НАТО уходит в сеть
Цифры все больше, но будущее просчитать все труднее
В марте 2022 года Министерство обороны России получило еще одно доказательство высокого уровня сотрудничества военных Украины с военными блока НАТО.
Об этом говорят технические устройства и документы, захваченные российской военной разведкой в штабе 4-й бригады оперативного назначения нацгвардии Украины в городе Гостомель Киевской области.
ЗАХВАЧЕННЫЙ НОУТБУК
В ноутбуке, имеющем лицензионный номер реестра НАТО, в цифровом виде содержатся карты, планы боевого применения, приказы и распоряжения. Это говорит об особой секретности данного устройства и свидетельствует о том, что военные нацбатальона имеют допуск особого уровня секретности от Североатлантического альянса.
В ноутбуке содержится детализированная цифровая карта местности с нанесением расположений наших подразделений и других военных объектов, которые были обнаружены всеми видами разведки США и НАТО с широким применением БЛА, в том числе и американских.
Добытые разведкой материалы указывают на тесное взаимодействие украинской стороны со структурами НАТО. А также о состоявшемся переходе части обменов информацией на «цифру», что было бы невозможно без основательной предварительной подготовки нацгвардейцев натовцами.
Таким образом, НАТО не только наращивает цифровизацию собственных систем боевого управления и обеспечения, но и в ускоренном порядке загоняет в «цифровое стойло» и своих незадачливых партнеров на Украине.
Изучение и анализ добытых материалов альянса должны придать новый импульс ведущимся в нашей стране работам в сфере цифровизации всех сторон жизни нашего государства, его вооруженных сил и оборонного комплекса.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ АЛЬЯНСОМ
Верховный главнокомандующий ОВС НАТО по трансформации (ВГК КТ) генерал Филипп Лавин доложил Постоянному совету НАТО на одном из его недавних заседаний свое видение адаптации альянса в обозримом будущем.
Упор военные предлагают сделать на всестороннюю цифровизацию всех сфер деятельности блока. По их мнению, это важное условие адаптации НАТО к современной операционной среде, в которой невозможно измерить риск и царит неопределенность.
По словам генерала Лавина, «наиболее важным аспектом трансформации НАТО и ее главной целью является коллективное обеспечение решающего преимущества НАТО».
Как ВГК КТ понимает такую комплексную задачу?
Понимать лучше – значит иметь возможность формировать полную и коллективную ситуационную осведомленность, чтобы в полной мере использовать потенциал Североатлантического союза в формировании среды безопасности и выиграть «битву за возможности».
Быстрее решать – значит ускорить и улучшить процесс принятия решений – от принятия политических решений до тактических действий.
Вместе быть сильнее – значит максимизировать слаженность действий НАТО, что необходимо в сложных условиях безопасности, когда вызовы многогранны и часто скрыты. С оперативной точки зрения это означает способность интегрировать различные оперативные сферы для действий в многосферной среде, участвуя как в кинетических, так и в некинетических действиях.
Двумя основными приоритетами для достижения задуманного являются:
- цифровая трансформация, позволяющая Североатлантическому союзу в полной мере использовать собственные базы данных и предусматривающая создание возможностей и услуг для надежного максимального использования его потенциала;
- оперативная и своевременная доставка сведений по новым критически важным силам и средствам, повышение гибкости процессов выработки и реализации решений НАТО.
Этих приоритетов предполагается достичь за счет интеграции трех факторов, необходимых для адаптации инструмента военной силы НАТО к требованиям современной оперативной среды:
- фактора инноваций как постоянных усилий, которые определяют взгляды Североатлантического союза на развитие потенциала;
- фактора «сотрудничества и сотрудничеств», осуществляемых внутри блока и между блоком и партнерами в интересах выстраивания эффективных отношений между политическим руководством и военными командами посредством инклюзивности, прозрачности и сетей для ускорения принятия решений, военного планирования и укрепления устойчивости альянса;
- фактора человеческого капитала, кадров как самого ценного ресурса НАТО, развивающего таланты посредством обучения и учений, особенно в поддержку данных и цифровой трансформации.
Согласование инновационных приоритетов союзников призвано обеспечить адаптацию НАТО к новым угрозам за счет использования возможностей, создаваемых инновациями, новыми технологиями, устойчивостью, космосом и киберпространством. Все это должно заложить основу для реализации инновационных преимуществ альянса в двух основных областях:
- устранение существующей фрагментации исследователей, академических кругов, других организаций, строящих свою деятельность на базе инновационных идей, или новых, еще не запущенных в массовое употребление технологий (стартапов) – то есть создание единого центра для управления неопределенностью в сфере инноваций;
- реализация возможности внедрять и масштабировать новые технологии по мере их готовности, что означает необходимость создания гибких инвестиционных и других организаций как в государственном, так и в частном секторах.
Таким образом, ставится задача развивать новые технологии – от искусственного интеллекта до автономных систем – с целью обеспечить технологическое превосходство в условиях, когда будущие конфликты будут вестись «не только с помощью пуль и бомб, но и с помощью байтов и больших данных».
При этом важно разрабатывать прорывные инновации двойного назначения. Помимо военного использования, это обеспечит их коммерциализацию в гражданском секторе.
РАЗВИТИЕ РАЗРУШИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
На саммите НАТО в Лондоне в 2019 году Североатлантический союз определил семь областей новых и потенциально разрушительных технологических инноваций, которые будут «иметь большое влияние на развитие будущего военного потенциала». Это большие данные, искусственный интеллект (ИИ), автономное оружие, космос, гиперзвук, квантовая технология и биотехнология.
Для руководства и координации разработок и внедрения инноваций решено создать «Ускоритель оборонных инноваций НАТО для Северной Атлантики» (DIANA). Ожидается, что многонациональный фонд поможет НАТО сохранять свои технологические преимущества, обеспечивая инвестиции объемом 1 млрд евро в развитие технологий двойного назначения, имеющих применение в сфере безопасности и обороны. Он также обеспечит и упростит более тесное и доверительное сотрудничество с частными компаниями – разработчиками новейших технологий, которые могут в противном случае оказаться неспособными развивать новейшие технологические решения, необходимые для военно-промышленных комплексов государств НАТО.
ГК КТ НАТО генерал Филипп Лавин не раскрывает подробности адаптации альянса к инновационным вызовам современности. Однако анализ практических усилий ведущих государств Запада в этой сфере позволяет определить общую направленность попыток альянса «вписаться» в поток глобальных трансформаций, идущих в рамках Четвертой промышленной революции, провозглашенной человеконенавистнической теорией Клауса Шваба.
ВЕХИ ДЛЯ НАТО В КОНФЛИКТАХ БУДУЩЕГО
Следующая война, особенно если соперниками в ней станут великие державы, может иметь поразительно мало общего с войнами прошлого.
Боевые действия будут разворачиваться совершенно неожиданным образом, вестись в атмосфере неопределенности и тумана войны, выходя за рамки самых изощренных прогнозов. Ведущим трендом будет использование все более широкого влияния цифрового мира во всех аспектах современной жизни.
Глобальные трансформации военных и военно-технических сфер под влиянием цифровизации характеризуются размыванием различий между физической, цифровой и биологической сферами. Стремительный рост технологических прорывов в таких разнообразных областях как квантовые вычисления, биотехнологии, искусственный интеллект, робототехника и нанотехнологии – и особенно в синергии между ними – глубоко меняет почти все формы человеческой деятельности.
Кроме того, для изменений характерна экспоненциальная скорость, с которой они разворачиваются. Беспрецедентная широта и глубина последствий трансформаций. Глубина влияния их на изменение вооруженных сил, их стратегии и тактики, оснащенности, а также на изменение предприятий ОПК, промышленных отраслей, стран и всего человеческого общества. Изменения эти беспрецедентны как по глобальным последствиям, так и по своей разрушительной силе.
В военной и военно-технической сферах США и Европы развернулось безжалостное противоборство за право оказаться на гребне мощнейшего вала развития и трансформаций общества и вооруженных сил. Североатлантический альянс с его постоянной ставкой на достижение технологического превосходства над всеми мыслимыми противниками активно включился в процесс изменений с акцентом на цифровую трансформацию, которая охватывает несколько направлений адаптации военно-политического блока к вызовам и угрозам современности.
Как представляется, стратегические направления адаптации альянса с опорой на цифровые технологии в среднесрочной перспективе будут включать:
- использование технологий цифровизации в интересах повышения возможностей действий войск в современной операционной среде при минимальных затратах сил и средств;
- разработку долгосрочных стратегий цифровой трансформации ВПК государств – членов НАТО;
- цифровую трансформацию сферы научно-практических исследований НАТО с учетом решающего влияния на стратегии боевых действий технологий ИИ и когнитивной войны, киберпространства, больших данных, автономного оружия, космоса, гиперзвука, квантовых и биотехнологий, а также рационального использования факторов «серой зоны» и Сил специальных операций на театрах гибридной войны (при этом особое место отводится разработке военных биотехнологий с использованием биолабораторий Пентагона на Украине, в Грузии, Армении, Казахстане и некоторых других странах);
- цифровую трансформацию военно-профессионального образования и некоторые другие.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ
Одна из первостепенных задач цифровизации ОВС НАТО состоит в объединении штабов воинских частей и учреждений в единое цифровое информационное пространство с целью обеспечить автоматизацию процессов управления и сокращение цикла управленческой деятельности, начиная от получения боевой задачи и заканчивая анализом ее исполнения.
К числу факторов, способствующих трансформации вооруженных сил и в целом современной войны как социально-политического явления, следует отнести:
- сохранение роли ядерного оружия как средства сдерживания и обеспечения стратегической и политической стабильности;
- склонность стран, обладающих ядерным оружием, к задействованию различных видов насилия за счет применения технологий непрямых, невоенных действий;
- появление международных террористических организаций, прибегающих для реализации своих политических целей к «неклассическим» способам насилия и торговле наркотиками для самофинансирования;
- порожденную глобализацией зависимость национальных экономик от ситуации в мировой экономике;
- использование цифровой среды для все более широкого и тщательно синхронизируемого применения гибридных информационно-психологических и экономических угроз, войны в киберпространстве, применения технологий ИИ для управления операциями гибридной войны;
- формирование новых возможностей влияния в когнитивной сфере и способов манипуляций поведения людей с привлечением технологий ИИ, усиление противостояния в космосе и киберпространстве.
Упомянутые и некоторые другие факторы уже сыграли и продолжают играть существенную роль в изменении социально-политической составляющей войны, в размывании границы между состоянием войны и мира.
Например, в докладе британского Министерства обороны «Глобальные стратегические тренды: будущее начинается сегодня», опубликованном в конце 2018 года, констатируется, что в среднесрочной перспективе использование дезинформации и пропаганды в СМИ и социальных сетях станет главной особенностью ведения гибридных войн. Такие методы противоборства будут, по оценкам английских экспертов, все более активно применяться государствами и их коалициями (в том числе прокси-силами), а также негосударственными акторами (частными военными компаниями, террористическими группировками и пр.). Чему поспособствуют отсутствие физических границ в информационно-коммуникационном пространстве и недостаточная международно-правовая регламентация протекающих там процессов.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ И КОГНИТИВНАЯ ВОЙНА
Особое место в планах цифровизации альянса отводится применению технологий искусственного интеллекта и когнитивной войны. Руководство НАТО пришло к выводу, что любое общество, подвергающееся «цифровым трансформациям», сталкивается со специфическими опасностями фрагментации, блокировки интеллектуальных способностей и зависимости от манипуляций. В этих условиях необходимы стратегии интеллектуального развития, определяющие требования к цифровым технологиям и способы их использования.
Руководство альянса считает, что дезинформация – одна из нескольких цифровых угроз, с которыми сталкивается НАТО. Недавние информационные кампании и кибератаки показали, что даже технологически развитые государства должны делать больше, чтобы подготовиться к текущим и будущим цифровым вызовам. Необходим больший прогресс в создании успешных механизмов устойчивости и нормативно-правовой базы.
В свете цифровизации социальной и политической реальности в условиях когнитивной войны важным фактором является скорость реагирования на сигналы из глобального информационно-коммуникационного пространства, имеющие как конструктивную, так и деструктивную направленность.
В этом контексте весьма важным является политологическое осмысление проблем соответствия проводимой РФ политики по нейтрализации деструктивного информационного воздействия на российское население и нейтрализации формирования негативного по отношению к нашей стране общественного мнения в международном масштабе.
Необходимость реализации такого подхода особенно остро чувствуется в условиях непрекращающихся попыток наших противников добиться дестабилизации политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации. В условиях острого противоборства выдвинутым Россией требованиям о гарантиях безопасности именно такой подход будет способствовать убедительному опровержению ложных политически мотивированных новостей, направленных на подрыв национальной и международной безопасности.
При этом превентивное создание информационного фона в виртуальном пространстве, отвечающего национальным интересам страны, может существенно минимизировать негативные последствия деятельности внешних сил, стремящихся обычно использовать все инструменты достижения политических и военных целей, в том числе и преимущества цифровой среды.
Соответственно явно проступает необходимость выработки проактивной политики в рассматриваемой сфере, призванной упредить вероятные социально-политические риски форсированных процессов цифровизации. Мощным потенциалом для успешной деятельности в этой сфере обладают технологии искусственного интеллекта.
И, наконец, цифровизация общества активно влияет на цифровые трансформации в системе высшего военно-профессионального образования, которая представляет собой наиболее проблематичную сферу исследований и поиска новых путей развития. Существующая тенденция адаптации методик и практик информатизации и цифровизации гражданских вузов к деятельности военных учебных заведений требует существенных доработок. В качестве начальных шагов в области цифровизации военно-профессионального образования может быть предложена разработка системы электронно-обучающей среды в контексте формирования цифровых компетенций.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС В ОПК
На Западе в условиях острой конкурентной борьбы между промышленными фирмами и научно-исследовательскими организациями США и НАТО, США и ЕС ведется активная разработка долгосрочных стратегий цифровой трансформации ВПК. Считается, что от степени цифровизации промышленных предприятий и научно-исследовательских учреждений в решающей мере зависит эффективность их работы, качество управления жизненным циклом изделий, издержки, сроки, спрос на зарубежных рынках оружия.
С этой целью цифровую трансформацию стремятся распространить на все высокотехнологичные компании. Считается, что важно не только иметь четкое представление, как будет меняться сама компания при переходе на цифровые рельсы, но и понимать, как она будет интегрироваться с различными отраслями экономики, в том числе с гражданской сферой. В этом смысле процессы цифровизации и диверсификации оборонных предприятий должны проходить неотрывно друг от друга.
В интересах цифровой трансформации сферы научно-практических исследований важно понять, какие научные, исследовательские, инновационные центры, программы и проекты способны обеспечить «цифровые» потребности ОПК. Для каких разработок в интересах цифровой экономики ОПК мог бы стать эффективной площадкой? Как наладить передачу технологий из военного сектора в гражданский?
ВЫВОДЫ
Контур военных инноваций США и НАТО определен решениями высших руководящих национальных и коалиционных органов и принимает вполне определенные очертания. Наряду с внутренней конкуренцией не вызывает сомнений антироссийская и русофобская направленность проводимых мероприятий, их ориентация на достижение технологического преимущества над Москвой, безусловная поддержка глобальных гегемонистских устремлений США, стремление воздействовать на сознание населения России и ее союзников с целью дальнейших манипуляций и развала государств.
Развитие обстановки в ходе специальной военной операции на Украине, а также недавние события в Казахстане убедительно свидетельствуют об опасности разрушительных когнитивных технологий.
Важно своевременно обнаруживать и реагировать на шаги Запада, направленные на реализацию конкретных военных разработок с учетом фактора взаимодополнения, когда инновации встраиваются в военную технику, но одновременно и сами инновации могут определять развитие вооружений.
Для России в условиях мировой гибридной войны, усиления жесткой конфронтации с США и НАТО важно понимать, на что должно обратить главное внимание в инновационной сфере, какие принципы закладываются в развитие военных инноваций, разработать адекватные наступательные и оборонительные стратегии военных конфликтов с учетом инновационного фактора.
Успешное решение жизненно важных задач возможно лишь на пути организации теснейшего межведомственного сотрудничества под руководством единого центра.
Александр Александрович Бартош,
член-корреспондент Академии военных наук,
эксперт Лиги военных дипломатов
Анатолий Григорьевич Летяго,
доктор технических наук,
профессор Академии военных наук
Источник: “НВО”.