Государство как основной объект проявления патриотизма

duryaginaСпецифика такого явления, как патриотизм, в значительной степени зависит от особенностей развития государства, а также политики, проводимой в тот или иной период этого развития.

Вопросы осмысления патриотизма с точки зрения служения государству начинают возникать еще в период становления древнегреческого полиса. Так, мыслитель времен расцвета политико-правовой мысли Древней Греции Демокрит, считал, что в государстве должны господствовать общее благо и справедливость, а заботы граждан необходимо направлять на служение интересам государства, затрагивающее, прежде всего, улучшение его устройства и управления. «Ибо хорошо управляемое государство есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оное, с ним вместе и все гибнет»[1].

Для сохранения государственного единства, по Демокриту, требуется единение граждан, их взаимопомощь, взаимозащита и братство, поскольку гражданская война ‒ бедствие для обеих враждующих сторон[2].

Аристотель, в свою очередь, детально рассматривал основания для обладания властью и, не признавая чье-либо превосходство в этом отношении, считал необходимым сочетание высшей способности со свободою всех. Как отмечает правовед, философ Чичерин Б.Н., с этой целью Аристотель разделяет граждан по возрасту: «Так как юности принадлежит сила, а зрелым летам мудрость, то младшие должны носить оружие, а старшие править государством. Этим способом никто не исключается из правления, а все вступают в него по очереди, а общее право согласуется с различною способностью и с различным назначением людей. Этим осуществляется требование, чтобы каждый мог быть и правителем, и подданным»[3].

Аристотель, видя задачу в нравственном совершенствовании граждан и считая, что государство существует ради счастливой и свободной жизни, в работе «Никомахова этика» размышляет о значимости науки о государстве: «Мы видим, что наиболее почитаемые умения, как-то: умения в военачалии, хозяйствовании – подчинены этой науке. А поскольку наука о государстве пользуется остальными науками как средствами и, кроме того, законодательно определяет, какие поступки следует совершать или от каких воздержаться, то эта цель и будет высшим благом для людей»[4].

В период расцвета Римской империи стало прослеживаться необычайно сильное государственное сознание народа. Римлян, по мнению А.Б. Егорова, можно считать одной из самых первых «государственных» наций в человеческой истории, потому как государство становилось главным создателем, источником и гарантом римского права[5]. Отношение же к государству, выражавшееся в представлениях об особой богоизбранности римского народа, было подкреплено успехами, как в многочисленных завоеваниях, так и во внутреннем, в первую очередь, правовом развитии. Юрист Р. Иеринг отмечал, что Рим трижды диктовал миру законы и трижды служил соединяющим началом между народами: сначала единством государства, когда римский народ  еще был в расцвете своего могущества; затем, после падения Римской империи, единством церкви, и, наконец, в третий раз – единством права[6].

Так, у истоков юридизации понятия государства стоит Марк Тулий Цицерон, который, будучи истинным патриотом Рима, стремился к согласованию влияния греческой мысли с собственно римскими традициями, с самобытной историей римского государства и права.

Государство (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние народа. При этом он подчеркивает, что «народ – не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Тем самым государство предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, но одновременно и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, «общий правопорядок»[7].

Английский правовед, уже средневекового периода, Генри Брэктон, также подчеркивая исключительную значимость государства, в трактате «О законах и обычаях Англии» прямо указывал: «…силу закона имеет то, что по справедливости постановлено и одобрено высшей властью короля или князя, по совету и с согласия магнатов и с общего одобрения государства»[8].

Для периода средневековья были характерны войны, революционные потрясения, которые затронули едва ли не всю Европу. Самой длительной в истории человечества стала Столетняя война между Англией и Францией. Боевые действия в течение более чем столетнего периода не велись постоянно, однако ярким примером истинного патриотизма в этот период стала Жанна д’Арк, национальная героиня Франции, сплотившая народ и освободившая Орлеан от натиска захватчиков, тем самым оказавшая огромное влияние на всю историю Франции.

Связь патриотизма с идеологическим обоснованием укрепления государственного интереса и безопасности стала особенно четко прослеживаться в Новое время, поскольку возникла потребность преодоления феодальной раздробленности и отстаивания позиции государства во враждебном окружении. Эта связь проявилась во времена Французской революции XVIII века, а также в период борьбы Пруссии и Италии за объединение своих стран в XІX веке.[9]

Что касается Российской истории, то с утверждением абсолютизма, патриотизм приобретает характер государственной идеологии в годы правления Петра I, и выражается в формуле: «За Веру, за Царя, за Отечество», а с возрастанием национального самосознания русского народа, в обществе начинает господствовать государственное начало. Появляется новый объект патриотической гордости, который был связан не только с размерами территории и героическими страницами истории государства, но и с творческой деятельностью современников, требующей образования и высокого профессионализма. Это творческое начало нашло свое отражение, в первую очередь, в кораблестроении[10].

Армия в эпоху Петра Великого становится совершенно особым институтом государства, инструментом распространения знаний. Образование поднимается на новый уровень и начинает формировать патриотическое сознание, в первую очередь, военнослужащих, оно дает возможность осознанно соотносить военную службу с интересами государства и Отечества[11].

Рождение политического феномена для России состояло на тот период в формировании целой плеяды известных государственных деятелей, таких как П.И. Ягужинский, П.А. Толстой, А.В. Макаров, И.И. Бутурлин, П.П. Шафиров, Ф.М. Апраксин, А.Д. Меньшиков. Этому высшему привилегированному административному и управленческому слою российской бюрократии принадлежит инициирующая роль в формировании идеологии российского патриотизма. Патриотическую значимость имела их деятельность по формированию страны и выведению России на новый уровень цивилизационного развития, однако Петр Ι считал необходимым выделить также моральную сторону бескорыстного служения Отечеству. Для того чтобы подчеркнуть значимость данного направления развития государства, в 1698 году был учрежден высший орден Российского государства – орден святого Андрея Первозванного[12].

Таким образом, история человеческой цивилизации показывает, что государство, как высшая форма организации и высшая ценность, выступает главным объектом высших чувств и помыслов личности и общества, в том числе и патриотических. Главной идеей этого направления является понимание патриотизма как проявления его субъектами чувства национальной гордости, их активное участие в укреплении государства и государственности как первоочередного условия эффективного функционирования социальных институтов.

Так, по мнению философа И.А. Ильина, природа государства выражается следующим образом: «Силою инстинкта самосохранения, подобия, пространства, взаимной защиты, географических рубежей и оружия ‒ люди объединяются в правовые, властвующие союзы и сживаются друг с другом: подобие родит единение, … одинаковый климат, интерес, образ жизни и труда, народ и обычай поддерживают это уподобление и завершают правовую и бытовую спайку. Государственная власть закрепляет все это единою системой законов и общественной дисциплиной»[13].

Концептуальное же понимание патриотизма неразрывно связано у И.А. Ильина с понятием «Отечество», оно несколько отличается от понятия государства. Будучи объектом патриотизма, Отечество, если рассматривать его как определенную социально-государственную систему, представляет собой сложное, многокомпонентное явление, выражающееся в неразрывном единстве и взаимодействии определенной природной и социальной среды, в которой во взаимосвязанном виде раскрываются и функционируют самые различные сферы жизни и деятельности людей[14].

С точки зрения пространственных характеристик Отечества выделяются территория, ландшафт, границы, в которых проживает население, процессы и явления, присущие его жизнедеятельности, культуре, ментальности. В этом смысле понятие «Отечество» совпадает с понятием «страна», поскольку оба эти термина имеют более емкое, нежели «государство», культурно-историческое содержание. Как отмечал Д.С. Лихачев, страна есть «единство народа, природы, культуры»[15].

С точки зрения исторических факторов, влияющих на процессы формирования и развития Отечества, правомерно выделить возраст, материальное и духовное наследие этноса. Особый вклад в этом отношении в науку внес Л.Н. Гумилев, в соответствии с концепцией этногенеза которого особое значение имеет феномен исторической памяти народа, выступающей важнейшим фактором формирования самосознания, понимания самобытности, неповторимости своего Отечества[16]. Под патриотизмом в данном русле следует понимать осознание субъектом своей значимости как частицы бытия, сущность, основа которого определяется глубиной взаимопроникновения субъектов общественной жизни.

Понимание взаимосвязи категорий «Отечество», «страна», «государство» очень важно, поскольку это неразделимые, взаимодополняющие друг друга по содержанию понятия. Однако учитывая, что патриотизм никогда не оставался чисто стихийным явлением, а так или иначе, регулировался государством, следует заключить, что именно государство будет являться основным объектом патриотизма. Оно обладает достаточными ресурсами, механизмами, инструментами, способствующими осуществлению необходимых и назревших преобразований. Именно государство, являясь политической организацией жизни общества, способно согласовать деятельность людей, что особенно важно в условиях проживания на одной территории представителей разных национальностей.

Говоря о взаимосвязи патриотизма народов России и общероссийского патриотизма, следует согласиться с мнением А.А. Терентьева, который писал: «Патриотизм этносов России, являясь патриотизмом национальным, сливается с патриотизмом российским, или общероссийским. Любовь и служение своему народу, живущему в России и тесно связанному с другими этносами, является в то же время любовью и служением России в целом, т.е. общероссийскому, или российскому социокультурному началу, т.к. Россия – общая Родина, общая земля и государство всех равноправных народов, в ней проживающих»[17].

Действительно, как справедливо отметил М.Б. Кусмарцев, в период переломных моментов российское, да и любое другое государство, всегда формировало соответствующую идеологию – символику, ценности, идеалы, цели и принципы, в которых выбранное направление превращалось в особую жизненную ценность, формировало прямую связь между интересами различных социальных слоев с содержанием конкретных реформ, их направленностью и смыслом ‒ за счет активизации политических, духовных, культурных и других средств[18].

Другими словами, патриотизм, выполняя свою общественную миссию и коммуникативные функции ‒ активизировался через создание условий и отношений личной, внутренне-эмоциональной включенности населения в «дело преобразований», в служение государству через эти процессы, поскольку участие в них становилось основным мотивом, интересом и смыслом жизнедеятельности индивидов. Внутренняя дистанция между личными повседневными интересами и заботами и интересами страны при этом максимально уменьшается, тем самым значительно повышая уровень общей мобилизации общества[19].

Проявляется патриотизм посредством двух основных направлений: морально-нравственного отношения к государству, деятельного служения его интересам. Первое направление характеризует принятие своей страны как своей Родины, олицетворение в ней основы жизни и судьбы для конкретного человека, это так же гордость за успехи страны и сопричастность к ее неудачам. Все это становится основой второго направления – служения своему государству, которое выражается в поведении субъекта, активном участии в делах государства, практическое содействие его развитию и процветанию.

Патриотизм как фундамент государственности выражается в следующих основных функциях:

Консолидирующая функция. Идея патриотизма может быть признана обществом в качестве консолидирующей, «поскольку она является интегрированным выражением ориентиров социально-экономического развития, содержит в себе смысл существования структур гражданского общества и государства»[20]. Осознание приоритета ценностей и интересов Отечества является перспективной основой для идеологии российского возрождения[21].

Именно в условиях современного развития, в период морально-нравственного вакуума, идея патриотизма может и должна стать тем стержнем, вокруг которого сформируются высокие социально значимые чувства, убеждения, позиции, устремления наших граждан, их готовность и способность к активным действиям для блага государства.

Мобилизующая функция. Обращение к патриотизму особенно необходимым является в трудные периоды жизни общества, когда имеют место угрозы его существованию. Данная высшая ценность обладает возможностью мобилизовать общество на преодоление испытаний и трудностей, и об этом неоднократно свидетельствует мировая история.

Интегративная функция. Патриотизм способствует установлению единства, сплоченности социума, укреплению целостности общества, объединению людей вокруг основных общегосударственных ценностей. Морально-политическое единство общества, наличие ясной цели развития является важной предпосылкой противостояния давления извне, для решения сложных внутрицивилизационных задач[22].

Воспитательная функция. Патриотизм зарождается и формируется в тесной взаимосвязи с созерцанием родного края, семьи, ближнего окружения в раннем детстве. Впоследствии это чувство возвышается, в первую очередь под воздействием осуществления общественно-полезной деятельности. В настоящее время депатриотизация сознания наших сограждан, выражающаяся в недостатке истинного понимания Отечества и в том, что люди все больше преследуют исключительно личные цели, является проблемой и порождает серьезные последствия. Связь личности и государства, в особенности это касается подрастающего поколения, нуждается в нахождении верного направления, которое должно обеспечиваться соответствующим ценностно-формирующим воздействием. Результатом такого воздействия должны являться целенаправленные изменения в субъектах государства, которые будут проявляться как в позитивном отношении, так и в деятельном служении государству для его благополучия и развития.

[1] Графский В.Г., Золотухина Н.М., Нерсесянц В.С. и др. История политических и правовых учений Учебник для вузов / Под общ ред. В.С. Нерсесянца. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2004. С. 49.

[2] Графский В.Г., Золотухина Н.М., Нерсесянц В.С. и др. Указ. соч.

[3] Чичерин Б.Н. История политических учений Первая часть. Древний мир, средние века. Lib.ru/Классика

[4] Аристотель. Сочинения: в 4-х томах. Т. 4 / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А.И. Доватура. М.: Мысль, 1983.

[5] Егоров А.Б. Римское государство и право. Царский период и эпоха республики: учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2006.

[6] Калина В.Ф. Развитие идеи федерализма и его теоретических моделей в истории политической и правовой мысли //URL: http://pravorggu.ru/2004_2/22kalina-lektsiya_20.shtml Дата обращения 14.03.2014

[7] Графский В.Г., Золотухина Н.М., Нерсесянц В.С. и др. Указ. соч. С. 81.

[8] Bracton H. On the laws and customs of England. Translated with Remsions and Notes by Samuel E. Thorn. Cambridge, Massachusetts, 1968-1977. V.I-4. (Перевод с английского и латинского ‒ Ю.В. Огневой).

[9] Бочарников И.В. Патриотизм в мировой политической истории // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. №4. С. 79.

[10] Найда О.А. Российский патриотизм в эволюционном и политическом измерении. Монография. Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. Волгоградская государственная академия физ. культуры; каф. философии. Волгоград: Принт. С 38.

[11] Найда О.А. Указ. соч. С. 42.

[12] Найда О.А. Указ. соч. С.44-45.

[13] Ильин И.А. Путь духовного обновления. Собр. соч. Т.1. C. 171.

[14] Ильин И.А. Указ. соч. С.201.

[15] Лихачев Д.С. Письма о добром. СПб.: «Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ», 1999.

[16] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1992.

[17] Терентьев А.А. Особенности российского патриотизма//Патриотизм в системе духовно-нравственной культуры общества: история и современность. Материалы всероссийской научно-практической конференции: Сборник статей/ Отв. ред. Треушников И.А., Ивановский С.Л. Н.Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2012. С. 20.

[18] Кусмарцев М.Б. Феномен патриотизма в бытии общества. (Направлено на сайт в качестве начала разговора из книги М.П. Бузский, А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев «Патриотизм в жизненном пространстве российского общества») URL: http://o-patriotizme.narod.ru/Kusmarcev2_fenomen.htm Дата обращения 14.03.2014

[19] Кусмарцев М.Б. Указ. соч.

[20] Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде. Дис. … канд.филос.наук. М., Военный Университет, С. 101.

[21] Найда О.А. Указ. соч.

[22] Терентьев А.А. Указ. соч.

Дурягина Анна Ивановна

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *