Практика применения технологий «мягкой силы» в условиях глобализации и меры по противодействию их деструктивному воздействию
Зайцев А.В.,
студент группы АК4-52
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Научный руководитель: Бочарников И.В.,
докт. полит. наук, профессор кафедры “Информационная аналитика и политические технологии”
Аннотация:в работе рассматриваются механизмы и влияние «мягкой силы» в условиях глобализации. Основной акцент сделан на определении и анализе западных технологий «мягкой силы», использующуюся как инструмент смены власти.
«Мягкая сила» ‒ это способность достигать целей на внешнеполитической арене путем убеждения и привлечения симпатий других акторов. Это особый тип внешнеполитической деятельности, связанный с распространением влияния одного государства на другие через средства массовой коммуникации, популярную и высокую культуру, предоставление услуг образования, благоприятную экономическую среду, распространение привлекательных гуманитарных и политических идеалов. Другими словами, это оригинальная система ценностей, которую хотели бы импортировать другие субъекты международных отношений. «Мягкая сила» предусматривает продвижение интересов государства путем убеждения и привлечения симпатий к своей стране.
Особую актуальность использование ресурсов и инструментов «мягкой силы» приобретает на фоне изобретения новых способов, методов и технологий информационно-психологического воздействия на международное сообщество, мировые элиты, национальные правительства и целые общества. Важнейшим фактором является формирование единого информационного пространства на основе новейших компьютерных технологий. Происходит «размывание» границ между внутренними и внешними политическими, экономическими, информационными и другими процессами. Доминирующей тенденцией становится сближение культур, универсализация образа и стиля жизни, распространение на весь мир западных (прежде всего, американских) стандартов поведения, образа и уровня жизни, потребления и досуга.«Мягкая сила» использует психологически привлекательные для субъекта инструменты влияния в целях незаметного переформатирования в нужном направлении его ментальных структур, что позволяет без усилий прямого и жесткого давления тонко и гибко осуществлять воздействие на массовое сознание‒ общественные представления, предпочтения, идеалы. Это осуществляется через механизмы глобализации распространения и получения информации такие как: СМИ, социальные сетей и т.д.
По сути «мягкая сила» ‒ это «манипуляция», но не просто совокупность ресурсов и инструментов их трансляции во внешний мир, но и заблаговременно проектируемый результат их реализации. Применение мягкой силы маскируют под миролюбивую политику, которая уважает ценностные различия и интересы других участников мирового сообщества. Такое интегрирование культуры применяется как орудие дестабилизации государственного управления, как инструмент неконституционной смены власти и нанесения необратимого фатального ущерба социальному порядку. Западные политологи старательно пытаются выдать данную технологию за самопроизвольное и стихийное проявление воли народа, внезапно решившего вернуть себе право управлять собственной страной. Ярким примером влияния технологий «мягкой силы»стали события, так называемых «цветных революций» ‒ от «бульдозерной» в Сербии в 2000 г. до Евромайдана на Украине на рубеже 2013–2014гг. Вследствие отсутствия общей идеологии, регионализма, национально-религиозных и клановых противоречий в странах, пораженных цветной революцией быстро создалась атмосфера нестабильности политической системы. Из-за рубежа беспрепятственно распространялись программы по продвижению демократии и «методички» по свержению действующей власти. Всё это делалось при помощи «независимых мировых» СМИ. Действительно, ход и развитие «цветных революций» и «арабской весны» повторяют друг друга, часто вплоть до деталей. Например,как и на майдане Незалежности в Киевев 2013г. египетские протестующие создали палаточный городок на площади Тахрир в центре Каира в 2011г. Именно там, где проходили митинги. Данные «городки» снабжались на протяжении всего периода существования водой, пищей, одеждой, одеялами и медикаментами сторонними организациями, выдававшие себя за общественные. Такие аналогии можно проводить и далее, но главное заключается в том, что все эти события имеют общий алгоритм, который тщательно спланирован. Все действия и роли жестко контролируются вплоть до прихода к власти нужных «прогрессивному» мировому сообществу, представленных в основном политической элитой США и их союзников, людей.
Социальной основой протестных движений всех «цветных» революций стала наиболее активная часть общества ‒ молодежь и средний класс. Именно большое количество представителей среднего класса и молодежи, недовольные своим экономическим и политическим положением, дали этим бунтам питательную базу. Иными словами, это пользователи глобальных услуг и интернета, которые находились под воздействием «орудия манипуляции». Под прикрытием красивых идей свободы, либерализма и демократии из сознания нации вымывались основы, отвечающие за целостность социальной системы.Особое место в политике «мягкой силы» отводится воспитанию чувства толерантности, как неспособности и нежеланию оказывать сопротивление внешнему воздействию, покорной готовности принять любые идеи и стереотипы поведения и уравнять их со своими национальными ценностями.Это полноценная мировая информационно-психологическая война, в ходе которой достигается разрушение культуры солидарности и широкое внедрение культа денег. Таким образом, способность больших масс населения к сопротивлению, самоорганизации и развитию резко снижается.Все это создает специфическую среду расслабленного национального духа, отрицающего государство и национально-культурные традиции.
Как уже было сказано, молодежь наиболее уязвима действию манипуляции, поэтому США используют в качестве «мягкой силы» в основном неправительственный сектор: университеты, фонды, центры культуры, учёбы, просвещения и даже фаст-фуд.Поэтому главной задачей авторов политики «мягкой силы» является установление контроля над системой образования, изменение учебных программ для школьников и студентов, распространение «правильных» учебников, написанных в соответствии с нужной концепцией. Такие учебные пособия предназначены не только ломать единую систему знаний учащихся, но и очернять национальную историю народа.Для наглядности стоит лишь вспомнить об устоявшейся на Западе идеи о якобы второстепенной заслуге Советского Союза в борьбе с фашизмом. Зато активно муссируются темы ГУЛАГа, штрафных батальонов, «оккупации» советскими войсками в 1945 году европейских городов и даже каннибализма в блокадном Ленинграде. Зародившись на Западе, все эти идеи постепенно пришли и в российское медийное пространство, приходится всё чаще слышать подобные высказывания в окружении российской молодежи. Это происходит вследствие того, что населению стали доступны всевозможные каналы получения материала, являющиеся частью всеобщего информационного пространства, переполненного очернением и глумлением над русскими символами и историей, сформированные под воздействие западной глобализации.
Первостепенная задача защиты не сформированного молодежного разума состоит в том, что государству необходимо жестко контролировать выпускаемую учебную литературу, также должен быть сделан упор на изучение истории и её критический анализ. Следует пресекать работу организаций и каналов информации, пропагандирующую фальсифицированные факты, но при этом молодежь должна иметь возможность рассмотреть любую ситуацию с нескольких углов, используя разные источники. Государство должно защищать свою культуру, народное достояние, с этой целью необходимо создать единый для всего населения вектор развития и национальную идею. Вопрос защиты очень важен и актуален, т.к. нельзя бездействовать против орудия, которое повергло в хаос и выбило на обочину мирового прогресса множество стран.
Литература и источники
- Бочарников И.В. «Мягкая сила» как феномен современной мировой политики //Дипломатическая служба. 2018. № 2. С. 58-66.
- Васильев М. «Мягкая сила» как компонент гибридной войны https://www.geopolitica.ru/article/myagkaya-sila-kak-komponent-gibridnoy-voyny
- Давыдов Ю.П. «Жёсткая» и «мягкая» сила в международных отношениях. //США и Канада: экономика, политика, культура. 2007. № 1. С. 3-24.
- Наумов А.О «Мягкая сила» и «цветные революции». http://www.spa.msu.ru/uploads/files/publikazii/russianjls_2016_1_naumov.pdf
- Nye, Joseph. Soft Power: The Means to Success inWorld Politics, 2004.