«Мягкая сила» высшего образования как фактор мирового лидерства

Швачко А.Л.,
студентка АК2-32
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Научный руководитель: Бочарников И.В.,
докт. полит. наук,
профессор кафедры «Информационная аналитика и политические технологии»

Любое государство ставит своей первостепенной задачей укрепление его позиций и авторитета на международной арене, а также создания благоприятных условий для долгосрочного социально-экономического развития страны. Инструмент реализации данных задач меняется от одной эпохи к другой. В XX веке в условиях биполярного мира доминирующей тенденцией было наращивание государствами в первую очередь «жесткой силы» военной и экономической мощи.

Но на современном этапе мирового развития под влиянием процессов глобализации и в условиях формирования новой системы международных отношений главным инструментом влияния государств на мировую политику, наряду с военно-политическим весом и экономическими ресурсами, стала так называемая «мягкая сила» это способ привлечения других государств на свою сторону путем изложения или же демонстрации своих культурно-просветительских ценностей и политико-экономических взглядов. Данная политика включает в себя распространения национальных ценностей и культуры за рубежом, продвижение языка, а также экспорт образования.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в современном мире лидерство в мировой политике все больше определяется способностью государства «направленно развивать» своего соседа или конкурента. Кроме того, в условиях переходного состояния политической системы мира резко обострилась борьба за право определять ценностную, нормативную составляющую мирового порядка.

Конкуренция ценностей и моделей общественного, государственного и социально-экономического развития невозможна без опережающего развития человеческого потенциала основы формирования новой экономики знаний.

Система образования всегда являлась основным китом или же слоном процветания той или иной государственности. Ведь нам всем известно, что благодаря бесперебойному механизму системы образования государство имеет возможность достичь наиболее высоких результатов и уровня своего процветания.

Поэтому многие быстро развивающиеся государства (Бразилия, Россия, Индия и Китай) в процессе перехода к инновационной модели экономики особое внимание уделяют модернизации и интернационализации национальных систем образования.

Только развитая система образования, отвечающая требованиям, предъявляемым инновационной высокотехнологичной экономикой, и интегрированная в международное образовательное и научное пространство, способна стать одним из важнейших конкурентных преимуществ современном государстве в «мировой борьбе за умы» и привлечь в страну наиболее талантливых иностранных студентов. Предоставление образовательных услуг иностранным студентам является одним из важнейших инструментов «мягкой силы» государства.

Творчески мыслящие и любознательные студенты из других стран в ходе своего обучения активно изучают язык принимающей страны и с искренним интересом знакомятся с достижениями науки и культуры. Такие студенты приобретают ценный социальный капитал и, вернувшись на родину с новым багажом накопленных знаний, связей, симпатий и новых друзей, как правило, становятся эффективными проводниками языка и культуры той страны, где учились. В итоге эффективность воздействия на внешний мир с помощью национального образования как инструмента «мягкой силы» оказывается гораздо выше, чем с помощью военных или иных рычагов давления.

Так же в студенческие годы у молодых людей формируются определенные ценности и взгляды. Мягкая сила образования реализуется двумя путями:

  1. обучение элит или будущих лидеров других стран;
  2. обучение людей, не принадлежащих к элите, которые после завершения учебного процесса благоприятно оценивают страну, в которой обучались. Иностранные студенты часто перенимают методы, подходы, философию, академическую культуру, свойственные научной и образовательной системе страны пребывания. Очень важно, что после возращения домой они сохраняют профессиональные и дружеские связи с жителями страны обучения;

В то же время не стоит забывать, что сегодня значительно обострилась конкуренция между национальными университетскими системами и учебными центрами. Практически все вузы без исключения участвуют в гонке за лучшими абитуриентами. Так, в России вузы конкурируют уже не только между собой, но и с зарубежными вузами, в том числе с элитными учебными заведениями США и Великобритании, где образование стоит достаточно дорого, а также с вузами Центральной и Восточной Европы, где образование, наоборот, очень дешевое.

Так же стоит вспомнить, что благодаря инновациям и достижениям, происходящим в настоящее время, то есть НТП, стал возможен и прогресс человечества в сфере технологий. А само по себе понятие «прогресс» говорит о развитии от низшего к высшему, об эволюции, что предполагает развитие системы образования, а так же предъявляет новые требования к этой области государства.

Требования НТП:

  • взаимодействие науки и техники, учёных и инженеров;
  • удовлетворение потребностей индивидов в научном, интеллектуальном, новаторском, культурном и нравственном развитии;
  • удовлетворение социально-экономических потребностей общества;
  • научно-технический и социальный прогресс, базирующийся на всесторонне образованных и профессионально подготовленных специалистов всех уровней.

Таким образом, в настоящее время все больше стран мира стараются максимально мобилизовать систему образования, то есть сделать более респектабельным, качественным и доступно для всех абитуриентов со всего мира. Система образования  это один из самых необходимых рычагов в плане доминирования в глобальной политической арене. Всем известно, что система образования позволяет совершенствованию экономической и политической обстановки страны и если та или иная страна доминируют в политическом и экономическом плане в той или иной части мира, то это значит, что она также доминирует и в геополитическом аспекте.

В заключении необходимо отметить, что система образования является основной осью жизнедеятельности государства, а ее деградация приводит к деградации всей страны. Также, систему образованию можно использовать, как совершенствование государственности как упоминалось выше, также и как рычаг или же «механизм» в области «мягкой силы».

Литература и источники

  1. Антонова Н.Л., Сущенко А.Д., Попова Н.Г. «Мягкая сила» высшего образования как фактор мирового лидерства ///Образование и наука. 2020.
  2. Бекетова А.П., Куприна Т.В., Петрикова А. Развитие межкультурной коммуникативной толерантности студентов в полиязычной образовательной среде вуза // Образование и наука. 2018.
  3. Богатуров А.Д. Лидерство и децентрализация в международной системе // Международные процессы. 2006. Т. 4. № 3 (12).
  4. Бочарников И.В. О евразийской геополитической стратегии России //Международные отношения. 2016. № 1. С. 80-85.
  5. Бочарников И.В. Развитие современных глобализационных процессов: перспективы, проблемы и риски. В сборнике: Современная Россия в мировом политическом процессе: глобальное и региональное измерение. Материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.Я. Касюка, И.К. Харичкина. 2019. С. 171-182.
  6.  Бочарников И.В. Социальные механизмы управления устойчивым развитием российской системы образования
    //Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2013. № 1 (13). С. 71-75.
  7. Исследовательские университеты США: Механизм интеграции науки и образования / Под ред. проф. В. Б. Супяна. М.: Магистр, 2009.
  8. Овсянникова О.А. Психолого-педагогические концептуальные основы формирования “языковой личности” студентов вуза //Право и образование. 2013. № 11. С. 69-83.
  9. Ремарчук В.Н. “Новый патриотизм” в современной российской политике. В сборнике: Совет по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации. Москва, 2015. С. 115-127.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *