Доктринальные основы внешней политики Великобритании в Европейском регионе

Астапов Евгений Александрович,
студент 2-го курса
Московского государственного лингвистического университета
(направление подготовки: 41.03.04 Политология, уровень магистратура)
Научный руководитель: Божик Кристина Богдановна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии ИМО и СПН МГЛУ
Аннотация: В статье рассматривается актуальное состояние доктринальной базы, определяющей основы внешней политики Соединенного Королевства в Европейском регионе. Цель работы заключается в выявлении наиболее значимых внешнеполитических устремлений Лондона на данном направлении, а также принципов и методов достижения страной своих внешнеполитических приоритетов в Европе, препятствий и угроз на этом пути. Методологической основой исследования выступает метод контент-анализа, который был использован для изучения доктринальных документов Соединенного Королевства.
Внешняя политика Великобритании в Европе имеет долгую и насыщенную событиями историю, отражающую стремление Лондона к укреплению своего политического влияния на данном направлении. Однако, в последнее время, с учетом выхода страны из Европейского союза (Brexit) в 2020 г., Великобритания столкнулась с новыми вызовами в своих отношениях с Европой, которая по-прежнему остается одним из главных приоритетов британской внешней политики.
После того, как страна покинула Евросоюз, Лондон был вынужден заново пересмотреть не только свою внешнюю политику в целом, но и принципы, на которых строились взаимоотношения с его европейскими партнерами. С целью обновления своих внешнеполитических приоритетов Правительство премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона приняло в марте 2021 г. два новых ключевых документа стратегического планирования, которые будут определять внешнюю политику Лондона в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Первым (16 марта 2021 г.) был представлен доклад правительства Британии, известный под названием «Глобальная Британия в эпоху конкуренции: комплексный обзор вопросов безопасности, обороны, развития и внешней политики» (Global Britain in a Competitive Age: the Integrated Review of Security, Defence, Development and Foreign Policy; далее – Доктрина внешней и оборонный политики), где формулируется общее видение развития Соединенного Королевства, а также особенности его внутренней и внешней политики в период до 2030 г. Несколько дней спустя, 22 марта 2021 г. в дополнение публикуется «Оборона в эпоху конкуренции» (Defence in a competitive age) с изложением взглядов на развитие военной составляющей британского государства, а также оценкой основных угроз, с которыми в перспективе может столкнуться Лондон.
В Доктрине внешней и оборонной политики Великобритания рассматривается как страна с глобальными интересами, чье процветание должно базироваться на экономических связях со всеми динамично развивающимися регионами мира, среди которых Лондон выделяет Индо-Тихоокеанский регион, Африку, Персидский залив и Европу. При этом последней отводится роль главного экономического партнера. Великобритания стремится занять выгодное положение в меняющемся мире, экономический полюс которого смещается на восток.
Страна видит одну из своих стратегических целей в занятии выгодного положения, предусматривающего использование преимуществ развивающихся рынков Азиатско-Тихоокеанского региона с одновременным сохранением возможности развивать экономическое сотрудничество с европейскими странами, которые по-прежнему рассматриваются Лондоном в качестве жизненно важных экономических партнеров. Несмотря на выход из Европейского союза, Соединенное Королевство остается заинтересовано в безопасности и процветании Европы. При этом, по мнению авторов доктрины внешней и оборонной политики, Brexit позволит Великобритании формировать собственные подходы на международной арене и проводить более гибкую внешнюю политику в тех областях, где интересы туманного Альбиона совпадают с интересами стран-членов ЕС. Среди главных приоритетов можно выделить развитие экономики, поддержание стабильности и безопасности в регионе, сотрудничество по борьбе с изменением климата и сокращением биоразнообразия. Для развития страны как «глобальной Британии» Лондон заинтересован в сохранении стабильности Евроатлантического региона и именно туда будет направлено его основное внимание. Поэтому одним из главных внешнеполитических приоритетов для британского государства является поддержание коллективной безопасности с помощью Североатлантического альянса, в рамках которого страна видит себя в роли ведущего европейского союзника НАТО. Для реализации своих целей в военной области Соединенное Королевство намерено тесно сотрудничать с США, которые в Доктрине внешней и оборонной политики определены как самый важный стратегический партнер. При активном посредничестве Вашингтона Великобритания планирует противостоять угрозам безопасности, главной из которых рассматривается Россия. Для сдерживания Москвы предполагается повысить взаимодействие с союзниками по Североатлантическому альянсу в вопросах военного сотрудничества, а также нарастить усилия в области разведки в рамках разведывательного альянса «Пять глаз» (Five eyes). Кроме того, доктрина внешней и оборонной политики предусматривает, что в военной сфере страна продолжит превышать установленный НАТО уровень военных расходов, выделяя более 2% от своего ВВП на оборону. В целом стратегические подходы Великобритании в Европейском регионе основаны на преемственности предыдущей политики страны с учетом текущих реалий, а также возможностей и вызовов предстоящего десятилетия (до 2030 г.).
Одним из главных средств достижения Лондоном внешнеполитических целей является дипломатия, которая рассматривается в Доктрине внешней и оборонной политики как важный инструмент не только для защиты интересов британских граждан за рубежом, но и для выстраивания крепких взаимоотношений с партнерами. Среди приоритетов британской дипломатии можно выделить: науку, высокие технологии, национальную безопасность (в том числе в киберпространстве), развитие дипломатической сети. Именно дипломатия в долгосрочной перспективе должна сохранить положение страны в условиях динамично меняющегося мира. Эффективность на данном направлении, по мнению авторов Доктрины внешней и оборонной политики, будет напрямую зависеть от способности Лондона поддерживать постоянный уровень международного влияния, используя необходимые возможности «жесткой» (hard power) и «мягкой» силы (soft power). Последней отводится важная роль в реализации внешнеполитических целей Соединенного Королевства. «Мягкая» сила играет решающее значение при выстраивании имиджа Великобритании как открытого для сотрудничества и заслуживающего доверия государства. Она помогает сформировать позитивное восприятие страны в мире, базируясь на общих ценностях и образе жизни. Положительный образ позволяет Лондону привлекать международный бизнес и студентов, оказывая сильное культурное влияние на другие страны. Однако Доктрина внешней и оборонной политики отмечает, что в условиях современного конкурирующего мира главную угрозу для текущего положения британского государства как культурного полюса силы представляют системные конкуренты, которыми для Лондона являются Китай и Россия.
Москва и Пекин также вкладывают существенные средства для расширения своего культурного влияния с целью продвижения своих национальных интересов на мировой арене. В перспективе это может привести к ослаблению британской «мягкой» силы в наиболее значимых для Британии точках мира, к которым относится в том числе Европейский регион. Поэтому для сохранения существующего положения вещей Лондон в долгосрочной перспективе будет концентрировать свои усилия в четырех областях:
- — СМИ и культура (для транслирования британской культуры за рубеж);
- — образование (привлечение иностранных студентов и формирование у них британских ценностей);
- — спорт (спортивные соревнования рассматриваются как площадка для расширения сотрудничества с другими странами и транслирования британской культуры);
- — связи между людьми (расширение культурных связей между британцами и соотечественниками за рубежом, привлечение иностранных туристов для формирования положительного образа Британии в других странах).
Рассматривая интересы Великобритании в Европейском регионе, стоит отметить, что после выхода государства из состава ЕС Лондон стремится сохранить сотрудничество с европейскими партнерами в экономической, политической и других областях, где это соответствует его национальным интересам. Об этом свидетельствует подписание 30 декабря 2020 г. Соглашения о торговле и сотрудничестве между ЕС и Великобританией (The EU-UK Trade and Cooperation Agreement). В доктрине внешней и оборонной политики данное соглашение рассматривается как основа для защиты британских экономических интересов в странах европейского союза. Среди наиболее важных партнеров в Европейском регионе Лондон выделяет «Большую тройку» ЕС, включающую Германию, Францию и Италию.
Главными фактором интереса Лондона к Берлину является военное и политическое сотрудничество. Также Германия рассматривается как один из важнейших финансовых европейских партнеров, с которым у Британии имеются глубокие экономические связи. Доктрина внешней и оборонной политики предусматривает, что Великобритания продолжит наращивать двусторонние отношения с ФРГ в экономической, политической и военной сферах. Одним из шагов в этом направлении стало подписание 30 июня 2021 г. Совместной декларации о сотрудничестве во внешней политике и политике безопасности (Joint Declaration on foreign and security policy cooperation). В данном документе страны зафиксировали тесное двустороннее сотрудничество по вопросам внешней политики и политики безопасности, а также заявили о стремлении к евроатлантической безопасности и приверженности миропорядку, основанному на правилах (rules-based order). Также в совместной декларации было установлено, что Великобритания и Германия имеют общее стратегическое видение на ряд международных вопросов, среди которых можно выделить следующие:
I. Россия квалифицируется как угроза европейской безопасности, для противодействия которой планируется расширить сотрудничество с евроатлантическими партнерами в военной сфере.
II. Лондон и Берлин полностью поддерживают суверенитет и территориальную целостность Украины, а также продолжение Минского процесса, декларируя целью достижение мира и стабильности в регионе.
Обе страны стремятся к укреплению миропорядка, основанного на правилах (rules-based order), посредством многостороннего сотрудничества и координации в ООН, G7, G20, ОБСЕ, НАТО.
III. Обе страны стремятся к наращиванию взаимодействия с США для обеспечения европейской и международной безопасности.
После начала проведения Россией 24.02.2022 специальной военной операции на Украине Великобритания и Германия полностью поддержали позицию киевского режима. Союзники начали оказывать Киеву всестороннюю поддержку, включающую большие финансовые вливания в украинскую экономику. Особенно явно данная помощь была выражена в военной сфере. Обе страны начали предоставлять ВСУ значительные объемы вооружений и военной техники, а также обучать украинских военных на своей территории. Общие усилия для поддержки Киева привели к дальнейшему развитию германо-британского сотрудничества в военной области.
Следующим шагом в этом направлении стало подписание 24 июля 2024 года Совместной декларации о расширении оборонного сотрудничества между Германией и Соединенным Королевством (Joint Declaration on Enhanced Defence Cooperation between Germany and the United Kingdom). В документе Лондон и Берлин заявили о том, что они вступили на путь расширенного партнерства и оборонного сотрудничества с целью содействия стабильности на восточном фланге НАТО и Европе в целом в качестве ответа на меняющиеся угрозы безопасности. Приоритетными целями партнеров заявлены развитие европейского оборонно-промышленного комплекса, а также приверженность усилению научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы в ВПК, наращиванию его мощностей. Кроме того обе страны планируют наращивать оперативную совместимость между немецким бундесвером и вооруженными силами Соединенного Королевства.
Согласно доктрине внешней и оборонной политики 2021 г. другим важным союзником в Европе для Великобритании является Франция. Париж представляет собой давнего партнера британского государства в области безопасности. Анализ внешней политики Лондона показывает, что Соединëнное Королевство и в дальнейшем планирует развивать экономическое, политическое и военное сотрудничество с Французской Республикой. Союзнические взаимоотношения Великобритании и Франции будут базироваться на подписанных 2 ноября 2010 г. Соглашениях Ланкастер-Хауса (the Lancaster House treaties). Соглашения включают два основных документа: «The treaty between the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and the French Republic for Defence and Security Cooperation» и «Treaty between the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and the French Republic relating to Joint Radiographic/Hydrodynamics Facilities». Основные положения данных соглашений заключаются в развитии сотрудничества между британскими и французскими вооруженными силами, строительстве совместных военных объектов, а также в обеспечении взаимного доступа на рынки военной продукции. Кроме этого, в соглашениях были заложены основы для создания британско-французских объединенных экспедиционных сил (Combined Joint Expeditionary Force), включающих развертываемые морской, воздушный, наземный и логистический компоненты. Помимо военного союзника Великобритания рассматривает Францию в качестве единомышленника в вопросах противостояния терроризму, сдерживания внешних угроз и поддержания международной безопасности. Британское государство полностью осознает важность военной кооперации с Францией, поэтому в доктрине внешней и оборонной политики сказано, что Лондон и Париж, единственные ядерные державы Европы, не могут представить себе обстоятельств, при которых угроза жизненно важным интересам одной из них не представляла бы собой угрозу жизненно важным интересам другой. Тем самым Соединенное Королевство подчеркивает свое намерение продолжить развивать высокий уровень взаимодействия с пятой республикой в военной области, основываясь на долгих продуктивных взаимоотношениях между странами.
Следующим важным направлением внешнеполитической деятельности Великобритании, указанным в ее доктринальных документах, является Италия. Обе страны являются членами таких международных форматов как «Большая семерка» (The Group of Seven) и «Большая двадцатка» (The Group of Twenty). Поэтому Соединенное Королевство видит в Риме прежде всего верного соратника при отстаивании национальных интересов на международной арене. При этом после Brexit Лондону удалось сохранить высокий уровень экономических отношений, которые основываются на озвученном ранее Соглашении о торговле и сотрудничестве между ЕС и Великобританией (The EU — UK Trade and Cooperation Agreement). Однако, в дополнению к данному соглашению, 8 февраля 2023 г. стороны подписали совместную Декларацию о намерениях укреплять сотрудничество в области экспорта и продвижения инвестиций (Dialogue on Export and Investment Promotion), которая стала первым итало-британским двусторонним документом между после выхода Великобритании из Евросоюза.
Согласно данному документу Лондон и Рим в целях развития двустороннего экспорта и создания условий для роста малого и среднего бизнеса обязуются организовать кооперацию между итальянским торговым агентством (The Italian Trade Agency) и департаментом бизнеса и торговли (The Department for Business and Trade) правительства Соединенного Королевства. Также декларация предусматривала выработку общей стратегии по развитию кредитной сферы путем совместных усилий в этой области со стороны итальянского (The Italian Export Credit Agency) и британского (UK Export Finance) экспортно-кредитных агентств. По мнению участников соглашения, данная совместная декларация позволит обмениваться передовым опытом и поможет выработать совместную политику в экономической сфере. В целом, анализируя заинтересованность Лондона в Риме как финансовом партнере, стоит отметить высокую степень двусторонних усилий в этом направлении. Оценивая политическое и военное итало-британское сотрудничество, налицо наращивание взаимодействия после начала проведения Россией специальной военной операции. Украинский кризис, как и в случае с Германией, заметно повысил уровень кооперации между западноевропейскими державами. Очередным этапом развития двусторонних отношений стало 27 апреля 2023 года, когда был подписан Меморандум о взаимопонимании между Великобританией и Италией (Memorandum of understanding between the UK and Italy). Стороны зафиксировали приверженность к защите открытого и стабильного миропорядка, безопасности в Европе и Евро-Атлантическом регионе. Укрепление диалога и стратегического сотрудничества в политической и экономической сферах было заявлено как один из приоритетов для совместных усилий в свете беспрецедентных вызовов, с которыми Лондон и Рим ныне столкнулись на глобальном уровне. В ходе итало-британского официального диалога главной угрозой европейской безопасности объявлена Россия. Для противодействия Москве союзники обещают продолжать поддержку Украины, в том числе, путем предоставления военной помощи и координации усилий в вопросах подготовки кадров ВСУ на своей территории.
С началом проведения Россией специальной военной операции на Украине политический ландшафт в Европе существенно изменился. Многие европейские страны, являясь членами блока НАТО, начали оказывать киевскому режиму существенные объемы военной и экономической помощи. Данный процесс сопровождался пересмотром их приоритетов во внешней и оборонной политике. Великобритания, полностью двигаясь в фарватере европейской повестки, не осталась в стороне от этого процесса.
В сентябре 2022 г. тогдашний премьер-министр Великобритании Лиз Трасс заявила о необходимости обновления доктрины внешней и оборонной политики 2021 г. По ее мнению, изменение документа должно было гарантировать, что Великобритания «идет в ногу» со временем и готова отвечать на возникающие угрозы. Следующим этапом развития доктринальных взглядов Лондона стала обнародование 13 марта 2023 г. правительством Риши Сунака «Обновлённого комплексного обзора 2023 г.» (Integrated Review Refresh 2023: Responding to a more contested and volatile world; далее – Комплексный обзор). Данный документ основывается на целях и внешнеполитическом видении, заявленных в Доктрине внешней и оборонной политики 2021 г. При этом он содержит обновленную оценку международной обстановки и угроз, с которыми может столкнуться Великобритания до 2030 г. В Комплексном обзоре сказано, что решение опубликовать его отражает темпы, с которыми менялся мир за последние два года. С британской точки зрения, в этот период произошел переход к многополярному, фрагментированному миру, что в свою очередь требует обновления приоритетов и основных задач в глобальном контексте. Самой серьезной угрозой национальной безопасности по-прежнему заявлена Россия. При этом указано, что обновление доктрины внешней и оборонной политики является прямым следствием действий Москвы на Украине. Лондон выражает опасения в связи с возникновением крупномасштабных боевых действий высокой интенсивности в Европейском регионе, который в документе назван «родным».
Отдельно подчеркивается, что риск эскалации конфликта сейчас выше, чем когда-либо прежде. Лондон считает, что безопасность в регионе теперь неразрывно связана с исходом конфликта на Украине. Поэтому в краткосрочной перспективе британским политическим классом были сформулированы следующие приоритеты национальной и внешней политики:
I. Устранение российской угрозы для европейской безопасности.
II. Поддержка Украины в военных и иных действиях по защите суверенитета.
III. Противодействие России в попытках добиться стратегического успеха в проведении специальной военной операции.
Для реализации своих внешнеполитических устремлений Лондон планирует продолжить тратить более высокую долю своего ВВП на оборону, чем большинство его партнеров по НАТО. В Комплексном обзоре впервые говорится, что страна будет повышать свои военные расходы до 2,5% ВВП, насколько позволяют финансовые и экономические обстоятельства. Великобритания намерена сохранить лидирующие позиции в НАТО и продолжить модернизацию своих вооруженных сил с учетом опыта конфликта на Украине.
Оценивая отношения со странами европейского региона, в Комплексном обзоре отмечено, что двусторонние отношения Великобритании с такими государствами, как Украина, Польша и страны Балтии, в настоящий момент выше, чем когда-либо за последние десятилетия. Также Лондон высоко оценивает уровень сотрудничества с ЕС, Францией, Германией и Италией по вопросам антироссийских санкций и всесторонней поддержки Украины. При этом британское государство намерено продолжить выбранный вектор внешней политики в будущем, выстраивая прочные отношения со своими европейскими союзниками.
В целом, анализируя внешнеполитические шаги Великобритании становится очевидно, что Лондон, перестав быть субъектом Евросоюза, определяет своë влияние в Европе как один из главных приоритетов своей национальной политики. Страна планомерно расширяет сферы двустороннего сотрудничества с европейскими странами, а также выстраивает сеть двусторонних военно-политических союзов с целью создания условий для отстаивания своих интересов и поддержания имиджа одного из главных центров силы в Европе. При этом Соединенное Королевство наращивает свое участие в политике, проводимой блоком НАТО. Являясь одной из стран-основательниц данной организации, Великобритания определяет альянс как основу безопасности в евроатлантическом регионе и рассматривает 5 статью Североатлантического договора в качестве главного сдерживающего фактора от внешних угроз. Исходя из предпринимаемых Великобританией действий, можно предположить, что Лондон в долгосрочной перспективе планирует продолжить политику поддержания своего влияния в рамках структур НАТО, стремясь сохранить при этом высокий уровень совместной кооперации с европейскими странами. Для выполнения этой цели Великобритания, как крупнейший оборонный спонсор альянса в Европе, будет планомерно наращивать оборонный бюджет и повышать уровень взаимоотношений со странами региона, используя как предлог конфликт на Украине.
Список литературы
- Годованюк К.А. Внешняя политика «Глобальной Британии»: особенности «суверенного» атлантизма. Современная Европа, 2021, № 6, с. 30‒41. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope620213041
- Ананьева Е.В., Годованюк К.А. (2021) Стратегия национальной безопасности Великобритании. Аналитические записки Института Европы РАН. № 5 (№ 235). С. 1‒7. DOI: http://doi.org/10.15211/analytics52021
- Global Britain in a Competitive Age: the Integrated Review of Security, Defence, Development and Foreign Policy. 2021. – URL: https://www.gov.uk/government/publications/global-britain-in-a-competitive-age-the-integrated-review-of-security-defence-development-and-foreign-policy
- Defence in a competitive. 2021. – URL: https://www.gov.uk/government/publications/defence-in-a-competitive-age
- Integrated Review Refresh 2023: Responding to a more contested and volatile world. – URL: https://www.gov.uk/government/publications/integrated-review-refresh-2023-responding-to-a-more-contested-and-volatile-world
- The EU-UK Trade and Cooperation Agreement. – URL: https://commission.europa.eu/strategy-and-policy/relations-united-kingdom/eu-uk-trade-and-cooperation-agreement_en
- Joint Declaration on Enhanced Defence Cooperation between Germany and the United Kingdom. 2024. – URL: https://www.gov.uk/government/news/joint-declaration-on-enhanced-defence-cooperation-between-germany-and-the-united-kingdom
- UK–France Summit 2010 Declaration on Defence and Security Co-operation.– URL: https://www.gov.uk/government/news/uk-france-summit-2010-declaration-on-defence-and-security-co-operation
- UK-Italy ministerial dialogue on export and investment promotion. 2023. – URL: https://www.gov.uk/government/publications/ministerial-dialogue-on-export-and-investment-promotion-between-the-uk-and-italy/uk-italy-ministerial-dialogue-on-export-and-investment-promotion
- Memorandum of understanding between the UK and Italy. 2023. – URL: https://www.gov.uk/government/publications/memorandum-of-understanding-between-the-uk-and-italy