Денацификация Украины

В Обращении к народу 24 февраля 2022 г. в связи с принятым решением о проведении специальной военной операции Президент Российской Федерации заявил, что ее цель – демилитаризация и денацификация Украины.

Интуитивно, на уровне здравого смысла каждый грамотный человек, казалось бы, знает смыл и содержание этих категорий. Но здравый смысл – стихийно складывающееся на основе повседневного опыта людей понимание и оценка объективных реалий – формируется на основе знания внешних событий и фактов. Он не улавливает проблему в целом, поскольку не видит их внутренние причинно-следственные связи и потому имеет отрывочный, фрагментарный и противоречивый характер. Для уяснения смысла и содержания обозначаемых заявленными терминами реальностей необходимо подняться на более высокий методологический уровень: прояснить причины их возникновения, внутреннюю структуру, формы и методы реализации, связи и взаимное влияние с другими явлениями социальной действительности и др.

В рамках одной статьи невозможно рассмотреть весь комплекс вопросов демилитаризации и денацификации. Выскажу несколько суждений о содержании и объеме этих категорий. Их источником являются логическое мышление и исторический опыт послевоенной денацификации прежде всего Германии, а также других государств гитлеровского блока. Они подсказывают, что следует делать на Украине, и чего делать не надо.

Суждение первое – расшифровка исходных понятий, придание им дефинитивной однозначности, определенности и ясности.Специальная военная операция – не война, но, как и война, имеет две цели: военную и политическую.

Военная цель – демилитаризация Украины: военный разгром, разоружение и расформирование всех ее вооруженных сил, разрушение ее военной инфраструктуры, демонтаж военных заводов, полное исключение возможности ведения страной военных действий. Провести демилитаризацию Украины, то есть лишить ее опасного для РФ военного потенциала невозможно в рамках только отдельных областей. Более того, реальность такова, что при уничтоженном военно-промышленном потенциалестраны ее милитаризация обеспечивается поставками военной техники коллективным Западом. И это ставит задачу их локализации и нейтрализации.

Правовым актом, закрепляющим демилитаризацию, является капитуляция, важная часть которой –деэтатизация и оккупация территории поверженного врага. Капитуляция в принципе возможна без оккупации, но это редкий, нетипичный случай.

В результате капитуляции государство лишается суверенитета, его территория оккупируется (при этом границы и территория государства могут быть изменены волей победителя, желанием местного населения[1]), верховная власть осуществляется специально назначенными лицами от имени победившего государства, которое определяет будущее политическое урегулирование. Политически мотивированные заявления в том числе официальных лиц типа «в наши планы не входит оккупация украинских территорий» или «Россия не собирается менять режим»[2] могут быть поняты. Но они находятся в противоречии с многократно повторяемыми заявлениями о том, что специальная военная операция будет доведена до конца, и если станут руководством к практическим действиям, демилитаризация и денацификация окажутся невозможными.

При сохранении на политической карте, хотя бы и урезанной территориально «незалежной» и неонацистской Украины, она останется источником военной угрозы России, для устранения которой предпринята специальная военная операция. Так, спикер Верховной рады Р. Стефанчук заявил, что Украина не будет изменять в конституции существующие пункты о намерении страны вступить в НАТО[3]. «Если Россия прекратит воевать завтра, война закончится. Если Украина прекратит воевать, Украины больше не будет», — заявил госсекретарь США Энтони Блинкен[4].

Соответственно этому и переговоры с киевским режимом возможны только об условиях и порядке капитуляции. Капитуляция власти и ее устранение – военный итог спецоперации и исходное условие достижения ее политической цели.

Политическая цель – установление мира на условиях, отвечающих национальным интересам победителя. В данном случае одним из основных условий является денацификация Украины – запрещение, развенчание и устранение из жизни идеологии и практики неонацизма, обретшего форму бандеровщины, выявление и наказание неонацистских преступников, в том числе политических и военных руководителей государства[5].

Денацификация – важнейшая, но не единственная задача переустройства неонацистского общества. По согласованному на Потсдамской конференции плану она была сопряжена с демократизацией – восстановлением гражданских свобод, многопартийных выборов и разделения властей и децентрализацией – передачей функций, ответственности, ресурсов и полномочий по принятию политических решений на средний и низший уровень (городов, посёлков и деревень).

Суждение второе – объект и содержание денацификации.

Объект денацификации – не свободные от неонацизма признанные Россией Донецкая и Луганская республики, а Украина. Денацификации подлежат не территория и производительные силы (они сами по себе всегда идеологически и политически нейтральны), не власть (ее структуры должны быть упразднены, а персоны заменены. Речь идет о сломе существующей государственной машины и создании новой), не режим (он должен быть разрушен, свергнут), не население (оно подлежит оценке относительно нацистской идентичности, которая покажет, что многие, очень многие, возможно большая часть населения не поражена неонацизмом, и в результате которой будут выделены группы, требующие разной реакции – от уголовной ответственности и люстрации до социальных, политических, кадровых преференций.).

Денацификации подлежит общество, которое понимается не как случайная механическая совокупность человеческих индивидов или народонаселение конкретной территории. К. Маркс подчеркивал, что общество «не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся в отношении друг к другу»[6]. Как таковое, оно представляет собой систему с упорядоченными связями, с собственной структурой и логикой развития. Его слагаемыми являются, по Марксу, базис и надстройка, в более детализированном перечне: социальные институты и установления, системы и организации, общественное сознание и поведенческие стереотипы и т. д.Соответственно, содержание денацификации заключается в разрушении неонацистской системы ценностей и отношений и внедрениидемократических принципов и норм.

Поэтому теоретически точно следует говорить о денацификации не Украины, а на/в Украине.Денацификации подлежит украинское общество на всей ее территории. Любая ее часть, если сохранится под политическим контролем нынешней неонацистской власти, останется в качестве антироссийского и русофобского очага.

Суждение третье – субъект денацификации.

Неонацизм сам себя денацифировать не может и не будет. При сохранении на Украине или ее части нынешней власти их денацификация невозможна в принципе. Ее могут проводить только внешние по отношению к ним силы. Поэтому практический смысл приобретают вопросы, которые, например, украинский политолог Р. Ищенко формулирует в тревожно-фобической коннотации: «Если же сделать ставку на блицкриг с полным демонтажем украинской государственности, то возникают вопросы: что дальше и кто возьмет на себя ответственность за дальнейшую судьбу разоренной и погрязшей в долгах территории с озлобленным расколотым населением. Где взять адекватных управленцев? Кто будет отвечать за поддержку нового режима, жизнеспособность которого будет не выше старого?»[7]

Напрасная озабоченность, зряшная тревога. Во-первых, В.В. Путин в первых числах марта предупредил Киев о возможности (опасности) именно такой перспективы. Если власти Украины, сказал он, будут продолжать антироссийскую политику, то «встанет вопрос о будущем украинской государственности»[8].

Во-вторых, как свидетельствует исторический опыт, в побежденной странегосударственная машина подвергается «полному демонтажу».В ней функции государственного управления возлагаются на специально создаваемые структуры победившего государства. В советской зоне оккупации это была Советская военная администрация в Германии – орган, созданный 6 июня 1945 г., напрямую подчинявшийся Совету народных комиссаров. СВАГ заменила органы государственного управления, и осуществляла власть по инструкциям своегоправительства.Предусмотренная Постановлением СНК СССР ее структура включала 20 отделов[9] и имела свои подразделения на местах: 5 управлений в провинциях и землях зоны и Управление военного коменданта Советского сектора оккупации Берлина, которым, в свою очередь, подчинялись окружные, районные и городские военные комендатуры.

Параллельно с военной администрацией создавался и собственный германский управленческий аппарат. 20 апреля 1945 г. было принято распоряжение о создании на занятой советскими войсками территории Германии немецкой администрации, подконтрольной советским военным властям[10]. Гражданской администрации поручалось решение таких неотложных задач как ремонт транспорта, увеличение добычи угля, подъем производства сельскохозяйственной продукции, ремонт жилья и восстановление коммунальных предприятий и коммуникаций.

По аналогии с прошлым на освобождаемых территорияхУкраины должны действовать российская военная администрация и под ее контролем местная гражданская администрация. В настоящее время эту новую организацию власти называют военно-гражданской администрацией.

В-третьих, по завершению денацификации на месте скомпрометированной и подвергшейся слому государственной машины создается новая государственность.Имея в виду геополитический статус Крыма, ДНР, ЛНР и, возможно, список не закончен, другие регионы нынешней Украины, она формируетсяв новых государственных границах и с новой юрисдикцией.Когда и в какой форме это произойдет, покажет время.

Опыт уже освобожденных территорий, показывает, что на Украине много здоровых сил, не только не пораженных неонацизмом, но прямо враждебных ему. Именно им не сразу, но достаточно быстро будет передана вся полнота власти, именно на них ляжет груз кропотливого процесса полной денацификации общества и «ответственность за дальнейшую судьбу разоренной и погрязшей в долгах территории».

Суждение четвертое – меры и методы денацификации Украины.

Денацификация – процесс сложный, многоплановый и многоэтапный. Его суммарный итог – переформатирование украинского общества, полное очищение его политики, экономики, культуры от влияния неонацистской идеологии, упразднение основанных на них и создания новых институтов армии, полиции, юриспруденции, образования, СМИ, гражданского общества.

Некоторые конкретные меры и методы этого были названы выше. Здесь, несколько повторяясь, и без претензии на полноту перечислю мероприятия, которые должны быть проведены на Украине после завершения специальной военной операции, сведя их в три группы.

Создание условий для становления новой государственности: отстранение от власти правительства В. Зеленского и всей правящей элиты; формирование на освобождаемых территориях военно-гражданских администраций, как временных органов государственной власти; отмена правовых актов, принятых с конца февраля 2014 г. («революции достоинства»), приостановка украинской юрисдикции (в советской зоне оккупации Германии была введена российская юрисдикция (юрисдикция Красной армии); организация комендантской службы и установление комендантского часа для охраны общественного порядка; сканирование населения относительно неонацистской идентичности, результатом которого станет выделение групп, требующих разной реакции – от уголовной ответственности до социальных, политических, кадровых преференций. В советской зоне оккупации Германии такими группами были: главные преступники, преступники 1-й степени, преступники 2-й степени, соучастники, невиновные; изъятие у населения оружия, бесконтрольно розданного киевским режимом; люстрация, прежде всего в системах юриспруденции, информации, образования, безусловное отстранение от педагогической деятельности преподавателей истории, языка и литературы; учреждение Международного военного трибунала (Нюрнбергский трибунал был создан решением четырех стран-победительниц) для рассмотрения дел по преступлениям против мира, против человечности, военным преступлениям (нарушение законов войны). Международному Суду подлежат не только лица, совершившие эти преступления, но и те, кто призывал к ним или оправдывал их.

Переформатирование гражданского общества: восстановление экономики, ликвидация последствий военных действий, развитие социальной инфраструктуры, направленной на формирование физически, интеллектуально, нравственно развитого, социально активного и ответственного гражданина; содействие развитию так называемого среднего класса, который в демократических странах составляет до 60% населения; установление режима, основанного на принципах правового государства, многопартийности и идеологического плюрализма; запрещение и роспуск националистических, экстремистских партий, движений, организаций; легализация и легитимация партий, движений, фронтов и других самодеятельных объединений населения, лояльных устанавливаемой государственной власти; поощрение создания и деятельности благотворительных фондов, творческих союзов, спортивных обществ, религиозных объединений граждан и т. д.

Формирование новой украинской идентичности.

Новая идентичность – не отрицание самобытного и самостоятельного существования украинской этнонациональной общности, отличной от других подобных образований. В ее основе – признание общего этногенетического корня и исторической общности украинского и русского народов[11], их геополитического единства и общей исторической судьбы. Она отторгает насаждавшиеся неонацистским режимом домыслы об исторической древности и эксклюзивности украинцев (древние укры вырыли Чёрное море), их европейской природе и сущности («Украина цэ Европа»), и извечной естественной агрессивной русофобии («москаляку на гиляку»).

Превращение так понимаемой украинской самости в мейнстрим, то есть господствующие в общественном сознании научно обоснованные, историей доказанные и политически выверенные представления не может произойти в одночасье и потребует большой политико-организационной, научно теоретической, идейно воспитательной и др. работы: разоблачение антигуманной сущности и социальной пагубности неонацизма; запрещение, роспуск организаций, учреждений и институтов, ориентированных на нацификацию населения Украины; разработка и популяризация позитивной истории украинского народа; введение новых предметов, разработка и утверждение новых учебных программ, учебников истории, литературы и других гуманитарных наук в школах и вузах; формирование новой по содержанию, принципам, формам государственной информационной политики, строгая фильтрация информационных структур и ресурсов, закрытие (не переориентация) одних СМИ и учреждение (возможно, на их материально-технической базе и инфраструктуре) других, введение цензуры (в советскую зону оккупации с октября 1948 года было запрещено ввозить из западных зон любую литературу и периодические издания), блокирование неонацистских социальных сетей и блогеров; запрещение неонацистской символики, атрибутики в том числе речевой, ритуалов; ревизия топонимов, мемориалов, музейных и книжных фондов и т. п., очищение их от всего, что несет в себе связь с неонацизмом; учреждение социальных и материальных (гранты, премии, субсидии и т. п.) преференций противникам бандеровщины.

Одним из проявлений неонацизма является специфическое отношение к истории Второй мировой и Великой Отечественной войн. Оно, это отношение выражается в различной форме. Устами канцлера ФРГ О. Шольца заявлено о снятии ответственности с Германии за развязывание Второй мировой войны, во многих странах сносят и оскверняют памятники Красной армии, в мировом информационном пространстве муссируется кощунственная идея о тождестве германского нацизма и советского социализма, их равной вины в развязывании войны, Россия отстраняется от участия в мероприятиях памяти ее знаковых событий (открытие второго фронта, освобождение Освенцима, встреча на Эльбе и др.) и т. д. Задача состоит в том, чтобы вернуть в общественное сознание правдивую историю.

Суждение пятое – сроки денацификации.

Полная, планомерная и всесторонняя денацификация начнется после отстранения от власти неонацистского правительства и неонацистской правящей элиты. Но, во-первых, некоторые меры могут и должны быть предприняты заранее. Например, разработка актов, регламентирующих правовой режим в стране, подготовка учебников для школ и вузов, учреждение Международного трибунала, возбуждение уголовных дел по событиям преступления и в отношении конкретных лиц. Во-вторых, многие меры денацификации на территориях, перешедших под контроль сил специальной операции, начинают осуществляться по мере их освобождения от неонацистской власти.

Что касается конечного срока, он отодвинут во времени. Считается, что в советской зоне оккупации Германии она закончилась в 1948 г. 7 октября 1949 г. была образована Германская демократическая республика; 10 октября функции государственного управления СВАГ передала О. Гротеволю, первому главе правительства ГДР; 11 ноября юридические полномочия управления – министру юстиции ГДР М. Фехнеру. После образования ГДР денацификация была целиком отдана в ведение немецкой стороны.

Проблема однако в том, что считать полной денацификацией и возможна ли она. После войны нацизм был уничтожен до корня, но он не был выкорчеван и дал ростки. Вопрос о том, возможно ли его выкорчевать в принципе, остается открытым. Как с преступностью или с терроризмом: предупреждать их, бороться с ними, противодействовать им – святое дело, но никто не ставит вопрос их искоренения. Победить нацизм и изжить его – не одно и то же.

В начале 50-х среди учителей общих и средних школ ГДР было 20 тысяч бывших членов НСДАП. В середине 50-х в правящей партии ГДР СЕПГ насчитывалось около 150 тысяч бывших нацистов или 43,1 % ее общей численности[12]. Как известно теперь, в Западной Германии среди министров и статс-секретарей насчитывалось 20 членов НСДАП, в генералитете бундесвера — больше 100, среди судей и прокуроров — 900 человек[13].

В Советском Союзе недобитые фашисты и националистическое подполье развернули антисоветскую партизанскую войну, которая в тлеющем виде продолжалась до середины 1950-х годов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1955 г. была объявлена амнистия советских граждан, осужденных за преступное сотрудничество с оккупантами. В 1955–1956 гг. из мест лишения свободы вышли десятки тысяч человек, с них была снята судимость. Тем самым феномен легиона ваффен СС, Украинской повстанческой армии и т. п. формирований был оправдан как таковой. В результате преступники не просто вышли на свободу, но оставаясь врагами государства обрели статус добросовестных граждан. И если не они, то их дети и внуки преуспели и пришли к власти на Украине – в виде необандеровцев, в России – в обличье либералов.Сегодня в Прибалтике и на Украине их участники на официальном уровне признаны борцами за независимость и возведены в ранг героев. А они и их идеология стали фактором, определяющим государственную политику. И это должно быть уроком, показывающим, чем чревато недоведение денацификации до конца.Урок в том, что по отношению к коллаборантам, пятой колонне ни толерантность, ни снисходительность недопустимы.

Нельзя не согласиться с Ю. В. Рубцовым, который утверждает, что ныне проводимая специальная военная операция является логическим завершением Великой Отечественной войны[14], с А. Сосновским, заявившимв телепрограмме В. Соловьева, что события Украины являются результатом того, что Нюрнберг не был закончен.

Суждение шестое –демилитаризация и денацификация Украины – не самоцель, но локализованная в пространстве и времени геополитическая проблема глобального масштаба, сформулированная Россией 15 декабря 2021 г. – становления нового мирового порядка. Специальная военная операция Вооружённых сил России на территории Украины – предельно острая фаза сражения схватки двух геополитических полюсов, которое идет не с Украиной и даже не за Украину, оно – за переустройство мира. По сути, коллективный Запад, формально либеральные европейские государства, создав из Украины проект Антироссия в едином порыве встал на путь легализации и легитимации нацизма. Его противодействие специальной военной операции, защита неонацистской Украины доказывает идеологическое и политическое родство с ним.

 «Существующая модель капитализма, а это сейчас основа общественного устройства в подавляющем большинстве стран, исчерпала себя. В ее рамках нет больше выхода из клубка все более запутанных противоречий»[15]. Оставим вопрос без ответа: будет найдена новая модель (неокапитализм) или сформируется иная система (посткапитализм). Однако в любом случае неотъемлемой частью обновления миропорядка является полное исключение из социальной практики нацистских идей и принципов, в последние годы «вдруг» получивших легитимацию и легализацию на Западе. В новом проекте мира будут определены условия, позволяющие держать в узде праворадикальные силы и не позволить им получить власть в свои руки.

По завершении специальной военной операции России и ее союзникам предстоит большая работа по полному искоренению метастазов нацизма в мире и в самой России. В нашей стране, говорит В.В. Путин, в повестку дня встает естественное и необходимое самоочищение общества от так называемой пятой колонны, национал-предателей[16].

Бельков Олег Алексеевич


  1. На территории третьего рейха возникло три государства: ФРГ, ГДР и Австрия, кроме того, значительные его земли (Судетская область, Кенигсберг, части Западной Пруссии, Силезии, Восточная Померания и др.) отошли другим государствам. Что касается Украины, то ее территориальное будущее предсказать трудно. Но уже сейчас новая администрация Херсонской области ставит вопрос о вхождении региона в состав России. (В Кремле заявили, что жители Херсонской области должны сами решить вопрос о вступлении в Россию // https://www.rline.tv/news/2022-05-11-v-kremle-zayavili-chto-zhiteli-khersonskoy-oblasti-dolzhny-sami-reshit-vopros-o-vstuplenii-v-rossiyu/ Дата обращения 11 мая 2022 г. С другой стороны, секретарь генерального совета партии “Единая Россия” Андрей Турчак заявил, что Россия пришла в Херсонскую область навсегда (Рябова Д. Турчак: Россия останется в Херсонской области навсегда// https://ura.news/news/1052551360?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop. Дата обращения 6 мая 2022 г) н заявил, что нет никаких сомнений в том, чтоХерсонская область Украины и «освобожденные» территории Луганской и Донецкой народных республик войдут в состав России. (Турчак выразил надежду на вхождение ДНР, ЛНР и Херсона в состав России// www.rbc.ru/rbcfreenews/6296c07c9a79477dd0c24f97. Дата обращения 1 июня 2022 г.) Народный сход жителей Розовского района Запорожья обратился к руководству соседней ДНР с просьбой принять их в свой состав (https://www.vesti.ru/article/2707220. Дата обращения 19 апреля2022 г.).
    Местные власти Запорожской области приняли решение о проведении референдума по присоединению к России, который пройдет в текущем году. (В Запорожской области анонсировали референдум по присоединению к России. https://lenta.ru/news/2022/06/08/referendum
    Есть основания полагать, что и другие административные единицы могут последовать их примеру. Глава МИД РФ С. Лавров, отвечая на вопрос журналиста, можно ли сейчас говорить о будущем включении в состав России украинских регионов, ответил: «Будем исходить из того, что граждане Украины сами будут определять свою судьбу. Решать им, а не кому-то другому». (Станет ли юг Украины частью России – Лавров// https://crimea.ria.ru/20220427/stanet-li-yug-ukrainy-chastyu-rossii–lavrov.
  2. https://ria-ru.turbopages.org/turbo/riaru/s/20220224/plany-1774620742.html; https://nsn-fm.turbopages.org
  3. https://ria.ru/20220425/nato-1785279343.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop. Дата обращения 25 апреля 2022 г.
  4. https://ria.ru/20220519/blinken-1789585975.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop. Дата обращения 19 мая 2022 г.
  5. Гитлер и Геббельс, не соверши они самоубийство, сидели бы на скамье подсудимых Нюрнбергского трибунала, который приговорил бы их к смертной казни через повешение. У В. Зеленского и его клики три варианта будущего: суицид или «героическая» гибель, трибунал, бегство за границу с возможным образованием мертворожденного «правительства в изгнании».
  6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1. С. 214
  7. Политолог пояснил, чем России грозит полный демонтаж государственности на Украине// https://rbnnews-ru.turbopages.org/rbnnews.ru/s/2021/12/06/politolog-poyasnil-chem-rossii-grozit-polnyj-demontazh-gosudarstvennosti-na-ukraine/. Дата обращения 6 декабря 2021 г.
  8. Встреча с представительницами лётного состава российских авиакомпаний// http://kremlin.ru/events/president/news/67913. Дата обращения 5 марта 2022 г.
  9. 1. Штаб, 2. Управление комендантской службы, 3. Военный отдел, 4. Военно-морской отдел. 5. Военно-воздушный отдел, 6. Политический отдел, 7. Промышленный отдел, 8. Сельскохозяйственный отдел, 9. Отдел торговли и снабжения, 10. Транспортный отдел, 11. Отдел топлива. 12. Финансовый отдел, 13. Отдел связи, 14. Отдел внутренних дел, 15. Отдел народного образования, 16. Отдел здравоохранения, 17. Правовой отдел, 18. Отдел рабочей силы, 19. Отдел по репатриации, 20. Отдел по репарациям и поставкам.
  10. Постановление от 2 мая 1945 г. «О назначении и обязанностях уполномоченных НКВД – зам. командующих фронтами по управлению гражданскими делами на территории Германии» фактически возлагал на НКВД ответственность за гражданскую администрацию в Германии НКВД. Его уполномоченные руководили назначением немецких бургомистров городов и районов, сельских старост, начальников полиции, прокуроров и судей. Всю работу по подбору и подготовке немецких кадров проводило Управление по антифашистской работе (7-е управление) Главного политического управления Красной армии и 7-е отделы политуправлений фронтов.
  11. Древнерусская народность, или древнерусский этнос – единая этническая общность, которая, согласно распространённой в исторической науке концепции, сформировалась на протяжении X—XIII веков в Древнерусском государстве в процессе этногенеза преимущественно из восточнославянских союзов племён, а также финно-угров, балтов и скандинавов. Основная часть населения Древней Руси. В рамках данной концепции считается, что все три современных восточнославянских народа – белорусы, русские и украинцы – возникли в результате постепенного распада единой народности. Концепция древнерусской народности, говорившей на общем для всех древнерусском языке, имеет как сторонников, так и противников. (https://ru.wikipedia.orgE%D1%81%D1%82%D1%8C).
  12. urik_l. Мнение: Схема денацификации Украины. Кого «вычистят»// https://rurik-l.livejournal.com/4603853.html. Дата обращения 27 февраля 2022 г.
  13. Сосновский А.В. Социалистическая теплица. Нацистская символика снова в моде// Огонек, 2007, № 19. С. 9. Электронный ресурс: https://www.kommersant.ru/doc/2298872.
  14. Рубцов Ю.В. Операция по денацификации Украины есть логическое завершение Великой Отечественной войны https://interaffairs.ru/news/show/34714. Дата обращения 11 апреля 2022 г.
  15. Заседание дискуссионного клуба «Валдай» 21 октября 2021 года// http://kremlin.ru/events/president/news/66975.
  16. Путин В.В. Совещание о мерах социально-экономической поддержки регионов 16 марта 2022 года. http://kremlin.ru/events/president/news/67996.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *