Внешняя политика современной Венесуэлы

Сукманова Елизавета Сергеевна,
студент 2-го курса
Московского государственного лингвистического университета
(направление подготовки: 41.04.04 Политология, уровень магистратура)

Научный руководитель: Белозеров Василий Клавдиевич,
доктор политических наук, профессор

Одними из ключевых принципов, которых придерживается Венесуэла во внешней политике являются стремление к созданию многополярного мира и укреплению независимости от влияния США. С приходом к власти Уго Чавеса в 1999 году, страна начала активно продвигать идеи социализма XXI века и антикорпоративизма, что также стало неотъемлемой частью внешнеполитического курса Венесуэлы. Страна стала играть заметную роль на мировой арене. Конституция, одобренная на референдуме 1999 г., изменила название государства, которое теперь именуется Боливарианской Республикой.[1] Тем самым подчеркнута приверженность идеалам и мечтам великого Симона Боливара об объединении Латинской Америки, добившейся независимости благодаря его выдающемуся вкладу в революционную борьбу, за что он удостоился титула Освободителя. [2, с.123]

Следует подчеркнуть, что в отличие от большинства государств Латинской Америки, в которых регулярно обновляется высшее руководство, внешняя политика Боливарианской Республики Венесуэла завязана лишь на одном человеке.[2] Концептуально внешняя политика Венесуэла базируется на основополагающем принципе — необходимости создания многополярного мира, выстраивания полюсов этого мира, определения его потенциальных приверженцев и противников. Так как Венесуэла в настоящее время все больше вовлекается в мировые политические процессы, можно охарактеризовать внешнюю политику Венесуэлы, прежде всего выделив особенности, которые ей присущи. Основные направления и цели внешней политики страны можно выделить следующим образом.

Идеологические основы. Внешняя политика Венесуэлы, особенно в период правления Уго Чавеса и его преемника Николаса Мадуро, основывается на идеях социализма XXI века и антикорпоративизма. Это включает в себя стремление к созданию многополярного мира и поддержке леворадикальных движений в Латинской Америке и за её пределами. Венесуэла продвигает концепцию «социализма XXI века», которая акцентирует внимание на социальной справедливости, равенстве и антикапитализме.[3] Эта идеология служит основой для внешнеполитических инициатив, направленных на поддержку леворадикальных движений в регионе.[4] Венесуэла активно опирается на идеи Симона Боливара о политической и экономической интеграции стран Латинской Америки. Это стремление к единству и сотрудничеству между латиноамериканскими государствами стало основой для создания таких организаций, как ALBA (Боливарианский альянс за нашу Америку). Кроме того, страна активно выступает против вмешательства западных стран в дела как непосредственно Венесуэлы, так и всей Латинской Америки в целом, рассматривая это как угрозу суверенитету. Это антиимпериалистическое направление является важной частью идеологической платформы венесуэльского правительства.[5] Также Внешняя политика Венесуэлы ориентирована на создание многополярного мира и активно выступает против однополярности и доминирования США.

Энергетическая дипломатия. Стоит отметить, что Венесуэла, обладая крупнейшими запасами нефти в мире, активно использует свои энергетические ресурсы для укрепления позиций на международной арене. Энергетическая политика страны направлена на создание стратегических альянсов с другими государствами, особенно в Латинской Америке, что позволяет ей продвигать свои интересы и укреплять влияние в регионе с дальнейшей перспективой активно проявлять себя на международной арене. Например, Венесуэла инициировала проекты, такие как PETROCARIBE и PETROAMERICA, которые направлены на обеспечение энергетической безопасности и сотрудничество между латиноамериканскими странами.[6] Кроме того, программа PETROCARIBE позволяет Венесуэле предоставлять нефть на льготных условиях странам региона, что способствует формированию лояльности и политической поддержки со стороны этих государств. Данные инициативы позволяют Венесуэле предлагать выгодные условия поставок нефти и газа, что способствует созданию единого энергетического пространства в регионе. С целью уменьшения зависимости от традиционных покупателей, Венесуэла активно работает над диверсификацией своих рынков сбыта. Это включает в себя заключение новых соглашений с такими странами, как Нигерия и Тринидад и Тобаго, что позволяет расширять географию поставок и укреплять экономические связи с другими регионами. Стратегия Венесуэлы также включает в себя перемещение клиентской базы в Азию, особенно в Китай, который является крупнейшим импортером нефти. Это позволяет Венесуэле уменьшить зависимость от традиционных рынков, таких как США, и создать новые экономические связи. Например, Венесуэла заключает соглашения с Китаем, основанные на модели «нефть в обмен на кредит». Это позволяет стране получать финансирование для развития своей экономики и энергетической инфраструктуры, а также гарантирует стабильный доступ Китая к венесуэльским нефтяным ресурсам.[7] Венесуэла активно развивает сотрудничество с Россией и Китаем в сфере энергетики. Это включает в себя совместные проекты по разведке и добыче нефти и газа, что не только укрепляет экономическую базу страны, но и создает новые политические альянсы на международной арене. Энергетическая дипломатия Венесуэлы также тесно связана с идеологией антиимпериализма. Правительство использует свои ресурсы для борьбы с западным влиянием, подчеркивая необходимость защиты суверенитета стран Глобального Юга. Это создает платформу для сотрудничества с другими развивающимися странами, стремящимися к независимости от западных держав.

Нельзя не подчеркнуть, что Венесуэла также активно участвует в деятельности ОПЕК, что позволяет ей влиять на глобальные цены на нефть и поддерживать стабильность мирового энергетического рынка. Это сотрудничество также служит платформой для продвижения своих интересов на международной арене. Так Венесуэла стала одним из инициаторов создания ОПЕК в 1960 году, а в 1965 году был принят устав организации на конференции в Каракасе.[8] В последние годы Венесуэла продолжает активно участвовать в деятельности ОПЕК+, поддерживая решения о сокращении добычи нефти для стабилизации мирового энергетического рынка. Например, в апреле 2023 года министр нефтяной промышленности страны Рафаэль Тельечеа подтвердил поддержку решений о сокращении добычи, принятых на встрече ОПЕК+.[9]

Региональная интеграция.  Географическое положение Венесуэлы в Латинской Америке делает её важным игроком на континенте. Страна активно участвует в региональных организациях, таких как ALBA (Боливарианский альянс за нашу Америку) и UNASUR (Союз южноамериканских наций). Боливарианский альянс для народов нашей Америки (ALBA) – это региональное интеграционное объединение, которое было создано по инициативе Уго Чавеса (экс-президента Венесуэлы) и Фиделя Кастро (экс-президента Кубы). ALBA стремится к созданию более равноправной экономической системы в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. Кроме того, целью альянса является уменьшение зависимость от США и международных финансовых институтов, таких как Международный валютный фонд. Союз южноамериканских наций (UNASUR) — региональная интеграционная организация, которая стремилась расширить многостороннее сотрудничество между странами Южной Америки. Все действия UNASUR направлены на построение региональной идентичности, подкрепленной общей историей и принципами многосторонности, действительности закона в международных отношениях и абсолютного уважения прав человека и демократических процессов. Кроме того, UNASUR был создан как ответ на растущее влияние США в Латинской Америке.

Венесуэла активно продвигает свои внешнеполитические интересы через данные альнсы. Например, Венесуэла использует ALBA для укрепления экономических связей с другими странами-участниками. Основным элементом этого сотрудничества является экспорт венесуэльской нефти, что позволяет стране поддерживать экономическую стабильность и финансировать различные проекты внутри альянса. В рамках ALBA Венесуэла участвует в 12 проектах Grandnational, направленных на развитие инфраструктуры, образования и здравоохранения, что способствует снижению уровня бедности и повышению качества жизни в регионе.[10]

Противодействие западным санкциям. Венесуэла – одна из тех стран, которые оказываются под влиянием санкций со стороны США. Страна старается активно противодействовать этим санкциям, так как они в значительной мере наносят ущерб её экономике. С момента введения санкций в 2019 году, страна потеряла более $232 миллиардов, что стало причиной экономического кризиса и ухудшения жизненного уровня населения.[11] В ответ на санкции венесуэльское правительство под руководством исполнительного вице-президента Делси Родригес объявило о создании пяти специальных экономических зон. Эти зоны предназначены для привлечения инвестиций и содействия внешней торговле, что, по словам Родригес, поможет преодолеть «преступную блокаду» США.[12] Венесуэльские власти назвали санкции «экономическим геноцидом» и «колониальными практиками», которые страна не примет.[13] Они уверены в том, что международный рынок нуждается в венесуэльской нефти и газе, и заявляют о планах увеличить уровень добычи нефти до 1 миллиона баррелей в сутки. Вашингтон возобновил санкции из-за отсутствия прогресса в переговорах между правительством Мадуро и оппозицией. Это решение было принято после того, как Верховный суд Венесуэлы ограничил политические права оппозиционного лидера Марии Корины Мачадо.[14]

Страна активно ищет поддержку у других государств, которые выступают против односторонних санкций, что позволяет ей сохранять свою независимость и суверенитет. Венесуэла укрепляет отношения с Россией, Китаем и Ираном, что способствует получению экономической и военной поддержки в условиях международной изоляции. Отношения с Соединенными Штатами оставались напряженными. Николас Мадуро продолжил политику своего предшественника, обвиняя США в попытках дестабилизации Венесуэлы и вмешательства во внутренние дела страны.[15] Кроме того, Венесуэла получает поддержку от нескольких стран в своей борьбе с западными санкциями. Например, Россия активно поддерживает Венесуэлу, подписывая меморандумы о взаимопонимании по вопросам противодействия санкциям. Российская сторона также предоставляет экономическую и военную помощь, что позволяет Венесуэле укреплять свои позиции на международной арене.[16] Также Китай является одним из крупнейших покупателей венесуэльской нефти, что составляет значительную часть венесуэльского экспорта. Китайская поддержка включает инвестиции и финансовую помощь, что помогает Венесуэле справляться с экономическими трудностями.

Кроме того, стоит отметить, что Венесуэла активно продвигает свои интересы через БРИКС, стремясь укрепить своё положение на международной арене и улучшить экономические условия в стране. Венесуэла рассматривает БРИКС как платформу для экономического развития. Исполнительный вице-президент Делси Родригес подчеркнула, что страны БРИКС вносят значительный вклад в мировую экономику, что делает вступление Венесуэлы в этот блок актуальным. Она отметила, что БРИКС не навязывает свои интересы другим странам, а выступает за равноправные отношения, что отличается от подходов США и ЕС.[17] Также Венесуэла усиливает сотрудничество с другими странами БРИКС в области медиакоммуникаций. На XVI саммите БРИКС в Казани, который проходил с 22 по 24 октября 2024 года было подписано соглашение о взаимодействии между телеканалом Venezolana de Televisión и международной сетью TV BRICS. Это сотрудничество направлено на создание совместных медиапродуктов и обмен информацией, что позволит Венесуэле лучше продвигать свою повестку и укреплять международный имидж.[18] На саммите БРИКС в Казани статус стран-партнеров был предоставлен 13 государствам (Статус страны-партнера в БРИКС представляет собой новую категорию, введенную для расширения взаимодействия с государствами, которые не являются полноправными членами организации. Статус партнера может служить ступенью к полноправному членству в БРИКС, позволяя странам лучше понять внутренние механизмы работы блока и подготовиться к более глубокому взаимодействию).[19] Однако Венесуэла не смогла получить статус страны-партнера Основной причиной отказа стало вето со стороны Бразилии, которая обосновала свою позицию итогами президентских выборов в Венесуэле, сочтёнными несоответствующими демократическим принципам.[20] Несмотря на неудачу в получении статуса страны-партнера, венесуэльское руководство продолжает подчеркивать свою приверженность к идеалам БРИКС и многополярному миру. Ожидается, что Венесуэла будет продолжать свои усилия по сближению с БРИКС и поиску поддержки среди других членов блока.

Вывод по анализу.

В результате рассмотрения внешней политики современной Венесуэлы было выявлено наличие сложной структуры протекания внешнеполитических процессов. Страна обладает большим потенциалом, прежде всего в энергетической отрасли, однако существует немало международных и региональных вызовов, которые влияют на внешнеполитический курс страны, некоторые из них провоцируют кризисы внутри страны, что непосредственно коррелирует с проводимой Венесуэлой внешней политикой. Выявление и понимание особенностей внешнеполитического курса Венесуэлы скорее всего могут быть применены на практике для осмысления внешнеполитического курса Российской Федерации в отношении данной страны и для внесения в него корректив в настоящем и в будущем.

Литература и источники

  1. Атаев М. Р., Латинская Америка в фокусе интересов ведущих мировых держав, Власть, no. 4, 2012, с. 180-182.
  2. Бибнев А. А., Эволюция региональной концепции Симона Боливара, Исторический журнал: научные исследования, № 6, 2017, с. 121-133.
  3. Борзова А. Ю., Весновская Е. И., Подходы Венесуэлы к обеспечению энергетической безопасности стран Латинской Америки, Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения, № 4, 2015, с. 103-110.
  4. Будаев А. В., «Мягкая сила» боливарианской Республики Венесуэла: мифы и реальность, Государственное управление. Электронный вестник, № 50, 2015, с. 89-118.
  5. Золотова Е. В., Особенности развития сектора электроэнергетики в Боливарианской Республике Венесуэла, Вестник евразийской науки, № 2 (39), 2017, с. 20.
  6. Ивановский З. В., Розенталь Д. М., Венесуэла: политическое противостояние и мировое сообщество, Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика, № 2, 2020, с. 71-111.
  7. Bernal-Meza Raúl, Las ideas en el pensamiento de política exterior de Venezuela bajo l revolución Bolivariana. Continuadas y rupturas: 1990-2016, Izquierdas, №32, 2017, p. 235-262.
  8. Briceño-Ruiz José, South-South cooperation in the Chávez era in Venezuela, Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения, № 3, 2018, с. 479-496.

[1] Афанасьев О.Ю., Конституционно-правовое развитие Венесуэлы, Вестник МГИМО Университета, № 2, 2010, с. 212-215.

[2] Кусакинат М. В., «Боливарианский проект» развития Венесуэлы, Власть, № 11, 2007, с. 114-117.

[3] Строганова Е. Д., Социально-политические преобразования Уго Чавеса в Венесуэле, Берегиня , № 3 (10), 2011, с. 99-107.

[4] Дабагян Э. С., Внешняя политика Венесуэлы в начале XXI века: основные направления // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика, №1, 2012, с. 95-123.

[5] МИД РФ: сайт. — URL: Позиция Венесуэлы по основным международным проблемам — Министерство иностранных дел Российской Федерации (дата обращения 26.12.2024)

[6] Весновская Е. И., Борзова А. Ю., Подходы Венесуэлы к обеспечению энергетической безопасности стран Латинской Америки, Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения, № 4, 2015, с. 103-110.

[7] Митина Н.Н., Чжоу И., Перспективы энергетического сотрудничества Китая и Венесуэлы, Инновации и инвестиции, № 2, 2023, с. 52-56.

[8] Агентство нефтегазовой информации: сайт. – URL: https://www.angi.ru (дата обращения 27.12.2024)

[9] ТАСС: сайт. – URL: https://tass.ru/ekonomika/17440121 (дата обращения 26.12.2024)

[10] Золотова Е. В., Роль Боливарианской Республики Венесуэла в альянсе АЛБА, Наука о человеке: гуманитарные исследования, № 2 (20), 2015, с. 174-178.

[11] ТАСС, сайт: — URL: https://tass.ru/ekonomika/22658199 (дата обращения 25.12.2024)

[12] ТАСС, сайт: — URL: https://tass.ru/ekonomika/22658199 (дата обращения 25.12.2024)

[13] Forbes, сайт: — URL: https://www.forbes.ru/biznes/458483-ekonomiceskaa-bojna-kak-venesuela-desatiletiami-perezivaet-krizis-iz-za-sankcij (дата обращения 26.12.2024)

[14] ТАСС, сайт: — URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19857663 (дата обращения 27.12.2024)

[15] ТАСС, сайт: —  URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/17522747?ysclid=m5be777878230469421 (дата обращения 29.12.2024)

[16] РБК, сайт: — URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/66680b979a7947971b00c2bd (дата обращения 24.12.2024)

[17] ТАСС, сайт: — URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/22142331 (дата обращения 06.01.2025)

[18] TV BRICS, сайт: — URL: https://tvbrics.com/news/venesuela-usilivaet-informatsionnoe-vzaimodeystvie-so-stranami-brics-cherez-mediaset-tv-brics/  (дата обращения 06.01.2025)

[19] Росконгресс, сайт: — URL: https://roscongress.org/materials/rasshirenie-briks-novyy-format-partnerstva-menyaet-pravila-globalnoy-igry/ (дата обращения 06.01.2025)

[20] Интерфакс, сайт: — URL: https://www.interfax.ru/world/988711 (дата обращения 06.01.2025)

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *