Проект «Грета Тунберг» и «зелёная» религия

Орехова В.М., студентка группы СГН3-42Б

Научный руководитель: Галаганова С.Г., к.ф.н.,
доцент кафедры «Информационная аналитика и политические технологии»

23 сентября 2019 года главной новостью мировых СМИ стало выступление шведской школьницы по имени Грета Тунберг на очередном саммите ООН по предотвращению изменения климата планеты (The UN Climate Action Summit 2019). Грета – экологическая активистка: в 2018 году она вышла на одиночный пикет к зданию шведского парламента и отказалась посещать школу до тех пор, пока правительство её страны не начнёт соблюдать в полной мере условия Парижского соглашения по климату. Она стала инициатором «климатических забастовок школьников», вскоре переросших в движение Fridays For Future (cегодня оно является самым массовым экологическим движением). В Нью-Йорк Грета была доставлена из Европы на яхте, поскольку самолёты, по её убеждению, «вредят планете».С трибуны ООН она гневно обвинила всех «взрослых» в том, что уничтожая ради прибыли природу, они лишили её детства. Её выступление было искренним и трогательным; её обида и гнев были неподдельны. И-за наличия у неё нескольких заболеваний аутического спектра 16-летняя девочка выглядела как наивный непосредственный ребёнок.«Howdareyou!», «Да как вы смеете!» – с дрожью в голосе восклицала Грета после каждого своего обвинения в адрес губителей планеты. От лица своего поколения она угрожала им неминуемой расплатой. «Я обещаю: мы вас никогда не простим! Вам это не сойдёт с рук! Прямо сейчас мы подводим эту черту» [8]. Зал умилялся и взрывался аплодисментами. В настоящее время к «движению Греты Тунберг» присоединилось уже более полутора миллиона школьников, а сама она претендует на Нобелевскую премию мира.

Не было недостатка и в серьёзных журналистских расследованиях, выявивших спонсоров и модераторов проекта, стоящие за ними компании и фонды, технологии создания имиджа «простой неравнодушной девочки». Заинтересованным пользователям Интернета сегодня известно, что двухнедельный круиз Греты на яхте «Malizia-II» обошёлся бы «простой девочке» примерно в сорок тысяч евро, если бы судно не предоставил ей Пьер Казираги, внук князя Монако Ренье III; что своей популярностью шведская школьница обязана Ингмару Рентцогу, известному финансисту и биржевому деятелю, а с 2017 года – одному из основателей и исполнительному директору социальной сети для экоактивистов «We Don’t Have Time»(«У нас нет времени»). Рентцог не скрывал, что Грета принесла его компании более миллиона долларов в форме пожертвований. С её родителями он был знаком достаточно давно, и это именно он «продвигал» (при их содействии) медиапроект под названием «ГретаТунберг». Выбор Рентцога был циничен, но точен: болезни, которыми страдает девочка, немало поспособствовали её вполне искреннему вхождению в образ храброго «борца за климат». Синдром Аспергера проявляется, в частности, в повышенной тревожности и возбудимости, обсессивно-компульсивное расстройство провоцирует навязчивые мысли и патологические страхи, синдром дефицита внимания и селективный мутизм препятствуют пониманию сложных явлений и самостоятельности мышления. В создание имиджа «спасительницы планеты» внесла свой вклад и Хелена Илес, подруга матери Греты и владелица стокгольмского агентства «IlesPR».

Когда юная шведка стала новой «иконой» экологического движения, её взяли под свою опеку «Открытое общество»Джорджа Сороса и фонд «ONE» Билла Гейтса. Cвязи с ними осуществляет непосредственный кураторГреты, член немецкой партии «зелёных» Луиза-Мария Нойбауэр (сопровождающая девочку на всех мероприятиях). Есть у Греты и личный пресс-cекретарь – финский эко-активист Даниэль Доннерде, работающий в Европейском климатическом фонде (European Climate Foundation), неправительственной организации, контролирующей соблюдение Парижского соглашения. Обо всём этом подробно писали в своих статьях-расследованиях такие известные журналисты, как Андреас Хенрикссон (Швеция), Фрэнк Чанг (Австралия), Изабель Аттард (Франция), ЛоретоСантибальес (Чили) [3,15,13,6]. Чилийская журналистка, в частности, обратила внимание на такого спонсора деятельности Греты Тунберг, как Фонд детских инвестиций (Children Investments Found). Дело в том, что эта благотворительная организация входит на правах отдела благотворительности в состав компании TCI – акционера испанской компании Aena. Последняя же известна во всём мире как крупнейший оператор аэропортов (в том числе, всех аэропортов Испании и пятнадцати аэропортов других стран). «Если Тунберг борется с авиатранспортом и не летает самолётами, то почему она так спокойно принимает деньги от своих врагов?» – задаётся вопросом Лорето Сантибальес [6].

Однако нас в данном случае интересует не столько манипулятивно-коммерческий проект «Грета Тунберг», сколько то целое, частью которого он является, – так называемая зелёная идеология. В последней четверти прошлого века она вышла на глобальный уровень, став идейной платформой многочисленных партий, фондов, движений. Сегодня эти идеи прочно укоренились в массовом сознании, став таким же неотъемлемым признаком «всего хорошего», как «демократия», «свобода», «прогресс», «права меньшинств», «равенство полов». Если в 1990-е годы большинство населения развитых стран выражало озабоченность по поводу «озоновых дыр», то сегодня оно не менее эмоционально поддерживает «борьбу с углекислым газом».

Дело, однако, в том, что эти эмоции не являются следствием научных познаний. Среднестатистический западный обыватель получает информацию из СМИ, которые не потрудились донести до него даже основные идеи доклада Группы научных советников саммита (Science Advisory Groupof the UN Climate Action Summit 2019). Доклад представлял собой систематизированное изложение основных выводов и аргументов мирового научного сообщества по вопросу изменения климата планеты и был cпециально подготовлен к началу форума учёными разных стран[18]. Но если о выступлении психически больной девочки знает весь мир, то доклад авторитетных профессионалов известен немногим. В данном случае мы имеем дело с двумя принципиально различными подходами к экологической проблеме – научным и алармистским. Учёные-экологи стремятся к максимально объективной оценке происходящих процессов, оперируя достоверными эмпирическими данными. Алармистов эти данные не интересуют: они воздействуют на массовые чувства (спонтанно, как Грета, или целенаправленно, как её кураторы), по возможности отключая у аудитории способность к рациональному мышлению. Эти люди сеют ложные страхи, распространяют ни на чём не основанные фобии – поэтому их и называют алармистами (от англ.«alarm» – «тревога», «паника»). «Я хочу, чтобы вас охватила паника, чтобы вы почувствовали тот же страх, что гложет меня», – сказала Грета политикам и предпринимателям в Давосе [10].

Экологический алармизм – не столько идеология, сколько религия, соответствующая всем главным типологическим признакам религиозного феномена. Она демонстративно отказывается от опоры на разумные доводы и рациональные аргументы. Доказывать алармистам, что углекислый газ способствует повышению урожайности сельскохозяйственных культур и увеличению зелёного покрова планеты, не имеет никакого смысла: вас просто не станут слушать. Здесь «работает» только вера. Грета Тунберг никого не обманывает – она искренне верит в то, что «планету травят вредным углекислым газом», что «мир <…> прямо сейчас находится в огне», и очень боится за свою жизнь [8,10]. Так же, как Александрия Окасио-Кортез, конгрессвумен-демократка от штата Нью-Йорк, искренне верит, что пищеварительные газы крупного рогатого скота «тоже парниковые» и потому представляют угрозу «для планеты» [12]. Причиной подобного бескультурья является ещё и сугубо прагматический характер западной системы образования, не считающей знания логики и естественно-научных дисциплин необходимыми для «жизненного успеха».

«Зелёной» религии присущи соответствующие мировоззрение («догматы») и мироощущение, специфические ритуалы и нормы поведения – от экофорумов и «школьных забастовок» до вегетарианства, использования солнечных батареек и электромобилей; есть у неё свои кликуши и юродивые. И Грета Тунберг в этом отношении – не первая. Многие помнят, как в 1992 году 12-летняя канадская школьница по имени Северн Куллис-Судзуки сказала с трибуны Саммита Земли в Рио-де-Жанейро примерно то же, что и её шведская последовательница. «Я боюсь выходить на солнце из-за озоновых дыр. Я боюсь дышать воздухом, потому что не знаю, какие химикаты в нём содержатся», – жаловалась девочка. Она тоже искренно верила, что рыба, которую они однажды выловили с отцом, «была заражена раком» [9].

Однако почему «врагом рода человеческого» стал в данном случае именно «углеродный след», а не, допустим, вспышки на солнце или что-то ещё? Где точка совпадения интересов «проповедников» «зелёной» веры и психологического настроя «паствы»? В качестве социально-психологического феномена религия выполняет двуединую функцию избавления людей от страхов (прежде всего, страха смерти) и примирения с существующим положением вещей (так человек, чья жизнь изменилась явно не в лучшую сторону, восстанавливает психологическое равновесие с помощью веры в «некоторые преимущества» новой ситуации, или её временный характер). Так от каких же конкретных комплексов избавляет своих приверженцев «зелёная» вера? С какой новой жизненной ситуацией помогает примириться? Для ответа на эти вопросы следует обратить внимание на основные социально-экономические трансформации капиталистической модели производства и распределения в странах так называемого «первого мира». Начавшись ещё в 70-е годы прошлого века с утраты долларом своего золотого наполнения, эти процессы резко активизировались в результате расхищения Западом ресурсов бывшего СССР, а сегодня, по мнению ряда учёных, стали необратимыми [2,5,11].

Прежде всего, из развитых стран почти полностью «ушло» промышленное производство. Его пытаются вернуть консервативно и национально ориентированные политики типа Дональда Трампа, надеющиеся восстановить в «отдельно взятых странах» традиционный капитализм, основанный на производстве и продаже собственной продукции. Именно поэтому подобные политики не разделяют «зелёных» идей и не присоединяются к Парижскому соглашению по климату. Исчезают и добывающие отрасли – добыча полезных ископаемых и энергоресурсов стала убыточной. Столь же убыточно в этих странах и сельское хозяйство, давно уже не способное существовать без государственных дотаций. Соответственно сокращается и так называемая «производительная занятость» в эффективных, жизненно необходимых обществу отраслях и сферах деятельности. Её вытесняет «искусственная» («ложная») занятость (fakeemployment) – cтилисты и визажисты, менеджеры по продажам и пиарам, дизайнеры и парикмахеры домашних собачек, бармены и блогеры. Разумеется, эти профессии не способны поглотить всех, нуждающихся в работе, и растущая безработица продолжает оставаться одним из главных страхов западного общества. Донести до сознания граждан суть данной ситуации в рациональных экономических категориях означало бы представить её как необратимую деградацию социума и его экономики, а большинство населения – в качестве паразитарной части человечества. И тут на помощь приходит «зелёная» религия, возвещающая, что производство энергии и промышленной продукции «убивает планету», и сожалеть об их уничтожении, значит демонстрировать отсутствие «экологического мышления». По этой же причине не стóит сожалеть о потере работы на закрывшемся заводе-гиганте, ведь, развозя на велосипеде пиццу, ты, по крайней мере, не оставляешь «углеродный след», а если после работы ещё и поучаствуешь в какой-нибудь «акции за климат», то уж точно «сделаешь кое-что для планеты».

Именно так подходит к вопросу известный американский журналист Джонатан Уоттс. «Девочка стала зачинщиком протестов в защиту климата по всему миру. А вы что сделали?» – строго спрашивает он читателей [19]. Если вы просто работаете или учитесь, вы явно не в тренде: нужно протестовать, обвинять, прогуливать уроки. Протестная активность позволяет человеку удовлетворить многие важные потребности – в самоуважении, общении, социально-культурной идентификации. В данном же случае она ещё и успешно канализирует негативные чувства лишённой будущего молодёжи, направляя их на неких абстрактных «взрослых».

Как и у любой другой религии, у «зелёной» веры есть своя система ценностей. Работать в офисе или салоне красоты – хорошо, ведь ты «не убиваешь планету»; добывать газ или уголь – плохо, ибо ты «крадёшь детство» у своих детей. Грета Тунберг ведь так и сказала: «Мы все умрём через десять лет, если не перестанем использовать уголь и газ» [8]. Соответственно, есть «хорошие» и «плохие» страны. К последним Грета отнесла Германию, Францию, Бразилию, Аргентину и Турцию. Более того, вместе с пятнадцатью юными единомышленниками она направила в ООН протест против нарушения этими странами её права «жить в неотравленном мире» [8]. Выбор обвиняемых вызывает недоумение, поскольку в мировой эмиссии углекислого газа от сгорания топлива доля каждой из названных стран не превышает 2%. Лидирующей пятёркой являются совсем другие государства: Китай – 27,6% (10 065 млн. т.), США – 14,8% (5 416 млн. т.), Индия – 7,3% (2 624 млн. т.), Россия – 4,7% (1 711 млн. т.), Япония – 3,2% (1 162 млн. т.) [7]. Однако в отношении этих стран детские жалобы почему-то направлены не были, и это не смутило взрослых членов ООН. Впрочем, речь в данном случае не об этом. Речь о самой идее правомерности деления стран и народов на «правильные» и «неправильные» на основе их «углеродного следа» и наказания последних «экологическими налогами» в пользу первых. В результате западный «креативный класс» будет вполне «справедливо» и на законных основаниях обеспечен реальными ресурсами для дальнейшей безбедной жизни. «Кто-то же должен, наконец, нести ответственность за отравление планеты!» – всё чаще слышится сегодня из уст «зелёных» обвинителей. Этот «кто-то» – ресурсодобывающие страны «третьего мира». Именно за их счёт собираются сегодня строить на Западе «зелёный капитализм», настойчиво втягивая в подписание соответствующих международных соглашений1.

«Зелёный капитализм» – ещё один догмат «экологической» религии. Он основан на вере в возможность построения «новой энергетики» при помощи прерывистых возобновляемых источников энергии, в возможность переориентации капиталистического способа производства с извлечения сверхприбыли на бескорыстное «спасение планеты» и прочие сверхъестественные феномены. Этот миф критически проанализирован в работах таких авторитетных экономистов и экологов, как Ричард Смит (США) [14], ХиверРоджерс (США) [17], Даниэль Найберг (Великобритания) [20], Кристофер Райт (Австралия) [20], Даниэль Тануро (Бельгия) [16]. Примечательно, что, обосновывая разрушительные последствия «зелёной трансформации» для своих стран, все они рассматривают эту идеологию как разновидность нового («зелёного») колониализма, как попытку идейного обоснования нового витка «перераспределения» ресурсов планеты. И это имеет непосредственное отношение к будущему России.

Литература и источники

  1. Галаганова С.Г. Экологический гуманизм МиланыАлдаровой // Экология человека и природы в информационно-технической среде (Экомир-10). 10-я международная научная конференция. (Мытищи – Москва, 5-6 июня 2019 г.). Материалы конференции. – С. 6-8.
  2. Катасонов, Валентин. Закат эпохи либерализма. – М.: Книжный мир, 2019. – 512 с.
  3. Обвинения жертвы: кто на самом деле украл детство ГретыТунберг / Анна Виноградова. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/lifestyle/style/2019/09/a_12686587.shtml
  4. Оскал зелёного капитализма / Лев Фотиев. [Электронный ресурс]. URL: https://commons.com.ua/ru/oskal-zelenogo-kapitalizma/
  5. Попов М., Жуков К. Экономика. Закат либерализма. – СПб.: Питер, 2019. – 224 с.
  6. Расследование: кто финансирует проект ГретыТунберг / Любовь Степушова. [Электронный ресурс]. URL: http://pravda.ru/1458554-Greta/
  7. Список стран по эмиссии СО2. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_эмиссии_СО2
  8. Cтенограмма речи Греты Тунберг на саммите ООН по мерам в области изменения климата. (National Public Radio, США). [Электронныйресурс]. URL: htpp://inosmi.ru/social/20190925/245886965.html
  9. Текст выступления Северн Сузуки на Конференции ООН по экологии и развитию ()UNCEDв Рио-де-Жанейро (Бразилия, 3–14 июня 1992 года).
  10. «Я хочу, чтобы вы паниковали». Выступление ГретыТунберг на форуме в Давосе – полный текст.
  11. Come On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet. A Report to the Club of Rome / Ernst Ulrich von Weizsäcker, Anders Wijkman.
  12. FoxNews: демократы хотят избавить Америку от самолётов, машин и коров ради экологии. [Электронный ресурс].URL: https://russian.rt.com/inotv/2019-02-10/Fox-News-demokrati-hotyat-izbavit
  13. Green Capitalism Is Using Greta Thunberg. http://medium.com/@frackfree_eu/green-capitalism-is-using-greta-thunberg-66768db6c0e1
  14. Green Capitalism: The God That Failed / Richard Smith. URL: https://truthout.org/articles/green-capitalism-the-god-that-failed/
  15. News.com.au Грета Тунберг прославилась благодаря пиар-гуру].URL: htpp://inosmi.ru/social/20190927/245905352.html
  16. Tanuro, Daniel. Green Capitalism: Why It Can’t Work. – L.: Merlin Press, 2013. – 210 p.
  17. Thegreeningofcapitalism? / Heather Rogers. URL: htpp://isreview.org/issue/70/greening-capitalism
  18. United in Science. High-level synthesis report of latest climate science information convened by the Science Advisory Group of the UN Climate Action Summit 2019.
  19. Wired (США): Девочка стала зачинщицей протестов в защиту климата по всему миру. А вы что сделали? / Джонатан Уоттс. [Электронный ресурс].
  20. Wright C., Nyberg D. Climate Change, Capitalism and Corporations: Processes of Creative Self-Destruction. – L.: Merlin Press, 2015. – 188 p.

  1. О том, какой урон способна нанести экономике так называемая «зелёная энергетика», пишет украинский энергетик Лев Фотиев, работавший вместе с разработчиками проекта ветряных парков в одной из стран Ближнего Востока [4].

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.