ТЕХНОЛОГИЯ ДЕГЕРОИЗАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЕ
Алексеев Л.Е.,
студент группы СГН3-41Б
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
Научный руководитель: Галаганова С.Г.,
кандидат философских наук,
доцент кафедры «Информационная аналитика и политические технологии»
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению технологии демонтажа героических образов, активно применяемой в ходе антироссийских информационных кампаний. Применение данной технологии показано на примерах образов Героев Советского Союза Маршала Г.К. Жукова и военной разведчицы Зои Космодемьянской, активно подвергавшихся дегероизации в начале 1990-х годов.
Ключевые слова: герой, дегероизация, демонтаж образа, информационная война, Маршал Жуков, Зоя Космодемьянская.
С древнейших времён герои и их подвиги составляют значительный пласт культуры каждого народа. Образы людей, ставших общенародными нравственными ориентирами, примерами для подражания, в зарубежной гуманитарной науке называют «национальными иконами»[1]. Это не предметы религиозного культа (хотя среди них могут быть и те, с кого пишут настоящие иконы) – это сакрализованные и увековеченные в национальном сознании образы людей, самоотверженно послуживших своему отечеству, пожертвовавших собой ради своего народа [4]. В толковом словаре Владимира Даля слово «герой» трактуется как «самоотвéрженец», то есть человек, добровольно отвергнувший свою жизнь ради других. На «национальных иконостасах» держится культура народа, его ценности, нравственные принципы: они скрепляют всё это в единое целое на всех этапах национальной истории, независимо от политической конъюнктуры и господствующей идеологии.
Именно поэтому информационные войны начинаются с «раскачки» национальных «иконостасов», именно поэтому образы народных героев становятся главными мишенями идейных боёв и объектами манипуляций [7]. Именно это и происходило в нашей стране в начале 1990-х годов, когда разрушение страны сопровождалось производством и распространением особого продукта массовой культуры, суть которого состояла в дискредитации Великой Отечественной войны и дегероизации её героев. Для разрушителей страны это было крайне важно, поскольку та война стала главным историческим экзаменом для всей советской системы общественного жизнеустройства и сформированного ею типа личности. Герои, добровольно отдавшие свои жизни за эту страну, очень мешали представлять её в виде сплошного «Гулага», советский общественный строй – в виде «тоталитаризма», а народ – в виде зомбированных «совков». Нужно было срочно поставить под сомнение подвиги героев, лишить их образы сакрального ореола, поэтому на страну хлынул поток сфальсифицированных «разоблачений» многочисленных «борцов за историческую правду» [6].
Применение технологии дегероизации мы покажем на примере двух очень разных образов – «Маршала Победы», четырежды Героя Советского Союза Г.К. Жукова и Героя Советского Союза, военной разведчицы Зои Космодемьянской.
Основные обвинения в адрес Жукова были сформулированы ещё в советский период, во время его официальной опалы. В основном они сводились к незаконному присвоению военных трофеев, самоличному раздуванию своих заслуг и небрежному отношению к жизни солдат. Эти же три темы продолжали развиваться и в период «перестройки», только теперь уже по всем правилам манипуляции. О них периодически вспоминают и сегодня – в преддверии каждого очередного Дня Победы.
Так, в начале 2000-х годов в интервью газете «Московский Комсомолец» сценарист Эдуард Володарский сообщил, что солдаты во время войны называли Жукова «мясником», поскольку тот якобы относился к ним как к «расходному материалу». Перед нами – известный манипулятивный приём под названием «наклеивание ярлыков» (labelsticking). В социальных сетях упоминание прозвища в различных вариациях началось с 2015 года, постепенно превратив «ярлык» в распространённый мем. Вскоре к российским аккаунтам добавились украинские: в июле 2019 года «мясник Победы» служил «информационным обеспечением» принятия Радой закона о декоммунизации Украины, а в июле того же года – демонтажа барельефа маршалу в Одессе. 19 января 2021 года на платформе YouTube было опубликовано 10-минутное видео «Георгий Жуков – мясник Победы. Правда о маршале-монстре», спровоцировавшее активное обсуждение в социальных сетях. «Мясник Победы» стал уже не просто мемом, а настоящим когнитивным вирусом.
Между тем, статистические данные свидетельствуют о том, что уровень потерь даже в наступательных операциях, которыми командовал Жуков, не превышает уровня потерь в сражениях под командованием других военачальников. Так, потери Жукова в Висло-Одерской операции составили 1,7%, а потери Конева в той же операции – 2,4%. Сам Жуков строго приказывал подчинённым: «Если вы хотите, чтобы вас оставили в занимаемых должностях, я требую: прекратить преступные атаки в лоб населённого пункта, прекратить атаки на высоты с хорошим обстрелом, наступать только по оврагам, лесам и малообстреливаемой местности».
Другой обвинительный тезис в адрес маршала: «Жуков подсидел соратников и выбился в начальники на фоне нехватки кадров». Так, выдающие таланты военачальника пытаются нивелировать. На самом деле будущий маршал впервые проявил себя как талантливый полководец ещё на Халкин-Голе. Своими активными, нестандартными действиями он обеспечил разгром японских войск, за что был удостоен звания Героя Советского Союза.
Следует отметить, что празднование 75-летия Победы обеспечило значительный перевес позитивных отзывов о маршале Жукове над материалами негативного характера, причём не только российских пользователей, но и авторов из Белоруссии, Казахстана, США, Германии. Количество просмотров материалов позитивного содержания и количество адресованных им лайков более чем в 1,5 раза превышает негативный контент.
Ещё более яркий образ героя Великой Отечественной войны – образ казнённой военной разведчицы Зои Космодемьянской. Это образ воплотил в себе не только героизм, но и мученичество, поэтому и атаки на него были гораздо более активными и агрессивными.
В 1990-е годы в информационное пространство были запущены две основные фальшивки: о том, что Зоя была схвачена и казнена при попытке поджога Петрищева самими местными жителями, и о её «хроническом психическом заболевании» (газета «Аргументы и факты» № 43 от 31.10.1991 г.).
В то время ещё были живы Зоины боевые друзья, и именно они убедительно разоблачили оба мифа. Окончательная точка в этом позорном «деле» была поставлена после рассекречивании архивных документов легендарной в/ч № 9903 особого назначения, в составе которой действовала Космодемьянская: в 2005 году, к 60-летию Победы, по телеканалу «Россия» был показан документальный фильм «Зоя Космодемьянская, Правда о подвиге».
Но прошло время, ушли из жизни последние Зоины однополчане, и в 2015 году начался новый виток информационной кампании, на этот раз с использованием социальных сетей и активным участием медийных личностей. 9 декабря 2016 года в издании Insider (создано россиянами; штаб-квартира находится в Риге, Латвия) появилась публикация Андрея Бильжо, где вновь шла речь о «психическом нездоровье» Космодемьянской. Автор утверждал, что якобы видел соответствующие документы в психиатрической клинике имени Петра Кащенко. Тем не менее, Историк Александр Дюков в своем интервью «Комсомольской правде» заявил, что в конце 1940 Космодемьянская лечилась в больнице имени Боткина с менингитом. Несмотря на аргументированные опровержения в сети (в том числе историка Александра Дюкова), часть пользователей до сих пор верит в этот миф. И это неудивительно: отработанный Геббельсом манипулятивный приём, суть которого можно передать русской поговоркой «нет дыма без огня», считается одним из самых действенных.
Очередной всплеск негативных сообщений произошёл в 2021 году. Он был связан с выходом фильма о Зое Космодемьянской, комментируя который в эфире радио «Эхо Москвы» Александр Невзоров заявил, что Космодемьянская была «фанатиком, исполняющим преступный приказ», и в её действиях «не было никакой заслуги». Да и сам фильм был откровенно манипулятивным: из него следовало, что Зоя ушла воевать вовсе не за родину, а за убогие мещанские ценности. Результат обсуждения фильма и выступления Невзорова был аналогичен предыдущим: большинство пользователей среагировало на них отрицательно. Думается, немалую роль сыграли в этом патриотические акции, которые регулярно проводятся с 2016 года.
В заключение следует отметить, что уважение народа к своим героям является одним из критериев его духовно-нравственного здоровья, поэтому технологии дегероизации можно рассматривать как действенный инструмент подрыва национальной безопасности современных государств, требующий соответствующего информационного противодействия.
Литература и источники:
- Беркут В.П., Савицкая С.В. Подвиг как символ и инструмент идеологического воздействия на общественное сознание // Вестник Сибирского юридического института МВД РФ. 2015. № 1(18).
- Бочарников И.В. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне как высшее проявление патриотизма и служения отечеству //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2015. № 2. С. 72-86.
- Галаганова С.Г. О потенциале российской «мягкой власти» // Роль технологий «мягкой силы» в информационном, ценностно-мировоззренческом и цивилизационном противоборстве / В книге: Роль технологий «мягкой силы» в информационном, ценностно-мировоззренческом и цивилизационном противоборстве. 2016. С. 239–240.
- Галаганова С.Г. Героизм как тема межкультурного и межконфессионального диалога // Миссия конфессий. 2019. Т.8 № 5(40). С. 476-483.
- Добровольческое движение в России: история и современность /Бочарников И.В., Гушер А.И., Зеленков М.Ю., Манойло А.В., Овсянникова О.А., Шорохов Г.М., Мирзалиев В.С., Скрипка А.М., Лаврухин С.А. Москва, 2015.
- Красовская Н.Р., Гуляев А.А., Лахтин А.Ю., Вакуленко А.Н. Технологии информационных войн против России // Власть. – 2019. – № 3.
- Курицын А.Н., Тимонов М.А., Лемэр Л.Г. Демонтаж героических образов. М.: Первое экономическое издательство, 2021. 84 с.
- Ремарчук В.Н. Управление смыслами как инструмент современной политики: технологии, вероятные последствия. В сборнике: Политическое пространство и социальное время: Правда и ложь в политике и искусстве. Сборник научных трудов XХХVI Международного Харакского форума. 2019. С. 215-219.
- Смирнов С.Ю. Технологии дегероизации в сознании российского общества // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. № 3(35).