Исторический визит Патриарха Московского и Всея Руси
Часть I
Встреча Папы Римского и Патриарха Московского и Всея Руси уже названа исторической и будет освещена в мировых СМИ. Взаимодействие христианских церквей должно положить конец гонению христиан на Ближнем Востоке, Северной и Центральной Африке.
12 февраля для православной церкви это — День памяти (собор) Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. После смерти учителей их византийские последователи долго не могли договориться, кто более церкви ценен. Константинопольс кая распря не была преодолена пока давно почившие святые сами не явились народу и не подтвердили, что нет среди них ни первого, ни второго. Все три святителя у Бога едины. Очень поучительная история.
Для обоих нынешних иерархов это беспрецедентная отнюдь не личная встреча изощренно запланирована на пересечении маршрутов их пастырских поездок. Путь в Мексику пролег через Кубу и оправдан глубокой католической традицией бывших испанских колоний. Православный патриарх выбрал маршрут Куба — Парагвай — Бразилия, где его паствы по определению в разы меньше, чем у главы римско-католичес кой церкви. Не будем считать число прихожан, просто вспомним в контексте начавшейся поездки Святейшего Патриарха о православных и православии в Америке.
Православие стало проникать на Американский континент в конце XVIII века. В 1794 г. в Русскую Америку на судне «Три святителя» (!) прибыла немногочисленная первая православная миссия, собранная из стойких к невзгодам монахов Валаамского монастыря. Миссия имела целью духовное окормление русских, проникших на Алеутские острова и континентальную Аляску для промысла мехов, а также распространения веры Христовой среди туземного населения. Это в перспективе могло ослабить противоречия (чего уж там говорить, вражду) между русскими и местными, которые нещадно эксплуатировалис ь на промыслах пушного зверя. Православные священники с одной стороны пытались улучшить нравы своих земляков, смягчить эксплуатацию и навести порядок в брачных отношениях в колониях. С другой стороны, они с истовым рвением несли слово Божие «диким», пополняя мартиролог христианских миссионеров.
Возглавлявший миссию архимандрит Иоасаф (Болтов), по результатам успешной деятельности должен был быть рукоположен (хиротосан) в сан епископа. Православная каноническая хиротония требует участия по меньшей мере трех епископов (собора). В то время в Иркутске был всего один епископ Вениамин, которому Синодом, в нарушение традиции, но в целях экономии денег на путешествие Иоасафа в Петербург, было предписано провести хиротонию. Было исполнено. Новый епископ погиб в кораблекрушении, возвращаясь в Русскую Америку. Начался де сезон штормов. А может, Господь не сподобил неправильно рукоположенного епископа вернуться к пастве? Так появилась конспирологическ ая версия, которую одинаково невозможно доказать или опровергнуть. Церковный чин — не воинский. Это в миру можно купить офицерский патент или научную степень, присвоить себе звание генерала, наградить себя орденом и даже возложить по-наполеоновски на свою голову императорскую корону. Хиротония — тонкое явление передачи духовной власти из поколения в поколение от самого Иисуса Христа. Нарушающие его самосвяты несут ложь церкви и страдания пастве. Наш внимательный современник отметит, что многие злоключения Киевского Патриархата кроются именно в нарушении хиротонии его епископов. За самосвятство расплачивается народ Украины.
По мере роста русского влияния на Аляске, укрепления позиций акционерной, но по сути частно-государсв тенной Российско-америк анской компании трансформировала сь и пастырская миссия. Американская православная кафедра сформировалась в средине XIX века.
Четкие политические ориентиры сформулировал Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий после уступки русских колоний в Америке в 1867 г. По его мнению потеря Аляски не была «концом света» для русских. Он прозорливо увидел отрывшуюся возможность распространения православия на весь континент. Уже в 1872 г. центр Алеутской и Аляскинской епархии был перенесен в Сан-Франциско. В 1900 г. епархия стала называться Алеутской и Северо-Американс кой, а в 1905 г. центром ее стал Нью-Йорк.
Сохранение православной церковью своего имущества на Аляске оговаривалось отдельной статьей Договора об уступке русских владений Соединенным Штатам в 1867г. Не всю Аляску продали.
Сама же Аляска остается исторически мощным духовным центром православия. Как-то на выпускном экзамене в Кадьякской духовной семинарии приглашенный из Парижа профессор богословия спросил, когда алеуты приняли православие. Он ждал исторически правильно ответа — в 1794 г. Ему ответили: «Мы были православными всегда». Не надо сеять сомнение в умах семинаристов.
Многие православные иерархи служили в Америке. Сложная американская кафедра была и у Тихона (Белавина) в 1899-1907 гг., будущего Патриарха Московского и всея Руси. В конце 80-х годов прошлого века управляющим приходами Московской патриархии в США был нынешний Митрополит Калужский и Боровский Климент. В 2014 г. он защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук на тему «Русская Православная Церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII-XIX вв. (по материалам Аляски)». Динамичный митрополит поддерживает не только пастырские поездки, но и научные экспедиции русских на Аляску.
С 1920-х гг. начался церковный раскол, вызванный закреплением нового политического режима в России. Руководители американских православных общин не признавали нового церковного руководства из Москвы, пытались сохранить самостоятельност ь или примкнуть к “Заграничному архиерейскому Синоду” в Карловцах (Югославии). В 1924 г. Детройтский собор принял постановление о временной автономии Православной Церкви в Америке (ПЦА). А в 1937 г. Всеамериканский собор в Нью-Йорке закрепил эту автономию. К 1933 г. (Год установление дипломатических отношений между СССР и США) РПЦ сочла возможным утвердить Экзархат Московского Патриарха в Северной и Южной Америке, объединивший верные Матери-Церкви приходы. Экзархат был упразднен в 1970 г. в связи с дарованием автокефалии ПЦА. В настоящее время в США, Канаде и Латинской Америке существуют отдельные приходы юрисдикции Московского Патриарха.
Военно-политичес кое сближение СССР и США во Второй Мировой войне вызвало сближение церковное. В 1943 г. Был избран патриарх Московский и всея Руси Сергий. Формой признания Московского Патриарха стало указание американского митрополита (в расколе) Феофила, поминать Сергия во всех православных храмах в Америке. В 1946 г. Всеамериканский собор в Кливленде подавляющим большинством голосов принял решение просить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I принять ПЦА в лоно Матери-Церкви. Однако шаг был только обозначен, но так и не сделан. Глава американской церкви митрополит Феофил (1935-1950 гг.) до самых последних своих дней оставался последовательным “раскольником”.
Интересна семья этого человека. Малороссийское происхождение, равно как и обучение в Киевское духовной академии митрополита Всея Америки и Канады Феофила (Пашковского) не было определяющим в его противодействии сближению с Московским Патриархатом в середине прошлого века. Федор Пашковский начинал типичную карьеру белого православного духовенства, только не в России, а в Америке. В Россию вернулся в более чем сложное время. Интересна самоидентификаци я с США его сына Бориса Федоровича, рожденного в Калифорнии в 1900 г. Его мать, американская сербка, умерла в 1917 г. Отец вернулся в Россию, а в 1922 г. был пострижен в монашество и с соблюдением всех канонов хиротосан в епископа Чикагского. В это же время в Соединенные Штаты вернулся и Борис. Юноша получил образование, сократил фамилию с Пашковского до Паш и перед Второй мировой войной попал в кадровый резерв Федерального бюро расследований. Этот иммигрант фактически первого поколения в 1940 г. дозволенными и недозволенными методами добился зачисления в кадры и возглавил службу безопасности Манхэттенского (атомного) проекта, принимал участие в различных миссиях в Европе и в Японии. Полковник Борис Паш увековечен в Зале славы военной разведки США. До сих пор понятия русский, православный и патриот России остаются далеко не тождественными.
Отношения между РПЦ и ПЦА наладились только в 1970 г., когда последняя стала 15 Церковью Вселенского православия. Московскому Патриархату всегда проще было договариваться с «американцами», чем с русской Православной Церковью заграницей (РПЦЗ). Создание РПЦЗ явилось результатом противоречий между Советской Россией и русскими эмигрантами, выброшенными Родиной. Американская же церковь просто не оставила православную паству на континенте, не только русских иммигрантов и их потомков, но и сербов, греков, румын и выходцев из Сирии. Отношения РПЦ и ПЦА активизировались с 1990-х гг. после интронизации Патриарха всея Руси Алексия II. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил Северную Америку в 1991 г. и в 1993 г. Именно в 1993 г. во время посещения Аляски и Калифорнии патриарх узнал об указе Президента России Б. Ельцина № 1400 о роспуске Верховного Совета. Патриарх вернулся в Москву только 28 сентября 1993 г. и не смог стать эффективным посредником между ветвями светской власти. Политический кризис — «Расстрел Белого дома» — произошел 3-4 октября.
Волны церковно-организ ационного сближения отражают волны сближения политического. В 2007 г. был принят Акт о каноническом общении РПЦ и РПЦЗ, определяющий пути преодоления православного раскола. Это тема предстоящего Вселенского Православного собора.
В Латинской Америке есть приходы РПЦЗ и созданная в 1946 г. Аргентинская и Южноамериканская епархия РПЦ.
Вернемся к маршруту патриарха по Латинской Америке. Парагвай – несомненно относится к государствам русской славы. Русские иммигранты- колонисты встали на защиту давшей им приют страны в самой кровопролитной латиноамериканск ой войне прошлого века.
В следующих комментариях: православие и русские в Парагвае, Бразилии и Аргентине.
Ружейников Владимир Владимирович