Культура и угрозы национальной безопасности страны

Евстафьев Алексей Евгеньевич,
соискатель Тверского Государственного университета,
специалист в области информационной аналитики и технических средств коммуникации

Обеспечение национальной безопасности страны не может сводиться только лишь к укреплению обороноспособности и повышению эффективности деятельности силовых и специальных структур. Фундамент безопасности закладывается, когда обеспечивается экономическая независимость, страна и народ сохраняют самобытную культуру, а люди осознают свою цель и имеют чувство собственного достоинства. Вопросы национальной безопасности и культуры напрямую связаны между собой.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Это есть среда существования общественного человека, его «вторая природа» которую он создает, воспроизводит, распространяет и передает потомкам в виде сложившихся, устойчивых ценностей (материальных, духовных, социальных), символов, норм, традиций, обрядов. Содержание культуры и особенно формы ее проявления всегда национальны, а потому неповторимы, уникальны.

Значение культуры в обществе трудно переоценить. Доктор философских наук В.А. Сапрыкин так обосновывает необходимость рассматривать культуру, образование и воспитание в качестве важных сфер общественного организма, влияющих на национальную безопасность:

Во-первых, именно культура является основополагающим «элементом жизни каждого человека и каждого общества».

Во-вторых, по Бердяеву: не в политике и не в экономике, а в культуре реализуются цели общества; культура – вот подлинная душа народа, его самосознание, самочувствование.

В-третьих, только в культуре раскрываются и реализуются духовный мир человека, его родовое свойство, происходит приобщение к социуму.

В-четвертых, культура каждого народа имеет свою специфику, своеобразие и неповторимость, выражая собственное понимание мира, его освоение. Народ жив, – пока жива его культура[1].

Факты культуры есть одновременно социальные факты, поскольку культура и общество неразделимы. Не имеет смысла противопоставлять общество и культуру. В любом явлении или процессе социальной жизни легко обнаруживается слияние социального и культурного. Одновременно культура осуществляет единство социокультурной жизни общества в пространстве и времени, сохраняет в человеке то, что называется духовностью, высшими ценностями[2].

К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины[3].

В силу своего географического положения, многонациональности, многоконфессиональности Россия развивалась и развивается как страна, объединяющая два мира – Восток и Запад. Исторический путь России определил ее культурное своеобразие, особенности национального менталитета, ценностные основы жизни российского общества.

Российский менталитет, сложившийся в особых природно-географических условиях, обусловленный своеобразием истории, религии, языка, сложным переплетением европейских и азиатских черт, делает русский характер неповторимым.

Угрозы безопасности современному миру в настоящее время выходят за рамки прямого военного противостояния. Это обусловлено наличием ядерного оружия и относительным паритетом в его количестве у потенциальных «партнеров». Вступление в полноценную войну для Запада невозможно, так как не исключено получение недопустимого ущерба. Поэтому новые войны современности (гибридные, информационные, психологические, кибернетические, сетецентрические) направлены на то, чтобы уничтожить противника без вступления в открытое противоборство с ним, не столько физически, сколько ментально, духовно.

Такой переход к невоенным, несиловым, завуалированным, психологически неявным способам и средствам разрушения основ государственности и непрямым механизмам управления ситуацией в стране-жертве практикуется Соединенными Штатами уже давно. Их социокультурная экспансия приобрела планетарный характер.

После окончания Второй Мировой войны американцы проанализировали ее результаты и всю тысячелетнюю историю Государства Российского. Русский народ одержал победу над немецкими рыцарями, сломил татаро-монгольское иго, победил турок, поляков, шведов, японцев, французов и англичан, сломал хребет фашистскому зверю и остался в истории непобедимой нацией. Американцы пришли к выводу, что самый непокорный народ на земле – это русские. Их не могли сломить ни самое современное оружие, ни угроза физического уничтожения, ни голод, ни холод, ни другие физические лишения и испытания. Поэтому родилась новая стратегия – если нельзя убить народ физически, нужно уничтожить его духовно. То есть разрушить фундамент, основу национальной безопасности России. И была выработана новая стратегия под названием «культурная экспансия»[4].

Опыт перестройки и периода либеральных реформ, а точнее поражения в холодной войне, распада могущественной империи и разграбления богатейшей страны, наглядно показал, что уничтожение культуры убивает народ духовно, приводит к его вырождению. Потеря национальной культуры в конечном счете заканчивалась исчезновением народа.

В ходе «эпохи реформ» ее основное социокультурное содержание составила борьба против прежней системы общественных отношений, ценностных ориентаций русского и других народов, выработанных в течение тысячелетней исторической традиции и закрепленных в XX столетии. Под водительством «реформаторов» общество стало совершать стремительный бросок от традиционно русских общинно-коллективистских форм жизнеустройства к западным частноиндивидуалистическим. «Информационный империализм» США стал глобальной опасностью. В эти годы США принадлежало 80% киноточек в мире, 75% телепрограмм, 50% кинофильмов, 60% грампластинок. Каждый второй зритель мира смотрел 10 «первых» американских боевиков. За годы «перестройки» и «реформ» к ним присоединились большинство российских кинозрителей.

И при этом вся методология «реформ» в области духовной сферы столь же проста, сколь и прямолинейна: привить русскому человеку стойкий комплекс культурной неполноценности и выработать у него постоянную готовность принимать все без исключения «ценности западной цивилизации». На это работала вся государственная система образования, воспитания, информации[5].

Немаловажным фактором в борьбе с русской культурой стал мощный удар по великому русскому языку, который всегда был и остается генетической памятью народа. Распространение и засилие пародии, жаргонно-просторечной стилистики, смеховых наименований представителей национальностей, религиозных конфессий нанесло ущерб языковым и национально-поведенческим канонам, принизило классические образцы литературы, ввело в широкий речевой оборот стилистическую какофонию. Значительный вклад в разрушение классической русской литературы и языковых норм внесли, да и продолжают вносить современные радио, телевидение, эстрада с ее нескончаемой вереницей актеров, пародистов, «шоу-менов», демонстрирующих безнравственность, вульгарность, плохое знание правил русского языка.

Конечно, нельзя все негативные социокультурные явления в стране свести исключительно только к «заговору» внешних сил. Да, они сыграли решающую роль в дестабилизации социально-политической и культурной обстановки в СССР, а затем и России. Но имелся целый ряд причин внутреннего характера, который можно было разрешать собственными силами, исходя из собственных возможностей, ресурсов, видений исторической перспективы. Для этого нужна была только политическая воля[6].

С помощью этого безусловно близкого нам исторического примера можно сформулировать основные угрозы в сфере культуры на современном этапе.

В Стратегии национальной безопасности определено, что «угрозами национальной безопасности в области культуры являются размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры».

Раскрывая положения нормативного правового акта можно сформулировать следующие утверждения.

Основной угрозой России является культивирование чуждых менталитету российской нации духовных ценностей, внедрение деструктивных жизненных приоритетов, идеологем, целей и задач, стоящих перед отдельной личностью и обществом в целом.

Основными внутренними угрозами духовности современной России могут являться:

  • отсутствие сформированной и общепринятой системы национальных духовных ценностей;
  • деформация общественного сознания и, как следствие, разрушение патриотического самосознания;
  • внедрение в общественное сознание чуждых национальной ментальности стереотипов мышления и образа жизни;
  • неоправданное реформирование русского языка;
  • деятельность антироссийских средств массовой информации;
  • отсутствие государственной системы защиты общественного сознания;
  • духовный нигилизм граждан;
  • формирование системы деструктивных ценностей;
  • отсутствие объединяющей национальной идеи (идеологии).

Опасность внутренних угроз духовности России в современных условиях дополняют и существенные внешние угрозы, создаваемые геополитическими конкурентами России. К основным внешним угрозам духовности современной России относятся:

  • деструктивное влияние на общественное сознание российского социума существующих геополитических соперников, реализующих концепции информационных войн;
  • политика иностранных государств, направленная на внедрение массовой вестернизированной культуры в национальное духовное пространство России;
  • экспансия на российскую территорию религиозных, псевдорелигиозных, светских сект и миссионеров, а также экстремистских и террористических организаций, их деятельность по разжиганию межнациональной и межконфессиональной розни у российского народа (поиск «обиженных» народов и групп, формирование антирусских настроений, противопоставление центра и окраин), поддержка сепаратизма и экстремизма;
  • формирование негативного образа России (как страны-агрессора, как нарушителя международных договоров и т. п.), дискредитация ее истории (от древности до ХХ в.) и культуры средствами массовой информации иностранных государств.

В отдельную группу можно выделить и угрозы непосредственно культурной безопасности современной России:

  • уничтожение памятников культуры, нанесение ущерба мировому и национальному культурному наследию;
  • отторжение современной культуры России от ее исторических основ, например от советской культуры;
  • отторжение этнической культуры народа, нации, группы от общемировой культуры;
  • ограничение или навязывание культурных контактов;
  • распространение внешней массовой культуры (через средства массовой коммуникации, прямые и косвенные культурные контакты), противоречащей духовным ценностям общества, особенностям национальной культуры;
  • прямое или косвенное деструктивное влияние на социальные институты, транслирующие культурное наследие: образование, воспитание, семью, церковь, средства массовой информации, специализированные средства культуры (театры, музеи, выставочные залы и т. п.);

При этом к наиболее опасным для будущего России возможным проявлениям гуманитарного кризиса относятся:

  • снижение интеллектуального и культурного уровня общества;
  • девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров;
  • рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения;
  • деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России;
  • атомизация общества – разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежения правами других[7].

Таким образом, утрата культурной самобытности, размывание культурно-генетического ядра народа сегодня – самая большая угроза всей национальной безопасности России. Впрочем, в этом утверждении нет ничего нового, оригинального. Вся история человечества – от древности до наших дней – свидетельствует о том, что погибали, как правило, те народы, которые теряли свою национальную культуру (язык, фольклор, литературу, письменность, образ жизни, традиции, историческую память, преемственность и т.д.); и, наоборот, даже самые тяжелые поражения в войнах, утрата на многие столетия собственной территории, расчленение этноса не вело к исчезновению народа – спасала культура[8].

В этой связи утрату культурной самобытности, размывание культурно-генетических связей народа России можно рассматривать в качестве основной угрозы национальной безопасности государства, а саму культуру – как фундамент его национальной безопасности.

Список источников и литературы

  1. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»
  2. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683
    «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
  3. Кащаев А.Е. Культура и национальная безопасность // Проблемы национальной безопасности в контексте развития Восточно-Сибирского региона: материалы межрегион. науч.-практ. семинара. Иркутск: Анонс, 2005. С.134-151
  4. Кошкин Р.П. Влияние культуры, образования и воспитания на национальную безопасность // Стратегические приоритеты. 2016. № 4. С. 19-26
  5. Сапрыкин В.А. Культура – фундамент национальной безопасности России // Обозреватель – Observer. № 7 (90)

[1] Сапрыкин В.А. «Культура – фундамент национальной безопасности России»

[2] Кащаев А.Е. «Культура и национальная безопасность»

[3] «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации»

[4] Кошкин Р.П. «Влияние культуры, образования и воспитания на национальную безопасность»

[5] Сапрыкин В.А. «Культура – фундамент национальной безопасности России»

[6] Кащаев А.Е. «Культура и национальная безопасность»

[7] « Основы государственной культурной политики»

[8] Сапрыкин В.А. «Культура – фундамент национальной безопасности России»

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *