Аналитический отчет. Специальная операция в Сирии ноябрь-декабрь 2024г.

Основной предпосылкой, обусловившей возможность проведения специальной операции (СО) в виде вооруженного государственного переворота в Сирии в ноябре-декабре 2024г. стало отсутствие политического урегулирования сирийского конфликта, неготовность официальных властей к переговорам с оппозицией на фоне непрекращающихся вооруженных столкновений. Также оказали влияние следующие факторы:
- Тяжелое экономическое положение в стране, вызванное какмеждународными санкциями, так и коррупцией на всех уровнях власти. Особенно губительной для власти оказалась коррупция в силовых структурах.
- Усталость общества и игнорирование Асадом признаков нарастающего неудовольствия со стороны населения, ухудшение гуманитарной ситуации, потеря доверия;
- Сосредоточение власти в руках алавитского религиозного меньшинства (12-15% населения) с 1963 года;
- Создание на территории Идлиба очага постоянного присутствия террористов различного толка, из которых с течение времени сформировалось вооруженное объединение «Хайат Тахрир аш-Шам» (ХТШ).
- Игнорирование Асадом предупреждений разведок дружественных стран о признаках подготовки к вооруженному выступлению в провинции Идлиб.
- Непоследовательность внешней политики. Отдаление Асада от России и Ирана, переориентация на страны Лиги Арабских государств. Снижение военных и политических возможностей России и Ирана в регионе.
- Нежелание Асада заниматься политикой в надежде на помощь извне. На начало операции Правительство в Сирии контролировало только 65 % территории страны, при этом отказывалось от диалога не только с «Хайят Тахрир аш-Шам» и «Сирийской Национальной Армией», но и с «Сирийскими Демократическими Силами» на северо-востоке страны.
Участники СО, их цели и задачи.
СО была осуществлена конгломератом различных группировок боевиков под предводительством суннитской вооружённой группировки ХТШ.
Вид операции: госпереворот.
Содержание спецоперации: вооруженный захват крупнейших городов, критической инфраструктуры, взятие под контроль основных объектов экономики.
Основной целью СО стало свержение власти действующего правительства. Помимо сирийской оппозиции в лице ХТШ и солидарных с ними бандформирований в операции принимали активное участие разведки Израиля,Турции и США. При этом каждая сил решала собственные задачи.
Со стороны ХТШ:
- Решение внутренних проблем ХТШ: проведение операции позволило аль-Джулани купировать протесты против монополизации власти и отправить на «утилизацию» ту часть иностранных боевиков, которых он не мог ликвидировать открыто;
- Захват власти в Сирии и освобождение из тюрем сторонников и братьев по оружию.
Со стороны США:
- Сохранение контроля над ресурсными районами Сирии, обеспечивающими незаконную добычу и поставку зерна, углеводородов и других полезных ископаемых для последующего экспорта в США, Турцию и страны ЕС.
- Ослабление позиций геополитических противников — России и Ирана.При наилучшем раскладе – вытеснение России с территории Сирии и лишение ее морской базы на Средиземном море,нанесение экономического ущерба РФ в результате потери объектов инвестиций в Сирии, отвлечение сил ВС РФ от участия в СВО.
- Создание источника «контролируемого хаоса» в регионе, угрожающего как Ирану, так и России.
- Установление режима, лояльного США.
Со стороны Турции:
- Переключение внимание населения Турции с внутренних проблем на успехи на внешнем контуре.
- Усиление позиции Турции в регионе.
- Захват территорий на севере Сирии для создание буферной зоны между Турцией и проамериканскими курдскими образованиями. В пределе – захват Алеппо как исторически турецкого города.
- Обеспечение легального доступа к месторождениям фосфоритов, расположенным у сирийской границы с Турцией.
- Возвращение сирийских беженцев с территории Турции на родину.
- Ликвидация прокурдских «Сирийских Демократических Сил» (СДС). После смены власти в Дамаске становится возможной совместная операция ВС Турции и боевиков Переходного правительства Сирии против СДС.
Со стороны Израиля:
- Демонстрация собственному населению однозначной победы на фоне заключения сомнительного перемирия с шиитской организацией «Хейзболла».
- Ликвидация канала поставок «Хейзболлы» через территорию Сирии.
- Создание напряженности на сирийской границе Ливана.
- Захват Голанских высот и сопредельных территорий, в пределе – захват Дамаска как исторически израильской территории.
- Уничтожение военной инфраструктуры на территории Сирии.
Противодействие участникам и организаторам СО оказывали ВС Сирии, курдские «Сирийские демократические Силы», российские военные структуры, а также представители силовых структуры Ирана (Корпуса стражей исламской революции) и «Хейзболлы».
Особенности проведения операции
Операция осуществлена в форме вооруженного государственного переворота и имеет признаки подготовки и тщательного планирования с привлечением сторонних сил, что подтверждается активной информационной поддержкой боевиков со стороны прозападных и исламистских СМИ,мгновенной готовностью к установлению дипломатических отношений с новой властью стран запада сразу после установления новой власти, типом применяемым вооружением, точным выбором момента проведения операции. В этой связи необходимо отметить следующие факторы:
- Операция была проведена в период «междуцарствия» в США, что усиливало вероятность выбора позиции наблюдателя и невмешательства в ситуацию «на земле» со стороны США;
- Подписание соглашения о прекращении огня между Израилем и «Хейзболлой» 27 ноября дало возможность переключить фокус внимания медиа на действия ХТШ.
- К моменту начала операции усилились разногласия между Асадом и «Хейзболлой» /Ираном. Более того, Иранзавяз в противостоянии с Израилем. Это повышало вероятностьневмешательства.
- Россия, оказывающая поддержку режиму Асада, также была сосредоточена на конфликте на Украине и не имела намерения быть «большим сирийцем, чем они сами».
- Операция была проведена после отказа Асада от сделки с США о прекращении логистической помощи Тегерану и предоставления своей территории для поставок помощи «Хейзболле» в обмен на постепенное снятие санкций.
Проведенная специальная операция характеризуется стремительностью, ставшей неожиданностью не только для сторонних наблюдателей, но и, по-видимому, для непосредственных участников, не ожидавших такого успеха предприятия: с момента начала вооруженных действий до захвата власти прошло всего 11 дней. Успешной реализации операции способствовали:
- Низкая боеспособность и отсутствие мотивации у сирийской армии;
- Наличие агентуры ХТШ в ближайшем окружении Асада, обеспечившей переход на сторону боевиков высших чинов, включая силовиков.
- Наличие у ХТШ опыта управлениятерриториями, находящимися под контролем разрозненных вооруженных формирований, полученного на протяжении нескольких лет вИдлибе.
- Лояльное освещение деятельности боевиковсо стороны мировых (прозападных и исламистских) СМИ, созданиеим привлекательного образа борцов с тиранией.
- Готовность суннитского большинства поддержать борьбу исламистов против узурпировавшего власть алавитского меньшинства.
- Финансовая и техническая поддержка вооруженных формирований со стороны Турции и США. (Первыми зарубежными гостями Переходного правительства Сирии стали главы разведки и МИДа Турции).
Возможные сценарии развития ситуации
На момент написания справки просматриваются следующие варианты развития событий:
- Оптимистичный сценарий:
Создание Сирийской Демократической Республики альянсом оппозиции с различными фракциями и идеологическими разногласиями, что позволит обеспечить легитимность, государственность и целостность Сирии. Принятие новой конституции, созыв парламента. Урегулирование вопроса предоставления прав этническим и религиозным меньшинствам (курды, алавиты, христиане и пр.).
Прекращение вооруженных столкновений на подконтрольной правительству территории. Нейтрализация радикальных исламистских элементов. Очаг нестабильности локализуется и не выходит за пределы региона.
Демонстрация лояльности нового правительства по отношению к США приводит к снятию санкций. США сохраняет за собой право на добычу полезных ископаемых на подконтрольных территориях с согласия новых властей и не заинтересованы в раскачивании нестабильности. Это позволяет сократить численность вооруженных войск США. Восстановление инфраструктуры за счет привлечения внешних инвестиций, в первую очередь — стран Лиги Арабских государств, оживление экономики.
Установление Россией рабочих отношений с новым правительством, сохранение сухопутных и морских баз на территории Сирии в обмен на помощь в развитии инфраструктуры (например, в энергетике). Восстановление и усиление репутации России в регионе. Сохранение у России логистического хаба для взаимодействия с Африканскими странами.
- Реалистичный сценарий:
Появление «Исламской Республики Сирия», где костяк составят представители ХТШ, сосредоточившие власть в своих руках. Сирия превращается из светского государства в мусульманское (сунитского толка), права остальных меньшинств сокращаются. У власти оказываются салафиты, не питающие идеологической вражды к Израилю и США.Ожидания общества на быстрое улучшение экономического положения не оправдываются, новая власть начинает вызывать недовольство.
Нестабильность на территории Сирии сохраняется, она становится опорным пунктом исламистов. Под угрозой оказываются шиитский Иран и стабильность Кавказа.
Израиль и Турция оставляют за собой оккупированные территории, что влечет за собой дополнительные риски для обеих стран, т.к. территории требуют дополнительных вложений, которые могут подорвать и без того тяжелое состояние экономик. При альтернативном сценарии от основной территории Сирии по национальному / конфессиональному признаку отделяются территории компактного проживания алавитов(со столицей в Латакии), друзов (на юге Сирии под протекторатом Израиля), курдское образование на северо-востоке Сирии, а территории вокруг Идлиба и Алеппо переходят под влияние Турции.
Сохраняется вероятностьпотери российских сухопутных военных баз на территории Сирии. Для сохранения морской базы Россия будет вынуждена инвестировать значительный объем средств в проекты новой власти, компенсируя «нанесенный ущерб». При альтернативном сценарии (разделение на отдельные территориальные образования) у России будут хорошие шансы на достижение договоренности по сохранению своих военных баз с правительствами, которые будут управлять территориями их размещения. В этом случае для усиления позиции Россия может воспользоваться трибуной ООН для привлечения внимания к проблемам религиозных и национальных меньшинств на бывшей сирийской территории.
Восстановление репутации России при обоих вариантах сценарияпотребует значительных усилий.
- Пессимистичный сценарий:
Раскол ХТШ на фракции приведет к фактическому прекращению существования государственности Сирии и балканизации региона, разделившегося на отдельные квази-государства. Захват Турцией и Израилем значительных территорий Сирии, создание дополнительного очага напряженности из-за сближения границ и зон влияния. Территория Сирии перейдет в режим «контролируемого хаоса» и становится источником радикального исламизма. Последнее представляет особую опасность, так как в состав группировок входит значительное число русскоязычных выходцев из бывших советских республик, представляющих, по сути, готовых исполнителей терактов на территории России, на Кавказе и в Средней Азии.
Военные базы могут оказаться во враждебном окружении, и Россия будет вынуждена их покинуть.
Выводы
Специальная операция по осуществлению вооруженного госпереворота в Сирии была спланирована и организована при участии внешних сил и отвечала их интересам. Основными ее бенефициарами выступают США, Израиль и Турция, усилившие свое влияние в регионе за счет прихода к власти лояльных сил. Россия и Иран, напротив, понесли репутационные потери и могут утратить в Сирии не только влияние, но и важные логистические объекты.
Ключевой задачей для России при реализации любого из сценариев для России остается сохранение в военных базХмеймим и Тарускаклогистического хаба и аэропорта подлетадля продвижения в Северную Африку и страны Сахеля.Также необходимо сохранение РФ выходов в Средиземное море, что не позволит реализовать стратегию США по лишению РФ выходов к морю (Средиземному и Балтийскому). Последние заявления США о выводе своих войск с территории Сирии не кажутся реалистичными ввиду нестабильности ситуации в регионе: скорее может идти речь о сокращении их присутствия.
Не менее важной задачей является нейтрализация или локализация террористических образований на территории Сирии, ставшая еще более актуальной после освобождения из тюрем радикальных исламистов. Это отвечает интересам не только России, но Турции и Израиля. США может устроить и вариант «управляемого хаоса» как фактора ослабления позиций России и Ирана в регионе.
Падение режима Асада рассматривается оппонентами России как сигнал ослабленияеевлияния в регионе, что может ухудшить переговорные позиции с арабскими странами. В то же время, оказание помощи Асаду и предоставление ему убежища может быть подано как демонстрация гарантии поддержки союзников Россией – в противовес ситуативным коалициям и многовекторности некоторых региональных акторов.
Ввиду непрерывно меняющейся ситуации в Сирии необходима организация комплексного мониторинга для обеспечения ЛПР актуальной и достаточной информацией. Ее источниками должны служить не только СМИ и сообщения с мест, но и социальные сети, а также данные международных служб, фиксирующих перемещения морских и авиационных судов и предоставляющих иную объективную информацию, дающих возможность оценить предстоящие изменения в регионе по слабым сигналам.
Слушатели и сотрудники Академии политических наук «ALTER»