Интернет-сервис «Московский транспорт»: актуальные проблемы и пути их решения

Давыдов А.М.,
студент группы СГН3-43Б
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Научный руководитель: Галаганова С.Г.,
кандидат философских наук,
доцент кафедры «Информационная аналитика и политические технологии»

Аннотация: Интернет-сервис «Московский транспорт», введённый в эксплуатацию в марте 2020 года, продолжает вызывать противоречивые оценки пользователей. В статье предпринята попытка выявить достоинства сервиса, проблемы, возникающие в процессе его эксплуатации и предложить альтернативный алгоритм работы платформы, позволяющий устранить имеющиеся недостатки.

Транспорт – неотъемлемая часть жизни любого крупного города, а организация транспортного обслуживания населения – предмет постоянного внимания учёных-урбанистов и организаторов городского хозяйства [12]. В настоящее время одной из тенденций стало исследование возможностей создания разнообразных сервисов с удобным отображением карт на личных смартфонах жителей городов [2]. Не является исключением и московский транспорт, связывающий сегодня не только городские районы, но и сам город – со всей московской агломерацией и другими городами области [4]. Отечественных специалистов также всегда интересовала возможность создания подобного сервиса в виде «умного» мобильного приложения.

Международный союз общественного транспорта (МСОТ) определяет концепцию «мобильность как услуга» (MaaS) как интеграцию и предоставление доступа к различным транспортным услугам и пассажирским сервисам внутри единой цифровой платформы, в основе которой лежат алгоритмы построения оптимального маршрута с использованием наиболее подходящих видов транспорта в условиях экономии времени. Чаще всего данная цифровая платформа реализуется в виде удобного мобильного приложения для персональных смарт-устройств. Согласно определению МСОТ, MaaS обеспечивает постоянный доступ к планированию, бронированию и оплате проезда, а также предоставляет возможность отслеживать информацию о поездке в режиме реального времени, что упрощает использование городского общественного транспорта и создаёт конкурентоспособную альтернативу личному автомобилю.

На сегодняшний день в Москве, как и в большинстве высокоразвитых мировых мегаполисов, реализуется работа нескольких транспортных приложений, в различной степени отвечающих требованиям MaaS. Долгое время наиболее востребованным MaaS-решением в столице являлся сервис «Яндекс Карты». Однако в декабре 2019 года был запущен новый проект «Московский транспорт» – единое транспортное приложение, объединяющее все доступные виды транспортных услуг в мегаполисе по принципу «мобильность как услуга» [1]. По данным на март 2023 года приложением ежемесячно пользуются более 250 тысяч активных пользователей при 5 миллионах скачиваний за всё время работы сервиса [7].

В приложении «Московский транспорт» предоставляются следующие услуги:

  1. Составление мультимаршрутов – сложных маршрутов, состоящих из всех видов транспорта, включая велосипеды, самокаты и каршеринг.
  2. Отслеживание транспорта на карте – транспорт движется по карте в реальном времени, а карточка остановки отображает прогноз прибытия.
  3. Анализ загруженности транспорта – приложение показывает, насколько загружен транспорт, позволяя выбирать для себя наиболее комфортные и безопасные способы передвижения.
  4. Отображение парковок – на карте приложения можно посмотреть ближайшие доступные парковки, а также оплатить их в режиме реального времени.
  5. Бронирование самокатов – сезонная функция, позволяющая бронировать самокаты «Urent» и «Whoosh» непосредственно в приложении.
  6. Бронирование автомобилей каршеринга – приложение показывает всех операторов каршеринга на одной карте. Пользователь выбирает машину, а приложение само начинает бронирование автомобиля.

Однако, несмотря на значительное количество предоставляемых услуг, у приложения имеются недостатки. В настоящее время именно они являются препятствием для перехода многих потенциальных пользователей к использованию услуг сервиса.

Для выяснения отношения к «Московскому транспорту» самих пользователей нами был проведён опрос студентов кафедры «Информационная аналитика и политические технологии» МГТУ им. Н.Э. Баумана. В опросе участвовало 90 человек. Респондентам был задан вопрос:

Как видим, более половины опрошенных пользователей сталкивались с проблемами в работе сервиса. Разумеется, мнение 90 студентов не является достаточным основанием для далеко идущих выводов. Но, с другой стороны, это мнение большой группы активных молодых людей, ежедневно пользующихся городским транспортом и разбирающихся в современных технологиях, и поэтому их оценка любого массового проекта должна, как минимум, привлечь внимание его инициаторов.

В ходе опроса студенты оценили реализацию конкретных функций сервиса: поиск парковок и общий дизайн карты были оценены в среднем на 8 баллов из 10 возможных, что является хорошим показателем. Худшую оценку получила функция поиска мест на карте: более 44% опрошенных указали, что часто сталкиваются с данной проблемой.

Действительно, поиск места в сервисе «Московский транспорт» затруднителен, поскольку программа не оптимизирована для удобного поиска. Поисковая система не так сложна, как у других поисковых систем (например, таких как «Яндекс Карты»), и она не предоставляет пользователям подсказок автозаполнения. Это может затруднить поиск определённого места, особенно если пользователь не знает его названия или точного адреса. Кроме того, результаты поиска не сортируются по каким-либо чётким критериям, поэтому, даже если пользователь ввёл конкретную адресную информацию, результаты поиска часто могут оказаться нерелевантными.

Для сравнения: в «Яндекс Картах» используется более «интуитивный» подход к поиску. Он предлагает пользователям подсказки автозаполнения, которые облегчают поиск определённого адреса или места. Кроме того, алгоритм «Яндекс карт» сортирует результаты поиска по релевантности: пользователи могут быть уверены, что результаты, которые появляются первыми, являются наиболее подходящими для них [13].

В конце 2022 года «Яндекс Карты» запустили улучшенный поиск организаций на базе машинного обучения и нейронных сетей. Теперь «Карты» анализируют всю доступную информацию об организации и находят ещё больше мест по сложным запросам без применения дополнительных фильтров [14]. С помощью данной функции пользователь сможет в строке поиска сервиса написать не конкретное название места, а, например, «ресторан с красивым видом на город», «хостел с арендой на длительный срок» или «кафе с десертами». «Яндекс Карты» покажут подходящие места, если о нужных опциях сообщается в отзывах или это видно на фотографиях [14].

Используя данные о реализации поиска в «Яндекс Картах», можно предложить решение проблемы в «Московском транспорте». Для начала необходимо дополнить общую базу данных адресов. Это длительный, но важный процесс работы картографов и программистов, хотя повысить эффективность в добавлении новых мест можно и с помощью пользователей, если дать им возможность добавлять адреса самостоятельно. После этого картограф должен заверить новое место на карте.

Необходимо также провести исследование наиболее распространённых адресов для создания релевантного списка. Это позволит находить необходимое место на карте, даже если пользователь ошибся или ввёл название неправильно.

Таким образом, новый алгоритм поиска мест в «Московском транспорте» будет выглядеть следующим образом:

  1. Запросить у пользователя информацию о местоположении – например, почтовый адрес или город.
  2. Найти в базе адресов «Московского транспорта» точные совпадения с информацией, предоставленной пользователем.
  3. Если точных совпадений не найдено, выполнить поиск похожих названий и местоположений в базе «Московского транспорта».
  4. Показать пользователю результаты вместе с наиболее релевантным предложением «Московского транспорта» относительно правильного местоположения.
  5. Позволить пользователю выбрать правильное местоположение из списка результатов.
  6. При необходимости предоставить дополнительную информацию о выбранном местоположении – например, карту, маршруты или услуги поблизости.

Подводя итог вышесказанному, следует, прежде всего, отметить, что создание государственной MaaS-платформы «Московский транспорт» является большим достижением отечественных специалистов. Проект достиг большой популярности за небольшой срок и в целом был хорошо принят москвичами. Несмотря на то, что некоторые проблемы остаются, они вполне решаемы, и их решение приведёт к повышению эффективности проекта.

Литература

  1. Бычков Д.В. Московский транспорт: прошлое и настоящее // Современные научные исследования и инновации. – 2017. – №. 11. – С. 57-65.
  2. Галаганова С.Г., Турусина Т.В. Технологии анализа социальных сетей с целью выявления социальных трендов // Человеческий капитал. 2023. № 1(169). С. 121-136.
  3. Жанказиев С.В. Разработка проектов интеллектуальных транспортных систем. – М.: Изд-во МАДИ, 2016. – 104 с.
  4. Как это работает? Маршрутизация на «Яндекс Картах». URL: https://yandex.ru/blog/company/72483
  5. Кеппель, Владимир. Мобильное приложение «Московский транспорт». URL: https://globalcio.ru/projects/11013/
  6. Кондратьева А. В. «Умный» транспорт в Москве // Актуальные проблемы права, экономики и управления. – 2020. – №. 1. – С. 584-586.
  7. Московский транспорт. URL: https://transport.mos.ru/
  8. Петров Р.А. Тенденции и проблемы в организации транспортного обслуживания населения города Москвы // Студенческая молодёжь ХХI века: наука, творчество, карьера, цифровизация. – 2022. – №. 3. – С. 566-576.
  9. Пищикова, О. В. Практическая реализация концепции «мобильность как услуга» на примере мобильного приложения «Московский транспорт» / О. В. Пищикова // EurasiaScience: сборник статей XXXV международной научно-практической конференции, Москва, 15 февраля 2021 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью “Актуальность.РФ”, 2021. – С. 215-219. – EDN IPTOQD.
  10. Поиск по карте. URL: https://yandex.ru/dev/maps/jsapi/doc/2.1/dg/concepts/geocoding/about.html
  11. Рогальская К.О. Городской пассажирский транспорт Москвы: проект «Московский транспорт» // Реформы в России и проблемы управления. – 2018. – №. 1. – С. 235-236.
  12. Трубина, Елена. Город в теории. Опыты осмысления пространства. Гл. 4: Город и мобильность. – М.: Новое литературное обозрение, 2011. С. 171-219.
  13. Элемент управления «Поиск по карте». URL: https://yandex.ru/dev/maps/jsapi/doc/2.1/dg/concepts/geocoding/searchControl.html
  14. «Яндекс Карты» запустили поиск мест по описанию с помощью нейросети. URL: https://tass.ru/obschestvo/16277765

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *