Политика безопасности и обороны современной Румынии

Клоян Ани Арменовна,
студент 4-го курса
Московского государственного лингвистического университета
(направление подготовки: 41.03.04 Политология, уровень бакалавриат)
Научный руководитель:
Белозеров Василий Клавдиевич,
доктор политических наук, профессор
В 2025 году изучение политики безопасности и обороны Румынии приобретает особую значимость в контексте изменений в системе международной безопасности, усиления военного сотрудничества в рамках НАТО и наращивания оборонного потенциала восточноевропейских стран. Будучи членом НАТО и Европейского Союза, Румыния играет важную роль в обеспечении безопасности на юго-восточном фланге Альянса. Ее военная стратегия, оборонные инициативы и взаимодействие с союзниками напрямую влияют на баланс сил в регионе Черного моря и Восточной Европы.
Изменения в румынской оборонной политике могут оказывать влияние на соседние страны, включая государства СНГ, определяя характер военного присутствия НАТО, возможные угрозы и перспективы сотрудничества. Анализ румынского опыта в сфере безопасности позволяет выявлять тенденции развития военных стратегий в регионе, оценить их последствия для геополитической стабильности и выработать подходы к обеспечению национальных интересов.
Политика безопасности и обороны Румынии претерпела значительную трансформацию после окончания Холодной войны, что отражает стратегическое положение страны и развивающийся геополитический ландшафт всего региона, а также взаимодействие между странами.
Румыния, расположенная между Черным морем и перекрестком Восточной и Западной Европы, давно оказалась в центре меняющейся динамики власти, ее безопасность определялась ее географическим положением, историческим опытом и развивающимися отношениями как с Россией, так и с Западом. События прошлого века повлекли за собой период значительных преобразований для Румынии, поскольку она приняла демократию, рыночную экономику и твердую приверженность западным альянсам безопасности. Однако стремление к безопасности в динамичной глобальной среде формировалось комплексным взаимодействием различных факторов.
Национальные интересы.Национальные интересы в идеале – это интересы большей части гражданского общества, гражданской нации, воплощенные в их видении «политическим классом» и государственным руководством страны[1].Интересами Румынии в сфере обеспечения безопасности по современной Стратегии Национальной Безопасности были определены[2]:
- защита территориальной целостности и суверенитета;
- участие в международных организациях по поддержанию мира;
- борьба с терроризмом;
- кибербезопасность страны;
- устойчивость к гибридным угрозам;
- энергетическая безопасность;
- социальная устойчивость и защита граждан.
Интересы Румынии в сфере обеспечения национальной безопасности представляют собой комплекс мер и стратегий, направленных на защиту его территориальной целостности, суверенитета, граждан, экономических ресурсов и обеспечение внутренней и внешней безопасности от различных угроз. Таким образом, Румыния, руководствуясь необходимостью обеспечения устойчивого развития и защиты своих национальных интересов в условиях нарастающей нестабильности международной системы, формирует стратегию национальной безопасности через комплексную модернизацию оборонного сектора, активизацию международного сотрудничества в рамках структур НАТО и ЕС, а также внедрение механизмов, направленных на минимизацию потенциальных угроз, включая киберриски и энергетическую зависимость, при этом акцентируя внимание на сохранении суверенитета в принятии решений и адаптации к изменяющейся геополитической обстановке, что позволяет им эффективно отстаивать свои стратегические приоритеты в долгосрочной перспективе.
Современная архитектура безопасности Румынии. Современная архитектура безопасности в Европе подвергается возрастающему риску из-за продолжающихся кризисов, таких как терроризм, распространение оружия массового уничтожения и организованная преступность[3], а также конфликтов в соседних регионах, которые могут прямо или косвенно затронуть национальную безопасность Румынии. В Юго-Восточной Европе сохраняются и обостряются очаги напряженности, вызванные давними этническими, религиозными и сепаратистскими конфликтами.
Приоритеты Румынии в сфере обороны и безопасности отражены в официальных документах, которые также были упомянуты выше. При этом, концепция внешней политики в Румынии, как цельный доктринальный документ отсутствует. Одним из основополагающих документов выступает Стратегия национальной безопасности, которая, как уже упоминалась раньше, принимается каждые 5 лет с переизбранием президента. Первый тур президентских выборов прошел 24 ноября 2024 года и Джорджеску стал лидером первого тура с результатом в 22,9% голосов избирателей[4]. 8 декабря в Румынии должен был пройти второй тур президентских выборов, в котором должны были бороться независимый кандидат Кэлин Джорджеску и председатель «Союза спасения румын» Елена Ласкони, однако Конституционный суд Румынии счел, что избирательный процесс прошел с нарушениями правового характера, в силу чего вся процедура будет полностью повторена с нуля, а дату нового голосования правительство определит в начале следующего года. В связи с этим новая Стратегия национальной обороны не была опубликована и актуальным остается документ на период 2020-2024 годов.
Стратегия национальной обороны на период под названием «Вместе для безопасной и процветающей Румынии в мире, отмеченном новыми вызовами» определяет следующие цели внешней политики:[5]
1) укрепление профиля Румынии в Европейском союзе и Организации Североатлантического договора, а также как стратегического партнера США;
2) укрепление позиций НАТО по сдерживанию и обороне в Черноморском регионе;
3) укрепление безопасности в Черноморском регионе и на Балканах, а также других соседних регионов;
4) поддержка европейского курса Республики Молдова;
5) международная экологическая безопасность и т.д.
Риски и угрозы национальной безопасности Румынии рассматриваются в первую очередь через призму членства в НАТО и ЕС.[6]Несмотря на малую вероятность традиционной военной агрессии, игнорирование этих рисков может сделать Румынию уязвимой, что подорвет ее способность выполнять обязательства как государства-члена этих организаций. Это включает риски, связанные с обеспечением безопасности границ, особенно потому, что часть границ Румынии представляет восточную границу обеих организаций.
Россия в политике безопасности и обороны Румынии. Стратегические документы Румынии четко излагают позицию относительно роли России в динамике региональной безопасности. Национальная оборонная стратегия на 2020–2024 годы определяет действия России в Черноморском регионе как серьезную проблему, подчеркивая необходимость усиления оборонных возможностей и международного сотрудничества[7]. Румыния также подчеркнула, что модернизация армии к 2025 году необходима для достижения более высокой совместимости со стандартами НАТО.
Об антироссийской политике также свидетельствует передача в дар Украине системы ПРО Patriot: Румыния одобрила законопроект о передаче в дар Украине одной из своих систем ПРО Patriot в знак солидарности с соседом и в качестве вклада в региональные оборонные усилия[8].
Хотя русофобские настроения на уровне некоторых важных слоев населения Румынии имеют временную преемственность, обусловленную основными политическими контекстами, которые характеризуют двусторонние отношения, следует отметить, что с началом специальной военной операции на Украине уровень русофобии среди граждан Румынии приобрел новую степень значимости, проявляясь в различных сферах общественной жизни.
Русофобские настроения в Румынии во многом формировались под влиянием внешних факторов, включая историческую интерпретацию событий, а также современное информационное воздействие. По сути, происходит переписывание истории, так как мы можем наблюдать, что в румынском общественном дискурсе активно поддерживается нарратив о России как традиционном сопернике, хотя в действительности российско-румынские отношения были более сложными и неоднозначными. Будучи членом НАТО, Румыния вынуждена следовать общей стратегии блока, а её национальные интересы подчиняются логике конфронтации с Россией, что и изложено в официальных документах НАТО. В публичном пространстве России приписываются намерения, которых она не выражала, а любые альтернативные точки зрения подавляются.
В официальных доктринальных документах Российской Федерации Румыния не упоминается напрямую, однако в этих документах подчеркивается необходимость противодействия расширению военной инфраструктуры НАТО вблизи российских границ. В Румынии есть небольшая русскоязычная община, а также старообрядцы (липоване), проживающие в основном в Добрудже. Россия традиционно поддерживает русскоязычные диаспоры, особенно в странах, где может ощущаться языковая и культурная ассимиляция. Получается, что Концепция гуманитарной политики подчёркивает защиту прав соотечественников, их поддержку в вопросах образования и культуры.
Вывод по анализу.
Современная Румыния сталкивается с многогранными рисками и угрозами, включая традиционные военные вызовы, киберугрозы, гибридную войну и уязвимости энергетической безопасности. Румыния реализует свою политику путем продвижения интересов ЕС и НАТО в регионе. Контент-анализ основных стратегических документов Румынии выявляет тенденцию, при которой внешнеполитическая деятельность государства все более подчинена интересам Европейского союза и НАТО, а не собственным национальным приоритетам. Это проявляется в явном ограничении национального суверенитета, распространении евроскептических взглядов и усугублении внутриполитической нестабильности.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что роль России в политике безопасности и обороны Румынии остается значительным, несмотря на уменьшение дипломатического сотрудничества стран. Румыния всё меньше содействует диалогу и стабильности, чему свидетельствуют обвинения во вмешательстве Кремля в выборы президента страны, а также высылка российских дипломатов из Бухареста. Румыния также одновременно укрепляет свои оборонные возможности для устранения потенциальных рисков, исходящих с Востока.
Проведенная работа позволяет сделать выводы, что реализация политики безопасности и обороны путем продвижения интересов ЕС и НАТО не позволяет Румынии сфокусироваться на своих национальных интересах, о чем говорит внутриполитическая обстановка в стране, а также двоякая региональная политика по отношению к соседней Молдавии. Румынии следует проводить свою политики безопасности в соответствии с национальными интересами.
[1] Кокошин А.А. Национальные интересы, реальный суверенитет и национальная безопасность // Вопросы философии. — 2015. — №10. — С. 5-19.
[2]Strategia Naţională De Apărare A Ţării Pentru Perioada 2020-2024 // România Administrația PrezidențialăURL: https://www.presidency.ro/files/userfiles/Documente/Strategia_Nationala_de_Aparare_a_Tarii_2020_2024.pdf (датаобращения: 20.10.2024 ).
[3] A Strategic Compass For Security And Defence // European Union URL: https://www.eeas.europa.eu/sites/default/files/documents/strategic_compass_en3_web.pdf (датаобращения: 12.12.2024 ).
[4] Новую дату президентских выборов в Румынии объявят в начале следующего года // Интерфакс URL: https://www.interfax.ru/world/996481 (дата обращения: 12.12.2024 ).
[5]StrategiaNaţională De Apărare A Ţăriipentruperioada 2020 2024 «Împreună, pentru o Româniesigurăşiprosperăîntr o lumemarcatădenoiprovocări» | Hotărâre 22/2020 // lege5 URL: https://lege5.ro/gratuit/gm3tomjyguya/strategia-nationala-de-aparare-a-tarii-pentru-perioada-2020-2024-impreuna-pentru-o-romanie-sigura-si-prospera-intr-o-lume-marcata-de-noi-provocari-hotarare-22-2020?dp=gmytqojygm4tcnq (дата обращения: 12.12.2024 ).
[6]См.: Везуина, М. А. Стратегические интересы национальной безопасности Румынии: риски и угрозы / М. А. Везуина // Проблемы современной науки и образования. – 2017. – № 16(98). – С. 43-48.
[7]Strategia De Securitate NaţionalăARomâniei. (http://www.zulean.com/wp-content/uploads/2017/11/SSNR06.pdf).
[8] Romanian government approves draft law to give Patriot defence system to Ukraine // Reuters URL: https://www.reuters.com/world/europe/romanian-government-approves-draft-law-give-patriot-defence-system-ukraine-2024-09-02/ (датаобращения: 20.12.2024).