США и НАТО готовятся к операциям в многодоменном пространстве

Подготовка НАТО к участию в многодоменных операциях осуществляется в рамках учений Defender Europe.

На заседании Военного комитета НАТО на уровне начальников генеральных штабов в начале 2023 года  главное внимание было уделено приведению в соответствие реалиям современности военных концепций Альянса «Краеугольный камень ведения боевых действий», «Концепции сдерживания и обороны в Евроатлантическом регионе» и «Программы развития военных действий». С учетом опыта специальной военной операции ВС РФ на Украине  начальники генеральных штабов (НГШ) НАТО, а также Швеции и Финляндии приступили к разработке предложений по актуализации концепций многодоменных операций, цифровой трансформации, оперативной сов­местимости,  развитию потенциала, военным запасам и логистике.

НГШ обсудили с оперативными партнерами по Силам для Косово (СДК) ситуацию на местах, обстановку в области безопасности и миссии KFOR, а также небоевую миссию НАТО и миссию по наращиванию потенциала в Ираке по обес­печению стабильности, создание институтов безопасности и обороны и искоренении терроризма.

На заключительном заседании Военный комитет обсудил продолжающуюся поддержку Украины со стороны НАТО.

Перед военными НАТО была поставлена задача разработать предложения для предстоящего саммита Североатлантического альянса, который пройдет 11-12 июля 2023 года в Вильнюсе (Литва).

Глобальный охват доктрины многодоменных операций США

В США и НАТО полным ходом ведутся широкомасштабные работы по подготовке вооруженных сил (ВС) к действиям в многодоменном пространстве и ведению комбинированного боя (Multi-Domain Operations, MDO). Впервые идею использования многодоменного или многосферного, как еще его называют, боя в качестве основного способа ведения вооруженной борьбы обнародовали в США в 2018 году. Она была изложена в брошюре «Многодоменная битва: эволюция действий общевой­сковых группировок вооруженных сил в XXI веке, 2025-2040 гг.», подготовленной Командованием учебных и научных исследований по строительству Сухопутных войск США. В частности, в ней говорилось, что Россия и Китай разрабатывают новые способы применения вооруженных сил с глубоким взаимодействием видов ВС на море, на земле, в воздушно-космическом и в киберпространствах, а США отстали в этом направлении.

Объединяет различные многодоменные сферы концепция сетецентрической войны, предусматривающая увеличение боевой мощи группировки объединенных сил за счет образования информационно-коммутационной сети, объединяющей источники информации (разведки), органы управления и средства поражения (подавления), обеспечивающая доведение до участников операций достоверной и полной информации об обстановке в реальном времени.

Генерал Кристофер Каволи, Вер­­ховный главнокомандующий  ОВС НАТО в Европе считает, что «возможности, которые многодоменная целевая группа собирается привнести и помочь нам, будут очень важны для обновления того, как мы планируем действовать на Европейском континенте». Пентагон в 2021-ом финансовом году выделил $151,4 млн. для создания МDO, предназначенных для Европы и Индо-Тихоокеанских театров военных действий. В состав группы среди других подразделений входит батальон разведки, информации, кибернетики, радио­электронной борьбы и космоса с комплексами «ТИТАН», которые с использованием искусственного интеллекта обрабатывают информацию от автономных наземных и воздушных средств разведки.

В 2021 г. в составе Сухопутных войск  США в Европе и Африке (USAREUR-AF) (штаб в Висбадене, земля Гессен, ФРГ) была активирована 2-я многодоменная оперативная группа (2nd MDTF). Она подчиняется непосредственно командованию Сухопутных войск США в Европе.

Подготовка НАТО к участию в многодоменных операциях осуществляется рамках учений Defender Europe и при отработке многодоменных операций в серии других военных учений, которые имеют явную антироссийскую направленность. Отрабатываются задачи, предусматривающие комплексное сдерживание: использование существующих и новых возможностей, которые реализуются с учетом вызовов и угроз безопасности в соответствующих регионах в интересах сдерживания. Многодоменная группа США создана на Аляске, ее основой является новая 11-я воздушно-десантная дивизия, названная «Арктическими ангелами» (Arctic Angels). Ее командир  генерал-майор Брайан Эйфлер считает, что арктическая воздушно-десантная дивизия уникальна для армии США, так как «Америка, наконец, осознала необходимость арктических сил и наличия арктических возможностей в армии».

К ведению многодоменных операций готовятся ВС Японии, Юж­ной Кореи, Австралии. Таким образом, наряду с Европейским ТВД, в рамках стратегии сетецентрической войны создаются новые опорные пункты для участия в региональном или глобальном многодоменном конфликте, ориентированные против российских Арктики и Дальнего Востока, а также Китая.

О действиях США и НАТО в Арктике говорится в статье «Арктика в стратегии мировой гибридной войны», опубликованной в журнале «Национальная оборона», №11, ноябрь 2022 года.

Стратегия многодоменной войны предусматривает одновременное ведение боевых действий в различных сферах (доменах): на суше, море, в воздухе, космосе, киберпространстве и электромагнитном спектре в условиях использования противником «системы ограничения доступа». Ставится задача уметь преодолевать интегрированную оборону противника, избегать изоляции доменов и разломов между ними при сохранении за собой полной свободы действий. В ходе борьбы в условиях жесткого лимита времени необходимо обеспечить возможность гибкой трансформации собственных возможностей, создавать «окна превосходства» за счет маневра внутри интегрированной обороны высокотехнологичного потенциального противника – России и Китая.

Согласно отчету Исследова­тельской службы Конгресса США от 31 мая 2022 г., американская армия планирует создать пять многопрофильных оперативных групп, две из которых будут направлены в Индо-Тихоокеанский регион, одна в Европу, одна в Арктику, пятая будет предназначена «для глобального реагирования».

НАТО в «многодоменной упряжке» вашингтонского кучера

Военные НАТО в течение ряда лет обсуждают комплекс мероприятий по усилению готовности ОВС к действиям в условиях многодоменных военных конфликтов. Мероприятия можно условно разделить на несколько крупных групп.

Первая из них предусматривает формирование большего количества высококачественных, боеспособных национальных ВС высокой степени готовности. Из общего числа своих ВС страны НАТО предоставляют дополнительно 30 крупных боевых кораблей, 30 тяжелых и средних маневренных батальонов и 30 авиаэскадрилий (со вспомогательными подразделениями), находящимися в таком состоянии боеготовности, которое позволит им в течение 30 дней или раньше приступить к выполнению задач. Эти части будут организованы и обучены как элементы более крупных объединений ОВС НАТО.

Предусмотрено существенное увеличение Сил реагирования НАТО (СРН), которые в настоящее время насчитывают до 40 000 военнослужащих и будут увеличены до более чем 300 000 военнослужащих.

ОВС НАТО отрабатывают различные сценарии ведения боевых действий против России.

По решению Постоянного Со­вета НАТО от 25 февраля 2022 года, после  начала специальной военной операции РФ, Объединенная оперативная группа СРН  высокой готовности (VJTF) была впервые задействована для защиты членов Североатлантического альянса в Восточной Европе. Группа состоит из сухопутной бригады численностью около 5000 человек, частей воздушной и морской поддержки, а также сил специального назначения.

Ротация сил в рамках СРН требует от стран соблюдения жестких стандартов, необходимых для коллективной обороны и экспедиционных операций. Поскольку стандарты очень высоки, участию в СРН предшествует шестимесячная прог­рамма учений НАТО с целью интег­рации и стандартизации различных национальных контингентов. Как правило, страны проводят период предварительной подготовки в рамках предстоящих учении НАТО продолжительностью от 6 до 18 месяцев. После активации, разведывательные группы СРН развертываются в течение 5 дней. Это первый из нескольких этапов развертывания, которые приводят к задействованию всей Объединенной оперативной группы штаба и сил немедленного реагирования в течение 30 дней.

Несмотря на дружеские объятия президента США Джо Байдена и генсека НАТО Йенса Столтенберга, Вашингтон осуществляет жесткое модерирование всех основных решений, принимаемых в штаб-квартире Североатлантического альянса.

Вторая группа включает меры Североатлантического альянса по развитию командно-штабной структуры ОВС за счет адаптации и усиления существующей структуры штабов НАТО. Созданы Объединенный штаб командования ВС в Норфолке (США), который будет уделять основное внимание защите трансатлантических коммуникаций, а также Объединенное командование по тыловому обеспечению и логистике в Германии – в целях обеспечения свободы и длительности действий войск в тылу для содействия при быстрых перебросках войск и военной техники в, через и из Европы. Планируется формирование двух многонациональных штабов компонентного командования Сухопутных войск.

Развернут также Центр кибер­операций при штабе ВГК ОВС НАТО в Европе (Бельгия) с целью обеспечить осведомленность об обстановке и координацию оперативной деятельности НАТО в киберпространстве.

Третья группа мер направлена на обеспечение высокой мобильности сил и средств при перебросках за счет сокращения времени пересечения границы и предоставления разрешения на передвижения по суше, воздуху и по морю в течение пяти дней. Определены главные и альтернативные маршруты доставки, пригодные для военного транспорта; созданы единые национальные контактные пункты, чтобы содействовать поддержанию и ускорить связь и взаимодействие в отношении пересечения границы. Важное место в сфере военной мобильности отводится взаимодействию и согласованию соответствую­щих процедур между НАТО и ЕС.

Однако подготовка НАТО в качестве послушной лошадки в «многодоменной упряжке» под водительством США пока больше напоминает известную троицу из басни Ивана Андреевича Крылова.

Во-первых, союзникам предлагается провести изменения по американскому образцу в вооруженных силах, которые по уровню своего развития практически на нес­колько порядков уступают армии США. Поэтому, даже если в европейских странах решатся на такие изменения, то им потребуется на это несколько десятилетий.

Во-вторых, эти изменения повлекут за собой дополнительные расходы. А союзники США, естественно, к тому не готовы, о чем свидетельствует и то, с каким нежеланием решается задача по повышению ими уровня своих расходов на оборону до двух процентов ВВП.

В-третьих, не все союзники разделяют те стратегические цели, которых добиваются Соединенные Штаты, делая ставку на многодоменные операции, ТВД которых приобретают глобальные измерения.

В-четвертых, союзникам по НАТО в ближайшее время придется раскошелиться для закупок новых партий оружия и боеприпасов, значительная часть которых под давлением Вашингтона из национальных арсеналов перекочевала в степи Украины, где успешно перемалывается российскими войсками.

Хочется напомнить, что через неделю после начала бомбардировок Ливии у НАТО закончились боеприпасы. Пришлось срочно просить американской поддержки. Так что с боеготовностью у Альянса далеко не все в порядке.

И, наконец, ряд европейских союзников не спешат подключаться к многодоменной стратегии и весьма скептически оценивают надежность американских гарантий безопасности, о которых не устает твердить Вашингтон. Да и с распространением действия 5 статьи на некоторых союзников Альянса тоже не все гладко. Варшаве, например, дали понять, что ее безрассудные действия с планами военного вторжения на Украину и неминуемый решительный ответ на них России не вписываются в рамки статьи о коллективной обороне. Мол, если и вляпаетесь, то на собственный страх и риск.

В целом у НАТО нет ни общего закона, ни общих ценностей. Все только на словах. Да и слова давно не соотносятся с вкладываемым в них смыслом. Вместо этого есть гегемонизм, стремление США к доминированию и колониальные замашки, диктат сильных и безволие слабых. Члены этого Альянса давно перестали быть свободными даже в принятии собственных решений. Достаточно вспомнить, как за спиной у Парижа его трансатлантические союзники разорвали сделку Франции с Австралией по военно-техническому сотрудничеству. Вспомним, как США, Британия и Австралия создали тройственный альянс AUKUS, даже не уведомив ближайших партнеров по НАТО. Вашингтон бесцеремонно требует мзду с членов Альянса за обеспечение их безопасности.

Базовыми документами, определяющими направленность и масштабы подготовки ОВС НАТО к действиям в многодоменном пространстве, являются морская и воздушная стратегии Альянса.

В этом же ряду – травля Венгрии, которая решилась на заключение выгодных ей контрактов, противоречия Франции и Германии по энергетике и климату, Великобритании и Франции – по миграции. Список бесконечный. Если говорить о военно-политическом гибридном воп­лощении нынешнего НАТО, то мания расширения, проявившая всю злокачественность гегемонизма, стала единственной ценностью, которую охраняют как объект наследия уже прошедших времен США и некоторые другие, следующие в их фарватере, государства.

Морская и воздушная мощь НАТО как компоненты  многодоменной войны

Базовыми документами, определяющими направленность и масштабы подготовки ОВС НАТО к действиям в многодоменном пространстве, являются морская и воздушная стратегии Альянса. Под предлогом возрастающей турбулентности международной обстановки, формирования новых транснациональных вызовов и угроз, качественного изменения механизмов взаимодействия и взаимозависимости между государствами, международными организациями и неправительственными организациями, НАТО пересматривает вклад морских и воздушных сил в поддержку целей Альянса в предстоящие десятилетия.

Морская стратегия НАТО (Alliance Maritime Strategy) нацеливает на участие Военно-морских сил в решении задач сдерживания и коллективной обороны; антикризисного управления; совместной безопасности (информационно-пропагандистская деятельность через партнерство, диалог и сотрудничество); а также обеспечение безо­пасности на море.

Реализация функции сдерживания и коллективной обороны включает:

  • Содействие ядерному сдерживанию;
  • Предоставление широкого спектра обычных вариантов быс­трого реагирования, включая способность быстро создавать сокрушительную мощь против любого противника на основе превосходящих военно-морских, амфибийных и ударных сил;
  • Обеспечение способности развертывать и поддерживать эффективные экспедиционные силы посредством контроля над морскими коммуникациями, ведения противоминного противодействия, проецирования ударной мощи;
  • Обеспечение свободы действий ОВС НАТО с помощью разнообразных морских средств разведки и высокоточного оружия;
  • Обеспечение противоракетной обороны территории и населения стран НАТО от угроз баллистических ракет, а также защиты своих войск на удаленных ТВД.

Основную ответственность в операциях по реагированию на кризисные ситуации несут Сухопутные войска. Однако Военно-морские силы могут играть решающую роль в осуществлении эмбарго на поставки оружия и операций по пресечению; нанесении с моря высокоточных ударов в поддержку наземных операций; доставке и гибком развертывании десантных сил для наземных операций; поддержке, наблюдении и разведке; участии в материально-техническом обеспечении наземных сил.

На  ВМС НАТО могут возлагаться задачи по поддержанию безопасной морской среды, что включает в себя проведение надзора и патрулирования; совместное использование собранной информации в интересах поддержки мероприятий по развертыванию сил НАТО в зоне ответственности; выполнение задач обеспечения морской безопасности в рамках конкретной операции как в пределах, так и за пределами зоны ответственности Североатлантического договора; предотвращение транспортировки и развертывания ОМУ; поддержание и защиту свободы судоходства; обеспечение энергетической без­опасности, включая защиту критической энергетической инфраструктуры и морских коммуникаций.

Ведется совместная разработка морских систем оружия: зенитных и противокорабельных ракет, торпед, корабельных артустановок, систем противоторпедной защиты. Однако совпавшее с началом нынешнего 2023 года появления в морских акваториях фрегата «Адмирал Горшков» с гиперзвуковыми «Цирконами» на борту вызвало переполох в штабах США и НАТО. Мол, защищаться-то нечем!

Таким образом, Военно-морские силы Альянса рассматриваются в качестве одного из компонентов концепции многодоменного боя в интересах безусловного военного доминирования Запада как в региональном, так и глобальном масштабе.

Принятая НАТО в 2018 году объединенная стратегия воздушной мощи (The Joint Air Power strategy, JAP) отражает требования к совершенствованию боеспособности Объединенных ВВС (ОВВС) в многодоменных операциях. Документ принят в русле политики Альянса с целью создания подавляющей воздушной мощи как решающего фактора военного влияния в региональном и глобальном масштабе.

Стратегия к числу новых факторов, снижающих возможности действий ВВС, относит современные системы ПВО, а также развитие средств РЭБ и действия в киберпространстве. С учетом влияния этих и некоторых других факторов радикально улучшаются развед­обеспечение операций ВВС, возможности по вскрытию целей и оценке результатов воздушных ударов за счет привлечения сил спец­операций, флота, киберподразделений и БПЛА.

Стратегия ориентирует на гибкую адаптацию ВВС к новым условиям за счет совершенствования их совместимости и способности участвовать в интегрированных действиях в многодоменной среде. Адаптация предусматривает внедрение новых систем управления и контроля, создание современной инфраструктуры и логистики, улучшение подготовки личного состава, проведение системных мероприятий по внедрению инноваций и адаптации, а также качественное улучшение стратегической связи. Эффективная стратегическая связь считается ключевым элементом в современной международной дип­ломатической и информационной среде и способна обеспечить НАТО свободу действий в воздухе и полное использование воздушной мощи.

Объединенная стратегия воздушной мощи рассматривается как базовый документ для разработки основ оперативного применения авиации, создания новых сил и средств и охватывает весь спектр подготовки ВВС, включая доктрину, организацию, материальное обес­печение, кадры, совместимость сис­тем оружия и штабных процедур, системы командования, контроля и стратегической связи, обеспечение способности к быстрой переброске самолетов и личного состава через границы государств.

Наряду со стратегией ВМС, она содержит конкретные указания по адаптации ОВС НАТО к условиям быстро меняющегося турбулентного мира, в котором важная роль отводится военной силе. Смысл, цели и масштабы адаптации не вызывают сомнений в стратегической направленности мощных инструментов морской и воздушной мощи НАТО – в первую очередь против России.

Гибридные заботы НАТО

На совещании НГШ дальнейшее развитие получила военно-силовая составляющая стратегии НАТО по противоборству в гибридных вой­нах, принятая в 2015 г. на встрече министров иностранных дел в Брюсселе. Считается, что НАТО на любом этапе гибридной кампании может принять решение о приведении в действие статьи 5 Вашингтонского договора, как и в случае вооруженного нападения.

В ответ на гибридные угрозы Альянс намерен расширять набор инструментов по противодействию им. С этой целью объявлено о создании групп поддержки по борьбе с гибридными действиями, которые предоставляют адресную целевую поддержку государствам НАТО по их запросу в обеспечении готовности и реагировании на такие угрозы. Для разработки стратегий гибридных войн и применения гибридных угроз задействуется аналитический потенциал центров передового опыта НАТО и ЕС. При этом борьба с гибридными угрозами отнесена к сфере национальной ответственности государств-членов Североатлантического альянса.

При необходимости США планируют перебросить на Европейский ТВД тяжелую бронетехнику

Российская «высшая стратегия» как ответ  на многодоменную войну

Изменения в стратегии ведения войн в ближайшем будущем признают и в России. Первый заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ – начальник Главного оперативного управления генерал-полковник Сергей Рудской подчеркивает, что в современном мире будут многоплановые войны, а вестись они будут на суше, море, в воздухе, космосе и киберпространстве. Фактически речь идет о той самой многодоменной войне, концепция которой разработана  в США и принимается НАТО. Наши противники в противоборстве с Россией применяют стратегии гиб­ридной войны и ее инструментов: информационно-психологической войны, прокси-войны, технологии «цветной революции».

Широкий диапазон средств и способов противоборства требует от России не только совершенствовать различные технологии, внедрять новейшие вооружения, повышать качество управления, готовить компетентные кадры. Одна из главных и неотложных задач – разработка предложенной А.А. Кокошиным «высшей стратегии» как категории более высокого и многопланового уровня, нежели военная стратегия. Под высшей стратегией можно подразумевать целенаправленную концентрацию всех ее сил – материальных ресурсов и духовных возможностей народа – на достижение поставленной политической цели; выбор и приобретение на этом пути союзников и создание военно-политических блоков (коалиций); наконец, усилия по внешнеполитической изоляции противника.

Именно такая стратегия способна обеспечить формирование системы обороны от агрессивных действий вероятного противника в многосферных операциях и в мировой гибридной войне. Практика «высшей стратегии» должна охватывать не только применение вооруженных сил, но и практическую дипломатию, экономическое принуждение, многоплановое информационно-психологическое воздействие. В условиях формирования нового многополярного миропорядка, предметная область «высшей стратегии» включает в себя не только военное время, но и, прежде всего, мирный период сосуществования государств, который в условиях гибридных отношений между ними становится все более условным и приобретает черты нового «мировоенного» времени.

Александр Бартош,
член-корреспондент Академии военных наук,
эксперт Лиги военных дипломатов

Источник: “Национальная оборона”.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *