Фейковая «Матильда»
Нельзя позволять малообразованным в историческом плане людям навязывать свое видение истории.
События текущего года заставляют поневоле проводить аналогии развития политических процессов в России и Соединенных Штатах. Слишком много, как оказывается, у нас общего с заокеанскими «партнерами»: от мифа о «русских хакерах» до проблем национальной и глобальной безопасности.
В США, например, наиболее знаковым трендом развития внутриполитической ситуации является ее дестабилизация и фактическая разбалансировка власти. Избранный президент Д. Трамп в течение вот уже почти года находится под подозрением в связи с вмешательством «русских хакеров» в избирательную кампанию своей оппонентки Х. Клинтон и своими предполагаемыми связями с Кремлем. Несмотря на абсурдность и идиотизм подобного рода обвинений, тем не менее, именно они находятся в центре внимания американского общества: от конгрессмена до безработного.
Любые же попытки президента США выстроить хоть какие-то отношения с Россией наталкиваются на очередные обвинения его в связях с русскими. Таким образом, американский президент оказался фактически в роли английской королевы: царствует, но не правит. За него это делают другие. И делают по принципу «чем хуже, тем лучше» и для США, и для России, но самое главное ‒ для Д.Трампа. Масла в огонь подлили и попытки «прогрессивной» общественности пересмотреть отношение к истории гражданской войны в США и свергнуть с постаментов памятники некогда уважаемым своим согражданам.
В результате страна оказалась расколота, американское общество, демонстрировавшее до недавнего времени стабильность, успешность и единство, – поражено внутренними раздорами, глава государства – ограничен в своих действиях, государственная власть – фактически парализована. И все это является следствием, казалось бы, безобидной, информационно-пропагандистской кампании, основанной на вбрасывание в информационное пространство американского общества фейков (1) – фальшивок.
Оказывается для того чтобы дестабилизировать ситуацию даже в столь благополучной стране, как США, не очень-то и многое нужно. Нужно лишь вбросить какой-нибудь (а лучше, резонансный) фейк в общество, а дальше зараза фейка сама сделает свое дело. Американцы на себе испытали действенность этих фейковых технологий.
Вопрос только в том, кому нужно было раскачать внутриполитическую ситуацию в стране и вывести ее на уровень системного кризиса?
Ответ. Это было не просто нужно, но и необходимо целому ряду американских СМИ (CNN, «The New York Times» и др.) и тем, кто обеспечивает их функционирование (или проплачивает свободу самовыражения), сделавших ставку в ходе кампании по выборам президента США на Х. Клинтон и проигравших. Это конечно весьма болезненный удар по их имиджу, требующей сатисфакции. В результате целый ряд американских СМИ фактически объявили информационную войну главе своего государства. А на войне, как на войне: все средства хороши, в том числе и фейковые. Это урок, из которого необходимо делать выводы и едва ли целесообразно наступать на «американские грабли».
Какое это имеет отношение к России? Самое прямое. Уж слишком очевидны аналогии. Российское общество, даже еще более чем американское, восприимчиво к различного рода фейковым технологиям. Об этом свидетельствуют события и 100-летней давности, и более близкой истории. Дестабилизировать российское общество легко, стабилизировать трудно.
Но если в США свою провокационную роль сыграли и продолжают играть антитрамповские СМИ, то в России антигосударственные фейки генерирует определенная часть творческой интеллигенции, причем зачастую на государственные же деньги.
Речь, в частности, идет о фильме «Матильды», сработанному в стиле мокументари (вымысла, фантазии, фальсификации), но почему-то претендующему на реальность изображения демонстрируемых в нем событий. Фильм, даже еще не выйдя в широкий прокат, уже вызвал громкий общественный резонанс и неприятие значительной части российского общества, воспринявшей его как грубую фальсификацию отечественной истории и оскорбление верующих, причем не только православных.
О самой «Матильде» уже сказано и написано предостаточно, в том числе и автором (2). Фальшивка, она и есть фальшивка, в какие бы творчески-художественные формы она не облекалась. Поэтому речь не о ней, а о тех последствиях, которые ее демонстрация может за собой повлечь.
А они уже проявились. Из-за какой-то «Матильды» общество в одночасье раскололось на прогрессивных «свидомых» и «мракобесов». Это нужно было умудриться, чтобы на пустом месте так расколоть общество. Во имя чего? Эротических фантазий г-на А. Учителя?
О «мракобесии» своих сограждан заявляют даже уважаемые депутаты Государственной Думы. В защиту свободы творчества «Матильды» выступил целый ряд общественных деятелей, актеров, режиссеров и пр.
Вот только никто из уважаемых деятелей ни творческих, ни политических не умудрился провести грань между свободой и вседозволенностью творчества. Применительно к «Матильде» речь идет именно о вседозволенности в трактовке событий истории России или, другими словами, вседозволенности в фальсификации отечественной истории.
В этой связи, депутатам Государственной Думы, а также отдельным чиновникам от культуры, выступающим в защиту мокументари «Матильда» А.Учителя, фальсифицирующей историю России, следует вспомнить Постановление Государственной Думы от 27.05.2005 № 1923-IV ГД «О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О попытках фальсификации истории»», а также выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на встрече с членами Совета законодателей в апреле 2015 года, в котором глава государства призвал активно противостоять ЛЮБЫМ ПОПЫТКАМ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ИСТОРИИ (3).
Применительно к «Матильде» очевидно произвольное толкование позиции Президента, то есть с зарубежными фальсификаторами нужно бороться, а творчество российских фальсификаторов можно и насаждать в обществе?
Лейтмотивом «Матильды» проходит продвигаемая А.Учителем идея об «истории любви, изменившей Россию». То есть все то, что было в период с 1892 – 1893 годов до 1920 годов: разные там войны (русско-японская, Первая мировая, гражданская), реформы и экономический рост России, кризис государственности, терроризм и экстремизм, революции (1905, 1917) ‒ все это получается ничто или несущественно по сравнению с «любовью, изменившей Россию». Чушь, редкостная! И эту чушь пытаются представить в виде исторического блокбастера.
Впредь, конечно же, для режиссеров и продюсеров, претендующих на подготовку фильмов по исторической проблематике, необходимо вводить обязательный экзамен на знание истории. Это не дело, когда малообразованный в историческом плане человек пытается навязывать свое видение отечественной истории.
Негативные следствия от «Матильды» проявляется не только в словесных дискуссиях различного уровня, но и в проявлениях экстремизма (или же попытках их имитации). Речь, в частности, идет о брошенных в студию А. Учителя «коктейлях Молотова», поджоге автомобилей у офиса его адвоката, распространяемых листовках с угрозами сжечь кинотеатры, которые будут его демонстрировать и т.д. Ситуация настолько обострилась, что и А. Учитель и министр культуры В. Мединский обратились за помощью к ФСБ и органам правопорядка с просьбой обеспечить безопасный показ «Матильды».
Сам по себе факт, проявления экстремизма, да еще под эгидой так называемого «Христианского государства Святая Русь» – событие для России, испытавшей на себе вся тяжесть терроризма 1990 – 2000-х годов, является тревожным звонком. Не слишком ли большую цену мы платим и еще заплатим за творческие амбиции А.Учителя и его партнеров?
Хотя сами по себе экстремистские акции этой структуры, связанные с «Матильдой», как-то не очень укладываются в схему терактов. Там не загорелось, там не взорвалось, там вообще непонятно, что за экстремисты, и что за листовки они распространяют среди «белого дня», особенно ни от кого не скрываясь. Как-то все это постановочно и театрально. Да и название организации, взявшей на себя ответственность за эти преступления, – «Христианское государство – Святая Русь» – ассоциируется с названием другой, действительно террористической организацией, «Исламское государство» (запрещенной в Российской Федерации).
Все это невольно наталкивает на мысль: а не являются ли все эти экстремистские акции инсценировкой по мотивам мокументари. В конце концов, история многое знает примеров провокаций и инсценировок подобного рода.
Вторая мировая война, например, начиналась с экстремистской акции «польских военнослужащих» (оказавшихся на самом деле диверсантами О. Скорценни). А еще была театрализованная акция с поджогом рейхстага в 1933 году и ряд других весьма ярких инсценировок таких, например, как расстрел «небесной сотни» в Киеве в феврале 2014 года, применение отравляющих веществ в сирийском городе Хан-Шейхуне 4 апреля 2017 года и т.д.
В связи с этим правомерен вопрос: не являются ли акции так называемого «Христианское государство – Святая Русь» инсценировкой с тем, чтобы дискредитировать оппонентов «Матильды»?
В любом случае в данном вопросе должна быть поставлена точка и лица, виновные в совершении этих преступлений или же их инсценировке должны понести ответственность. Деятельность же мутной организации с названием «Христианское государство – Святая Русь» должна быть пресечена. Не может быть в государстве Российском никаких иных государств: ни христианских, ни исламских, ни иудейских, ни буддистских и т.д.
Что касается запрета показа «Матильды» в кинотеатрах, то он нереален.
Запрещать, конечно, можно, запретить нельзя. Ведь не можем же мы запретить пожары и наводнения. Точно также не можем запретить и проявление человеческих пороков: лжи, подлости, беспринципности, глупости и прочего.
К тому же фильм уже вышел, а сама «Матильда» гуляет по просторам Интернета, по крайней мере, с начала сентября. Тем более, что чиновники Минкульта уже выдали «Матильде» прокатное удостоверение.
Поэтому все действия связанные с возможным запретом бесперспективны. Но это не означает, что с фейком «Матильды» нужно смириться.
Необходимо поставить все на свои места: и А. Учителя, и его «Матильду».
С этой целью необходимо обязать А. Учителя (или же принудить его) внести изменения в титры «Матильды», согласно которым то, что показывается в фильме, никакого отношения не имеет к исторической реальности.
Внесение подобного рода ремарок (уточнений) является общепринятой практикой для режиссеров, снимающих фильмы, которые в той или иной мере могут затрагивать судьбы и интересы конкретных лиц. В этом случае обязательным является также формулировка в титрах, что «сходства и совпадения случайны и авторы заранее приносят свои извинения за случайные совпадения». Если бы эта формулировка была изначальна в титрах «Матильды», то очевидно, что конфликтной ситуации с ее предстоящим показом можно было бы избежать.
Помимо этого, обязательным условием при постановке исторических фильмов является привлечение научных консультантов, которые своей научной репутацией гарантируют достоверность исторических фактов. И, если бы это условие было бы соблюдено, то очень многих постановочных глупостей «Матильды» можно было бы также избежать. Но и это условие не было соблюдено. В результате получился фейк, фейковая «Матильда».
Поэтому люди должны знать, что им в «Матильде» предлагают фейк. А далее дело вкуса: хотят смотреть фейк, пусть смотрят. В конце концов, о вкусах не спорят, тем более, об испорченных.
Но вот формировать восприятие отечественной истории на основе фейков недопустимо. И то, что чиновники Минкульта выдали прокатное удостоверение фильму, фальсифицирующему историю России, свидетельствует, по крайней мере, об их безответственности или же некомпетентности. Они вообще-то находятся на государственной службе и обязаны защищать интересы государства, в том числе в плане предотвращения фальсификации его истории.
И. Бочарников
- Современный термин из области IT-технологий. Означает информационную мистификацию, распространение различного рода дезинформации в социальных медиа и традиционных СМИ. Прим. автора
- Бочарников И.В. Мокументари «Матильда» http://nic-pnb.ru/vnutrennie-ugrozy-nacionalnoj-bezopasnosti/mokumentari-matilda/.
- Встреча с членами Совета законодателей http://www.kremlin.ru/events/president/news/49345