Геополитическая стратегия Китая в мировой политике

Ромашина Елизавета Андреевна,
студент 2-го курса Московского государственного лингвистического университета (направление подготовки: 41.04.04 Политология, уровень магистратура)

Научный руководитель: Кожухова Кира Евгеньевна,
Доцент кафедры политологии МГЛУ, кандидат политических наук

Аннотация: в статье рассматривается возрастание роли Китайской Народной Республики и укрепление ее позиций в статусе мировой державы, вызванной, в первую очередь, изменяющейся мировой геополитикой. Заинтересованность мирового сообщества в сотрудничестве с Китаем, его стратегических направлениях и инициативах, только подчеркивает важность исследования и выявления основных механизмов взаимодействия с другими участниками международных отношений, а также анализ стратегии, нацеленной на будущее.

С момента вступления в должность председателя КНР Си Цзиньпина, и последующим его переизбранием в марте 2023 года, политическая деятельность страны была сосредоточена на развития социализма с китайской спецификой, а также обеспечении благоприятных внешних условий для реализации китайской мечты о национальном возрождении. С целью поддержания мира во всем мире и содействия общему развитию, внешнеполитический курс председателя способствует построению сообщества с общим будущим для человечества и для человеческого развития. 

На XX съезде КПК Си Цзиньпин, обращаясь к народу и правительству, подчеркнул, что основой стратегии внешней политики является всеобъемлющее развертывание, выделение приоритетов. Политическая деятельность нового поколения лидеров охватила все сферы — крупные державы, периферию, развивающиеся страны и многосторонность, но четко выделила два основных направления в стратегии – крупные державы и периферию.

В первом направлении КНР сосредоточилась на управлении отношениями между крупными державами. Например, российско-китайские отношения, основываясь на договоре о дружбе от 2001 года, на современном этапе принимают новые меры по повышению уровня и расширению сфер практического сотрудничества.

Новая эра российско-китайских отношений базируется на двух основных потребностях: политико-экономических основах и стратегических целях. В связи с этим между странами в новый период должны быть решены две основные задачи.

Во-первых, стратегическое партнерство между двумя странами основывается на общих политических и экономических интересах. По итогам первого официального визита президента РФ после его переизбрания была подписана Совместная декларация Китайской Народной Республики и Российской Федерации об углублении всеобъемлющего стратегического партнерства в новую эпоху по случаю 75-летия установления дипломатических отношений между двумя странами, а также ряд важных документов о сотрудничестве между двумя странами на межправительственном и межведомственном уровнях.

В настоящее время обе стороны расширяют сотрудничество в области гуманитарных наук, главным направлением которого является реализация «Дорожной карты сотрудничества Китая и России в области гуманитарных наук на период до 2030 года».

Отдельное внимание уделяется развитию и укреплению экономических связей: проходит оптимизация сотрудничества в традиционных областях, таких как торговля, наука, транспорт и логистика, а также поддерживается стабильность глобальной промышленной цепи поставок.

Во-вторых, в течение длительного периода в будущем, скорее всего, Китай и Россия по-прежнему будут защищать международную систему с Организацией Объединенных Наций, тесно координировать и сотрудничать в рамках многосторонних платформ, таких как ООН, АТЭС и «Группа двадцати», и продвигать многополярность мира. Страны готовы продолжать укреплять сотрудничество в рамках БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества по направлению «Глобальный Юг», а также связи по основным международным и региональным вопросам в целях содействия миру и развитию в регионе и во всем мире.Страны выступают за равенство, добрососедство и взаимное уважение, с ответственностью относятся к судьбе мировой цивилизации и положительно влияют на создание стабильной и безопасной атмосферы в мире.[9]

Обе стороны, придерживаясь принципа честности и справедливости, содействуют политическому урегулированию проблем «горячих точек». Израильско-палестинский вопрос должен быть урегулирован при помощи резолюции ООН, а палестинский вопрос должен быть решен на основе принципа сосуществования двух государств.

Если говорить о китайско-американских отношениях, то не все так конструктивно и продуктивно, как хотелось бы. Ситуация в Тихом океане продолжает быть полем напряженности, особенно из-за вопросов, касающихся Тайваня и Южно-Китайского моря. В 2024 году обе страны продолжают укреплять свои военные силы в регионе, что увеличивает риск потенциального конфликта.

Торговля между США и Китаем продолжает оставаться одной из самых значимых тем. После ряда торговых войн и введения тарифов обе стороны пытаются найти баланс. В 2024 году наблюдается увеличение попыток обеих стран наладить диалог и снять торговые барьеры, что может привести к снижению напряженности.

18-ая китайско-американская конференция по национальной обороне стала важной отправной точкой для обсуждения вопросов безопасности и сотрудничества между двумя странами. Одной из главных целей конференции стало создание и поддержание каналов связи между военнослужащими обеих стран. Обсуждались механизмы для предотвращения недопонимания и инцидентов в море и воздухе. Участники подчеркнули важность совместных учений и взаимодействия для повышения доверия.

Обе стороны продемонстрировали готовность к обсуждению совместных инициатив и созданию механизмов для уменьшения напряженности. Данное мероприятие может стать основой для дальнейших переговоров и сотрудничества в будущем.

Во втором направлении уделяется внимание периферии. Развивающиеся страны — партнеры, которые являются важной основой существования КНР и ее положения в мире. Китай всегда придавал большое значение развитию «Глобального Юга». На Пекинском саммите Форума по китайско-африканскому сотрудничеству 2024 года Китай объявил, что будет проводить десять партнерских действий между Китаем и Африкой для содействия модернизации и углубления китайско-африканского сотрудничества. На 11-м Пекинском форуме Сяншань «Глобальный Юг» и мирное развитие во всем мире стали одной из тем пленарной сессии. Многие зарубежные основные СМИ считают, что единство Китая с «Глобальным Югом» с твердыми действиями подчеркивает твердую уверенность «Глобального Юга» в солидарности и сотрудничестве.[15]

Геополитическая стратегия КНР одновременно дальновидна и прагматична, выдвигая ряд новых инициатив, таких как построение отношений великой державы нового типа, совместное строительство Шелкового пути и создание обновленной версии зоны свободной торговли Китай-АСЕАН, которые четко и конкретно продвигают сотрудничество Китая. Их совместная декларация о стратегическом партнерстве во имя мира и процветания привела к новому прогрессу во взаимовыгодном сотрудничестве.

Китай активно содействуeт установлению нового типа международных отношений, в основе которых лежит беспроигрышное партнерство, и формирует сеть взаимовыгодного сотрудничества посредством широкого экономического, торгового и технического партнерства.

Сегодня Китай является одной из крупнейших экономик в мире, а значительные объемы китайской экономики связаны с экспортом. В связи с этим Китай активно использует экономические рычаги для достижения своих внешнеполитических целей.

Страна продолжает придерживаться независимой внешней политики мира и идти по пути мирного развития. Китай готов сотрудничать с международным сообществом в реализации Глобальной инициативы развития, Глобальной инициативы безопасности и Глобальной инициативы цивилизации, продвигать общие ценности всего человечества, добиваться изменений в системе глобального управления и способствовать построению сообщества с общей судьбой для человечества. В связи с этим, стратегическое планирование реализуется в расширение рамок сотрудничества в международных организациях по вопросам безопасности.

Исходя из своей стратегии, Китай выступает за новую концепцию глобального управления, поддерживает центральное положение и роль ООН как главного канала в решении вопросов международного мира и безопасности, поддерживает G20, Лигу арабских государств и АТЭС в их активной роли и содействует развитию международного порядка и международной системы в более справедливом и разумном направлении; активно укрепляет механизм БРИКС.

Являясь постоянным членом Совета безопасности ООН, Китай активно поддерживает повестку дня ООН в области устойчивого развития и на 10 лет раньше срока достиг целей по сокращению бедности, установленных Повесткой дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, сократив более 70% населения планеты.

КНР, поддерживая дружеские отношения со странами Ближнего Востока, играет важную роль в восстановлении безопасности и стабильности в этом неспокойном регионе. Страна выступает за прекращение боевых действий в палестино-израильском конфликте и оказанию гуманитарной помощи, в рамках ООН.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать следующие выводы:

  1. Активно участвуя в крупных международных мероприятиях, Китай реализует одну из немногих задач стратегического плана: стать стержневой силой на международной арене и играть все более важную роль для мира.
  2. Китай планирует энергично строить модель открытости для общего развития, продвигать строительство Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли и переговоры по Региональному всеобъемлющему соглашению об экономическом партнерстве, а также глобальную сеть зон свободной торговли.

КНР активно берет на себя инициативу по соблюдению Устава ООН и норм международного права. Китай еще не так силен, как США, но у него достаточно сил, чтобы смело действовать в Индо-Тихоокеанском регионе, в Азии и на европейском континенте.

Литература

  1. Аися, А. Современные направления реализации внешней политики КНР / А. Аися // Научный аспект. – 2024. – Т. 18, № 1. – С. 2294-2298.
  2. Бояркина, А. В. Стратегия и цели внешней политики КНР: с 1949 Г. По настоящее время / А. В. Бояркина // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества. – 2023. – № 13. – С. 388-397.
  3. Виноградов А.В. Стратегия Китая в XXI в. (Круглый стол) // Вестник Дипломатической академии МИД России. – 2017 – № 3 (13) – С.7-9.
  4. Дипломатия иностранных государств под редакцией Зоновой Т.В. – М.: РОССПЭН. – С. 182
  5. Зуенко, И. Ю. Проблемы восприятия внешней политики КНР как фактор китайско-американского противостояния / И. Ю. Зуенко // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2023. – № 7. – С. 117-126.
  6. Исаев А.С. Институты формирования общественного сознания КНР и вопросы сотрудничества СМИ России и Китая / А.С. Исаев // Китай в мировой и региональной политике: История и современность. – 2016. – № 21. – С. 218 – 233.
  7. Калабеков И.Г. Россия, Китай и США в цифрах. Справочное издание – М., 2022 – 141 с.
  8. Лу Чуньюе, Дацышен В.Г. Россия и Китай в 1990-е годы: от «дружественных стран», через «конструктивное партнерство» к «стратегическому партнерству» // Современная научная мысль. 2019. № 1. С. 127–135.
  9. Путин заявил, что декларацию саммита БРИКС направят в ООН. 23.10.2024 URL: https://www.rbc.ru/politics/23/10/2024/6718e36d9a7947e8214301bd
  10. Устав ООН (полный текст в переводе) // URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text
  11. Baichorov, A. M. New challenges for the People’s Republic of China foreign policy / A. M. Baichorov // ЖурналБелорусскогогосударственногоуниверситета. Международные отношения. – 2023. – №. 1. – P. 11-18.
  12. 习近平. 高举中国特色社会主义伟大旗帜,认识世界范围内的现代化社会主义国家建设. 2022年10月16日,在中国共产党第二十次全国代表大会上的讲话 – 2022г.
  13. 中华人民共和国宪法 // URL: https://www.gov.cn/guoqing/2018-03/22/content_5276318.htm
  14. 习近平同俄罗斯总统普京共同会见记者.新华社快讯. 20.05.2024г. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1799532587541185822&wfr=spider&for=pc
  15. 中国以扎实行动团结“全球南方”(国际论道). 人民网. 30.09.2024г. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1811579095057344294&wfr=spider&for=pc

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *