Зарубежный опыт государственного планирования
Руднев С.В.,
студент группы АК2-31
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Научный руководитель: Бочарников И.В.,
докт. полит. наук,
профессор кафедры «Информационная аналитика и политические технологии»
Аннотация: План в экономическом представлении есть образ, модель будущего состояния экономики и способ действий, ведущих к достижению этого состояния. Государство как неотъемлемая часть общества, невозможно представить без планирования.
В истории мы не однократно можем найти примеры направленного государственного планирования, таким примером может служить Египет в период своего расцвета. Каждый фараон, вступая на трон, обязывался построить следующую пирамиду. Следующий пример Англия во время чумы. Эдуард III обязывал рабочих и крестьян работать строго определенное время (10-12 часов) и по оговоренной правительством зарплате.
Явным представителем плановой экономики и государственного планирования является СССР. Единственным управление плановым хозяйством (экономикой) осуществляется на государственном уровне. Основные элементы плановой экономики: централизованная постановка целей и задач со стороны государства; наличие ближнесрочных, среднесрочных и стратегических планов деятельности субъектов экономики; административная зависимость субъектов экономики от государства; доминирование общественных форм собственности на средства производства; основной источник инвестиций – государство; централизованный контроль над ценообразованием.
Так же как в Советском Союзе в Соединенных Штатах было государственное планирование. В течение ХХ века получила развитие своеобразная форма государственного рекомендательного планирования. Она принципиально отличается от директивного планирования советского типа тем, что вместо директив-приказов государство разрабатывает целевые долгосрочные программы и ориентирует компании. Министерство обороны (Пентагон), НАСА (Национальная администрация по астронавтике и космическим исследованиям) и министерство энергетики разрабатывают долгосрочные программы, которые финансируются за счет казны. Либеральная политика позволила США стать лидером в сфере внутрифирменного планирования, и их опыт широко используется в Европе.
Рассмотрим преимущества Французской системы государственного планирования. До 1946 года опыта планирования в условиях рынка практически не было, так как Франция вела протекционистскую политику, поэтому возникла сложная проблема: как совместить идею плана с рыночной экономикой и демократией? Выведены были несколько направлений. Республика Франция была и остается страной со смешанной экономикой, то есть в ней сочетались государственный и частный сектор. Страна должна стать открытой для международной конкуренции. Французские план не должен был носить директивного характера, т.е. быть индикативным, предоставляющий экономике желаемого направления и использует средства, которые использует государство, чтобы двигаться в нужном м направлении; однако план не должен обременять предприятий. План должен состоять не бюрократическим, не техническим путем, не узким кругом специалистов, а его следует разрабатывать с участием организаций предпринимателей, профсоюзов, представителей всех заинтересованных министерств и ведомств, администраций всех уровней. Кроме того, в разработке плана должны участвовать и независимые эксперты из мира науки.
Далее рассмотрим ведущие страны в той или иной мере совмещающие принципы (СССР, США, Франции)
Начнем с ближайшего соседа Германию. Необходимо отметить, что на развитие планирования и прогнозирования в Германии оказала влияние французская система планирования. Федеральное министерство экономики и финансов является основным органом государственного программирования в Германии и разрабатывает планы на четыре года по экономическому развитию страны. Такие планы, базирующиеся на результатах вариантных прогнозов
Региональным планированием и прогнозированием в Германии занимается Плановый комитет по вопросам региональной хозяйственной структуры. В Германии в настоящее время все большую роль играет Совет финансового планирования. Большое внимание уделяется вопросам прогнозирования и планирования и особую роль в этих процессах играет высококвалифицированное научное сообщество.
Далее рассмотрим Великобританию. Она сочетает в себе опыт американской школы и германского планирования, но смогла вывести ряд правил отличающие её планирование от других. Великобритании в области прогнозирования и планирования имеет ряд особенностей. Первое нет законодательства, полностью охватывающего деятельность в области планирования и прогнозирования. Второе основное внимание уделяется долгосрочным и краткосрочным стратегиям. Третье наиболее важным при прогнозировании является применение эконометрических моделей и определение взаимосвязей между различными показателями. Четвертое на государственном уровне региональному прогнозированию не уделяется достаточно внимания. Так, прогнозы развития экономики страны строятся отдельно от прогнозов развития отдельных регионов. И в конце главным достижением в области прогнозирования и планирования является использование Форсайт-проектов. Сущность Форсайт-проекта заключалась в анализе и оценке процессов и явлений, влияющих на экономику страны.
Далее обратимся на третью экономику мира Японию. На её экономику исторически и до сих пор очень влияет Германия. Государственное планирование носит индикативный характер. Также активно используется система льгот. Отличительной особенностью всех государственных прогнозов в Японии является их адаптивность. Все прогнозы публикуются в источниках массовой информации, и в случае, если после ознакомления возникают возражения с результатами прогнозов в широких кругах, тогда Управление экономического планирования возвращается к результатам данного прогноза, и изучает обоснованность данных возражений. В стране отсутствуют специализированные законы, регулирующие государственную деятельность в области планирования и прогнозирования. Процесс прогнозирования регулируется множеством подзаконных актов и сводом инструкций.
Южная Корея. Начало новой экономики помогла заложить Япония. Но в отличие от той же Японии, планирование осуществляется за счет пятилеток, которые выдвигаются правительством КР (Корейской Республики) другим корпорациям (Чеболи – конгломерат, представляющий собой группу формально самостоятельных фирм, находящихся в собственности определённых семей и под единым административным и финансовым контролем, Чеболи возникли в Южной Корее в конце Корейской войны и существуют до сих пор). И лидеры этих корпораций в случае провала могут быть заменены другими. В какой-то степени система очень похожа на французскую экономику, но отличие состоит в большем контроле государства внутренних корпораций.
Северная Корея. Исторически сложилось, что Корея была одной из границ холодной войны, поэтому КНДР носит оттенок экономики СССР. Существует 5 летний план, жесткая система контроля населения, вся экономика принадлежит государству, почти полное отсутствие связи с внешне мировой рыночной экономикой. Как результат полное отставание по многим параметрам технологий. Но Серверная Корея полностью независима от внешних воздействий. Как в политическом (армия у КНДР развита на мировом уровне), так и в социальном агропромышленный комплекс может обеспечить, страну всем необходимы для нужд населения.
Теперь рассмотрим Китай. Страна, которой удалось плановую экономику совместить с мировой глобализацией. Но в отличие от других стран имеет право распоряжаться поступлениями и расходами не только государственных, но и частных предприятий. В 1996 году, утвердив долгосрочную программу Всекитайского собрания народных представителей по реформированию госаппарата. Целью данного документа было создание административной системы соответствующей развитой рыночной экономике, имеющей эффективное косвенные управление и контроль, поддерживающий баланс в экономике страны. Китайская экономическая политика подразумевает поддержку государством крупных научных проектов. Инновационный аспект предполагает ориентацию на рынок, развитие промышленных инноваций и их коммертизацию.
Выводы для России. После развала СССР и перехода на рыночную модель экономики, Российская Федерация стремилась подражать в частности США. Но впоследствии Россия возродила некоторые принципы, как пятилетний план и стратегический запас. Сейчас Россия стремится походить на экономику Европейских стран с важной ролью государства в экономике.
Литература и источники:
- Антироссийские санкции: история и современность /Гришин В.И., Гришина О.А., Жидких В.А., Кошкин А.П., Бочарников И.В.
Информационно-аналитический вестник / Москва, 2016. Выпуск 7. - Бочарников И.В. О евразийской геополитической стратегии России //Международные отношения. 2016. № 1. С. 80-85.
- Бочарников И.В. Развитие современных глобализационных процессов: перспективы, проблемы и риски. В сборнике: Современная Россия в мировом политическом процессе: глобальное и региональное измерение. Материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.Я. Касюка, И.К. Харичкина. 2019. С. 171-182.
- Мотылев В.В. Государственные программы экономического развития в США. https://yury-st.livejournal.com/298583.html.
- Особенности стратегического планирования в фирмах Японии. https://vuzlit.ru/osobennosti_strategicheskogo_planirovaniya_firmah_yapon.
- Планирование и прогнозирование в Южной Корее. https://studme.org/geografiya/planirovanie_prognozirovanie_yuzhnoy_koree.
- Ремарчук В.Н. Управление смыслами как инструмент современной политики. В сборнике: Научные труды ученых Отделения общих проблем войны мира и армии Академии военных наук. Москва, 2019. С. 28-45.
- Россия – 2014: безопасность и развитие //Гушер А.И., Бочарников И.В., Лутовинов В.И., Манойло А.В., Ремарчук В.Н., Ружейников В.В.
Аналитический проект / Москва, 2014. - Российский патриотизм: основы и приоритетные направления развития /Бочарников И.В., Овсянникова О.А., Герасимов А.В., Богатырева С.Н. сборник материалов / под редакцией Н.П. Комарова. М., 2014.
- Система индикативного планирования во Франции. https://sinref.ru/000_uchebniki/00800economica/001_lekcii_economica_03.
- Табуева Е.Ю. Система стратегического планирования в Китайской Народной Республике // Молодой ученый. 2020. № 42 (332). С. 138-141.
- Marwick A. War and Social Change in the Twentieth Century. A Comparative Study of Britain France, Germany, Russia and the United States.L., 1974.P. 157.