Поединок стратегических культур
Гибридная война превращается в важный элемент межгосударственных отношений
Роль и эффективность военной силы в межгосударственных политических отношениях описываются в концепции стратегической культуры (СК), охватывающей не только военные вопросы, но и финансово-экономическую, административно-политическую и культурно-мировоззренческую сферы жизни государства, что обусловливает стержневую, определяющую роль СК при разработке стратегии национальной безопасности.
По определению академика РАН А.А. Кокошина: «Стратегическая культура выражается в особом, присущем данной стране и ее народу характере поведения вооруженных сил, в способах использования военной силы. СК представляет собой совокупность стереотипов устойчивого поведения соответствующего субъекта при масштабном по своим политическим задачам и военным целям применении военной силы, в том числе при подготовке, принятии и реализации стратегических решений».
СК является атрибутом не только ВС или даже государственной машины, а всего народа в целом. Это долговременный, весьма инерционный социо-психологический феномен, который часто сохраняется почти в неизменном виде при смене военно-политического руководства, политических систем и политических режимов.
РОССИЙСКИЙ ПОДХОД
Вместе с тем при определенных условиях вполне возможны радикальные изменения стратегической культуры государства в течение относительно небольшого временного интервала. Импульс таким изменениям могут придать драматические события с травмирующими последствиями, такие как революции, поражение в войне, глубокие экономические и политические кризисы и т.д., то есть события, вызывающие у народа глубокий психологический стресс, запускающие процесс изменения социальной парадигмы, предполагающие поиски компромиссов между разными группами, формирующими новые политико-культурные ориентации.
Так, поражение в войне 1939–1945 годов привело к исчезновению германской СК. Последовавший вскоре после войны интенсивный распад мировой колониальной системы и крушение Британской империи способствовали разрушению СК Великобритании с частичным переходом некоторых ее составляющих в американскую стратегическую культуру. Особенно весомым был вклад Лондона в создание американской разведки.
Вместе с тем многолетнее противостояние соседям, включая гибридную войну с «Хезболлой», сформировало уникальную СК Израиля. Высочайшей устойчивостью и способностью динамично адаптироваться к современности обладает тысячелетняя СК Китая. Стратегическая культура России подверглась жестким испытаниям в период слома советской общественно-политической формации в начале 1990-х годов.
Тогдашними правящими элитами была сделана попытка перенести на российскую почву без необходимого критического переосмысливания элементы СК США с приглашением для этого сонма американских советников и консультантов. В результате под угрозой оказалась национальная безопасность нашего государства, в существенной мере ослаблены его ВС, снизилась военная безопасность, были разрушены целые отрасли промышленности и стратегические предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Был запущен процесс дальнейшей дезинтеграции страны.
Полученный негативный опыт разрушения собственного государства и его армии свидетельствует, что в национальной стратегической культуре, особенно в военной ее части, нельзя допускать бездумного (читай, преступного) копирования элементов чужих культур. По мнению российского исследователя О.П. Иванова, «…опасно переносить особенности своей стратегической культуры на противоположную сторону и смотреть на нее через призму своей стратегической культуры». В конечном итоге потребовалось немало времени и усилий для того, чтобы остановить навязанный извне и поддержанный некоторой частью внутренних сил процесс пересмотра СК России и возвратить нашу страну в координаты ее национальных ценностей и интересов.
Дальнейшие усилия по формированию российской СК должны строиться на историческом и национально-психологическом аспектах. Исторический аспект подразумевает оценку поведения государства в прошлом, что формирует основу для анализа и прогноза современных и будущих возможностей и стратегий поведения на международной сцене. Национально-психологический аспект требует углубленного изучения представлений государств и народа о самих себе как суммы стереотипов, предполагающих предрасположенность к определенному типу поведения в политике и военном деле.
Формированию российской СК придали решающий импульс реформы Петра Великого. За прошедшие столетия сформировались базовые положения национальной стратегии и стратегической культуры России, основанные на оборонительном характере военной доктрины. Сформировавшееся веками в народном генотипе традиционное представление об обязательности победоносного завершения войны требовало от народа моральной и физической готовности к жертвам во имя победы и не допускало в ней сомнений. Именно фактор безальтернативности победы обусловливал победоносное завершение всех отечественных войн, которые приходилось вести России и которые оценивались народами нашей страны как войны за национальную независимость и национальное выживание. Каждая новая отечественная война в конечном счете усиливала международные и геостратегические позиции России, приводила к росту ее авторитета и влияния в мире.
В рамках национальной СК высокую боеспособность российской армии традиционно обеспечивал русский народ, накопивший богатейший исторический опыт защиты Отечества. Это ни в коей мере не умаляет подвигов, совершенных представителями других народов нашей многонациональной страны, но вклад русских людей в Великую Победу нельзя переоценить.
В течение многих веков важное место в духовной жизни армии занимало православие. Сегодня эта традиция возвращается.
Слабым местом СК России является тот факт, что у нашей страны не было и нет постоянных надежных союзников, а союзнические коалиции в прошлых войнах носили ситуативный характер и нередко завершались превращением недавних союзников в непримиримых врагов.
Император Александр III считал, что России незачем искать себе союзников в Европе и вмешиваться в европейские дела. Известны его слова, ставшие уже крылатыми: «Во всем мире у нас только два верных союзника – наша армия и флот. Все остальные при первой возможности сами ополчатся на нас». Сегодня весьма актуально звучит и его формулировка главной задачи внешней политики России: «Я не допущу ничьего посягательства на нашу территорию!»
Президент РФ В.В. Путин в новогоднем обращении к гражданам России в прошлом году подчеркнул: «Помощников у нас никогда не было и не будет. И поэтому нам важно быть сплоченной, единой, сильной командой». В этом контексте российская дипломатия должна быть нацелена на закрепление имеющихся и развитие новых межгосударственных связей, недопущение изоляции нашего государства.
Сегодня российская СК находится в состоянии кардинального переосмысливания. Ушли в прошлое надежды на установление безоблачных партнерских отношений с Западом, приобрела четкую структуру и направленность военная реформа, российские армия и ОПК готовятся к будущей, а не к прошлой войне.
Опыт истории подсказывает методологически важный вывод для формирования современной СК: в военном строительстве следует учитывать все новейшие факторы обеспечения победы (рекомендации военной науки, правильный выбор военно-технической политики, учет уровня технологий своих и противника, активный поиск новых направлений политики и дипломатии, умелое использование достижений социологии, психологии и пр.), которыми консервативная часть руководства склонна нередко пренебрегать.
Принципиально важной является особенность российской СК, которая на протяжении многих веков предусматривала использование армии на рубежах нашей страны главным образом для отражения вторжений сухопутных сил противника.
С появлением феноменов гибридной войны и цветной революции характер противостояния агрессии приобретает многие качественно новые черты. Армия, все силовые и правоохранительные ведомства, разведка все шире привлекаются не только для подготовки к отражению возможных враждебных действий наземных, воздушных или морских сил противника, но и вносят важный вклад в обеспечение стабильности в политико-административной, финансово-экономической и культурно-мировоззренческой сферах государства. Возможности силовых ведомств используются для борьбы в информационной войне, против международного терроризма, недопущения подготовки военизированных иррегулярных формирований, наркоторговли и незаконной миграции, пресечения выступлений националистических и псевдорелигиозных сил и пр. Решающая роль принадлежит ВС в обеспечении суверенитета России над обширными пространствами Арктики, защите границ по всему периметру нашего государства.
Перечисленные и некоторые другие факторы подлежат обязательному учету при развитии современной российской СК. Немаловажное внимание следует уделять изучению характеристик СК ряда других государств, выступающих явными или до поры скрытыми оппонентами в геополитическом противостоянии с Россией, прежде всего США и Китая.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА США В КОНФЛИКТАХ СОВРЕМЕННОСТИ
При разработке СК России и приведении ее в соответствие с военно-политическими реалиями следует уделять пристальное внимание характерной особенности подготовки США к прямому использованию ВС против государства-жертвы. Опыт вступления США в войну в Первой и Второй мировых войнах, агрессии против Югославии и Ирака свидетельствует, что американцы всегда прибегали к предварительному изнурению противника в административно-политической, финансово-экономической и культурно-мировоззренческой сферах с последующим переходом к военному сокрушению значительно ослабленной и расколотой страны. Сегодня такая стратегия описывается сочетанием понятий «гибридная война» и «цветная революция». Кроме конфликтов этого вида, США готовят свои ВС для действий в межгосударственных конфликтах и конфликтах с участием негосударственных вооруженных формирований.
В соответствии с канонами СК США, военные действия в Персидском заливе (1991), Афганистане, Югославии и Ираке начинались с массированных ракетно-бомбовых ударов по объектам военной и гражданской инфраструктуры, уничтожения систем стратегического управления войсками и государством. Обеспечивалось полное господство в воздухе и информационной сфере, дискредитировалось руководство. Минимизация потерь при захвате государства противника и удержания власти над ним достигалась с опорой на заранее подготовленную спецслужбами внутреннюю «пятую колонну» из подкупленной военной верхушки, как это было, например, в Ираке и Афганистане.
Подобная стратегия позволила Вашингтону избежать массовых потерь своего военного контингента и боевой техники на всех этапах подготовки и проведения операции, а также минимизировать масштабы непосредственного боевого соприкосновения с основными сухопутными группировками войск противника. Предпринимались усилия по обеспечению возможно широкой международной поддержки действиям США и их союзников за счет манипулирования международными организациями (ООН и ОБСЕ), формирования ситуативных коалиций с привлечением в них государств из многих регионов мира, например для участия в войне в Ираке в 2003 году была создана коалиция в составе 49 государств. Сегодня подобная коалиция готовится для возможной войны против Ирана.
Характерной особенностью СК США является стремление надежно обеспечить неуязвимость собственной национальной территории, основных группировок ударных сил и систем стратегического и оперативного управления, свести к минимуму возможные потери среди своих военнослужащих. В этом контексте в современных приготовлениях США к возможному глобальному конфликту осуществляется развертывание стратегической ПРО, объявлено о выходе из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), создается мощный ударный потенциал в составе кораблей, оснащенных КРМБ, разрабатываются гиперзвуковые вооружения.
Все войсковые операции США осуществляли с заранее подготовленных плацдармов (баз), созданных в непосредственной близости от государственных границ объекта агрессии. В контексте сегодняшних геополитических устремлений Вашингтона военные базы и плацдармы предоставляются американцам союзниками по НАТО, зависимыми режимами на Ближнем и Среднем Востоке, в Юго-Восточной Азии. Предпринимаются попытки создания американских военных баз на территориях некоторых государств СНГ и в Грузии.
Практика участия США в конфликтах XX–XXI веков показывает, что американское руководство ориентирует государственные и частные исследовательские организации на анализ особенностей каждой войны, стремится определить ключевые характеристики конфликтов будущего и заблаговременно учитывает полученные результаты в военном строительстве. Такой подход превращает СК США в эффективный инструмент государственной политики, чутко реагирующий на изменения в военно-политической сфере и способный разрабатывать и предлагать руководству оптимальные направления развития вооруженных сил и военной промышленности. Вместе с тем в СК США просматриваются определенные стандартные подходы по реагированию на разнообразные военно-политические ситуации, что создает определенные «окна уязвимости», которые следует учитывать при разработке стратегий нашего государства.
Одним из важных результатов стратегического прогнозирования и планирования является разработка в США и НАТО теории и практики конфликтов современности – гибридной войны и цветной революции, построенных соответственно на стратегиях изнурения и сокрушения. Сочетание указанных стратегий позволяет создать традиционные для США и их союзников предпосылки для предварительного ослабления и фрагментации государства – объекта агрессии и достижения целей войны при минимальных собственных потерях. Этот фактор превращает оба конфликта XXI века в объекты тщательного изучения российскими политиками, дипломатами, военными, экономистами, социологами.
В контексте подготовки к возможному ядерному конфликту между США и Россией показательным является своеобразный виток СК США, связанный с военными исследованиями, проводившимися Вашингтоном в период 1970-х годов, и проекцией полученных результатов на современную военно-стратегическую обстановку. В 1977 году корпорация RAND провела исследование «Советская стратегическая культура: ее значение для ограниченных ядерных операций», в котором предпринималась попытка дать прогноз возможной реакции СССР на ограниченное применение ядерного оружия. Авторами доклада был сделан вывод, что диаметральная противоположность стратегических культур двух стран не позволяет рассчитывать на переговоры о «допустимости» ограниченного использования ядерного оружия против СССР, и прогнозировался вероятный «односторонний ответ Москвы, предусматривающий ограничение ущерба своей стране путем нанесения по противнику неограниченного контрсилового удара».
Сегодня Пентагон с учетом новой стратегической реальности, обусловленной исчезновением СССР, и расширившихся возможностей современных технологий разработал Обзор состояния и перспектив развития ядерной политики США, структура, направленность и содержание которого свидетельствуют о возрастании роли места ядерного оружия в обеспечении интересов США в мире.
В соответствии с традиционной для СК США ставкой на силу в документе предусмотрена реализация масштабных программ модернизации ЯО и создания новых видов СНВ. США объясняют такие действия необходимостью сдерживания России от применения ядерных боеголовок тактического назначения в случае возникновения конфликта в Восточной Европе.
С этой целью модифицированные баллистические ракеты подводного базирования «Трайдент» II (D5) будут оснащены ядерными боеголовками малой мощности, принимаются на вооружение управляемые авиабомбы В61-12 с переключаемым тротиловым эквивалентом, КРМБ «Томагавк» переоснащаются на ядерные боезаряды, разрабатывается новая КРМБ. Заявлены намерения США о выходе из ДРСМД с последующей разработкой и размещением в Европе новых ракет средней дальности, крылатых ракет наземного базирования, в том числе с загрузкой в установки вертикального пуска Мк41 комплексов ПРО в Румынии и Польше.
Важной особенностью современной СК США является развертывание и поддержание в высокой степени боеготовности спутниковых систем разведки, навигации и связи, принятие на вооружение БЛА различных модификаций, совершенствование технологий искусственного интеллекта. Разрабатываются и внедряются информационно-коммуникационные технологии, нацеленные на вывод из строя критически важных объектов инфраструктуры.
Американская стратегическая культура включает манипулятивные политико-дипломатические, информационные и финансово-экономические стратегии, позволяющие перекладывать на союзников и партнеров значительную часть расходов по обеспечению военного могущества и стратегического превосходства США, а также умело использовать в интересах Вашингтона экономические и геополитические преимущества, полученные в результате разгрома противника. Именно с этой целью в начале 90-х годов было принято решение о расширении НАТО, в рамках альянса была развернута программа «Партнерство ради мира», создан Совет Евроатлантического партнерства, приняты Стамбульская инициатива сотрудничества и Средиземноморская инициатива и некоторые другие проекты. Союзникам по НАТО поставлен жесткий ультиматум о скорейшем повышении оборонных расходов до уровня 2% от ВНП с последующим выходом на 4-процентный уровень.
ВЫВОДЫ ДЛЯ РОССИИ
Анализ характеристик СК США свидетельствует, что в военных конфликтах будущего Пентагон намерен широко применять высокоточное и другие виды новых вооружений, в том числе робототехнических. Первоочередному уничтожению подвергнутся объекты экономики и система государственного управления противника. Кроме традиционных сфер вооруженной борьбы будут активно задействованы информационная сфера и космос.
Непосредственному вооруженному столкновению предшествует относительно длительный период гибридной войны (ГВ), которая представляет собой новый вид межгосударственного противостояния, основанного на использовании в рамках единой стратегии комбинации силовых и несиловых инструментов давления в сочетании с постоянными манипуляциями политической, финансово-экономической и информационно-коммуникационной составляющими конфликта. Такая война против России ведется уже долгое время.
Стратегия ГВ естественным образом вписывается в контекст СК США и нацелена на изнурение страны-жертвы путем хаотизации государства, подрыва его военной безопасности. В рамках единого замысла и плана операций ГВ предусматривается использование воинских и иррегулярных формирований, сил специального назначения.
Мир является ареной состязания стратегических культур, в котором есть свои лидеры и аутсайдеры. Будущие военные конфликты предусматривают широкий спектр сценариев, и Вооруженные силы РФ должны быть готовы к любому из них. Для этого требуются серьезные усилия по адаптации СК России к реалиям современности, обеспечению сбалансированного развития и модернизации ВС, а также разработка современной военной техники и оружия. Сегодня важно ставить и решать задачи информационного обеспечения военно-научных исследований, научного сопровождения военно-политических решений, формировать экспертное мнение по актуальным вопросам государственной военной политики, военного строительства и военного искусства.
Александр Александрович Бартош,
член-корреспондент Академии военных наук, эксперт Лиги военных дипломатов
Источник: “НВО”.