Под сенью Джона Маккейна: есть ли результаты у встречи Основной группы Мюнхенской конференции в Минске?
Нереализуемые «инициативы» Лукашенко по Донбассу – как стремление показать себя Западу
С 30 октября по 1 ноября в Минске проходили мероприятия в рамках встречи Основной группы Мюнхенской конференции по безопасности (Munich Security Conference, MSC, МКБ) с участием политиков, дипломатов, представителей военных, силовых и разведывательных структур более чем 70 стран. В столицу Белоруссии, где подобного рода форум проходил впервые, приехали генеральный секретарь ОБСЕ Томас Гремингер, еврокомиссар Йоханнес Хан, функционер по ядерному разоружению Лассина Зербо, первые лица Армении и непризнанного Косово, премьер-министры Молдовы и Сербии, министры иностранных дел Македонии, Монголии, Польши и Словакии. Россию представляли заместитель министра иностранных дел Александр Грушко, эксперты Алексей Громыко, Сергей Караганов, Андрей Кортунов, заместитель главы комитета по международным делам в Совете Федерации, бывший посол в Вашингтоне Сергей Кисляк. Что касается Украины, то слухи о приезде Порошенко не подтвердились, и за киевский режим выступали не очень значительные «бывшие» фигуры. Вообще, помимо официальных лиц, в Минске традиционно сильно представительство отставных и будущих высокопоставленных чиновников, а также ведущих специалистов в сфере международных отношений, что делает дискуссии менее формальными и более откровенными.
Встречи Основной группы, начиная с 2009 года, традиционно проходят в формате закрытых переговоров с привлечением широкого круга участников. Напомним, истоки самой Мюнхенской конференции восходят к началу 1960-х годов, и хотя на ней не принимается обязательных для исполнения государственных решений, тем не менее, именно в этом формате интенсивно обсуждаются ключевые проблемы европейской и мировой безопасности, во многом определяются её контуры и перспективные направления. Выступая в ходе 43-ей конференции в 2007 году, Президент России Владимир Путин сделал серьёзную заявку на самостоятельную субъектность в мировой политике, подтверждать которую пришлось в Южной Осетии, Абхазии, в Крыму и Сирии. Особо не скрываемое раздражение и ярость «коллективного Запада», не желающего расставаться со столь полюбившейся ему ролью властелина мира, во многом определяет актуальную динамику геополитических процессов и очагов вооружённого противостояния не евразийском пространстве.
По мере того, как взаимное доверие между Востоком и Западом сократилось до минимума со времён «холодной войны», МКБ считает необходимым поддерживать открытые каналы связи, укреплять взаимопонимание и стремиться к формированию личных сетей общения на самом высоком политическом уровне, говорится на сайте организации. «В этом плане Мюнхенская конференция по безопасности не могла выбрать лучшее место для проведения в этом году конференции, чем Минск. У города есть своя история, как места для принятия международных усилий по разрешению конфликтов», — полагает глава конференции, германский дипломат и ярый атлантист Вольфганг Ишингер. Встреча Основной группы выдаётся за нейтральную платформу для политических дебатов. В этой связи напомним, что МКБ зародилась как континентальная площадка по выработке единой линии поведения европейских государств по обеспечению внешней безопасности, будучи вплоть до 1990-х годов сугубо натовским междусобойчиком. Не вызывает сомнений идеологическая и военная акцентация данной «фабрики мысли», нацеленной на поддержание господства «коллективного Запада» над остальным миром. Учреждение конференцией премии имени покойного сенатора Джона Маккейна, претендентами на которую станут авторы работ на темы, «особенно близкие сердцу» сбитого лётчика-русофоба – более чем символичное тому подтверждение.
Сам по себе факт проведения именно в Белоруссии столь представительного мероприятия, прочно ассоциируемого (несмотря на широкий состав участников) в первую очередь с западным истеблишментом и его экспансионистскими устремлениями не может не обращать на себя пристального внимания. Как известно, приехавший в Минск помощник госсекретаря США по европейским и евразийским делам Уэсс Митчелл, выступая 18 октября в сетевом «Атлантическом Совете», сделал громкое заявление о том, «сегодня именно национальный суверенитет и территориальная целостность таких фронтовых государств, как Украина, Грузия, и даже Беларусь, являются надежной преградой неоимпериализму России». Основной целью мероприятия, в ходе которого выступали и другие пламенные борцы за демократию во всём мире (в том числе спецпредставитель по Украине Курт Волкер), была демонизация России и Китая, а также продвижение Америки в борца за всё «передовое» и «прогрессивное».
Можно предположить, деловой разговор продолжился в ходе встречи Митчела с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, надеющимся на серьезное улучшение отношений с США, которые он считает ведущей страной мира. «Даже в самые сложные времена наших отношений я не переставал говорить о том, что мы крайне заинтересованы в хороших отношениях с вашей страной», – заявил Лукашенко, добавив, что с исторического визита Митчела «начнется постепенный выход из того состояния, в котором находятся белорусско-американские отношения… Если сказать, что за последнее время не произошло никаких изменений в белорусско-американских отношениях, это будет неправда, сам визит высокопоставленного чиновника администрации Трампа был бы невозможен. Да, произошли серьезные подвижки в наших отношениях, но я не назвал бы их кардинальными изменениями, которых требует время в этом регионе».
Обещание Александра Лукашенко, при условии позитивного продвижения в диалоге с Вашингтоном, быть его «самым надежным и искренним партнером», подкрепляется декларируемой готовностью принять участие «в решении самых сложных проблем в Европе, особенно на востоке Европы… на геополитическом разломе». Можно предположить, что речь идёт, прежде всего, о конфликте на Донбассе с учётом тупиковой ситуации, в которую так называемый «минский процесс» усердно заведён усилиями официального Киева, а также его американских и европейских кураторов. Впрочем, в выступлении белорусского лидера перед участниками Основной группы акценты были расставлены несколько иначе. Раскритиковав имеющиеся переговорные форматы по урегулированию конфликта на Донбассе, он предложил Белоруссию в качестве страны, способной «взять на себя ответственность за обеспечение мира в восточных регионах Украины и контроль на российско-украинской границе. А также сопровождать проведение выборов на Донбассе, исходя из понимания того, что эти регионы являются неотъемлемой частью Украины». Он заявил о необходимости «дальнейшего поиска взаимоприемлемого решения по размещению на Донбассе миротворцев», к примеру, в виде совместной военно-полицейско-гражданской миссии ООН и ОБСЕ. Наконец, белорусский лидер высказался за привлечение за стол переговоров США, без чего «вряд ли мы достигнем цели». Последний тезис, заметим, требует согласования с утверждением того же Лукашенко о неэффективности формата «Волкер-Сурков», однако на данном этапе для него, видимо, важнее дистанцироваться от Москвы и выказать подчёркнутую лояльность «сильнейшей стране мира». Так что вовсе не случайно рассуждения Лукашенко произвели столь сильное впечатление на господина Ишингера, которого особенно поразила готовность Минска предоставить свои ресурсы для «миротворческой миссии на востоке Украины». В свою очередь, Александр Грушко отметил: «Россия на этой конференции привлекла внимание к тому, что необходимо заниматься не придумыванием каких-то новых форматов или поиском какой-то другой платформы для выхода на окончательное урегулирование, а выполнять то, что было оговорено и подписано президентами на самом высоком уровне». Думается, это можно считать косвенным ответом на сомнительные предложения Лукашенко, стремящегося обратить на себя внимание западных партнёров в условиях ухудшения отношений с Москвой в преддверии парламентско-президентской выборной кампании 2019-2020 гг. Пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков заявил о том, что свои инициативы белорусский лидер с Владимиром Путиным не обсуждал. Ещё более очевидно, что для республик Донбасса они также стали неожиданностью, причём нельзя сказать, чтобы особо приятной.
Из других актуальных проблем региональной безопасности в Минске рассматривались «приднестровский» и «косовский» (встреча известной своей передовой сексуальной ориентацией сербского премьера Анны Брнабич с одевшим пиджак главарём косовских бандитов Хашимом Тачи) вопросы, а также поставки современных белорусских вооружений в регион нагорно-карабахского конфликта. По заверению президента Армении Армена Саркисяна, с его белорусским коллегой (обладающим, напомним, неизмеримо большими полномочиями) у него состоялся «очень дружеский и конфиденциальный разговор». По словам Саркисяна, сегодня слово «Минск» становится «международным брендом, который связан со стабильностью и миром». В свою очередь, Лукашенко заверил президента Армении в дружбе, несмотря на «разного рода рассуждения» (1).
Второй день встречи Основной группы начался с обсуждения тематики контроля над вооружениями и укрепления доверия. Разумеется, не могла не затрагиваться предстоящая денонсация Вашингтоном Договора о запрещении ракет средней и меньшей дальности 1987 года. Так, польские власти активно ухватились за идею строительства военной базы «Форт Трамп», на что, по словам Александра Грушко, у Москвы и Минска есть «весь спектр военно-технических возможностей». «Проблема наших взаимоотношений с НАТО заключается том, что НАТО возвращается в отношениях с нашей страной к своей природе 1949 года – политике сдерживания. Поэтому в этих условиях никакого нормального сотрудничества быть не может. Потому что сотрудничать можно, когда стороны не рассматривают друг друга как противников, а исходят из того, что существуют объективные сферы общих интересов», – подчеркнул дипломат.
Как известно, в декабре ожидается встреча министров обороны стран НАТО, на которой США при помощи своих союзников попытаются дожать ту часть европейских политиков и военных, высказывающих робкие опасения по поводу негативных последствий очередной «ракетной гонки» в Европе. Ответом России станет дальнейшее укрепление Калининградского особого района, модернизация Стратегических ядерных сил и иные меры по предотвращению возникающих угроз. Да, господин Ишингер призывает Вашингтон и Москву не выходить из ДРСМД, а обеспечить его полное выполнение. Правда, что конкретно предлагает для этого «мюнхенско-минская» экспертная мысль – пока не совсем понятно.
Вообще, в дни проведения встречи в формате Основной группы белорусские СМИ демонстрировали нескрываемую эйфорию по поводу возрастающей роли Минска как важной переговорной площадки по решению ключевых региональных и даже глобальных проблем. Одна из статей в издании «Беларусь сегодня» озаглавлена «Безопасность для всех», однако возможна ли таковая в нынешней непростой реальности – большой вопрос. В контексте украино-донбасской проблематики господин Ишингер констатировал отсутствие какого-либо заметного прогресса в рамках как «Минска-2», так и «нормандской четверки». Очевидно, что этого прогресса и не предвидится, ибо Украине уготована незавидная роль расходного геополитического материала в экзистенциальном противостоянии Запада и России. В аналогичном украинскому направлении активно подталкивают также и формирующуюся новую белорусскую элиту, и прежде всего – молодую поросль будущих политиков. Так, в рамках Мюнхенской конференции активно продвигается так называемый «Минский диалог», тесно связанный с рядом американских и немецких фондов и спецслужб при координирующей роли, по некоторым оценкам, министра иностранных дел Владимира Макея – одного из потенциальных преемников Лукашенко.
Пока сложно сказать, насколько далеко продвинется белорусская внешнеполитическая мысль и государственная политика в западном направлении. Однако одно можно сказать с уверенностью – гипотетическое встраивание Белоруссии в стройные ряды «европейской Америки» не только усугубит существующие проблемы с безопасностью, но и породит новые.
Дмитрий Нефёдов
Примечание
(1) Кстати, упомянутые Саркисян и Тачи 12 октября встречались в Ереване, что породило у части армянской прессы недоумённые вопросы – ведь несмотря на кажущееся сходство карабахской и косовской проблем, по сути они кардинально различаются.
Источник: “ВПА”.