Главный урок

События, связанные с мятежом ЧВК «Вагнер», беспрецедентны по своей сути, и чрезвычайно опасны по последствиям. Их можно сравнивать с корниловским мятежом августа 1917 года или деятельностью махновских и григорьевских вооруженных формирований на Украине в 1919 – 1920 годах. Можно сравнивать и с попытками военных переворотов в странах «третьего мира», а также с другими экстраординарными событиями. С чем бы мятеж не сравнивали, главным является то, что это урок, из которого необходимо сделать выводы.

Прежде всего, очевидным является то, что мятеж, по сути, был предсказуем. По крайней мере, все события последних двух месяцев, обусловленные конфликтом между Е. Пригожиным и руководством Министерства обороны, свидетельствовали о том, что рано или поздно словесные баталии обретут иное, уже материализированное качество. Это и произошло.

Но в данном случае необходимо также уяснить, что стало причиной и каковы должны быть меры по исключению впредь подобного рода эксцессов.

Одной из таких причин стало то, что само по себе непринятие мер на ранней стадии развития конфликта, безусловно, привело к столь катастрофическим последствиям. Надежды на то, что проблема сама собой «рассосется», не оправдались. Они и не могли оправдаться. Нельзя уходить от проблемы и пускать ее на самотек. В политической практике существует незыблемое правило: если вы не решаете проблему, то ее решает кто-то другой, но уже в своих интересах, без учета ваших, а может быть даже и за счет ваших, что в общем то и происходит в настоящее время.

Другой вопрос, который требует ответа, заключается в том, допустимости формирования и деятельности на территории России неподконтрольных государству вооруженных структур. В данном случае был нарушен основополагающий принцип легитимности государства, определяющий его исключительное и определенное законом право на насилие. Существование параллельных государственным милитаризированных структур, чрезвычайно опасно для государства и общества. И речь здесь не только о ЧВК «Вагнер». Данная структура лишь прецедент, который позволит плодить на территории России и другие военизированные формирования. Никакие контракты не гарантируют их не участие в различного рода мятежах.

Еще один урок, который должны вынести органы государственной власти и российское общество, заключается в том, что к войне нельзя относиться поверхностно. Между тем, именно эта поверхностность демонстрируется на всех уровнях российского общества, как на властных, так и на обывательских.

Для большинства российских граждан события на Украине это нечто потустороннее и не касающееся их лично, по крайней мере, тех, чьи близкие не находятся в зоне СВО. Отсюда, то ощущение незначимости происходящих событий. А война уже пришла и прошла через судьбы многих граждан России.

То, что это война, более чем очевидно. Причем война не с Украиной, а со всем коллективным Западом. Это осознается и высшим военно-политическим руководством страны. Свидетельством тому являются и заявления как Президента, так и руководителей силовых ведомств и других органов военного и государственного управления о том, что против России развернута полномасштабная агрессия коллективного Запада и Украина лишь средство достижения его победы над Россией.

Понимание значимости конфликта для безопасности страны есть, но на этом восприятие его опасности, по сути, и завершается. Фраза «мы еще не начинали» стала, по сути, руководством к действиям – «не начинать». Отсюда та бессистемность, половинчатость и декларативность принимаемых решений и соответствующая их реализация.

Заявления о том, что в случае нанесения ударов по российской территории, будут осуществлены удары по центрам принятия решения по Украине, были? Были. Были и удары по российской территории, но не было ударов по украинским центрам принятия решений. А ведь это не только существенный имиджевый удар, но и подрыв доверия к официальным заявлениям высокопоставленных чиновников.

Аналогичным образом, можно говорить и о так называемой «зерновой сделке». Сколько прозвучало заявлений о том, что Россия выйдет из этой сделки? Много. Вышла? Нет, и не выйдет.

Что же касается целей самой СВО, то они уже обрели неконкретный характер. Есть очевидные попытки, не победить киевский режим, а взять Запад на измор и посадить за стол переговоров с целью определения формата будущего мироустройства.

Цель, конечно же, благая. Но формат будущего определяют победители, а победа достигается на поле боя, а не в рамках зерновых, газовых и иных сделок.

Между тем, именно сделки в значительной мере и определяют ход и результаты кампании. С этим, очевидно, пора заканчивать. Поскольку именно они являются наиболее раздражающим фактором и формируют соответствующие настроения в обществе. А цену за эти сделки платят российские военнослужащие в зоне СВО, своими жизнями и здоровьем.

И, конечно же, нуждаются в перестройке состав, структура и организация деятельности органов управления. Тот факт, что в российских силовых структурах (не только в Минобороны, но и в других) находятся на службе несколько десятков генералов армий, в том числе и тех, кто понятия не имеет о том, что такое армия, это, конечно, нонсенс. А сколько вообще чиновников, как военных, так и невоенных, но главное бесполезных в органах государственного и военного управления? Много. И это тоже раздражающий общество фактор, на котором успешно играют различного рода антироссийские политические силы.

Бочарников Игорь Валентинович

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *