Ультиматумы «мирного плана» президента Порошенко
Ровно 73 года назад 22 июня 1941 года первые авиационные бомбы фашистской Германии были сброшены на Киев и другие украинские города. Началась Великая Отечественная война. Сегодня авиационным и артиллерийским ударам подвергаются города и селения юго-востока Украины. Так же, как и в июне 1941 г., гибнут мирные люди, разрушаются дома, уничтожается социальная инфраструктура, сотни тысяч мирных украинских граждан вынуждены покидать свои жилища и искать спасения, убежища и крыши над головой на территории соседнего государства – России.
Только на этот раз жителей юго-востока Украины (русских, украинцев, греков и представителей других национальностей) уничтожают и изгоняют из родных домов и селений не германские или румынские солдаты, а свои же сограждане из состава подчиненных Киеву силовых структур – вооруженных сил, национальной гвардии, наемников и вооруженных формирований украинских националистов. Вдохновителем и руководителем этой масштабной акции являются киевские власти. По версии Киева, эти силы проводят «антитеррористическую операцию» против «сепаратистов» и «террористов» Донбасса, т.е. населения этого региона, активно выступившего против реализуемой киевской хунтой политики насилия и геноцида собственного народа.
Мы уже не задаемся вопросами о причинах возникшего на Украине военно-политического кризиса, который за два месяца приобрел характер гражданской войны. На эти вопросы уже получены исчерпывающие ответы. Нас интересуют перспективы дальнейшего развития этого кризиса. Поскольку эти события происходят в соседней Украине, непосредственно у российских границ и создают для России вполне конкретные обременения, вызовы и угрозы, Москва не может быть не заинтересованной в быстрейшем мирном, политическом урегулировании ситуации в соседнем государстве. Но урегулировании справедливом, с учетом всех сложившихся реалий и интересов противоборствующих сторон. Я уже не говорю о том, что на России, как правопреемнице СССР и Российской империи, лежит историческая и моральная ответственность за безопасность людей, проживающих на юго-востоке и юге Украины. Не стоит забывать историю и обстоятельства передачи Россией Украине этих российских в прошлом территорий, как, впрочем, и Крыма. Политики в своих решениях и действиях могут руководствоваться своими соображениями, но мы, простые люди, при оценке происходящего должны руководствоваться в первую очередь понятиями российских государственных интересов, высокой морали, человечности, справедливости и готовности помочь страдающим людям.
Именно поэтому в России и в других странах с большим интересом ожидали первых решений новоизбранного президента Украины Петра Порошенко по вопросам, связанным с перспективами мирного урегулирования вооруженного конфликта на юго-востоке страны. Это Донецкая и Луганская области, провозгласившие себя независимыми от Киева народными республиками. Одновременно с обнародованием предложений Порошенко по «плану» урегулирования им было объявлено о недельном одностороннем прекращении огня в зоне конфликта.
Однако, обнародованный президентом Порошенко «план по «мирному урегулированию ситуации в восточных регионах Украины» не оправдывает этих ожиданий. Все 14 пунктов этого «плана» похожи скорее на пункты ультиматума противнику, нежели на реальные миротворческие инициативы. С содержанием этих пунктов можно ознакомиться в средствах массовой информации, в том числе в интернете. Приводить все их в этом комментарии не имеет никакого смысла. Там такая «каша», которую еще долго будут пытаться жевать обозреватели и политики, и все это будет только отвлекать внимание от реального решения главных вопросов военно-политического кризиса на Украине.
Похоже, что авторы этого «плана» очень спешили, чтобы к назначенному сроку представить его президенту на подпись. Есть люди, которые очень любят что-то подписывать, глубоко не вникая в суть подписываемых ими бумаг. Но в случае с «планом Порошенко», как мне представляется, речь может идти о целенаправленной попытке сегодняшнего Киева ввести в заблуждение украинских граждан и международную общественность относительно свих истинных намерений: продолжать подавление протеста, подготовить более масштабные силовые акции на юго-востоке страны, изгнать с территории Украины активную оппозицию и пророссийски настроенное население, дать в руки своих западных покровителей дополнительные политические и пропагандистские рычаги давления на Россию. Запад уже полностью поддержал «мирные» инициативы Порошенко. И этим все сказано.
С определенными оговорками они приняты и президентом России. У российского лидера, представляется, были совершенно «железные» аргументы в пользу этого политического шага. Во-первых, любые, даже очень плохие, предложения политического урегулирования лучше, чем продолжение войны. Путем переговоров любые плохие предложения и программы можно привести в приемлемый всеми сторонами вид. Если же этого не удастся сделать, можно продолжить борьбу. Во-вторых, для России очень важно, чтобы были прекращены военные действия на соседней приграничной территории, чтобы не гибли люди, чтобы не углублялась гуманитарная катастрофа, чтобы последствия событий на Украине не легли тяжким бременем на Россию. В-третьих, достаточно очевиден некий политический замысел украинской стороны столкнуть Россию с Западом в вопросе их отношения к «плану» политического урегулирования и заработать на этом дополнительные политическую поддержку и военно-экономические преференции со стороны Запада. Порошенко уже успел «пожаловаться» вице-президенту США Байдену, канцлеру Германии Меркель, президенту Франции Оланду и премьер-министру Великобритании Кемерону о несоблюдении «сепаратистами» юго-востока состояния прекращения огня, хотя достоверно известно, что инициатором в несоблюдении объявленного президентом Порошенко прекращения огня является именно украинская сторона.
Что касается политически лидеров Донецкой и Луганской народных республик, достаточно хорошо изучивших все повадки Киева, они ушли от того, чтобы легкомысленно принять «план» Порошенко. Сдаваться на милость «пана Порошенко» и принимать его «план» они не готовы. Они четко осознают все те опасности, которые подстерегают их, которое им доверяет и поддерживает их.
Однако, это не исключает переговорного пути, по которому при определенных условиях могут пойти самопровозглашенные республики юго-востока Украины. Но в «плане Порошенко» для них не отведено места. А это может означать лишь только то, что вооруженный конфликт будет продолжен до тех пор, пока в стране не появится политической силы, способной сделать конкретные шаги в направлении такого политического урегулирования кризиса, которое бы устроило все противоборствующие стороны.
Гушер Анатолий Иванович