Национальная безопасность Республики Молдова: баланс между Западом и Востоком

О. С. Полякова,
Студентка 4-го курса (бакалавриат)
Института международных отношений и социально-политических наук
Московского государственного лингвистического университета

Республика Молдова является стратегически-важным регионом в Восточной Европе, где пересекаются интересы нескольких стран. Исторически связанная с Россией и Румынией, в условиях нынешней геополитической нестабильности Молдова стремится к балансированию между европейским вектором развития и поддержанием стабильных отношений с Россией, которая сохраняет значительное экономическое и энергетическое влияние в Республике. В современных реалиях неопределённость на международной арене связана с конфликтом на Украине, кризисом в Приднестровье, политикой руководства Молдовы, направленной на вступление в Европейский Союз, кандидатом на вступление в который она стала в 2022 году. Такая ситуация создает как возможности, так и угрозы для национальной безопасности страны. Балансирование между Западом и Востоком требует от Кишинева гибкости и стратегической дальновидности в принятии решений, связанных с оборонной политикой, экономическим развитием и дипломатическими отношениями.

Молдова является парламентской республикой, где президент страны играет достаточно важную роль. Он ведет переговоры, участвует в их ведении, заключает международные договоры от имени Республики Молдова и представляет их Парламенту для ратификации в порядке и сроки, установленные законом. Президент курирует дипломатические инициативы и соглашения высокого уровня. Основные направления внешней политики государства по конституции утверждает парламент. Существует парламентский комитет по внешней политике и европейской интеграции, который курирует законодательные аспекты внешней политики.

Внешняя политика Молдовы в основном формируется ее конституционным нейтралитетом, закрепленным в статье 11 Конституции[1], которая запрещает участие в военных союзах. Несмотря на формальный нейтралитет, стратегическое направление Молдовы все больше склоняется к европейской интеграции. В Стратегии национальной безопасности Республики Молдова от 15.12.2023[2] в основных целях прописано: «тщательная подготовка страны к вступлению в Европейский Союз ориентировочно к 2030 году при усердном выполнении необходимых предварительных условий», что демонстрирует достаточно активный курс руководства страны на сближение с Европой. В документе также неоднократно осуждаются действия РФ по украинскому вопросу и подчёркиваются «враждебные действия Российской Федерации против Республики Молдова». Также подчёркивается, что необходимо увеличение инвестиций в национальный оборонный сектор, который долго был неэффективно управляемыми недостаточно финансируемым.Для обеспечения своей обороноспособности Республике Молдова нужны современные хорошо подготовленные вооруженные силы, которые «оперативно взаимодействуют с внешними партнерами». В стратегии несколько раз упоминается и Румыния. В частности, подчёркивается «Укрепление тесного, всеобъемлющего и многопланового стратегического партнерства с Румынией в области безопасности и обороны очень важно для достижения национальной цели, связанной со вступлением в ЕвропейскийСоюз, и для обеспечения долгосрочнойустойчивой безопасности». Также в 28 пункте стратегии «о военной безопасности о национальной обороне» указано о необходимости укрепления «полномасштабного стратегического партнерства в области безопасности и обороны с Румынией».

Министерство иностранных дел и европейской интеграции (МИДЕИ) (Ministerul Afacerilor Externeşi Integrării Europene MAEIE)[3] – центральный специализированный орган публичного управления, который проводит внешнюю политику Республики Молдова в отношениях с другими государствами и международными организациями, информирует Президента, Парламент и Правительство о важнейших международных событиях и вносит предложения относительно позиции Республики Молдова по отношению к ним[4]. Именно он отвечает за общие дипломатические отношения, разработку политики и международные соглашения.

Стратегическое расположение Молдовы между Румынией и Украиной делает ее важным направлением в российской внешней политике. Россия стремится противодействовать расширению НАТО и ЕС в Восточной Европе, а потенциальная интеграция Молдовы в эти западные структуры представляет собой вызов российским интересам. Также одним из главных факторов обеспокоенности России является риск унификации Молдовы и Румынии. В российской политической риторике часто звучат опасения, что активная интеграция Молдовы в европейские структуры через Румынию может привести к фактическому исчезновению молдавского государства как независимого субъекта.

Подход Молдовы к международным отношениям также зависит от ее внутреннего положения в стране, где всё ещё существуют дебаты о национальной идентичности и суверенитете.Многие молдаване разделяют языковое и культурное наследие с Россией. Здесь встаёт вопрос идентификации и самобытности населения.  Осенью 2024 года в Молдове прошло два тура президентских выборов, по итогам которого на второй срок была избрана Майя Санду, которая активно выступает за идею евроинтеграции республики. Также был проведён референдум о вступлении Молдовы в Евросоюз, по результатам которого за евроинтеграцию проголосовали 50,35%, а против- 49,54%[5]. Минимальный перевес и на референдуме, и на президентских выборах показывает неопределённость граждан, однако с большой вероятностью ближайшие четыре года курс страны будет направлен на ещё большее сближение с Европой.

Существует также ряд факторов, которые влияют на национальную безопасность республики Молдова. Например, замороженный конфликт в Приднестровье. Это регион, где вместе с молдаванами проживает большое количество граждан России. Он объявил свою независимость от Молдовы, но не был признан ни одним государством-членом ООН. В Приднестровье присутствует миротворческий контингент Российской Федерации, который оказывает политическую и экономическую поддержку местному правительству. Эта ситуация в значительной мере усложняет процесс европейской интеграции страны, так как создаёт разногласия между центром и регионом, что может привести к эскалации конфликта, в чём не заинтересован Европейский Союз для своих членов. Также это создаёт вызовы в российско-молдавских отношениях, так как центральное руководство Молдовы признаёт регион «сепаратистским», в стратегии национальной безопасности сказано: «российские войска, незаконно находящиеся в нашей стране, должны покинуть суверенную территорию Республики Молдова».

Ещё одним фактором является роль Гагаузии. Согласно конституции Молдовы, Гагаузия — это автономно-территориальное образование с особым статусом, которое самостоятельно, в соответствии с положениями Конституции Республики Молдова, решает вопросы политического, экономического и культурного характера. Местные власти и часть населения высказываются за углубление связей с Россией, что противоречит общей политике руководства Молдовы, направленной на интеграцию с Европой. Это создает определенные вызовы для центрального правительства.Недавний арест главы Гагаузии, Ирины Влах, стал важным событием, которое привлекло внимание к вопросам безопасности и стабильности в Молдове. Это происшествие стало поводом для обсуждения как внутри страны, так и за её пределами, поскольку Гагаузия является автономным территориальным образованием, и любые изменения в её руководстве могут оказать влияние на внутреннюю и внешнюю политику. Это может привести к усилению социальных напряжений и дестабилизации.

Как упоминалось ранее, Республика Молдова официально придерживается нейтралитета, закрепленного в Конституции, однако этот статус не гарантирует защиту от внешних угроз. В отсутствие мощных вооруженных сил и союзнических обязательств перед НАТО страна остается уязвимой перед потенциальными агрессиями.Хотя Молдова не является членом НАТО, она активно участвует в программах сотрудничества, таких как «Партнерство ради мира». В последние годы наблюдается тенденция к укреплению оборонного сектора с поддержкой западных партнеров.

Таким образом, национальная безопасность Республики Молдова остается зависимой от геополитической борьбы между Западом и Востоком. С одной стороны, страна стремится к европейской интеграции, с другой — вынуждена учитывать влияние России и сохранять баланс во внешней политике. Решение существующих вызовов требует комплексного подхода, включающего энергетическую независимость, модернизацию вооруженных сил, дипломатическую активность и внутренние реформы. В условиях сложной геополитической ситуации Кишинев должен искать пути для укрепления суверенитета и устойчивого развития, сохраняя при этом национальные интересы.


[1] Конституция Республики Молдова// URL:https://presedinte.md/rus/constitution)(дата обращения 16.03.2025)

[2] Стратегия национальной безопасности Республики Молдова// URL:https://presedinte.md/app/webroot/uploaded/Proiect%20SSN_2023_Ru.pdf  (дата обращения 16.03.2025)

[3] Republica Moldova URL: https://moldova.md/ro/content/relatii-internationale(датаобращения: 09.03.2025)

[4] Guvernul Republicii Moldova, Ministerul Afaceril or Externeal Republicii Moldova// URL: https://mfa.gov.md/ro/content/scurt-istoric(датаобращения: 09.03.2025)

[5] Конституционный суд Молдавии утвердил итоги референдума о присоединении к ЕС URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/22283917 (дата обращения: 07.11.24)

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *