Политико-правовые и социально-экономические аспекты воссоединения Республики Крым и города-героя Севастополь с Россией
Как и 160 лет, а также 70 лет назад, можно без преувеличения сказать, что в настоящее время всё внимание России и мировой общественности приковано к Севастополю и Крыму. Легендарный город-герой и, не менее легендарная Республика Крым, в очередной раз встали на защиту русского мира и, по большому счёту, российской государственности. Не подчинившись самопровозглашенному руководству Украины, пришедшему к власти в результате вооруженного переворота, Республика Крым и город-герой Севастополь подняли российский флаг.
21 марта 2014 года по итогам состоявшегося ранее, 16 марта, референдума в г. Севастополе и на территории Республики Крым были образованы два новых субъекта Российской Федерации в составе 9-го федерального округа‒ Крымского.
В результате сложилась новая геополитическая реальность. Россия фактически вернулась на Черное море в качестве полноправного субъекта международных отношений, с мнением и позицией которой придется считаться по всем региональным вопросам, в том числе в области безопасности, экономической деятельности, мореплавания и т.д. Открываются и новые возможности для социально-экономического развития Крымского федерального округа и Российской Федерации в целом, а также для отдыха и туризма, которые должны прийти на смену военному туризму, осуществлявшемуся под эгидой НАТО и, в первую очередь, ВМС США. В этом плане, конечно же, можно понять едва ли не истеричную реакцию руководства этих структур на воссоединение Крыма и Севастополя с Россией.
Столько сил и средств было вложено по вовлечению Украины и в НАТО, освоению ее военной инфраструктуры, созданию положительного имиджа Североатлантического альянса среди украинского населения и другим аналогичным акциям. Курортные зоны Крыма, например, были увешаны билбордами «НАТО + Украина = безопасность». В самом Севастополе был открыт филиал всеукраинской организации «Содействие НАТО». И вдруг в одночасье перспектива закрепиться в стратегически значимом регионе Черного моря – в Крыму для США и НАТО оказалась несбыточной химерой. Не помог даже вооруженный переворот в Киеве, приведший к власти марионеточное пронатовское руководство. Хотя, скорее именно это и стало катализатором событий в Крыму, в Севастополе, а также в ряде областей юго-востока Украины, которые не захотели быть «разменной монетой», платой за лояльность очередных «цветных» властей Украины своим закордонным кураторам.
Что касается российских граждан, то та волна поддержки севастопольцев и крымчан, прокатившаяся по всей стране является свидетельством негативного отношения к произволу партийных функционеров в решении вопросов территориально-государственного разграничения, которое фактически разделило наших сограждан.
Социально-политической реальностью является то, что самым разделенным (дисперсным) народом в мире оказался русский народ, более 25 миллионов, проживают за пределами России. При этом в эту цифру не входят наши соотечественники других национальностей, которые в новых независимых государствах относят к категории русскоговорящих. Из них порядка 2 миллионов – в Крыму и Севастополе.
Сама по себе передача Крыма и Севастополя в состав Украины, оформленная решением заседания Президиума ЦК КПСС 25 января 1954 года (п.11 протокола №49) являлось проявлением незаконного, неправомерного решения судьбы жителей этих регионов России. Это был своего рода «подарок» ЦК КПСС ЦК Компартии Украины в ознаменование 300-летия Переяславской рады, принявшей решение об объединении территории Украины, находящейся под властью запорожских гетманов (Гетманщины) с Россией.
Юридически это было оформлено Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» от 5 февраля 1954 года.
При этом в самом Постановлении фактически отсутствовала внятная мотивировочная часть, а наличествует лишь ссылка на «общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР». В тот же день, 5 февраля 1954 года, было издано аналогичное Постановление Совета Министров РСФСР № 156.
19 февраля 1954 года упомянутое Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР было вынесено на рассмотрение заседания Президиума Верховного Совета СССР, который в тот же день принял Указ о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР.
26 апреля 1954 года был принят Закон СССР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР», внесший соответствующие изменения в ст. 22 и 23 действовавшей тогда Конституции СССР. Симптоматично, что в нем, как и в Указе Президиума Верховного Совета СССР, буквальная и недвусмысленная директива о передаче Крымской области в состав УССР и утверждении изменения границ между РСФСР и УССР отсутствует. Тем не менее, 2 июня 1954 года вопрос о Крымской области рассматривался на сессии Верховного Совета Российской Федерации. Однако речь шла уже не о согласии или несогласии РСФСР на изменение статуса Крыма, а о приведении Конституции РСФСР в соответствие с Конституцией Союза ССР, согласно которой с момента выхода упомянутого выше Закона СССР от 26 апреля 1954 года Крым стал частью Украины.
Таким образом, даже правовые акты, оформившие изменение статуса Крыма, фактически противоречили действовавшему на тот момент в СССР конституционному законодательству.
Противозаконным были и действия других наследников партийных функционеров начала 50-х – лидеров бывших советских республик, которые в стремлении наделить себя президентскими полномочиями упустили тот факт, что г. Севастополь являлся городом центрального подчинения и никакого отношения к Украине не имел, даже с учетом неправомерной передачи Крымской области в ее состав. Тем не менее, об этом, также как и жителях и Крыма и Севастополя, в период смуты начала 90-х годов XX столетия попросту не думали, да и не хотели думать. Поскольку едва ли может укладываться в сознание здравомыслящих политиков тот факт, что людей просто передают из одного государства в другое «как мешок картошки». Такого не было в России даже во времена крепостного права. И уж тем более этого не должно быть во времена, когда права человека, прав наций на самоопределение признаны высшей ценностью, гарантированы и закреплены в основополагающих нормах и принципах международного права.
Поэтому возвращение Республики Крым и города-героя Севастополь в состав России является актом восстановления исторической справедливости для миллионов наших сограждан.
События 60-летней и почти 24-летней давности должны стать уроком для политиков и России, и Украины, да и для всего мирового сообщества о недопустимости произвольного очерчивания границ в судьбах людей.
Выводы должны быть сделаны и из другого неправомерного решения, касающегося политических репрессий как отдельных граждан, так и целых народов.
Для Крыма, так же как и для всей России, по-прежнему незаживающей раной является насильственное выселение с его территории крымских татар. Порочная практика политических репрессий, получившая развитие в 20-40-ые годы XX столетия, использовавшаяся для укрепления партийного режима в СССР крайне негативно сказалась не только в судьбах отдельных представителей репрессированных народов, но и в целом для государственных устоев России. Правомерно в этой связи отметить, что в бывшем СССР фактически не было ни одного народа, который так или иначе не пострадал от политических репрессий.
Одним из первых и в наибольшей степени от них пострадал русский народ – составляющий ядро российской государственности. И в силу этого именно против него и были направлены основные репрессии в виде «расказачивания», «раскулачивания» и аналогичных им кампаний. Пострадал от политических репрессий и украинский народ. Примечательно, что представителем высшей (партийной) власти на Украине, организовывавшей в этот период на ее территории репрессии был никто иной, как Н.С. Хрущев.
Неслучаен, по всей видимости, и тот «царский подарок», который он в последующем сделал Украине в виде передачи в ее состав Крыма. Тем самым, бывший первый секретарь КПУ фактически пытался себя реабилитировать в глазах украинцев, правда, реабилитировать за чужой счет, за счет судеб миллионов крымчан.
Но если русский, украинский и другие народы СССР подвергались скрытым латентным репрессиям, то крымско-татарский народ, также как чеченцы, ингуши, немцы Поволжья, турки-месхетинцы, карачаевцы, балкарцы, корейцы, финны-ингерманландцы подверглись поголовному репрессированию по национальному признаку.
Это, безусловно, преступление сталинского режима и оправдания этому нет и быть не может. И российское руководство признало это еще на рубеже 80-90-х годов XX столетия. Тогда же в Российской Федерации был принят и закон «О реабилитации жертв политических репрессий», а также целый ряд других нормативных актов по политической и социальной реабилитации репрессированных народов. В целом можно сказать, что в стране, по сути, на протяжении почти четверти века реализуется политика реабилитации репрессированных в годы войны народов. И многое в этом плане уже достигнуто.
С воссоединением Крыма с Российской Федерацией в эти процессы реабилитации должен быть вовлечен и крымско-татарский народ. Задача по реализации наиболее значимых направлений его реабилитации поставлена в Послании Президента Российской Федерации 17 марта этого года.
Таким образом, крымско-татарский народ, также как и другие народы России будет вовлечен в процессы политической и социальной реабилитации. Этого не было, да не могло быть в то время, когда Крым входил в состав Украины. Не произошло бы этого и в случае если Крым оставался и далее в составе Украины, поскольку едва ли нынешнее руководство этой страны со ставкой на национал-радикалов заинтересовано в обеспечении права крымских татар на реабилитацию. Российская Федерация это право на политическую реабилитацию крымско-татарского народа гарантирует, что и было заявлено в Послании Президента Российской Федерации 17 марта 2014 года.
Это является следствием того, что в современной России нет места национальному ущемлению и национальному эгоизму. Сохранение мира и согласия между народами и представителями традиционных конфессий является одним из приоритетов государственной политики России, которая априори распространяется и на территорию Крыма и г. Севастополь. Любые же проявления национальной нетерпимости, национального эгоизма, попытки разрушения многонационального уклада российской государственности должны пресекаться.
Другим важнейшим направлением распространения суверенитета Российской Федерации на территорию Республики Крым и г. Севастополь является обеспечение их эффективного социально-экономического развития. Возможности для этого есть. В состав России вошли два потенциально эффективных в экономическом плане региона.
Обращает на себя внимание ряд заявлений международных и российских экспертов о том, что интеграция экономики г. Севастополь и Республики Крым негативно отразится на российской экономике.
Думается, что все эти заявления носят в большей степени ангажированный пропагандистский характер и выдают желаемое за действительное. Конечно же, ни МФВ, ни различного рода рейтинговые агентства не заинтересованы в эффективном социально-экономическом развитии ни Крыма, ни Российской Федерации в целом. Поэтому их прогнозы грешат негативными оценками и предположениями. Подобную же позицию, к сожалению, занимают и некоторые российские эксперты, рассматривая при этом исключительно затраты, которые должна будет понести Российская Федерации по интеграции экономики Крыма в общероссийскую. Думается, что данная позиция крайне ошибочна и не основывается на анализе возможностей экономической инфраструктуры Крыма и Севастополя, потенциал которых, в первую очередь, промышленный достаточно высок.
Особенно это касается предприятий военно-промышленного комплекса размещенных в г. Севастополе. Так, например, Севастопольский морской завод (СМЗ) до развала СССР являлся одним из крупнейших предприятий отечественного ОПК. Его история насчитывает более 230 лет. До 1990 года завод фактически являлся градообразующим предприятием, на котором работали более 11 тысяч человек. Главное направление деятельности СМЗ – судоремонт (порядка 65 % всех выполняемых работ). Помимо этого СМЗ производит оборудование для обработки грузов и буксировочное оборудование для гаваней, рек и каналов, элементы конструкции и сигнальные устройства для судов и лодок. Подъемное механизированное тяжелое оборудование, полиспасты, лебедки, краны. Завод является крупнейшим в Азово-Черноморском регионе, аналога которому нет ни в одной причерноморской стране, включая Украину и Турцию. Фактором, способствующим развитию предприятия большой опыт взаимодействия с российскими предприятиями, в частности с ООО ССЗ «Лазаревское адмиралтейство».
Другим уникальным предприятием, также оставшемся в наследство от СССР, является Севастопольский авиаремонтный завод. Завод производит капитальный ремонт, переоборудование и модернизацию различных типов вертолётов Ми-2, Ми-8, Ми-17 и Ка-29, Ка-32. Выполняет работы по продолжению ресурсов и сроков службы вертолётов типа «Ми» и «Ка», модернизацию вертолётов согласно документам, утверждённым конструкторскими бюро. Заказы на ремонт и модернизацию вертолетов поступают из Грузии, Индии (Ка-25), Йемена, Сирии, Болгарии, Сьерра-Леоне, Словении.
Очевидны перспективы развития и других предприятий Севастополя таких, например, как: завод «Муссон» (основная деятельность связана с производством изделий радиоэлектроники, промышленной электроники, машиностроения и другой продукции), завод «Маяк» (производит оборудование, конструкции и сигнальные устройства для судов и лодок, а также передающее и принимающее оборудование систем связи, телекоммуникации) и других предприятий.
Значительные ресурсы для развития есть и компании «Черноморскнефтегаз», базирующейся в столице Республики Крым г. Симферополе, обеспечивающей разведку и добычу нефти и газа в акватории Черного и Азовского морей, добычу углеводородов в Крыму. На балансе компании находится 17 месторождений, из которых 11 газовых, 4 газоконденсатных и 2 нефтяных. Помимо этого компания эксплуатирует расположенные на полуострове подземное хранилище газа Глебовское с общим объемом активного газа 858 млн. м3.
Перспективной может стать также добыча углеводородов в Прикерченской нефтегазовой зоне, находящейся на черноморском шельфе Крыма.
Интересным с экономической точки зрения является сельское хозяйство Крыма и виноградарство.
Все это в комплексе создает тот значимый экономический потенциал, который может и должен быть использован на благо жителей региона и в целом Российской Федерации. И тогда отдача будет иметь не только экономический, но и политический характер, демонстрируя историческую правоту по воссоединению Республики Крым и города-героя Севастополя с Россией.
Иванов Алексей Геннадьевич