Формирование международного имиджа России как приоритет государственной политики

Шлеев Денис Владимирович,
студент Московского государственного лингвистического университета
Научный руководитель: Харичкин И.К.,
докт. филос. наук, профессор кафедры политологии

В данной статье исследуется феномен международного имиджа России и то, насколько сильно влияет международный образ государства на его развитие. Работа определяет основные характеристики, присущие современному образу РФ и предлагает конкретные шаги по его улучшению. Выявлена и обоснована острая необходимость создания привлекательного международного имиджа России для ее успешного развития и взаимодействия с другими акторами глобальной политики.

В условиях современного информационного общества, где процессы хранения, обработки и передачи информации вышли на принципиально новый уровень, нельзя недооценивать значимость для конкретного государства его международного имиджа, его статуса и того, как страна воспринимается за рубежом. Российская Федерация не является исключением из правила, а формирование государственного имиджа для зарубежных потребителей информации безусловно является одним из первостепенных направлением международной политики нашей страны. Следует отметить невиданное до сегодняшнего дня ускорение процессов трансформации коммуникационных технологий с конца XX века. Главной причиной подобной интенсификации стало повсеместное распространение интернет технологий в совокупности с глобализацией, которая способствует выходу информационных потоков далеко за пределы одного государства. Эти потоки очень быстро интегрируются в мировое информационное пространство, чему способствуют совершенствование и развитие коммуникационных систем и способов передачи информации, использующими космические просторы. То как власть формирует восприятие своего государства в глазах мировой общественность, в высокой степени влияет на его развитие.

Для начала следует разобраться с понятиями международного имиджа и государственной политики. В данной статье под международным имиджем государства понимается корректируемый психологический образ страны, имеющий свой характер и эмоциональную окраску, или же другими словами, отражение реального государства, помещенное в определенную эмоциональную среду.[1] Государственная  политика – это сфера деятельности на стыке политической и управленческой. В ней происходит выработка и согласование с основными политическими субъектами системы целей государственного управления, а также доведение этой системы целей до субъектов, осуществляющих государственное управление.[2] Из вышеперечисленных определений становится понятным тот факт, что первостепенная ответственность за процесс создания имиджа страны лежит на действующей власти. Формирования образа государства представляет собой совокупность имиджевых событий о государстве, влияющих на зарубежное общественное мнение через СМИ. От данного процесса, включающего как стихийные, так и целенаправленные действия и события, зависит устойчивость имиджа. Важно учитывать то, что содержание мер, направленных на формирование имиджа, определяется исходя из особенностей политической системы государства, а также из характера его политического режима.

Среди свойств и характеристик, присущих международному имиджу государства, следует выделить:

  • расширение границ восприятия государства в глазах иностранной аудитории;
  • его подвижность и перманентное изменение под воздействием внутренних и внешних факторов;
  • стремление к идеализации государства.

Необходимость формирования позитивного образа страны сегодня является очевидным фактом, так как верная направленность процесса создания положительного имиджа обладает рядом важных функций, а именно:

  • положительное восприятие государства закрепляет его успехи на международной арене, тем самым выстраивая целый ассоциативный ряд практически с любой деятельность страны;
  • информационно-воспитательная роль для подрастающего поколения, которая формирует позитивное восприятие своей страны среди граждан государства;
  • привлечение в страну иностранных финансовых и интеллектуальных инвестиций;
  • формирование возможности вести более успешную внутреннюю и внешнюю политику.

Современный образ России многогранен и противоречив, что неудивительно, учитывая события, произошедший за последние несколько лет. Нет сомнение, что военная операция России в Сирии, события на Украине, международный скандал, связанный с отравлением бывшего сотрудника , оказали существенное, и что важно, негативное влияние на международный образ РФ. Сегодняшнее восприятие России в мире характеризуется, во-первых, восприятием нашей страны как национального государства, которое не стремится интегрироваться в западное общество с его демократическими ценностями и во многом отождествляет себя с державой, находящейся между Западом и Востоком, но не относящейся ни к одной из сторон. Подобный образ страны был усилен введением экономических санкций и началом программы импортозамещения. «У нас особый, самобытный путь развития» – фраза, которая, пожалуй, знакома каждому россиянину. Во-вторых, особенностью имиджа России является резкий перевес информационного контента в сторону главы государства.[3] Доля материалов с упоминанием лидера государства составляет в среднем 35 % всех публикаций в иностранных СМИ. Практически любой вопрос, связанный с Россией, обсуждается за рубежом через призму личности президента. В-третьих, восприятие нашей страны как правопреемницы СССР в XXI веке сохраняет в иностранных СМИ признаки государства коммунистического прошлого со стереотипами времен «холодной войны». Парадоксальным, однако, в этой ситуации является то, что на международной имиджевой карте Россия не занимает того места, которое когда-то отводилось СССР. Имидж страны в значительной степени недооценен в СМИ. Это подтверждает доля медиа-поводов о России, составляющая в среднем менее 2 % в совокупном объеме международных новостей в зарубежных средствах массовой информации. Во многом это связано с проблемами идентичности Российского государства, которое еще не заняло в международном пространстве своей информационной ниши. В-четвертых, особенностью медиа-контента за рубежом, касающегося России, является развитие внутриполитической обстановки в странах Запада. Ярчайшим подтверждением этого являютсякрайние президентские выборы в США. Доля эмоционально окрашенных и оценочных публикаций о России существенно преобладает над нейтральным изложением событий, что свидетельствует об использовании правительствами зарубежных стран российской повестки во внутренней политике. К сожалению, как правило, тональность подобных высказываний не идет на пользу имиджу России и формирует эффект негативного мейнстрима. В-пятых, использование против нашей страны так называемых fakenews или фейковых новостей стало общепринятой практикой в ряде крупных зарубежных СМИ. Информационное поле большинства зарубежных государств на данный момент позволяет преподносить аудитории явно сфабрикованные сюжеты как абсолютную истину, тем самым манипулируя общественным сознанием для реализации своих интересов. Современный образ РФ формируется в глазах западного общества во многом благодаря использованию фейковых новостей, что в определенной степени демонизирует Россию и оказывает негативное влияние на ее имидж.

Формировать и воспроизводить основные элементы образа страны обязана комплексная система информационного обеспечения граждан иностранных государств, имеющая возможность рефлексировать и разъяснять целевой аудитории позицию нашей страны по тем или иным вопросам международного характера. В современных условиях информационного противоборства эта система подразумевает работу с многочисленными коммуникационными каналами, новыми акторами информационного пространства, а также артикуляцию активной риторики.

Особенно важным аспектом в процессе формирования международного имиджа является совершенствование каналов распространения информации для перманентной трансляции привлекательных ценностных ориентиров нашего государства. Справедливым будет замечание, что в этом вопросе сегодня можно говорить об определенных успехах. Главным образом эта заслуга принадлежит информационному агентству «RussiaToday», которое ведет трансляцию в более чем 100 странах на 4 языках, что сделало RT одним из крупнейших международных новостных вещателей с гигантской аудиторией. Более того, РФ вновь стала центром международной дипломатии, возглавив вместе с США процесс мирного урегулирования конфликта в Сирии. Несмотря на действие экономических санкций и рецессию, наше государство по-прежнему является одной из ведущих экономик мира, привлекающей большое количество трудовых мигрантов из стран СНГ. Однако нельзя не говорить о проблемах. В первую очередь это касается высокая степень ограниченности деятельности некоммерческих организаций, чью деятельность оказывает существенное влияние на создание положительного образа страны за рубежом. К тому же делегирование значительной̆ имиджевой ответственности от крупных государственных инициатив частным социальным, научным, культурным проектам изначально придаст позитивный̆ толчок, что непременно отразится на имидже Российского государства в иностранных СМИ.[4] Направленность России на транспарентность, кооперацию и эффективные коммуникационные технологии смогут исправить ее восприятие в глазах мирового сообщества и нивелировать негативные последствия от информационного противоборства, которое ведется против нашего государства.

Одним из ключевых аспектов процесса формирования имиджа является многообразие акторов информационной среды, которые напрямую влияют на политический процесс. Прежде всего это касается политических элит, крупных и местных медиа, социальных сетей, «фабрик мысли» и НКО. Согласно мнению СаймонаАнхольта, британского политического имимджмейкера, такие сферы как активное гражданское общество, промышленность, туризм, образование, политика правительства и культура, взаимодействуя с «мягкой силой» Джозефа Ная, обеспечивают стабильность образа государства, использую различных субъектов политического процесса. В современных условиях становится очевидным факт, что в процессе формирования международного имиджа акцент смещается от демонстрации военного потенциала страны к развитию культуры, образования и науки.

Характерной чертой современного политического процесса является повышенное внимание к политической риторике. Язык общения с зарубежными партнерами должен способствовать улучшению имиджа, а не ухудшать его. Употребление проактивной лексики, целью которой является отождествление ценностей зарубежных государств с культурно-ценностными ориентирами России, предоставит возможность для преодоления многих противоречий. Также важным моментом является умение объяснять другим обществам на каких принципах строится коммуникация. Конфликтующим сторонам крайне сложно услышать и понять позицию друг друга. В подобных ситуациях важным представляется использование прямолинейных и правдивых высказываний. Разнообразие субъектов, политическая риторика и диверсификация коммуникационных технологий на международной арене сделают возможным разрешение многих конфликтных ситуаций, что в свою очередь, положительно скажется на образе России в мире.

Процесс воспроизводства международного образа государства не обходится без контроля развития имиджевых характеристик. Регулирующими институтами в этой ситуации являются СМИ, демократическое общество и дипломатический корпус. В большинстве ситуаций самая свежая и актуальная информация попадает в МИД РФ, главный орган формирование имиджа нашей страны. В процессе имиджмейкинга Министерство иностранных дел отвечает за информационное сопровождение всех событий, происходящих в мире. Еще одним важным органом, одна из основных целей которого делать Россию привлекательной во всех отношениях для иностранного гражданина, является Россотрудничество. Оно применяет весь доступный ему инструментарий «мягкой силы». Кроме того, трансляцией имиджа страны занимаются различные фонды и культурно-образовательные организации.

Важно понимать, что формирование и накапливание такого нематериального ресурса как имидж, предполагает достаточно длительный временной период. Исходя из этого имиджевая стратегия государства разрабатывается на долгосрочную перспективу и должны быть способна при необходимости трансформироваться, чтобы соответствовать запросам и требованиям определенного времени. Восприятие РФ как сильного, надежного и миролюбивого партнера напрямую соответствует национальным интересам страны. Ведь как известно, внешняя политика призвана обеспечивать реализацию внутренней.

Использованная литература

  1. Волкова А. Репутация России: по Европе ходят недобрые слухи
  2. Гарбер Н. СаймонАнхольт: Проблема России в том, что ее считают обузой. Интервью проекту «Сноб», 29 декабря 2012.
  3. Мифы о России и имидж России в современном мире: МЭФ-2016. «Круглый стол» № 3.
  4. Anholt, S. Branding Places and Nations. In Clifton, R., Simmons, J., Ahmad S. (eds), Brands and Branding, Princeton, NJ: Bloomberg Press, London, 2004.
  5. Nye J. The Future of Power. Public Affairs, 2011.

[1] Крылов С.М. Формирование международного имиджа государства// Вологдинские чтения. 2006. № 58.

[2] Кара-Мурза С. Г. Политология, лекция 4. Государственная политика и управление

[3] Черепанова Дарина Алексеевна Особенности процесса формирования политического имиджа России в зарубежных СМИ // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-protsessa-formirovaniya-politicheskogo-imidzha-rossii-v-zarubezhnyh-smi (дата обращения: 21.02.2019).

[4] Черепанова Дарина Алексеевна Особенности процесса формирования политического имиджа России в зарубежных СМИ // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-protsessa-formirovaniya-politicheskogo-imidzha-rossii-v-zarubezhnyh-smi (дата обращения: 21.02.2019).

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *