27 августа начался общий штурм Севастополя 60-тысячной армией. Но, несмотря на значительное превосходство в силах, противнику удалось закрепиться только на Малаховом кургане, где 6 тыс. вражеских солдат оказывали сопротивление всего 400 русских. Вечером из-за больших потерь (до 13 тыс. человек) главнокомандующий Крымской армией генерал от артиллерии М.Д.Горчаков отдал приказ оставить Южную сторону, взорвав пороховые погреба, верфи и укрепления и затопив на рейде оставшиеся суда. 28 августа русские войска заняли линию обороны на Северной стороне.

Героическая 349-дневная оборона Севастополя, сорвавшая захватнические планы союзников, истощила их силы настолько, что они не могли продолжать активные военные действия и были вынуждены вступить в переговоры о мире.

Севастополь. Памятник героям Крымской войны

18 марта 1856 был заключен Парижский мирный договор. По условиям этого договора союзники освобождали занятые ими Севастополь, Евпаторию, Керчь, Кинбурн и другие населенные пункты. Россия возвращала Турции занятый русскими войсками Карс и часть придунайской Бессарабии, отказывалась от притязаний на покровительство православным подданным Турции, признавала протекторат великих держав над Молдавией, Валахией и Сербией, обязалась не возводить укреплений на Аландских островах.

Самыми тяжелыми условиями Парижского мира для России были статьи о нейтрализации Черного моря, о запрещении ей держать там военные корабли и строить крепости. Они лишали Российскую империю, державу черноморскую, возможности защиты своих южных границ при нападении враждебных государств, корабли которых могли появиться в Черном море через Дарданеллы и Босфор (нейтрализация не распространялась на проливы). В связи с этим была разработана внешнеполитическая программа русского правительства, сформулированная A.M.Горчаковым в циркулярной депеше русским послам за границей 21 августа 1856 года. В ней содержалось облетевшее весь мир выражение: “Россия не сердится, она сосредоточивается”. Это означало, что Россия собирается с силами, сосредоточивает внимание на экономических и политических вопросах, связанных с внутренним развитием государства. В циркуляре указывалось, что Россия более не связывает себя прежними договорами и вправе действовать свободно.

Данная программа определяла и главное направление внешней политики России 1856-1871 годов, направленной на борьбу за отмену ограничительных статей Парижского мира. Россия не могла мириться с положением, при котором ее черноморская граница оставалась незащищенной и открытой для нападения.

Запрет иметь боевой Черноморский флот был снят с России в 1871 году, но ко времени русско-турецкой войны организовать кораблестроение, в том числе современное броненосное, в Черном море, не было возможности из-за дальности расстояния до мест добывания материалов и топлива.

В результате к началу последней русско-турецкой кампании 1878-1879 годов Черноморский флот состоял всего из двух артиллерийских плавучих батарей (“поповок”), являвшихся лишь прибрежным оборонительным средством, 4-х старых деревянных корветов, императорской яхты “Ливадия”, 7 пароходов и нескольких мелких судов.

В начале военных действий почти все военные суда Черноморского флота были оставлены для обороны ключевых морских баз (Одессы, Очакова, Севастополя и других). Наступательные действия было решено производить крейсерскими операциями, используя для этого пароходы Русского общества пароходства и торговли. Организацией крейсерства занялся главный командир Черноморского флота генерал-адъютант Н.А.Аркас, предоставивший командирам пароходов возможность широкой личной инициативы и предприимчивости. Что и было реализовано.

Особенно отличился в крейсерских операциях лейтенант С.О.Макаров, в последующем легендарный русский адмирал. Гражданский, по сути, пароход “Великий Князь Константин” под его командованием 28 июня 1877 года атаковал при поддержке минных катеров турецкую эскадру. В результате этой атаки турецкий броненосец получил серьезные повреждения. 6 июня этот же пароход сжег у Анатолийского берега 4 турецких брига. Позднее минной атакой катеров с “Великого Князя Константина” у кавказского побережья был взорван турецкий броненосец “Ассари-Тевкент”, а в декабре пароход “Россия” (командир — капитан-лейтенант Н.М.Баранов) захватил в море транспорт “Мерсина” с войсками.

Были и другие успехи у Черноморского флота. Но это были лишь отдельные бои, а не морские сражения, поскольку военного флота фактически не было.

Только лишь по окончанию войны Россия приступила к полномасштабному восстановлению Черноморского флота. Уже в 80-х годах XIX столетия на Черном море начинается броненосное судостроение, которому сильно помогла разработка донецкого бассейна и близость железоделательных заводов.

К началу ХХ века Черноморский флот вновь превратился в серьезную боевую силу на юге России. В его составе было 7 эскадренных броненосцев, 2 “поповки”, 1 крейсер, 3 минных крейсера, 22 миноносца, 6 канонерских лодок, 9 миноносок, 2 парохода, 8 транспортов.

Тем не менее, воссозданный после войны флот оказался запертым на Черном море — все по тому же Парижскому мирному договору Россия не имела права выводить свои военные корабли из Черного моря в Средиземное. Поэтому корабли Черноморского флота, экипажи которых славились превосходной выучкой и меткой стрельбой, не смогли принять участия в русско-японской войне 1904-1905 годов.

Проигранная царским самодержавием война и грубые просчеты во внешней и внутренней политике спровоцировали революционную ситуацию в стране. Под ее влиянием антиправительственные процессы развернулись в армии и на флоте.

Черноморский флот в этом плане не стал исключением. Более того, в силу стечения обстоятельств он стал флагманом революции 1905 года. Определяющую роль в этом сыграло восстание 14 июня 1905 года на эскадренном броненосце “Князь Потемкин-Таврический” (больше известном под именем “Потемкин”). К восставшим присоединилась команда миноносца №267, находившегося на Тендеровском рейде и обеспечивавшего броненосец на стрельбах. На обоих кораблях были подняты красные революционные флаги. Команда броненосца “Князь Потемкин-Таврический” объявила его кораблем революции. Таковым броненосец был целых 11 дней, вплоть до того времени пока корабль не был интернирован 26 июня румынскими властями. И хотя восстание на броненосце своих целей не достигло, оно оказало влияние на дальнейшее развитие революционных процессов в армии и на флоте.

Эскадренный броненосец “Князь Потемкин-Таврический” Черноморского флота (фото)

Стремясь зачеркнуть в народной памяти даже само название корабля, в конце сентября 1905 года царское правительство переименовало его в “Пантелеймон”. Но традиции потемкинцев продолжали жить на этом корабле. Экипаж “Пантелеймона” одним из первых на флоте поддержал восставших на крейсере “Очаков”, присоединившись к ним 13 ноября 1905 года.

Проигранная война с Японией и последовавшие затем революционные процессы вызвали широкую дискуссию в стране относительно целесообразности финансирования флота.

В стенах Государственной Думы Российской империи в этот период царила паника, лейтмотивом которой являлась мысль о том, что “флот погубит Россию”. Выделяемые средства на строительство и содержание флота, по мнению народных избранников 1907 года, было более целесообразным направить на цели социально-экономического характера. И только жесткая позиция председателя Правительства П.А.Столыпина не позволила реализовать на практике убийственную для флота политику.

К началу Первой мировой войны Черноморский флот в значительной мере восстановил свои силы. В его составе находились 5 линейных кораблей, 2 крейсера, 17 эскадренных миноносцев, 4 подводных лодки и др.

Боевые действия Черноморский флот вел против германо-турецких сил, содействовал войскам кавказского и румынского фронтов, нарушал коммуникации противника, обстреливал турецкие прибрежные города. Впервые для бомбардировки городов была применена морская авиация — гидропланы. Подводные минные заградители ставили мины на входе в Босфор.

Наиболее значимым в этом плане стало участие Черноморского флота в Трапезундской наступательной операции (23 января — 5 апреля 1916 года), в ходе которой корабли флота оказывали содействие приморскому флангу Кавказской армии в овладении Трапезундом (Трабзон). Организованные русским командованием в Трапезунде база легких сил Черноморского флота и база снабжения значительно упрочили положение Кавказской армии. В последующем же в результате успешных действий Кавказской армии, поддерживаемой Черноморским флотом, Турция была практически выведена из войны.

К сожалению, военные действия России на других фронтах Первой мировой войны не были столь успешными.

Царское правительство больше заботившееся о союзниках, чем о своей армии, в конечном итоге привело ее к коллапсу. Закономерным итогом этого вновь стали революционные процессы в стране, в том числе в армии и на флоте,

завершившиеся теперь уже свержением царского самодержавия, а затем и Временного правительства.

В 1918 году, когда распадалась бывшая Российская империя и германские войска, приглашенные правительством Центральной Рады Украины, маршировали по украинским степям, была написана самая трагическая страница истории Черноморского флота.

В апреле 1918 года передовые отряды немецкой армии уже были в Крыму.

Севастополь 1918 года. Памятник затопленным кораблям. На рейде — немецкий линейный крейсер “Гебен” (в октябре 1914 г. бомбардировавший город). 2 мая 1918 г. “Гебен” вместе с легким крейсером “Гамидие” вошел в гавань оккупированного немецкими войсками Севастополя, где почти все русские корабли были покинуты своими экипажами. Они были взяты под охрану немцами (фото)

Севастополь 1918. Южная бухта с кораблями

Попытка Советского правительства предотвратить захват Севастополя дипломатическими средствами провалилась, и флот оказался перед выбором — перейти под власть правительства Украины, чтобы избежать его захвата немцами, или же уходить в Новороссийск. Произошел раскол. Часть кораблей — два новейших дредноута “Свободная Россия” и “Воля”, 14 эсминцев и ряд вспомогательных судов подняли Андреевские флаги и ушли в Новороссийск. Но большая часть флота — 7 устаревших броненосцев (в т.ч. и знаменитый “Потемкин”, переименованный после революции в “Борец за свободу”), три крейсера, 7 эсминцев, 15 подводных лодок и более 170 вспомогательных судов остались в Севастополе под украинскими флагами. Впрочем, это не спасло ситуацию, корабли все равно были захвачены немцами. Германское командование заявило, что флот будет оставаться под контролем оккупационных властей до конца войны и лишь затем перейдет в полное распоряжение Украины.

Переход части Черноморского флота в Новороссийск также не означал его спасения. 11 мая 1918 года германское командование предъявило ультиматум с требованием вернуть ушедшие корабли в Севастополь, угрожая в противном случае продолжить свое наступление. Ситуация приблизилась к критической черте. С одной стороны, стремительным наступлением немцы дошли уже до Новочеркасска и Ростова-на-Дону, и не исключалась возможность занятия ими Новороссийска, с другой стороны, в этом последнем оплоте флота не было ни запасов (угля, снарядов и т.д.) — для его снабжения, ни доков и мастерских — для необходимого ремонта.

Дезорганизованные, без снабжения и запасов, суда Черноморского флота были лишены всякой возможности сопротивления, а, следовательно, перед личным составом стояла дилемма — сдаться неприятелю, вернувшись в Севастополь, или уничтожить себя в Новороссийске, как требовало этого Советское правительство [24 мая 1918 года глава Советского правительства отправил в Новороссийск секретную телеграмму: “Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно. Пред. СНК В.Ульянов (Ленин)”]. 18 июня 1918 года многие суда были потоплены своими командами.

Часть же кораблей вернулась в Севастополь, оккупированный немцами. Судьба этой части кораблей еще более печальна. Вернувшиеся в Севастополь корабли также были захвачены немцами, хотя и ненадолго. Осенью того же 1918 года сразу после окончания Первой мировой войны немецкие войска оставили Севастополь, а в Черное море вошел объединенный флот Англии и Франции. Высаженный десант захватил город. Немногие уцелевшие корабли, меняя флаги и названия, сумели пережить потрясения гражданской войны. Впоследствии эти корабли покинули Крым, унося с собой последние подразделения Белой армии. До 1924 года они находились во французском порту Бизерта (северное побережье Африки). После признания Францией СССР Андреевские флаги были спущены, а корабли проданы на металл.

С российским флотом на Черном море было покончено. Такая катастрофическая ситуация, разумеется, не могла удовлетворить новое правительство России. Вопросы военной безопасности с окончанием гражданской войны и иностранной интервенции не утратили своей остроты.

Уже в мае 1920 были образованы Морские силы Черного и Азовского морей. Но реальные шансы на восстановление флота появились только после окончательного освобождения главной базы возрождавшегося военного флота — Севастополя 15 ноября 1920 года.

И уже в июне 1922 года вступил в строй крейсер “Память Меркурия” (31 декабря 1922 года переименован в “Коминтерн”). Кроме этого было принято решение достроить на Черном море крейсеры “Нахимов” (26 декабря 1922 года крейсер получил новое имя — “Червона Украина”) и “Адмирал Лазарев” (14 декабря 1926 года получил наименование “Красный Кавказ”). Одновременно с восстановлением трех крейсеров в 1923-1927 годах в строй были введены пять эскадренных миноносцев типа “Новик”.

Таким образом, к 1927 году Морские силы Черного моря (с 11 января 1935 года были переименованы в Черноморский флот) оформились в самостоятельную силу, способную решать определенные (пусть и очень ограниченные) тактические задачи.

В годы предвоенных пятилеток Черноморский флот получил более 500 боевых кораблей различных классов, сотни боевых самолетов. Были созданы ВВС, береговая оборона и система ПВО Черноморского флота.

К началу же Великой Отечественной войны Черноморский флот представлял собой внушительную силу. В его состав входили: 6 крейсеров, 3 лидера, 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 4 канонерские лодки, 84 торпедных катера, 15 тральщиков, других кораблей и судов, а также 625 самолетов. К началу войны Черноморский флот состоял из Дунайской (до ноября 1941) и Азовской (с июля 1941) военных флотилий.

Нападение фашистской Германии не застало Черноморский флот врасплох. Благодаря системе оперативных готовностей, отработанной в предвоенные месяцы, Черноморский флот организованно, в повышенной боевой готовности встретил первые удары вражеской авиации.

В соответствии с приказом Наркома ВМФ Н.Г.Кузнецова 22 июня в 1 ч. 15 мин. Черноморскому и другим флотам была объявлена оперативная готовность №1, и уже к 2 ч. 30 мин. флот находился в полной боевой готовности. В 3 ч. 15 мин. немецкие самолеты совершили налет на главную военно-морскую базу — Севастополь с тем, чтобы заблокировать Черноморский флот, сбросив на входном фарватере базы и в Северной бухте магнитные мины. Однако, в силу отсутствия внезапности, цели этой им достичь не удалось. Вражеские самолеты были обнаружены, и воздушный налет огнем зенитных средств ПВО военно-морской базы и кораблей был отражен без потерь в кораблях.

В результате гитлеровцам не удалось реализовать одну из важнейших своих стратегических задач на данном направлении, предусматривавших ограничение свободы действий основных сил Черноморского флота. Корабли Черноморского флота не только не были заперты в бухтах, и уже в первые дни войны совершали дерзкие рейды на основные морские базы противника в Румынии.

Германскому командованию также не удалось реализовать план по внезапному захвату Крыма, овладению которым придавалось огромное значение.

Крым вместе с главной военно-морской базой в Севастополе представлял для агрессора большую угрозу. Боевой корабль от Севастополя мог за 10 часов достигнуть побережья союзницы Германии — Румынии, с ее нефтедобывающими предприятиями. Для обеспечения поставок нефти из Румынии необходимо было захватить Крым, но для этого нужно было сначала взять Одессу.

Немецко-фашистское командование стремилось с ходу овладеть этим важным военно-стратегическим, промышленным и культурным центром. На город наступали 5 пехотных, 2 кавалерийские дивизии и моторизованная бригада 4-й румынской армии.

Более двух месяцев продолжалась оборона Одессы, явившаяся ярким примером мужества и героизма советских людей. Ее защитники более чем на два месяца сковали у стен города до 18 дивизий, вывели из строя более 160 тыс. солдат и офицеров противника, около 200 самолетов и 100 танков. Оборона Одессы отличалась высокой активностью, хорошо организованным взаимодействием сухопутных войск и флота и способствовала срыву гитлеровского плана “молниеносной войны”.

Оборона Одессы

В ознаменование героической обороны Одессы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 была учреждена медаль “За оборону Одессы”, которой награждены свыше 30 тыс. воинов и граждан, участвовавших в обороне города. 1 мая 1945 года Одессе было присвоено почетное звание “Город-герой”.

***

Более 8 месяцев (с 30 октября 1941 года по 4 июля 1942 года) продолжалась героическая оборона главной военно-морской базы Черноморского флота — Севастополя.

Линейный корабль Черноморского флота “Парижская коммуна” (до марта 1921 и с 31 мая 1943 года носил имя “Севастополь”) ведет огонь по позициям врага из Южной бухты Севастополя. (фото)

Морская пехота сходит на берег в Севастополе (фото)

После провала попытки овладеть Севастополем с ходу немецко-фашистское командование осуществило три наступления на город: 11 ноября 1941 года, 17 декабря 1941 года и 7 июня 1942 года.

Защитники Севастополя у памятника адмиралу Корнилову на Малаховом кургане. Зима-весна 1942 г. (фото)

Группа моряков ведет бой. Севастополь, июнь 1942 г. (фото)

При этом немецко-фашистскому командованию пришлось сосредоточить под Севастополем свыше 11 пехотных, легких и горнострелковых дивизий, усиленных артиллерией резерва главного командования, танками и авиацией. К началу июньского штурма противник имел под Севастополем 208 батарей, т.е. в среднем примерно 24 ствола на 1 км фронта, не считая нескольких зенитно-артиллерийских полков. Тем не менее, Севастополь не сдавался.

В конечном итоге гитлеровцы осознали, что пока советский военно-морской флот действует в районе города-крепости, штурм ее не мог закончиться успешно. Лишь массированные атаки немецкой авиации заставили советские корабли отойти, в результате чего город остался изолированным. Постепенное затухание артиллерийской поддержки, оказываемой кораблями эскадры Черноморского флота, и несомненное превосходство противника в воздухе сыграли решающую роль при третьем штурме Севастополя, который вряд ли удался бы противнику, если бы не было этих обстоятельств.

За 8 месяцев обороны враг потерял у стен Севастополя до 300 тыс. солдат убитыми и ранеными.

Краснофлотцы П.П.Стрепетков и П.И.Руденко в рукопашном бою уничтожили 17 немецких солдат. Севастополь, май 1942 г. (фото)

22 декабря 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждена медаль “За оборону Севастополя”, которой были награждены ее участники, а в 1945 году Севастополю было присвоено почетное звание “Город-герой”.

Чрезвычайно значима роль Черноморского флота и при проведении Новороссийской оборонительной операции в период с 19 августа по 26 сентября 1942 года. Основной удар рвущихся к городу немецких частей приняли на себя бригады морской пехоты, оборонявшиеся до последнего. И только отсутствие боеприпасов заставило их оставить обороняемые рубежи.

Бой в Новороссийске (фото)

Погрузка 76-мм пушки ЗиС-22 на лидер эсминцев “Ташкент” в Новороссийске для отправки в осажденный Севастополь, 1942 год (фото)

Юнга с потопленного лидера “Ташкент” (фото)

Но, овладев Новороссийском, немецко-фашистские войска не смогли воспользоваться результатами своего успеха, так как город и порт хорошо просматривались с рубежей, занятых нашими частями, и находились под воздействием артиллерийского огня, авиации и кораблей.

Не смог противник использовать и порт Новороссийска в качестве своей военно-морской базы, так как восточная часть Цемесской бухты находилась в руках советских частей, которые полностью контролировали и бухту, и подходы к ней.

В результате уже 29 сентября немецко-фашистские войска вынуждены были прекратить наступление и перейти к обороне.

Мужество и героизм моряки Черноморского флота проявили при обороне Туапсе (25 сентября — 20 декабря 1942 года), в Керченско-Феодосийской десантной операции (25 декабря 1941 года — 2 января 1942 года), Новороссийско-Таманской наступательной операции (9 сентября — 9 октября 1943 года), Керченско-Эльтигенской десантной операции (31 октября — 11 декабря 1943 года) и, наконец, в Крымской наступательной операции, ставшей заключительным этапом боевых действий флота на Черном море (8 апреля — 12 мая 1944 года).

Черные бушлаты. Феодосийский десант глазами художника В.А.Печатина

Советский солдат срывает нацистскую свастику с ворот металлургического завода им. Войкова в освобождённой Керчи. Окончательно город был освобождён от захватчиков 11 апреля 1944 года. Завод им.Войкова был ареной ожесточённых боёв в ходе крушения Крымского фронта и сдачи Керчи в мае 1942 года. Здесь оборонялись сводные отряды 44-й армии , прикрывавшие переправу отступавших советских войск через Керченский пролив. Активная фаза обороны длилась с 18 мая до 05 августа 1942 года, после этого остатки защитников спустились в подземные коммуникациии завода и оттуда продолжили борьбу с оккупантами. Последняя перестрелка на заводе им.Войкова датируется декабрём 1942 года. (фото)

Мемориал Освободителям Севастополя (фото)

После освобождения Крыма Черноморский флот продолжил участие в войне. Дунайская флотилия Черноморского флота с боями сопровождала советские войска на южном участке советско-германского фронта. Ее бронекатера и морская пехота участвовали в освобождении городов Югославии, во взятии Будапешта и Вены.

Неоценимую роль сыграл Черноморский флот в содействии сухопутным войскам. Его корабли, главным образом торпедные катера и подводные лодки, наносили удары по кораблям и транспортам противника в портах и на коммуникациях. Только с 3 по 13 мая при эвакуации из Крыма морем погибло 42 тыс. солдат и офицеров противника. Торпедные катера Черноморского флота за время операции совершили 268 выходов в море для поиска и атак конвоев противника, а подводные лодки — 20 выходов для действий на морских сообщениях. В результате было потоплено 19 кораблей (36 повреждено) и 62 транспорта и судна (24 повреждено) противника. Кроме того, успешные действия Черноморского флота сорвали снабжение 17-й немецкой армии.

Во всех крупнейших сражениях Великой Отечественной войны на черноморском направлении моряки флота продемонстрировали образцы стойкости, мужества и высокой морской выучки.

Всего же за годы войны флот провел 24 десантные операции, было потоплено 835 кораблей и судов противника, 539 повреждено.

За боевые заслуги 18 кораблям, частям и соединениям Черноморского флота присвоено гвардейское звание, 59 награждены орденами, 44 частям и соединениям присвоены почетные наименования. Около 55 тыс. черноморцев награждены орденами и медалями, 228 – присвоено звание Героя Советского Союза. 7 мая 1965 года Черноморский флот награжден орденом Красного Знамени.

Развитие Черноморского флота после Великой Отечественной войны можно разделить на два этапа. В ходе первого — строительство флота шло по пути совершенствования обычных видов оружия, а также внедрения достижений начавшейся научно-технической революции. До начала 60-х годов флот продолжал оставаться в оперативно-стратегическом плане оборонительным фактором, он по-прежнему был флотом прибрежного действия. С ликвидацией ядерной монополии США, внедрением ракетного оружия, а также освоением реактивной авиационной техники начинается новый этап послевоенной истории — флот выходит в океан. Силы Черноморского флота на постоянной основе стали присутствовать в Атлантическом и Индийском океанах, Средиземном и Красном морях. Дальние походы — а их ежегодно совершали до ста Черноморских боевых кораблей и судов вспомогательного флота и специального назначения — явились школой боевой выучки и самым эффективным методом морально-психологической закалки моряков. Флот стал мощным инструментом и средством решения внешнеполитических задач государства, надежно отстаивающим его интересы на просторах Мирового океана.

К началу 90-х годов Черноморский флот стал крупным оперативно-стратегическим объединением, имеющим в своем составе разнородные силы, способные эффективно противодействовать на Южноевропейском театре военных действий практически любому потенциальному агрессору.

С распадом Советского Союза роль Черноморского флота не изменилась, хотя изменились условия его базирования и качественный состав.

Со второй половины 1991 года Черноморский флот вступил в новый этап развития, к сожалению, не во всем оптимистичный и получивший название “процесс разрешения судьбы Черноморского флота”. Несмотря на то, что реорганизация и раздел Черноморского флота в своей основе негативно отразились на состоянии его сил, тем не менее, можно однозначно констатировать: Черноморский флот спосо­бен решать задачи, определенные ему на основе принципов военной доктрины России, приоритетных направлений государственной политики, а также экономических возможностей страны.

Главное, чего добились моряки, — Черноморский флот для России сохранен.

12 июня 1997 года на кораблях Черноморского флота был вновь поднят исторический Андреевский флаг. В течение последних лет корабли Черноморского флота проводят учения, совершают длительные походы в Средиземное море и Индийский океан. Корабли Черноморского флота осуществили визиты в порты Турции, Болгарии, Румынии, Сирии, Италии, Франции, Греции, Мальты, Сербии и Черногории, Египта, Индии, Ливана.

Парад кораблей в честь 230-летия Черноморского Флота России в Севастополе 12 мая 2013 © Василий Батанов / РИА Новости

Основные силы Черноморского флота дислоцируются в городе Русской славы Севастополе. Основанный в 1783 году как военно-морская крепость на южных берегах Российской империи указом Екатерины II, Севастополь яркой двухвековой историей, двумя героическими оборонами с честью оправдал свое гордое имя, став символом стойкости и мужества, воинской доблести и беспримерного героизма.

Бочарников Игорь Валентинович

Источник.

***

ВИДЕО: Парад в честь 230-летия Черноморского флота

***

Моряки во время празднования 230-летия Черноморского Флота России в Севастополе 12 мая 2013 © Василий Батанов / РИА Новости

Моряки Черноморского флота во время парада кораблей в честь 230-летия Черноморского Флота России в Севастополе. © Василий Батанов / РИА Новости

Парад кораблей в честь 230-летия Черноморского Флота. © Василий Батанов / РИА Новости

Участники театрализованной постановки во время празднования 230-летия Черноморского Флота России в Севастополе. © Василий Батанов / РИА Новости

© Stringer/REUTERS (фото)

Вам может также понравиться...

1 комментарий

  1. В декабре 2020 года типографией г.Тамбова ИЗДАН ТИРАЖ НАПИСАННОЙ старшиной 1 статьи ДКБФ запаса (в последующем — подполковник юстиции) ЛЕОНОВЫМ В.С. КНИГИ «ИСТОРИИ И БАЙКИ ИЗ ФЛОТСКОЙ СЛУЖБЫ».
    В книге рассказано: о реальных этапах службы моряков срочной службы (в большей степени) советского периода — с момента призыва, обучения матросов в учебных отрядах (на примере Лиепайской РТШ-113), дальнейшей после учебных отрядов героической службе на кораблях, подводных лодках и в других подразделениях, а также о сверхсрочниках, мичманах и офицерах. Отражено о некоторых неординарных, загадочных, в том числе и отдельных трагических, историях случавшихся в разные годы на флотах страны, о исторических легендарных этапах российского и советского ВМФ со времен Петра I и до периода РФ, о истоках зарождения и свято сохранявшихся поныне флотских традициях. В книге помещены также юморные приключения, случавшиеся с матросами и старшинами во время службы, в том числе флотские байки. В значительной степени отражено о деятельности нынешних ветеранских общественных организаций ВМФ (ветеранов флота) в ряде регионов страны.
    На страницах книги помещено много фотографий.
    Заинтересованным лицам можно обращаться к автору книги Леонову В.С. на его электронную почту ivs.tmb68@mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *