Избирательная кампания в Грузии: специфика, содержание и тенденции развития политической ситуации

26 октября 2024 года граждане Грузии будут выбирать парламент XXI созыва. Выборы впервые пройдут только по пропорциональной системе (по партийным спискам) и масштабно с использованием электронных технологий – аппаратов верификации и подсчета голосов.

Справочно: Парламент в Грузии меняется каждые четыре года и состоит из 150 депутатов. Ранее их избирали по смешанной системе, однако в 2024 году выборы пройдут только по пропорциональной системе с 5-процентным избирательным барьером для партий.

На выборах 2024 года, по сообщению ЦИК, граждан Грузии ждет ряд новшеств – впервые будет применена система электронного голосования.

Бумажные списки избирателей заменят электронной верификацией личности через специальное устройство.

Привычные урны для бюллетеней уберут, вместо них будут применены электронные машины, которые смогут ускорить процесс подсчета голосов и снизят влияние человеческого фактора. В связи с этим в кружке около названия партии нужно будет не ставить крестик или галочку, а плотно его закрашивать, чтобы машина смогла считать голос.

Для проведения выборов будет открыт 3 031 избирательный участок, в том числе 2 263 участка, на которых голосование будет проходить с помощью электронных новшеств. Все участки будут открыты с 8 утра до 8 вечера по местному времени (с 7.00 до 19.00 мск).

Для наблюдения за парламентскими выборами зарегистрировала 64 международные организации из США, Европы и других стран.

Россия и СНГ в списке наблюдателей не представлены.

Официальная предвыборная кампания стартовала 27 августа 2024 года. Регистрация международных наблюдательных организаций продлится до 22 октября.

К настоящему времени количество конкурентов на парламентских выборах в Грузии сократилось с 27 до 19, так как только они в установленные сроки представили в ЦИК свои партийные списки.

Блоки в этих выборах участвовать не смогут, поэтому ведущие партии сформировали коалиции и вписали в свои партийные списки партнеров по объединению.

Так, в частности, правящая партия – партия «Грузинская мечта – демократическая Грузия» идет на выборы в коалиции с партией «Силой народа» (в бюллетене будет выступать под номером 41)[1].

Крупнейшая оппозиционная партия «Единое национальное движение» теперь называется «Единство – национальное движение». Помимо партии «Единое национальное движение», в коалицию входят партии «Стратегия Агмашенебели» и «Европейская Грузия».

Коалиция «Сильная Грузия» включает партии «Лело[2] для Грузии», «Для народа», «Площадь свободы», «Граждане».

Одним избирательным списком идут на выборы партии «Гирчи – больше свободы», «Дроа» и «Ахали», которые основали бывшие члены «Нацдвижения» –  Партия «Ахали» – в рамках «Коалиции за перемены».

В выборах также участвует крупная коалиция консерваторов, в число которых входят ультраправые. Они объединены под партийным списком «Альянса патриотов Грузии». Партия дважды в одиночку проходила в парламент, а также «Республиканская партия» и общественная организация «Активисты за будущее.

Программы (лозунги)

Правящая партия «Грузинская мечта – демократическая Грузия» предстоящие выборы рассматривает как своеобразный референдум, на котором предстоит выбирать между миром и войной. По заявлениям представителей руководства партии: «Грузинская мечта» является гарантом мира, достоинства и благополучия Грузии.

В соответствии с программой партия выступает за перезагрузку отношений Грузии с США и Евросоюзом и углубление сотрудничества с соседскими странами – Азербайджаном, Арменией и Турцией.

Перезагрузку отношений с США и ЕС руководство партии считает самой важной национальной задачей. Решение данной задачи в полной мере планируется к 2030 году. Кроме того, из программы следует, что к этому времени Грузия, на данный момент имеющая статус кандидата, станет полноценным членом ЕС.

Еще одним из наиболее важных приоритетов «Мечты» является углубление сотрудничества Грузии с НАТО.

Помимо этого, после выборов, по мнению руководства партии,  Грузия займется интенсивным развитием стратегического сотрудничества с Китаем. Причем оно будет вестись и в экономике, и в политике.

В отношении России «Грузинская мечта» придерживается прагматичной политики. Она отказывается присоединиться к антироссийским санкциям, несмотря на угрозы ЕС, так как это может значительно навредить экономическому процветанию страны.

Приоритетом в социально-экономическом плане является повышение зарплат бюджетников. Согласно программным документам, с 1 января 2025 года зарплаты педагогов, военных, сотрудников полиции, приставов и чиновников вырастут на 10%[3]. Предусматривается также повышение зарплат на половину процентной разницы с ежегодном ростом зарплат в частном секторе. С 2026 года зарплаты будут расти на всю процентную разницу.

Правящая сила также обещает укрепить институт семьи и значение церкви, повысить транзитную роль Грузии в регионе, выйти на самообеспечение в энергетической сфере, развивать бизнес и виноделие, здравоохранение и социальный сектор, а также полностью избавиться от бедности и безработицы к 2030 году.

Помимо этого, «Грузинская мечта» планирует после победы на выборах и получения 3/4 мест в парламенте провести суд над своим основным политическим оппонентом – партией «Единое национальное движение», основанной бывшим президентом страны М. Саакашвили. Её обвиняют в направленных против грузинского народа действиях и разжигании преступной войны в 2008 году.

Война, по словам лидеров «Грузинской мечты», будет неизбежной, если к власти придет «радикальная оппозиция».

Под «радикальной оппозицией» и «коллективным Нацдвижением» представители власти называют крупнейшую оппозиционную партию «Единое национальное движение», партии отколовшихся от нее политиков «Стратегии Агмашенебели», «Гирчи – больше свободы», «Дроа», «Ахали», «Европейская Грузия», «Федералисты», а также партии «Лело», «За Грузию», «Республиканская партия» и другие.

Главными конкурентами правящей партии, согласно исследованиям общественного мнения, являются три коалиции и партия экс-премьера Грузии Г. Гахария «За Грузию».

Оппозиционные коалиции представлены объединениями:

  • «Единство – национальное движение» («Единое национальное движение», «Стратегия Агмашенебели», «Европейская Грузия»),
  • «Коалиция за перемены» («Ахали», «Гирчи – больше свободы», «Дроа»)
  • «Сильная Грузия» («Лело для Грузии», «Для народа», «Площадь свободы», «Граждане»).

Наиболее значимым конкурентом для правящей партии является избирательное объединение «Единство – национальное движение» (ЕНД). Выступает в объединении с «Европейской Грузией» и «Стратегией Агмашенебели». В бюллетене будет находиться под номером 5.

Ее основатель – М. Саакашвили, бывший президент страны. В настоящее время он находится в заключении за ряд преступлений, однако даже за решеткой иногда принимает участие в жизни партии.

Первым номером в избирательном списке стоит Тина Бокучава, депутат действующего парламента.

В предвыборной программе партии отмечается, что в случае прихода ЕНД к власти будут немедленно возобновлены переговоры о вступлении Грузии в ЕС, которые откроют доступ к финансированию нужд грузинского народа.

Представители ЕНД намереваются отменить недавние резонансные законы – об иноагентах и защите семейных ценностей, а после заключить договор о свободной торговле с США и безвизовом режиме. Также они планируют освободить М. Саакашвили из тюрьмы по состоянию здоровья.

Помимо этого, в партии обещают увеличить зарплаты, рабочие места и пенсии, укрепить институт семьи и создать конкурентную среду на рынке.

Другое избирательное объединение – «Коалиция за перемены» состоит из партий «Ахали», «Гирчи – больше свободы» и «Дроа». Коалиция будет выступать под номером 4 в избирательном бюллетене.

В своей предвыборной программе партийная коалиция подчеркивает, что проведет все реформы, рекомендованные Еврокомиссией для вступления в ЕС, ускорит развитие экономики, создаст современную систему образования и укрепит самоуправление в регионах, чтобы сделать рынок более свободным. Предполагается отмена законов об иногентах и о защите семейных ценностей. Будут предприняты меры по уĸрепление самоуправления в регионах,

Третье избирательное объединение – «Сильная Грузия».

В коалицию входят партии «Лело для Грузии», «Для народа», «Площадь свободы» и «Граждане». Номер в бюллетене – 9.

Программные цели. Присоединение к санкциям ЕС против России и введение жестких ограничений для граждан РФ (отмена безвизового режима, ограничение в праве на работу). Помимо этого, предполагается запрет на въезд в Грузию на транспорте с российскими номерами, участие российских компаний в государственных тендерах, прямых авиарейсы с российскими городами, вещание российских телеканалов.

Кроме того, декларируется намерение выполнить все условия и провести реформы, необходимые для вступления в Евросоюз, наладить торговлю с ЕС.

В социальной сфере коалиция декларирует увеличение пенсии до 1 тыс лари (эквивалент 367 долл., 35 тыс. руб.) и создание 200 тыс. новых рабочих мест. Средства на эти инициативы «Сильная Грузия» намерена получить за счет повышения налогов на игорный бизнес и борьбы с коррупцией.

Партию «За Грузию» возглавляет бывший премьер-министр страны Георгий Гахария, он же стоит первым в избирательном списке. В нем также находятся соратники Г. Гахарии, бывшие депутаты и члены «Грузинской мечты». Партия будет выступать под номером 25.

В предвыборной программе под названием «Манифест о достойной жизни» партия обещает повышение пенсий, зарплат и социальных выплат. Также она планирует выполнить несколько крупных инфраструктурных проектов, среди которых строительство 15 станций в метро в Тбилиси и наземного метро между грузинской столицей и Рустави.

Кроме того, в партии заявляют о территориальной целостности Грузии. Лидер партии Г. Гахария подчеркивает, что «без Абхазии и Южной Осетии нет сильной Грузии».

Программные документы партии «Альянс патриотов Грузии» декларируют прямой диалог с Россией, Абхазией и Южной Осетией, военный нейтралитет и  при этом – вступление в ЕС. Помимо этого, партия предлагает определенные новации:

В социальной сфере

  • появление бесплатных государственных ĸлиниĸ наравне с частными;
  • создание районных государственных полиĸлиниĸ;
  • бесплатные медиĸаменты для пенсионеров и лиц с ОВЗ;
  • снижение пенсионного возраста с сохранением права на работу;
  • введение пенсионного налога;
  • пенсия по профессии, стажу и ĸвалифиĸации.

В сфере образования

  • отправĸа в летние шĸолы учениĸов с 6 ĸласса в Европу и Японию;
  • бесплатные столовые в шĸолах;
  • трехлетний ĸурс общего высшего образования а после разделение на специальности;
  • развитие науĸи;
  • развитие отраслей физиĸи, математиĸи и программирования.

Интересными пунĸтами программы партии также являются предложения:

  • о деление чиновниĸов на ранги;
  • разделении преступлений на ĸатегории;
  • применения тюрем тольĸо для осужденных за преступления равносильные убийству или убийство;
  • создание зон поселений в высоĸогорных регионах и приграничных зонах для осужденных за все другие преступления.

Безусловными лидерами всех последних исследований общественного мнения в преддверии парламентских выборов в Грузии являются три коалиции: «Грузинская мечта», «Единство – национальное движение» и «Коалиция за перемены».

Результаты предвыборных опросов проведенных в первой половине октября обнародовали три телеканала: лояльный к властям телеканал «Имеди» и две оппозиционные телекомпании «Формула» и «Мтавари архи», которые и заказали исследования.

Согласно данным телеканала «Формула», опубликованным 5 октября:

  • «Грузинская мечта» – 33%;
  • «Единство – национальное движение» – 19%;
  • «Коалиция за перемены» – 13%;
  • «Сильная Грузия» – 12%;
  • «За Грузию» – 11%.

По результатам опроса Международного центра изучения общественного мнения GORBI, проведенного по заказу проправительственной телекомпании «Имеди», если бы парламентские выборы состоялись в первой декаде октября, «Грузинская мечта» получила бы 59,5% голосов. Результаты опроса были опубликованы вечером 8 октября.

  • «Грузинская мечта» – 59,5%;
  • «Единство – национальное движение» – 13,6%;
  • «Коалиция за перемены» – 10,3%.

Данные этого опроса показали, что только три партийные коалиции смогут пройти 5-процентный барьер. В исследовании приняли участие свыше 1,7 будущих избирателей.

Последнее по срокам исследование было проведено телеканалом «Мтавари архи» по заказу оппозиционного политика и одного из лидеров партии «Ахали» Ники Гварамия. Оно было опубликовано 11 октября, его результаты следующие:

  • «Грузинская мечта» – 36%;
  • «Коалиция за перемены» – 18%;
  • «Единство – национальное движение» – 14%;
  • «За Грузию» – 10%;
  • «Сильная Грузия» – 8%.

В этом исследовании было опрошено 1,5 тыс граждан Грузии с правом голоса.

Таким образом, все три исследования определяют лидеров избирательной кампании: «Грузинскую мечту» и «Единое национальное движение».

Лидерство с большим отрывом сохраняет за собой правящая партия «Грузинская мечта», а бывшая партия власти «Единое национальное движение» находится на втором месте.

Согласно опросам, шансы попасть в парламент есть у трех-пяти партий. Правящая партия – «Грузинская мечта», по мнению даже представителей оппозиционных каналов, должна набрать большинство голосов на выборах (от 33 % до почти 60 %). Это, тем не менее, не определяет возможность ее безоговорочной победы на выборах. По мнению оппозиционных СМИ, более 50% голосов могут получить представители оппозиционных партий и коалиций.

Таким образом, очевидны кардинальные отличия воценке результатов предстоящих выборов. Это определяет потенциальную возможную их интерпретации, в зависимости от итогов голосования и запросов ведущих мировых акторов, заинтересованных в соответствующих итогах выборов, а также возможные спекуляции относительно «нечестных выборов», «украденных голосов» и других факторов, определяющих потенциальную возможность непризнания итогов голосования.

По мнению экспертов, основная борьба развернется между правящей силой «Грузинская мечта» и оппозицией, которую лидеры партии власти называют «коллективным «Нацдвижением» и «радикальной оппозицией».

В настоящее время внутриполитическая ситуация в преддверии выборов отмечается определенным «затишьем» и неоднозначностью. Так, в частности, согласно промежуточному отчету Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, опубликованному 11 октября 2024 года, предвыборный период в Грузии, начиная с 27 августа, протекает в достаточно спокойной обстановке, представители участвующих в выборах партий проводят встречи с населением и проявляют активность в соцсетях.

При этом избирательная кампания, согласно отчету БДИПЧ, проходит на фоне усиления политической поляризации и углубления антагонизма между правительством и президентом, а также общественного недовольства, вызванного принятием законов об «иноагентах» и против пропаганды ЛГБТ*.

Очевидно, что положения отчета БДИПЧ носят в значительной мере ангажированный характер, тем не менее, они отражают тенденцию конфронтации между основными политическими силами, участвующими в избирательной кампании.

Противостояние отмечается уже в ходе предвыборной кампании. Так, в частности оппозиционные телеканалы «Формула» и «Мтавари архи» ранее отказались показывать предвыборные ролики «Грузинской мечты», посчитав их оскорбительными. За это их наказали штрафом в 5 тыс. лари, а телеканал «Имеди» в ответ на это перестал пускать в эфир агитационные видео оппозиции.

Сложности возникли и с агитацией в наружной рекламе: ее крупнейший оператор в Грузии, компания «Алма», отказалась размещать билборды «Единство – Национальное движение» из-за надписей на них. Они гласили «Выбери единство, избавься от Иванишвили» и «Выбери единство, избавься от мечты».

Внешнее вмешательство

Важнейшим фактором, определяющим специфику текущей избирательной кампании, является беспрецедентное внешнее влияние, осуществляемое со стороны ЕС, США, Британии и ряда других стран и организаций.

Наиболее очевидными проявлениями вмешательства во внутренние дела страны лидеры «Грузинской мечты» отмечают:

  • резолюции Европарламента по Грузии последнего времени;
  • провокационные заявление ряда официальных лиц ЕС (в частности посла ЕС в Грузии П. Герчинского о том, что предвыборные билборды «Грузинской мечты» являются позорными;
  • встречи европейских лидеров с президентом Грузии С. Зурабишвили в нарушение грузинского законодательства;
  • баннеры с критикой властей Грузии на странице посольства США в соцсети и так далее.

Внешнее давление на руководство Грузии со стороны ЕС

Наиболее активно и целенаправленно деструктивное внешнее осуществляется со  стороны руководства и официальных лиц Европейского союза. Об этом в частности свидетельствует, принятая 9 октября Европарламентом очередная жесткая резолюция по Грузии «Откат от демократии и угрозы политическому плюрализму в Грузии»[4].

В резолюции подчеркивается негативное отношение ЕС к недавно подписанному грузинскому закону о защите семейных ценностей и закону об иноагентах. Под критику также попали предвыборные плакаты правящей партии «Грузинская мечта» и поддержка властями Грузии заявления МИД РФ о готовности помочь в вопросе примирения с Абхазией и Южной Осетией.

В резолюции говорится о необходимости введения Грузией санкций против России, освобождения экс-президента Михаила Саакашвили, отмены законов об «иноагентах» и против пропаганды ЛГБТ*.

Там же содержится призыв к ЕС заморозить все финансирование для правительства Грузии, ввести санкции против основателя «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили и всех ответственных «за подрыв демократии» лиц.

Создатели резолюции призывают Евросоюз приостановить финансовую поддержку Грузии до тех пор, пока не будут отменены вышеупомянутые законы, пересмотреть безвизовый режим и ввести санкции против основателя «Мечты» Б. Иванишвили.

По мнению официальных лиц Грузии, данная резолюция означает не только вмешательство и оказание влияния, но и содержит «прямые призывы к войне, освобождению гарантов войны и применения санкции к гарантам мира». Помимо этого, резолюция, по сути, содержит «прямой призыв к пропаганде ЛГБТ* в Грузии и отмене прозрачности».

Справочно: После принятия в Грузии закона «О прозрачности иностранного влияния» Евросоюз приостановил процесс евроинтеграции страны и не исключил отмену безвиза, предоставленного с 2017 года.

Еще одним скандальным документом является подписанная 24 членами Парламентской ассамблеи Совета Европы и опубликованная 3 октября Декларация «Выборы в Грузии – тревожные события».

В декларации сказано, что из Грузии поступают «тревожные сообщения», свидетельствующие о том, что правящая партия готовится «украсть предстоящие парламентские выборы».

Справочно: Автором документа является депутат эстонского парламента Эрик Нильс Кросс, который был советником М. Саакашвили в 2007-2008 годах по вопросам безопасности.

Согласно декларации на сайте ПАСЕ, под тревожными сообщениями подразумевается масштабная кампания запугивания оппозиционных кандидатов и их сторонников, чьи помещения разграблены, а семьям угрожают в условиях очевидной безнаказанности.

Там же сказано, что в Грузии были случаи физической расправы с активистами оппозиции. Кроме того, говорится, что избирателей запугивают распространением ложной информации якобы правительство узнает кто за кого голосовал и будут последствия.

Местным наблюдательным организациям мешают выполнять свою работу, злоупотребляя антикоррупционным законодательством еще до вступления в силу так называемого «закона об иностранных агентах», сказано в заявлении.

Также в декларации говорится, что Центризбирком недавно перешла под контроль правящей партии Грузии.

Члены ПАСЕ подчеркнули, что вышеуказанные действия создали предвыборную обстановку, в которой очень сложно провести свободные и справедливые выборы.

Ожидаемо деструктивную позицию занимает верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж. Боррель, заявивший  17 октября журналистам перед заседанием Европейского совета в Брюсселе, что «следующие выборы станут моментом истины, и грузинский народ должен решить, каким путем он хочет идти: в сторону Европы или отдаляться от нее.

Ранее Ж. Боррель и другие европейские лидеры давали понять, что в случае сохранения у власти по результатам выборов партии Б. Иванишвили грузинские граждане могут лишиться безвизового режима с государствами Шенгенского соглашения.

Справочно: По данным грузинских НКО, с момента введения безвизового режима весной 2017 года 250 тыс. грузин (8% трудоспособного населения) нашли работу в ЕС, изначально уехав туда в качестве туристов.

Ключевым документом, определяющим отношение руководства ЕС к предстоящим парламентским выборам в Грузии стали также положения Итогового коммюнике  саммита лидеров государств – членов ЕС 17 октября 2024 года.

В нем в частности, в разделе, посвященном предстоящим выборам в Грузии, отмечается, сто «Европейский совет подтверждает готовность союза поддержать грузинский народ на его европейском пути. В то же время он вновь выражает серьезную озабоченность в связи с курсом действий, предпринятых правительством Грузии, который противоречит ценностям и принципам, на которых основан Европейский союз».

Также в коммюнике отмечается, что «в связи с теми действиями правительства Грузии, противоречащими европейскому пути, процесс приёмы страны в ЕС фактически приостанавливается. Для возвращения на европейский путь Евросовет призвал Грузию провести реформы, отвечающие основным принципам евроинтеграции.

Все это свидетельствует о том, что европейский истеблишмент заранее, до оглашения результатов выборов, готов признать их «нечестными» и одобрить любые действия, направленные на непризнание их итогов.

Внешнее давление на руководство Грузии со стороны США

Не менее предвзятую по отношению к предстоящим выборам в Грузии позицию занимает и руководство США.

Охлаждение отношений США и Грузии произошло весной 2023 года после того, как правительство республики предприняло первую попытку принять закон об иноагентах. Под давлением оппозиции и уличных протестов, поддержанных США и Евросоюзом, правительство Грузии (премьер-министр Ираклий Гарибашвили) в итоге отозвало закон.

Руководство США было недовольно не только попыткой принятия данного закона, но и отказом Грузии вводить санкции против России. Более того, Тбилиси пошел на экономическое сближение с Москвой. Страны возобновили авиасообщение, а для грузинских граждан были отменены визы в РФ.

Наибольшего накала отношения Грузии и США достигли после смены власти в республике в феврале 2024 года, когда пост премьер-министра вместо И. Гарибашвили занял И. Кобахидзе. Новый глава правительства решил не идти на уступки США и Евросоюзу.

1 мая парламент Грузии принял закон о «прозрачности иностранного влияния», предполагающий регистрацию НПО и СМИ, у которых 20% ежегодного дохода поступает из иностранных источников. Такие структуры автоматически попадают под категорию «организаций, осуществляющих интересы иностранной державы».

Принятие закон об иноагентах вновь сопровождалось уличными протестами в Тбилиси и других городах страны.

6 июня США ввели санкции (запрет на выдачу виз) против лиц, ответственных за принятие закона. В основном это депутаты парламента, но также и представители силовых структур, разгонявших несанкционированные митинги.

После того как правительство И. Кобахидзе инициировало и приняло закон против пропаганды движения ЛГБТ, что вынудило США вводить новый пакет санкций против грузинских официальных лиц.

16 сентября, еще до того, как стало известно о возможности введения ограничительных мер против Б. Иванишвили, США добавили в санкционный список начальника Департамента особого назначения МВД Грузии З. Харазишвили и его заместителя М. Лагазаури за «подавление свободы слова и разгон митингов». Под ограничения попали лидеры консервативного движения «Альт-инфо» З. Махарадзе и К. Моргошия. Их обвинили в «насильственных нападений на свободу мирных собраний».

В тот же день Госдепартамент США заявил, что готовит визовые ограничения против более 60 граждан Грузии и членов их семей. Обоснование для таких мер – «подрыв демократии в Грузии».

В сентябре США объявили также дипломатический бойкот властям Грузии. Так, в частности на последней Генассамблее администрация Б. Байдена решила еще раз подыграть оппозиции и уронить рейтинг правительства Грузии. Президент США отказался встречаться с прибывшим в Нью-Йорк И. Кобахидзе. Более того, беседу с ним проигнорировали советник президента США по национальной безопасности Дж. Салливан и помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Дж. О’Брайен.

Помимо санкций Госдеп в начале октября решил заняться политической кампанией по дискредитации «Грузинской мечты» накануне парламентских выборов. На странице посольства США в соцсети появились баннеры, критикующие правящую партию и ее основателя Б. Иванишвили. При этом сама посол США Р. Данниган, очевидно также занимает конфронтационную по отношению к руководству Грузии позицию. Так, в частности, еще в сентябре 2024 года она заявила о том, что власть «Грузинской мечты» изолирует Грузию.

В целом, как показывает анализ основных этапов американского внешнего давления на грузинское руководство, США рассчитывают сместить власть «Грузинской мечты» в ходе выборов 26 октября.

При этом надежда на возможные радикальные перемены возлагается не только на радикальную оппозицию, но и на президента страны С. Зурабишвили, которая в условиях ареста М. Саакашвили стала фактически главным лидером и рупором оппозиции.

Внешнее давление со стороны Британии

Традиционно деструктивную роль в кавказской политике играет и Британия.

Применительно к современному этапу развития политической ситуации в Грузии проявлением такой политики стало решение заморозить так называемый Уордропский диалог с Грузией – формат политических консультаций на министерском уровне, созданный десять лет назад, а также отменить переговоры в сфере обороны и приостановить сотрудничество в области кибербезопасности[5].

Во-вторых, отменены переговоры на высоком уровне между военными двух стран.

В-третьих, приостановлено действие программы сотрудничества в области кибербезопасности.

Внешнеполитическое ведомство Британии дало, таким образом, понять, что оно тем самым солидаризовалась с позицией ЕС и США по поводу «недемократической траектории действий» правящей партии «Грузинская мечта», в частности, принятия законов об иноагентах и о защите «семейных ценностей».

Основанием для демарша стали также и высказывания грузинского руководства о том, что Запад стремится «открыть на Кавказе второй фронт против России».

По заявлению британского посла Г. Уорда «Мы были разочарованы, когда лидеры «Грузинской мечты» начали распространять теории заговора и высказывать предположения о том, что западные партнеры подрывают Грузию». Помимо этого, по его заявлению, он «был шокирован» обещанием почетного председателя «Грузинской мечты» миллиардера Б. Иванишвили о том, что сразу после выборов 26 октября будут предприняты меры по запрету главной оппозиционной силы страны – партии М. Саакашвили «Единое национальное движение».

Таким образом, развитие ситуации свидетельствует о скоординированном и целенаправленном давлении представителей стран «коллективного Запада» на политическое руководство Грузии, которое в свою очередь данные процессы, характеризует как действия, осуществляемые глобальной партией войны, целью которой является вовлечении Грузию в конфликт против России после Украины.

Поскольку действующее руководство не собирается реализовывать эти планы внешних политических акторов, со стороны представителей руководства США, ЕС, Британии и других стран «коллективного Запада» осуществляется поиск и поддержка политических сил готовых реализовать данного рода цели, в том числе в ущерб безопасности и интересам самой Грузии.

Таковые политические силы сформированы и готовы предложить свои услуги, в том числе принять участие в подготовке, организации и проведении государственного переворота в рамках очередной цветной революции.

Прежде всего, речь идет о президенте Грузии С. Зурабишвили, на которую делают ставку как в США, так и в ЕС.

Роль в дестабилизации внутриполитической ситуации президента Грузии С. Зурабишвили

Специфика текущей избирательной кампании в Грузии определяется жесткой конфронтацией в высшем руководстве страны – между правительством и президентом. Примечательно, что выдвинутая правящей партией на пост президента С. Зурабишвили, является одним из наиболее жестких и непримиримых противников действующей власти.

Справочно: Отношения между Саломе Зурабишвили и правящей партией «Грузинская мечта – демократическая Грузия» начали портиться спустя три года президентства. Первые, сначала осторожные, попытки выразить недовольство по поводу решений правящей партии президент осуществила в 2021 году.

Со временем риторика Зурабишвили становилась все жестче, и теперь уже ничем не отличается от посылов главных оппонентов властей.

После выступления Зурабишвили в парламенте с ежегодным отчетом 31 марта 2023 года, в котором она, помимо всего прочего, обвинила «Грузинскую мечту» в сворачивании с прозападного пути, правительство перестало одобрять ее зарубежные визиты.

Президент предпочла игнорировать эти отказы, а «Грузинская мечта» запустила процедуру импичмента.

Процедура импичмента была запущена после того, как 31 августа Зурабишвили отправилась в зарубежное турне и стала проводить встречи с лидерами стран Евросоюза без одобрения правительства.

16 октября Конституционный суд подтвердил нарушение со стороны президента, данное решение было передано в парламент. Однако 18 числа парламент не смог объявить импичмент Зурабишвили. Для запуска процедуры необходимо не менее 100 голосов, но было получено лишь 86. При этом в голосовании не участвовала оппозиция.

После того, как парламенту не удалось объявить президенту импичмент, данный вопрос был снят, и Зурабишвили продолжила занимать президентское кресло.

Лидеры «Грузинской мечты» называют С. Зурабишвили частью «радикальной оппозиции» и «иноагентом», грубо нарушающим Конституцию страны.

В свою очередь, С. Зурабишвили обвинила правящую партию в сворачивании евроатлантического прозападного курса, назвав закон об иноагентах и правительство Грузии «российскими».

С целью делегитимации правящего режима по инициативе С. Зурабишвили и под ее руководством в мае 2024 года была разработана и обнародована так называемая Грузинская хартия, декларирующая объединение политических сил, разделяющих идею проевропейского курса Грузии.

Хартия предполагает аннулирование законов, наносящих вред проевропейскому курсу Грузии и в первую очередь закона «О прозрачности иностранного влияния». Также предполагается коренное реформирование судебной власти и правоохранительных структур, изменение формирования аппарата Центральной избирательной комиссии.

Согласно Хартии, после парламентских выборов 26 октября 2024 года в стране должны пройти комплексные реформы и провести их должно техническое правительство. После этого в Грузии необходимо провести досрочные выборы.

В настоящее время С. Зурабишвили проводит политические консультации с представителями оппозиции, подписавшими «Грузинскую хартию» о так называемом техническом правительстве, которое по ее мнению должно быть сформировано до парламентских выборов.

Выступая по данному вопросу на пресс-конференции 12 октября 2024 года С. Зурабишвили заявила о намерении презентовать перед парламентскими выборами поименный список переходного Кабинета министров, который должен быть учрежден нынешней оппозицией при поражении «Грузинской мечты».

Анонс состава переходного правительства, по мнению С. Зурабишвили, необходим для избирательной кампании объединенной оппозиции, поскольку граждане должны знать, каких людей в должностях премьер-министра и глав министерств они получат, если проголосуют против «Грузинской мечты».

По сути, речь идет о возможности формировании системы двоевластия в Грузии, при которой независимо от исходов выборов государственная власть будет узурпирована так называемым техническим правительством.

Данные радикальные предложения С. Зурабишвили вызывают отторжение даже у представителей оппозиции, не поддерживающих идею формирования  технического правительства до выборов и оглашения их итогов. Тем не менее, очевидно, что сама по себе идея формирования «технического правительства» зародилась за пределами Грузии, а ее реализация будет поддержана зарубежными стейкхолдерами.

Обращает на себя внимание тот факт, что у самой С. Зурабишвили, есть  опыт организации и обеспечения государственного переворота.

Справочно: С 1989 по 1992 год С. Зурабишвили занимала пост второго секретаря французского посольства в Чаде, и именно в это время в ходе разгоревшейся гражданской войны произошло свержение вышедшего из-под контроля Франции президента страны Хиссена Хабре и его замена на более послушного Парижу Идриса Диби.

Данные опыт, безусловно, должен учитываться при анализе деятельности С. Зурабишвили, фактически возглавившей подготовку очередной цветной революции в Грузии.

В настоящее время идет подготовка и разрабатывается сценарий ее проведения, в том числе посредством дискредитации выборов, в случае победы на них «Грузинской мечты».

Так, в частности С. Зурабишвили планирует в день голосования создать в здании президентской администрации «координационную платформу» для наблюдения за ходом выборов, а в конце дня отмечать победу оппозиции над «Грузинской мечтой».

С. Зурабишвили призвала избирателей присоединяться к числу наблюдателей-добровольцев, набор которых ведут неправительственные организации. Несколько десятков НПО создали для этого платформу «Мой голос» и проводят тренинги.

По заявлению самой С.Зурабишвили «Главная победа над фальсификацией, которая готовится со всех сторон, в том, что мы все хорошо видим, это мобилизация».

Вероятность цветной революции в Грузии

Ход подготовки к выборам и обострение политической борьбы между ведущими политическими силами в стране, высокий уровень деструктивного внешнего воздействия свидетельствуют о высоком риске попытке государственного переворота —  очередной цветной революции.

К настоящему времени в Грузии проявились основные маркеры цветной революции, среди которых:

  1. Дискредитация ее политического режима, парализация органов власти, управления, обеспечения  безопасности и правопорядка.
  2. Провоцирование раскола в обществе, противопоставление различных групп населения друг другу и органам власти в целом.
  3. Финансирование, осуществляемое под предлогом подготовки проведения каких-либо гуманитарных акций, правозащитных мероприятий, активизации гражданского общества и т.д.
  4. Подготовка боевых групп гос.переворотов и их использование в эскалации напряженности в обществе и подавлении сопротивления со стороны населения несогласного с переворотом.
  5. Инициирование резонансных событий таких, например, как: принятие непопулярных законов, наличие сакральных жертв, скандалы с участием представителей политической элиты и т.д.

Для достижения целей госпереворота обеспечивается контроль над наиболее популярными, особенно в молодежной среде, масс-медиа, и обеспечивается поддержка со стороны мировых (американских) СМИ. Одновременно с этим осуществляется блокировка правительственных информационных ресурсов и их дискредитация.

Особую значимость на данном этапе обретает процесс фейкизации, освещения событий и процессов в выгодном для  инициаторов и руководителей протестных акций ракурсе.

Анализ всех наиболее значимых цветных переворотов, как состоявшихся, так и провалившихся свидетельствует о том, что данный набор маркеров, свойственен большинству процессов данной категории. Очевидно, что проявляются они и в современном избирательном процессе в Грузии.

Высокая степень вероятности попытки государственного переворота определяется заинтересованностью в смене политического власти в Грузии и насаждении в ней марионеточного режима со стороны США и ведущих стран «коллективного Запада».

Политическое руководство США и ЕС практически открыто заявляют о своем неприятии действующей политической власти в Грузии и намерении «обеспечить демократический процесс в ней», в том числе в плане поддержки «волеизъявления» в ходе государственного переворота.

Похожая схема, имела место в Белоруссии в 2020 года, когда в ЕС набравшего тогда 80% голосов на президентских выборах А. Лукашенко объявили «узурпатором», а набравшую 10% голосов С. Тихановскую – «легитимным президентом».

Поэтому весьма вероятно, что ЕС не признает и результаты грузинских парламентских выборов 26 октября 2024 г. Даже если подтвердятся данные последнего социологического исследования компании GORBI, по которому правящую партию «Грузинская мечта» поддерживают 59,5% опрошенных, и только две оппозиционные партии преодолевают барьер в 5%.

В отличие от Беларуси в Грузии у Запада уже есть «свой» действующий президент, пусть и с ограниченными Конституцией полномочиями, – С. Зурабишвили, которая уже начинает формирование «технического» или «теневого правительства», не дожидаясь выборов.

Практически все оппозиционные силы готовят население Грузии к тому, что якобы в ходе голосования будут «подтасовки и фальсификации». Об этом в частности 12 октября с.г.заявил посол Евросоюза в Грузии П. Герчински, по словам которого «если выборы в Грузии пройдут не так, как это соответствует лучшим международным стандартам, и свое заключение на этот счет дадут международные и местные наблюдатели, мы подождем оценки ОБСЕ/ОДИР. После чего, безусловно, будем готовы должным образом ответить на любые явления, включая самый худший вариант сценария – избирательное насилие и возможность фальсификации выборов. Мы уже прошли через это в случае с Белоруссией и искренне надеемся, что нам никогда не придется испытать то же самое и в Грузии»[6].

По сути дела речь идет об анонсе цветной революции – государственного переворота в Грузии.

О том, что такой сценарий более чем вероятен, показывает и предвыборная активность оппозиции, которая не столько готовится к выборам, сколько к послевыборным «протестам против фальсификации».

Работающая в интересах оппозиции мониторинговая миссия «Мой голос» обвинила власти Грузии в использовании административного ресурса. По утверждениям представителей миссии «Мой голос», лиц, занятых в публичных учреждениях, массово просят собирать персональные данные о себе и членах своей семьи в пользу «Грузинской мечты», чтобы затем направить эти данные правящей партии. Таким образом, оппозиция уже готовит обоснование для того, чтобы признать выборы «недействительными» и начать протесты.

О протестах после выборов также напрямую предупредило своих граждан посольство США в Грузии: «Призываем вас проявлять в Грузии осторожность в связи с возможным скоплением большого числа людей из-за выборов 26 октября и возможных протестов», – говорится в заявлении американского посольства.

Однако, чтобы «выбить» власть из рук «Грузинской мечты», которая по всем опросам набирает наибольший процент голосов, одних только протестующих толп недостаточно. Весьма вероятно, что оппозиция готовится к столкновениям после выборов. Если после парламентских выборов в Грузии внешние силы организуют двоевластие и «теневое правительство», то весьма вероятно, что очень быстро появятся и «теневые» силовые структуры или же, боевики, которые могут дестабилизировать ситуацию в стране.

Для дестабилизации послевыборной ситуации в Грузии нужны провокаторы. В том числе и те, кто без зазрения совести начнут в случае обострения убивать других грузинских граждан. И, к сожалению, «кадры» для этого у Запада и прозападной оппозиции есть.  Недооценивать таких провокаторов в разжигании конфликта в Грузии нельзя.

Аналитики прямо сравнивают текущую ситуацию в Грузии с ситуацией в Украине в 2013–2014 гг. и говорят о вероятном «майданном» сценарии и «сакральных жертвах» после начала протестов для того, чтобы перевести их в формат вооруженного противостояния. 

Выводы и сценарии развития политической ситуации в Грузии после парламентских выборов

Сценарий 1. На выборах побеждает «Грузинсĸая мечта» (получает большинство, позволяющее формировать правительство).

Оппозиция инициирует беспорядĸи, под предлогом фальсифиĸации выборов, требует признания их недействительными. Начинается блоĸирование административных зданий и попытĸи их захвата. Силовиĸи противостоят толпе, далее «саĸральная жертва» (неизвестные снайпера, ĸоторые будут стрелять и в силовиĸов, и в толпу, подрыв взрывных устройств в толпе, поĸушение или убийство ĸого-то из деятелей оппозиции или что-то подобное).

Далее вĸлючение боевиĸов оппозиции (есть информация, что они уже готовятся из этничесĸих армян, проживающих в Грузии). Убийства представителей силовых струĸтур, захват административных зданий, и все это при аĸтивной поддержĸе Запада. Формируется медийный образ преступной власти, ĸоторая убивает мирных граждан, и героичесĸого сопротивления оппозиции.

Президент Грузии Саломе Зурабишвили (ĸоторая работала ранее в дипломатичесĸой службе Франции ĸаĸ раз во время организации Францией переворота в Чаде) объявляет ЧП, назначает правительство, ĸоторое будет работать яĸобы до «стабилизации ситуации». Фаĸтичесĸи в этом случае власть у «Грузинсĸой мечты» будет отобрана, страна попадает в управление прозападных струĸтур.

В настоящее время идет аĸтивная подготовĸа ĸ реализации таĸого сценария.

Благоприятный для «Грузинсĸой мечты» исход – беспорядĸи удастся подавить на начальном этапе.

Сценарий 2. «Грузинсĸая мечта» не набирает большинство (результат менее 50%, т.е. для назначения правительства необходимо формировать ĸоалицию с ĸем-то из оппозиции).

В этой ситуации оппозиция будет удовлетворена результатами выборов, вероятность реализации сценария 1 снижается, таĸ ĸаĸ им уже есть, что терять.

Дальше будут торги и переговоры, в ĸоторых лучший выход для «Грузинсĸой мечты» – оставить ĸлючевые позиции за собой, отдав оппозиции менее значимые.

Прозападные силы все равно будут пытаться перехватить власть, и вывод толпы на улицу и переход ĸ сценарию 1 возможен, если переговоры по ĸоалиции зайдут в тупиĸ.

Таĸже возможный вариант в этом случае – ĸоалицию создать не смогут и будут назначены внеочередные выборы.

Сценарий 3. Наименее вероятный и наиболее благоприятный. «Грузинсĸая Мечта» победит, получит большинство, позволяющее сформировать правительство. Оппозиции не удастся организовать масштабные беспорядĸи, власть стабилизирует ситуацию в течение несĸольĸих дней. 

Выводы и реĸомендации. 

Наиболее опасен для России сценарий 1, таĸ ĸаĸ в результате Грузия может стать враждебным государством и реальна перспеĸтива отĸрытия еще одного фронта для защиты Южной Осетии и Абхазии. 

Для Грузии этот вариант опасен большими жертвами и непредсĸазуемыми для страны последствиями. 

Исполнитель:  Крымов Павел Геннадьевич

Выводы и сценарии

Существует три основных сценария развития событий после выборов в Грузии (позитивный, нейтральный и негативный). Негативный сценарий подразделяется на три дополнительных сценария. Наиболее вероятным сценарием является победа на выборах партии «Грузинская мечта» и затем попытка оппозиции устроить «революцию роз». Скорее всего, у власти получится не допустить перехода протестных демонстраций в революцию и гражданскую войну.

  1. Позитивный сценарий.

На выборах побеждает партия «Грузинской мечты», оппозиция не предпринимает попыток «раскачать ситуацию» и организовать «революцию роз».

Данный сценарий наиболее предпочтителен для России и наименее вероятен (во второй его части). При реализации этого сценария правящая партия остается у власти, не присоединяется к антироссийским санкциям, понемногу налаживает отношения с Россией. На текущий момент, предвыборный лозунг правящей партии «Нет войне, выбери мир! Только с миром, благополучием – в Европу!» что показывает некоторое желание «усидеть на двух стульях». Очевидно, что в случае победы правящей партии и отказа вступить в анти- российскую коалицию Запад будет пытаться шантажировать Грузию всеми доступными способами – санкции, финансирование оппозиции, заморозка статуса кандидата члена ЕС, непризнание результатов выборов. В этом случае, правящей партии рано или поздно придется определиться с предпочтениями, т.к. Запад не допустит одновременно членства в ЕС (или хотя бы продвижения в эту сторону) и хоть какого-то сотрудничества с Россией. Также «Грузинской мечте» придется еще более смягчить риторику по поводу Абхазии и Южной Осетии, возможно отказаться от идеи объединения. Исходя из текущего экономического положения Грузия не сможет быть полностью нейтральной, она должна будет склониться или в сторону Запада или в сторону России.

  • Нейтральный сценарий.

Победа «Грузинской мечты», оппозиция выводит людей на улицы, но нет попыток захватить власть явно силовыми методами (стрельба, провокации, погибшие) – власть успешно справляется с протестами в короткий срок.

По всем опросам общественного мнения лидирует правящая партия, вероятнее всего она победит на выборах. По словам политолога и главного редактора ГРУЗИНФОРМ Арно Хидирбегишвили новая «революция роз» уже намечена на 27 октября, результаты выборов не будут признаны. Согласно отчету, подготовленному Институтом Маккейна, «результаты параллельных подсчетов голосов (PVT) и экзит-полов будут иметь решающее значение для подтверждения официальных результатов выборов Центральной избирательной комиссии». Создана платформа «Мой голос за Евросоюз» которая заявляется как независимое мониторинговое средство. Ее создатели – НПО, финансируемые Западом – однозначно не признают результаты выборов и выведут людей на улицы. В рамках этого сценария, допускаем, что власть будет к этому готова и не позволит протестным демонстрациям перерасти в полноценную «революцию роз» и далее, в гражданскую войну. Скорее всего, силовики уже будут готовы к различным вариантам развития событий. Толпа будет рассекаться, протестующие будут демонстративно сниматься на видео, лидеры протестов будут задерживаться, интернет и мобильная связь – будут отключаться. При реализации данного сценария, беспорядки могу продолжаться от одной до нескольких недель, затем все постепенно войдет в норму и конфликты продолжатся в парламенте.

  • Негативный сценарий

Вариант 1. Победа «Грузинской мечты», оппозиция выводит людей на улицы, пытается захватить власть силовыми методами, появляются боевики, начинается стрельба, жертвы, власть применяет оружие, протесты перерастают в гражданскую войну, оппозиция просит ввести миротворческие силы, ввод войск Запада.

В случае реализации данного сценария, после победы «Грузинской мечты», оппозиция выведет людей на улицы, у власти не хватит сил справиться с протестами, появятся провокаторы и жертвы, со стороны оппозиции возможно появление групп боевиков. В случае наличия у оппозиции большого количества оружия — будет попытка захватить ключевые объекты – парламент, телевидение, радио, объекты МВД. Появится большое количество жертв. Противостояние затянется с возможностью перехода в полноценную гражданскую войну. Возможно обращение оппозиции к коллективному Западу с целью ввода миротворческого контингента для нормализации ситуации. Т.к. Запад не признает результатов выборов – возможен ввод «миротворческих войск» для «восстановления конституционного порядка», вооруженные столкновения и дальнейший переход власти про- западной оппозиции.

Вариант 2. Победа оппозиции – переход власти без протестов.

При реализации данного сценария на выборах побеждает оппозиция и партия «Грузинская мечта» теряет власть. Данный сценарий маловероятен. В этом случае, Грузия превращается в откровенную враждебную для России страну. К власти приходят прозападные политики, Грузия стремится в ЕС и НАТО, присоединяется к антироссийским санкциям. Возникает перспектива появления в стране западных военных баз.

Вариант 3. Победа оппозиции – протесты инициируется со стороны сторонников правящей партии.

В целом, данный вариант развития событий маловероятен, т. к. если по официальным данным победит оппозиция, у правящей партии не будет законных аргументов, чтобы сохранить власть.

Если правящая партия согласится передать власть – дело может ограничится локальными демонстрациями и небольшими стычками, власть будет сама призывать своих сторонников не выходить на улицу. Оппозиции тоже не будет смысла накалять ситуацию, т. к. власть так и так переходит к ним. В дальнейшем – все будет происходить как во втором варианте негативного сценария.

Если правящая партия не согласится передать власть (найдет какие-то более-менее законные аргументы) тогда ситуация будет развиваться согласно первому варианту негативного сценария (полноценная революция с перспективой перерастания в гражданскую войну.

Исполнитель: Пешков Александр Юрьевич

Сценарии и варианты реагирования

1. Негативный сценарий.

Западным силам в стране удаётся реализовать сценарий госпереворота, цветной революции. Власть захватывают силы, находящиеся сегодня в оппозиции, тесно связанные с западными странами. Начинается период внутренней дестабилизации и расслоения общества из-за продолжительной предвыборной кампании провластных сил, которые неоднократно подчеркивали роль запада в попытках раскачать ситуацию в Грузии. Возможны сценарии столкновений с кровопролитием, что может быть использовано СМИ, медиатехнологами и пиарщиками прозападных сил для усиления русофобских и антироссийских нарративов. В результате проведения антироссийской, прозападной политики захватившими власть силами, с большой вероятностью будут постепенно блокироваться инакомыслящие СМИ и организации, что вместе с политикой мягкой силы, усилением влияния прозападных НКО и НПО, со временем может перерасти в масштабирование антироссийских агрессивных настроений. Вероятно, вырастет уровень сотрудничества с НАТО и отдельными странами Альянса, которые могут увеличивать количество и качество военных учений в Грузии и с силами Грузии. Возможно, Грузия станет хабом для провокаций НАТО и усиления влияния в Черном море. Например, учитывая расстояние в менее чем 200 км от границы Грузии до Адлера, можно предположить, что НАТО может использовать современные беспилотные водные дроны для ударов по территории РФ. Вероятность провокаций  на границе Абхазии и Южной Осетии, вероятно, будут нарастать по мере усиления грузинской армии и готовности общества принять сценарий силового решения вопроса непризнанных республик.

Для РФ это грозит увеличением риска открытия «второго фронта» на юге, что может оттянуть силы из зоны СВО. Нахождение в России большой грузинской диаспоры, в случае эффективного воздействия на нее прозападных идей через СМИ и другие каналы, может стать инструментом запада по дестабилизации ситуации внутри РФ. Экономические связи РФ с Грузией, вероятно, будут разрушаться силами, захватившими власть. Снижение экономических связей стран, возможно, будет приводить к ухудшению финансового благосостояния грузинских граждан, что также может использоваться для усиления антироссийских настроений под надуманными предлогами, как это было на Украине с 2014-ого года.

2. Нейтральный

«Грузинская мечта» не набирает голосов для моно большинства, формирует коалицию с оппозицией.Курс на налаживание отношений с РФ идет параллельно с продолжением работы прозападных сил в Грузии. Внутрення и внешняя политика будет определяться уровнем возможностей которые будут у сторон. Запад через агентов влияния будет пытаться усилить позиции своих сил любыми доступными методами.

Позитивный

При позитивном сценарии «Грузинская мечта» побеждает на выборах и набирает процент голосов необходимый для формирования правительства без создания коалиции с оппозиционными или нейтральными силами. Продолжается суверенный курс, который, предполагает сближение с Россией. Выстраивание и укрепление экономический связей с соседями позволит увеличивать благосостояние грузинского народа и стабилизировать регион, укрепляя образ успешно развивающейся страны, что получается в дружбе с РФ и соседями.

Исполнитель: Пономаренко Андрей Алексеевич

В составлении документа принимали участие:

  • Бочарников Игорь Валентинович
  • Пономаренко Андрей Алексеевич
  • Афанаскин Александр Михайлович
  • Крымов Павел Геннадьевич
  • Пленцов Алексей Кронидович
  • Пешков Александр Юрьевич

[1] Впервые получила большинство в парламенте в 2012 году и после этого сохраняла его все время. Ее основатель – бизнесмен Бидзина Иванишвили, входящий в число богатейших людей мира по версии Forbes. Он был 10-м премьер-министром Грузии с 2012 по 2013 годы. Он же стоит первым номером в избирательном списке.

[2] Название «Лело» означает забивать гол в игре в регби. Для ее основателей и сторонников речь идет об обеспечении верховенства закона.

[3] С начала текущего года зарплаты бюджетников в республике выросли на 10%.

[4] Резолюцию поддержали 495 из 720 депутатов ЕП. Против голосовали 73 европарламентария.

* Деятельность организации запрещена на территории Российской Федерации

[5]  Этому формату политических консультаций на уровне министров было десять лет. Назван так в честь посла в Грузинской Демократической Республике 1918 – 1921 годов Джона Уордропа и его сестры Марджори, которые перевели на английский поэму Шоты Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

[6] Грузия: дестабилизация после выборов планируется заранее. https://caliber.az/post/gruziya-destabilizaciya-posle-vyborov-planiruetsya-zaranee?ysclid=m2eyrs49m7397961649.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *