«Большая игра» на берегах Атлантики

В штаб-квартире Североатлантического альянса довольны увеличением финансирования деятельности блока. Фото с сайта www.nato.int

НАТО наращивает военные расходы на фоне внутренней неустойчивости блока

На заседании Военного комитета НАТО на уровне начальников штабов стран-участниц 15–16 января с.г. в Брюсселе состоялось обсуждение военной стратегии альянса в контексте сдерживания России. Особое внимание было уделено вопросам реализации концепции обеспечения готовности сил быстрого и очень быстрого развертывания. Военные руководители обсудили ход операции НАТО «Решительная поддержка», проводимой в Афганистане в целях подготовки, оказания помощи и консультирования национальных сил обороны и безопасности, а также общую ситуацию в области региональной безопасности. Также была рассмотрена ситуация на Западных Балканах и в Косово и реализация пакета задач по дальнейшему развитию сотрудничества между НАТО и Грузией.

Участники встречи с удовлетворением отметили заметное улучшение финансирования деятельности блока: в конце декабря 2018 года были одобрены гражданский и военный бюджеты НАТО на 2019 год объемом соответственно 250,5 млн и 1395 млн евро, а также бюджет инвестиций в программы безопасности объемом 700 млн евро.

В гражданском бюджете, который на 1,9% выше уровня 2018 года, предусмотрены средства на персонал, оперативные расходы и расходы по программам в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. Бюджет включает финансирование мер по усилению разведки; развитию аналитических возможностей по прогнозированию и планированию в вопросах обороны, включая совершенствование возможностей по обработке данных, что рассматривается в качестве важного стратегического актива блока; увеличению оборонного сотрудничества с партнерами и усилению роли женщин в ВС.

Военный бюджет вырос на 7,2% по сравнению с 2018 годом и покрывает оперативные расходы командно-штабной структуры и программ, миссий и операций НАТО по всему миру. Основные средства бюджета пойдут на финансирование структуры командно-штабных органов НАТО, которая в настоящее время адаптируется – в том числе в связи с созданием новых командований в американском Норфолке (для обеспечения морских коммуникаций между Европой и Северной Америкой) и в немецком Ульме (для улучшения передвижения войск и техники в Европе). В июле лидеры союзников договорились увеличить численность командований примерно на 1,2 тыс. человек, процесс займет около трех лет.

В 2019 году 273,2 млн евро из военного бюджета пойдут на финансирование миссий и операций НАТО, включая миссию «Решительная поддержка», операцию Сил по поддержанию мира в Косово и новую учебную миссию НАТО в Ираке, старт которой дан на саммите в Брюсселе в июле 2018 года. По отдельной статье бюджета финансируется парк самолетов ДРЛОиУ Е-3А, которые, в частности, выполняют разведывательные полеты вдоль границ НАТО в Восточной Европе. На это выделено 262 млн евро.

Бюджет программы инвестиций в обеспечение безопасности покрывает основные инвестиции в строительство объектов военной инфраструктуры блока и системы управления.

Следует признать, что желание президента США Дональда Трампа «заставить европейских членов НАТО платить за собственную безопасность» приносит результаты.

Рассуждения о намерении Трампа покинуть НАТО начали появляться практически с первых дней его президентства. На протяжении 2017 года он шантажировал союзников подчеркнуто неопределенной позицией США по отношению к альянсу, избегая официальных заявлений о приверженности 5-й статье Североатлантического договора, предусматривающей принцип коллективной обороны. Затем новая администрация США «позволила маятнику качнуться в другую сторону» и безоговорочно поддержала 5-ю статью договора в принятой в 2017 году Стратегии национальной безопасности (СНБ).

Вместе с тем на фоне декларируемого в СНБ списка новых угроз безопасности США у европейцев появились дополнительные сомнения в готовности Америки и дальше придерживаться своих союзнических обязательств в неизменном виде.

В самом деле в СНБ-2017, предложенной Трампом на замену СНБ-2015 Барака Обамы, приоритеты внешней политики заметно изменены. Стратегия носит гораздо более агрессивный характер и определяет три группы сил, противостоящих США: первая группа включает такие страны, как Россия и Китай, которые якобы стремятся к созданию нового мирового порядка как в военном, так и в экономическом плане; вторая группа – это режимы-изгои, такие как Северная Корея и Иран, которые хотят создать оружие массового уничтожения при одновременной поддержке терроризма и другой дестабилизирующей деятельности; наконец, в последнюю группу входят транснациональные террористические организации и преступные синдикаты.

Стратегия делает ставку на восстановление и укрепление лидирующих позиций США за счет реализации формулы «мир посредством силы». Это предполагает восстановление конкурентных преимуществ США путем наращивания военного и прежде всего ядерного потенциала и стратегической ПРО, развития оборонной промышленности, укрепления разведки, совершенствования возможностей для действий в космосе и киберпространстве с целью сохранения американского глобального лидерства.

Документы стратегического планирования и реальные действия США свидетельствуют о ведении Вашингтоном целенаправленной линии на подрыв позиций ведущих государств ЕС. Цель – ослабление Европы путем трансформации Старого Света в «площадку», на которой без особого сопротивления будут реализовываться экономические и военно-политические интересы Вашингтона.

Практические действия включают подталкивание Великобритании к жесткому варианту выхода из ЕС, стимулирование противоречий между Францией и Германией при одновременном подрыве экономических позиций германского бизнеса в США, Иране и других странах, давление на европейцев и прежде всего на Германию по «Северному потоку – 2». Цель – не допустить укрепления Германии как реального геополитического лидера Европы, сорвать планы интеграции ЕС, в том числе на предстоящих в мае нынешнего года выборах нового состава Европарламента.

Ответ Европы не заставил себя ждать. Лидеры Франции и Германии предприняли шаги по формированию полноценного европейского «центра силы» и через 56 лет после подписания Елисейского договора – первого договора о дружбе между Германией и Францией – канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Эмманюэль Макрон 22 января с.г. в Ахене подписали новый договор о расширении двустороннего сотрудничества.

Особое внимание в новом договоре уделяется сотрудничеству в сфере безопасности. В случае вооруженной агрессии ФРГ и Франция обязуются оказывать друг другу любую возможную помощь и поддержку, включая военную. Для координации действий в сфере безопасности создается германо-французский Совет по обороне и безопасности, который будет регулярно проводить встречи на высшем уровне. Таким образом, в военно-политической части договора фактически речь идет о создании двумя государствами дополнительного механизма, призванного пусть и с оговорками дублировать 5-ю статью Договора НАТО и 42-ю статью Договора о ЕС.

Таким образом, на фоне расширяющихся трещин между союзниками по обе стороны Атлантики сегодня становится все меньше оснований говорить о «монолите» НАТО или ЕС. Участники «Большой игры» по обе стороны Атлантики стремятся не раскрывать своих карт, что придает дополнительную интригу и неопределенность складывающейся политической ситуации. Для России подобная ситуация содержит несомненный вызов, но и создает новые возможности для участия в переустройстве мира с учетом собственных национальных интересов.

Александр Александрович Бартош,
член-корреспондент Академии военных наук, эксперт Лиги военных дипломатов

Источник: «НВО».

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *