ТЕХНОЛОГИЯ ДЕГЕРОИЗАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЕ

Алексеев Л.Е.,
студент группы СГН3-41Б
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана

Научный руководитель: Галаганова С.Г.,
кандидат философских наук,
доцент кафедры «Информационная аналитика и политические технологии»

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению технологии демонтажа героических образов, активно применяемой в ходе антироссийских информационных кампаний. Применение данной технологии показано на примерах образов Героев Советского Союза Маршала Г.К. Жукова и военной разведчицы Зои Космодемьянской, активно подвергавшихся дегероизации в начале 1990-х годов.

Ключевые слова: герой, дегероизация, демонтаж образа, информационная война, Маршал Жуков, Зоя Космодемьянская.

С древнейших времён герои и их подвиги составляют значительный пласт культуры каждого народа. Образы людей, ставших общенародными нравственными ориентирами, примерами для подражания, в зарубежной гуманитарной науке называют «национальными иконами»[1]. Это не предметы религиозного культа (хотя среди них могут быть и те, с кого пишут настоящие иконы) – это сакрализованные и увековеченные в национальном сознании образы людей, самоотверженно послуживших своему отечеству, пожертвовавших собой ради своего народа [4]. В толковом словаре Владимира Даля слово «герой» трактуется как «самоотвéрженец», то есть человек, добровольно отвергнувший свою жизнь ради других. На «национальных иконостасах» держится культура народа, его ценности, нравственные принципы: они  скрепляют всё это в единое целое на всех этапах национальной истории, независимо от политической конъюнктуры и господствующей идеологии.

Именно поэтому информационные войны начинаются с «раскачки» национальных «иконостасов», именно поэтому образы народных героев становятся главными мишенями идейных боёв и объектами манипуляций [7]. Именно это и происходило в нашей стране в начале 1990-х годов, когда разрушение страны сопровождалось производством и распространением особого продукта массовой культуры, суть которого состояла в дискредитации Великой Отечественной войны и дегероизации её героев. Для разрушителей страны это было крайне важно, поскольку та война стала главным историческим экзаменом для всей советской системы общественного жизнеустройства и сформированного ею типа личности. Герои, добровольно отдавшие свои жизни за эту страну, очень мешали представлять её в виде сплошного «Гулага», советский общественный строй – в виде «тоталитаризма», а народ – в виде зомбированных «совков». Нужно было срочно поставить под сомнение подвиги героев, лишить их образы сакрального ореола, поэтому на страну хлынул поток сфальсифицированных «разоблачений» многочисленных «борцов за историческую правду» [6].

Применение технологии дегероизации мы покажем на примере двух очень разных образов – «Маршала Победы», четырежды Героя Советского Союза Г.К. Жукова и Героя Советского Союза, военной разведчицы Зои Космодемьянской.

Основные обвинения в адрес Жукова были сформулированы ещё в советский период, во время его официальной опалы. В основном они сводились к незаконному присвоению военных трофеев, самоличному раздуванию своих заслуг и небрежному отношению к жизни солдат. Эти же три темы продолжали развиваться и в период «перестройки», только теперь уже по всем правилам манипуляции. О них периодически вспоминают и сегодня – в преддверии каждого очередного Дня Победы.

Так, в начале 2000-х годов в интервью газете «Московский Комсомолец» сценарист Эдуард Володарский сообщил, что солдаты во время войны называли Жукова «мясником», поскольку тот якобы относился  к ним как к «расходному материалу». Перед нами – известный манипулятивный приём под названием «наклеивание ярлыков» (labelsticking). В социальных сетях упоминание прозвища в различных вариациях началось с 2015 года, постепенно превратив «ярлык» в распространённый мем. Вскоре к российским аккаунтам добавились украинские: в июле 2019 года «мясник Победы» служил «информационным обеспечением» принятия Радой закона о декоммунизации Украины, а в июле того же года – демонтажа барельефа маршалу в Одессе. 19 января 2021 года на платформе YouTube было опубликовано 10-минутное видео «Георгий Жуков – мясник Победы. Правда о маршале-монстре», спровоцировавшее активное обсуждение в социальных сетях. «Мясник Победы» стал уже не просто мемом, а настоящим когнитивным вирусом.

Между тем, статистические данные свидетельствуют о том, что уровень потерь даже в наступательных операциях, которыми командовал Жуков, не превышает уровня потерь в сражениях под командованием других военачальников. Так, потери Жукова в Висло-Одерской операции составили 1,7%, а потери Конева в той же операции – 2,4%. Сам Жуков строго приказывал подчинённым: «Если вы хотите, чтобы вас оставили в занимаемых должностях, я требую: прекратить преступные атаки в лоб населённого пункта, прекратить атаки на высоты с хорошим обстрелом, наступать только по оврагам, лесам и малообстреливаемой местности».

Другой обвинительный тезис в адрес маршала: «Жуков подсидел соратников и выбился в начальники на фоне нехватки кадров». Так, выдающие таланты военачальника пытаются нивелировать.  На самом деле будущий маршал впервые проявил себя как талантливый полководец ещё на Халкин-Голе. Своими активными, нестандартными действиями он обеспечил разгром японских войск, за что был удостоен звания Героя Советского Союза.

Следует отметить, что празднование 75-летия Победы обеспечило значительный перевес позитивных отзывов о маршале Жукове над материалами негативного характера, причём не только российских пользователей, но и  авторов из Белоруссии, Казахстана, США, Германии. Количество просмотров материалов позитивного содержания  и количество адресованных им лайков более чем в 1,5 раза превышает негативный контент.

Ещё более яркий образ героя Великой Отечественной войны – образ казнённой военной разведчицы Зои Космодемьянской. Это образ воплотил в себе не только героизм, но и мученичество, поэтому и атаки на него были гораздо более активными и агрессивными.

В 1990-е годы в информационное пространство были запущены две основные фальшивки: о том, что Зоя была схвачена и казнена при попытке поджога Петрищева самими местными жителями, и о её «хроническом психическом заболевании» (газета «Аргументы и факты» № 43 от 31.10.1991 г.).

В то время ещё были живы Зоины боевые друзья, и именно они убедительно разоблачили оба мифа. Окончательная точка в этом позорном «деле» была поставлена после рассекречивании архивных документов легендарной в/ч № 9903 особого назначения, в составе которой действовала Космодемьянская: в 2005 году, к 60-летию Победы, по телеканалу «Россия» был показан документальный фильм «Зоя Космодемьянская, Правда о подвиге».

Но прошло время, ушли из жизни последние Зоины однополчане, и в 2015 году начался новый виток информационной кампании, на этот раз с использованием социальных сетей и активным участием медийных личностей. 9 декабря 2016 года в издании Insider (создано россиянами; штаб-квартира находится в Риге, Латвия) появилась публикация Андрея Бильжо, где вновь шла речь о «психическом нездоровье» Космодемьянской. Автор утверждал, что якобы видел соответствующие документы в психиатрической клинике имени Петра Кащенко. Тем не менее, Историк Александр Дюков в своем интервью «Комсомольской правде» заявил, что в конце 1940 Космодемьянская лечилась в больнице имени Боткина с менингитом. Несмотря на аргументированные опровержения в сети (в том числе историка Александра Дюкова), часть пользователей до сих пор верит в этот миф. И это неудивительно: отработанный Геббельсом манипулятивный приём, суть которого можно передать русской поговоркой «нет дыма без огня», считается одним из самых действенных.

Очередной всплеск негативных сообщений произошёл в 2021 году. Он был связан с выходом фильма о Зое Космодемьянской, комментируя который в эфире радио «Эхо Москвы» Александр Невзоров заявил, что Космодемьянская была «фанатиком, исполняющим преступный приказ», и в её действиях «не было никакой заслуги». Да и сам фильм был откровенно манипулятивным: из него следовало, что Зоя ушла воевать вовсе не за родину, а за убогие мещанские ценности. Результат обсуждения фильма и выступления Невзорова был аналогичен предыдущим: большинство пользователей среагировало на них отрицательно. Думается, немалую роль сыграли в этом патриотические акции, которые регулярно проводятся с 2016 года.

В заключение следует отметить, что уважение народа к своим героям является одним из критериев его духовно-нравственного здоровья, поэтому  технологии дегероизации можно рассматривать как действенный инструмент подрыва национальной безопасности современных государств, требующий соответствующего информационного противодействия.

Литература и источники:

  1. Беркут В.П., Савицкая С.В. Подвиг как символ и инструмент идеологического воздействия на общественное сознание // Вестник Сибирского юридического института МВД РФ. 2015. № 1(18).
  2. Бочарников И.В. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне как высшее проявление патриотизма и служения отечеству //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2015. № 2. С. 72-86.
  3. Галаганова С.Г. О потенциале российской «мягкой власти» // Роль технологий «мягкой силы» в информационном, ценностно-мировоззренческом и цивилизационном противоборстве / В книге: Роль технологий «мягкой силы» в информационном, ценностно-мировоззренческом и цивилизационном противоборстве. 2016. С. 239–240.
  4. Галаганова С.Г. Героизм как тема межкультурного и межконфессионального диалога // Миссия конфессий. 2019. Т.8 № 5(40). С. 476-483.
  5. Добровольческое движение в России: история и современность /Бочарников И.В., Гушер А.И., Зеленков М.Ю., Манойло А.В., Овсянникова О.А., Шорохов Г.М., Мирзалиев В.С., Скрипка А.М., Лаврухин С.А. Москва, 2015.
  6. Красовская Н.Р., Гуляев А.А., Лахтин А.Ю., Вакуленко А.Н. Технологии информационных войн против России // Власть. – 2019. – № 3.
  7. Курицын А.Н., Тимонов М.А., Лемэр Л.Г. Демонтаж героических образов. М.: Первое экономическое издательство, 2021. 84 с.
  8. Ремарчук В.Н. Управление смыслами как инструмент современной политики: технологии, вероятные последствия. В сборнике: Политическое пространство и социальное время: Правда и ложь в политике и искусстве. Сборник научных трудов XХХVI Международного Харакского форума. 2019. С. 215-219.
  9. Смирнов С.Ю. Технологии дегероизации в сознании российского общества // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. № 3(35).

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *