Трансформация роли Непала в треугольнике Индия-Непал-Китай
Максимов Н.С.,
студент III курса Московского государственного лингвистического университета
Научный руководитель: Абаев Л.Ч.,
доктор технических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры
Работа посвящена рассмотрению отношений между такими странами, какИндия, Китай и Непал. Автор анализирует развитие этих отношений с середины прошлого века, трансформацию позиции Непала, который начинает диверсифицировать свои отношения, а также положение Индии и Китая в Непале сегодня.
ХХ век был богат на события. Две Мировые Войны, революции в ряде стран, формирование различных блоков и союзов – все это повлияло на трансформацию мироустройства. Одним из последствий Второй Мировой войныявилось обретение многими странами независимости, а такжеобразование новых государств. Примером может служить обретение независимости Индией в 1947 году, а также образование Китайской Народной Республики (КНР), как результат гражданской войны в Китае.
Новый мировой порядок вынудил только образовавшиеся или получившие независимость государства заключать новые дружественные договоры и различные соглашения со своими соседями. Примером может служить Соглашение «о мире и дружбе» [1] 1950 года между недавно получившей суверенитет Индией и положительно настроенным по отношению к ней Непалом. В свою очередь КНР установила дипломатические отношения с Непалом в 1955 году. А в 1960 году, уладив все пограничные вопросы, государства подписали «Китайско-непальский договор о мире и дружбе» [2].
Во второй половине ХХ века Непал играл значительную роль во внешней политике Индии и Китая, а также в отношениях между ними. Для начала стоит отметить, что с середины XX века между Индией и Непалом сложились теплые отношения, и Индия оказывала большое влияние на Непал, в том числе в экономической сфере. С другой стороны, Непал признал Тибет частью Китая, а также данные государства договорились о строительстве новой дороги, которая соединила Катманду, столицу Непала, с Тибетом.
Как можно заметить, Индия и Китай в разной степени, но сотрудничают с Непалом, что является логичным, поскольку Непал имеет важное геополитическое значение для обеих стран. Во-первых, это один из их немногочисленных соседей Индии и Китая, а, следовательно, Непал выгодный экономический партнер, в том числе источник гидроэнергетики и рынок сбыта.Во-вторых, Непал – буфер между двумя крупными развивающимися государствами, обладающимвыгодным географическим положением. Таким образом, Непал занимает важное геостратегическое положение, располагаясь между Индией и КНР. Однако стоит выяснить, в каком состоянии сегодня находится сотрудничество в рамках двусторонних отношений Непал-Индия и Непал-КНР.
Характер отношений между Индией и Непалом не всегда былположительным. По причине ряда положений и протоколов договор 1950 года быстро стал спорным и задал конфликтный тон двусторонним отношениям. Положения Индо-непальского Договора «о мире и дружбе» 1950 года (Статья 5), Индо-непальское соглашение «о сотрудничестве в области безопасности» 1965 года(Статья 5) ограничивали возможности Непала быть равноправным партнером и определяли его в качестве государства под эгидой безопасности Индии. В 1988 году решение короля Бирендры закупить зенитные орудия у Китая побудило прежнего министра иностранных дел Индии К. П. С. Менона напомнить Непалу, кто является его ключевым партнером [3]. С годами несовместимость между двумя странами только ухудшилась в различных областях, а именно, пограничных вопросах, управлении водными ресурсами и торговле.
Трудно не согласиться с тем, что Индия относится к Непалу не в духе «равноправных отношений», а скорее как к своему «младшему брату», что не устраивает как население Непала, так и его правительство. Очевиден тот факт, что чрезмерная зависимость от одной страны может создать проблемы для такой не имеющей выхода к морю страны, как Непал. Поэтому Катманду должен разнообразить свои торговые и транзитные варианты с другими странами, главным образом с Китаем, другим своим соседом. Так в марте 2016 года, когда Непал восстанавливался после крупного землетрясения 2015 года и блокады на индийской границе, правительство Непала, под руководством К. П. Шарма Оли, подписало соглашение, прекращающее полную монополию Индии на систему снабжения товаровНепала [4]. «Между Непалом и Китаем заключено соглашение о транзитном протоколе. Теперь мы могли бы использовать достаточное количество пограничных пунктов и дорог, чтобы вести торговлю с третьей страной. Это огромное счастье для нас», – сказал премьер-министр К. П. Оли в Twitter 8.09.2018 [5].
Несмотря на заключение соглашения о транспорте и транзите, Непалу невыгодно использовать китайские порты с точки зрения логистики. Ключевая причина, из-за которой две трети торговли Непала приходится на Индию – это географическая близость и развитая граница, что нивелирует преимущества заключенного двустороннего договора. Даже если КНР откроет больше пограничных переходов, вопрос о расстоянии остается первостепенным. Китайские порты, которые Непал собирается использовать, находятся более чем в 3000 километрах от китайско-непальской границы. В настоящее время Непал использует порты Калькутта и Вишакхапатнам для торговли с третьими странами. Калькутта находится в 742 км от границы между Непалом и Индией, а Вишакхапатнам – примерно в 1400 км от границы.Поэтому заявили, что торговля со странами Восточной Азии, такими как Южная Корея и Япония может осуществляться через китайские порты только через 10-15 лет после того, как Непал будет хорошо связан с Китаем железнодорожным и автомобильным транспортом. Примером может послужить план строительства на территории Непала Трансгималайской железной дороги, как один из пунктов Меморандума по сотрудничеству КНР и Непала в рамках китайской инициативы «Один пояс – один путь» [6].
Безусловно, участие Китая в Непале не ново. Однако оно имеет определяющее значение, поскольку экономическая мощь Китая пока не имеет себе равных в регионе [7]. Этот факт заставляет правительство Индии пересмотреть свое привилегированное положение в Непале. Так, премьер-министр Индии Нарендра Моди выступил с различными инициативами и заявил, что он намерен рассмотреть переживания Непала по поводуиндийско-непальских отношений [8]. Удастся ли Индии эффективно конкурировать с Китаем, чтобы защитить свои интересы и сохранить свою сферу влияния, будет зависеть от двух всеобъемлющих факторов: общей способности Нью-Дели бросить вызов Китаю и политической воли Индии разрешить свои собственные противоречивые подходы к Непалу.
Несмотря на то, что стратегия Индии, направленная на сведение к минимуму взаимодействия Непала с Китаем, на сегодняшний день является утопией, индийское правительство также продвигает свои идеи, среди которых можно выделить проект железнодорожного сообщения между городами Катманду, Керунг (Непал) и Раксаул (Индия) [9]. Индия подчеркивает свою центральную роль в данном проекте. Кроме того, премьер министры Индии и Непала установили доверительные отношения, заключив в ходе своих визитов ряд важных соглашений. Соглашение по исторически спорному проекту ГЭС “Арун III Хайдель” [10] и их сотрудничество в деле активизации деятельности международной организации БИМСТЕК [11] являются одними из показателей добрых намерений Шарма Оли в отношении Индии.
Индия и КНР воспринимают Непал в качестве своей сферы влияния, однако вряд ли кто-то из них рассматривает своего соседа в качестве равноправного партнера. Это логичная позиция правительств Индии и КНР, поскольку их страны превосходят Непал во многих, если не всех, показателях, отражающих уровень экономического развития, уровень жизни населения и др. Однако если рассмотреть рост Непала за последнюю четверть столетия, то можно понять, что не все так просто в данном вопросе.
Непал является 45-й по величине страной в мире с населением 29 миллионов человек [12]. Общая площадь страны, 140 800 км², почти равна площади Бангладеша и двум площадям Шри-Ланки [13]. Исходя уже из размера страны, можно сказать, что Непал достаточно большое государство, чтобы быть чьим-либо вассалом. Помимо демографического и географического положения, в Непале развивается законодательная сфера. Так в 2017 году правительством была поддержана важнейшая правовая реформа [14], результатом которой стали новые Гражданский и Уголовный кодексы, вступившие в силу в 2018 году [15]. А также стоит принимать во внимание значительный рост за последние 30 лет таких важных показателей, как Индекс человеческого развития (149 место из 189 стран, вырос на 51,9 %), развитие человеческого потенциала (144 место, ), Валовой национальный доход на душу населения (увеличился на 111,6 %), средняя продолжительность жизни (увеличилась на 16,3 года) [16].Статистические данныеотражают прогресс Непала по всем показателям.И важно подчеркнуть, что в сравнении с другими странами СААРК [17], показатели не сильно отстают от других стран.
Хотя Непал остается союзником Индии, он конституционно заявил, что его внешняя политика «основана на Уставе Организации Объединенных Наций, неприсоединении, принципах международного права» [18]. Основные партии часто повторяли это, и общий национальный дух отражает желание Непала оставаться нейтральным, как это было во время противостояния Индии и Китая в районе Доклам в середине 2017 года [19].Правительство Оли стремится сохранить отношения Непала с Китаем независимыми от отношений с Индией. Вопрос в том, сможет ли Непал достичь этого, учитывая недовольство Индии в отношении растущего сближения Китая и Непала.
Китай усиливает свои позиции в Непале благодаря щедрой стратегической благотворительности. После 19-го съезда Коммунистической партии Китая она продолжит «использовать экономическую дипломатию как основу своей внешней политики» [20]. Поэтому правильное решение для Индии заключается в отходе от ее представлений одоминирующем положении в экономике Непала и в активной реализации новаторской политики и стратегий, которые будут отражать нынешние реалии.
Первый шаг заключается в выявлении основной причины такого поведения Непала по отношению к Индии. Почему истеблишмент Непала последовательно отдаляется от Индии, в то же время столь радушно принимая Китай?
Во-вторых, Индия должна представить Непалу новые экономические инициативы, инициативы в области развития инфраструктуры, которые не только принесут ощутимые выгоды непальским гражданам, но и будут выгоднее и перспективнее, чем сотрудничество с КНР. Сейчас самое время воплотить в жизнь неоднократное одобрение премьер-министром Модиидеи премьер-министра Оли «счастливый Непал, процветающий Непал».Индия осознает, что она должна выполнить свои обещания, поскольку необходимо держать Непал ближе к себе, чем это делает Китай.
Как бы то ни было, Непал не может обойтись без опоры на Индию. Индия является и будет оставаться жизненно важной для страны во многих отношениях. Тем не менее, Непал с недавнего времени является членом инициативы КНР «Один пояс – один путь», что ставит Индию в сложное положение. Как верно отметили аналитики экспертно-исследовательского центра, Харш В. Пант и АбхиджнанРедж:«Нью-Дели оказался совершенно не готов противостоять напористой китайской внешней политике при Си Цзиньпине» [21]. Индия должна выяснить, где она находится по отношению к Непалу и каков путь вперед в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, учитывая меняющуюся региональную и глобальную структуру, технологические прорывы, а также новые угрозы, такие как терроризм. Непал, со своей стороны, пережил историческую политическую трансформацию, но продолжает сталкиваться с огромными проблемами в плане управления своим населением. Поэтому Индия и Непал должны выяснить, как они могут двигаться вперед в интересах обеих сторон.
Сильный суверенный Непал полезен, а не вреден для безопасности Индии. Непал имеет общую границу протяженностью 1400 км с Тибетским автономным районом Китая, возможно, единственным районом в Гималаях, где отсутствуют угрозы безопасности. В каком-то смысле Непал помог Индии избежать необходимости развертывания тысяч военнослужащих и военной техники на этом дополнительном 1400-километровом участке для размещения своих сил. Таким образом, стоит выделить значение суверенного статуса Непала, независимого выбора политики и оказания помощи Непалу в их осуществлении. Все это отвечает интересам Индии.
Непал в равной степени заинтересован в перспективах дорожного сообщения с Мьянмой и Таиландом через БИМСТЕК, как и с инициативой КНР «Один пояс – один путь» на Северном фронте. Поэтому Индии стоит развивать двусторонние отношения с Непалом в этом же направлении, поскольку оно отвечает наилучшим интересам обеих сторон.
Таким образом, Индии и КНР стоит считаться с Непалом и позволить емупроводить свою независимую внешней политики. Безусловно, Непалу сложно стать полноправным партнером за короткий срок, однако в будущем он сможет повысить свой статус. Кроме того, с развитием путей сообщения у Непала появится возможность наладить торговые отношения с близлежащими странами, что также благоприятно скажется на его экономическом росте, и уменьшит зависимость Непала от соседей.
Литература и источники
- Ministry of External Affairs. GovernmentofIndia // Режимдоступа: https://www.mea.gov.in/bilateral-documents.htm?dtl/6295/Treaty+of+Peace+and+Friendship (датаобращения: 5.04.2019).
- BORDERNEPALBUDDHI // Режимдоступа: https://bordernepal.wordpress.com/2007/01/19/nepal-china-border-demarcation/ (дата обращения: 5.04.2019).
- Indian Foreign Secretary K.P.S. Menon’s speech at the Royal Nepal Embassy New Delhi, 6 December 1988 // K.C. Surendra, B.B. Karki, G. Siwakoti. Nepal-India and China Treaty: A critical analysis. Kathmandu.
- Непал и Китай: новые договоренности // Режим доступа: http://nepalportal.ru/novosti-nepala/nepal-i-kitay-novye-dogovorennosti (дата обращения: 6.04.2019).
- Twitter // Режим доступа: https://twitter.com/kpsharmaoli/status/1038321530785202176 (дата обращения: 6.04.2019).
- Joint Statement between Nepal and the People’s Republic of China, 21 June 2018 //Режимдоступа: https://mofa.gov.np/joint-statement-between-nepal-and-the-peoples-republic-of-china/(датаобращения: 8.04.2019).
- THEWORLDBANK // Режим доступа: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?end=2017&start=2016&year_high_desc=true (дата обращения: 8.04.2019).
- “China to conduct feasibility study: Kerung-Kathmandu rail network” // Режимдоступа: http://kathmandupost.ekantipur.com/news/2018-05-07/china-to-conduct-feasibility-study.html/(датаобращения: 8.04.2019).
- PM Narendra Modi’s speech in Kathmandu, Nepal, 12 May 2018 // Режимдоступа: https://www.youtube.com/watch?v=4dFqkzhFESQ(датаобращения: 9.04.2019).
- Oli-ModilaunchArunIII // Режим доступа:https://www.nepalitimes.com/latest/oli-modi-launch-arun-iii/ (дата обращения: 9.04.2019).
- Инициатива Бенгальского залива по Межсекторальному техническому и экономическому сотрудничеству.
- The World Fact Book, Central Intelligence Agency // Режимдоступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2119rank.html(датаобращения: 11.04.2019).
- The World Fact Book, Central Intelligence Agency // Режимдоступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/fields/2147.html(датаобращения: 11.04.2019).
- Важнейшая правовая реформа поддержана парламентом // Режим доступа: http://nepalportal.ru/novosti-nepala/vazhneyshaya-pravovaya-reforma-podderzhana-parlamentom(дата обращения: 11.04.2019).
- Топ-15 изменений в законах Непала // Режим доступа: http://nepalportal.ru/novosti-nepala/top-15-izmeneniy-v-zakonah-nepala (дата обращения: 11.04.2019).
- Непал. Индекс человеческого развития // Режим доступа: http://nepalportal.ru/novosti-nepala/nepal-indeks-chelovecheskogo-razvitiya (дата обращения: 11.04.2019).
- Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии
- The Constitution of Nepal, Part 4, Article 51, m, 1 // Режимдоступа: http://www.lawcommission.gov.np/en/documents/2016/01/constitution-of-nepal-2.pdf (датаобращения: 15.04.2019).
- “No pressure on Doklam issue from either side: MoFA” //Режимдоступа: https://thehimalayantimes.com/nepal/no-pressure-doklam-issue-either-side-mofa/ (датаобращения: 15.04.2019).
- “Route linking Lanzhou, Kathmandu begins operation” //Режимдоступа: http://www.xinhuanet.com/english/2016-05/11/c_135351540.htm (датаобращения: 15.04.2019).
- Harsh V. Pant, AbhijnanRej. “Is India ready for the Indo-pacific?” // The Washington Quarterly. 2018.№ 2. P.: 47–61.