Многополярность и внешняя политика России в современных условиях
Николаев А.Д.,
студент группы ФН12-41Б
Научный руководитель: Бочарников И.В.,
д. п. н., руководитель «Научно-исследовательского центра проблем национальной безопасности»
Весной 2023 г. принята новая концепция российской внешней политики. Необходимость этого обусловлена как событиями вокруг России последних лет, так и общей тенденцией развития многополярного мира [5].
Россия неизменно стремится к мироустройству, в котором обеспечено равноправное и взаимовыгодное существование и развитие каждого из «полюсов». Однако внешняя политика США и их союзников направлена на сохранение гегемонии и продвижение новой формы колониализма, основанной на военном, экономическом и идеологическом принуждении. Целью этойполитики является утверждение статуса США как единственной сверхдержавыи создание конкурентных преимуществ во всех сферах жизни.А идеологический диктат США и ЕС выходит далеко за рамки прежде декларируемой «защиты прав человека» и, напротив, ведет к отказу от многовековых традиций [2].
Между тем, экономическая, военно-политическая и идеологическая ситуация в мире на протяжении последних десятилетий кардинально изменилась. США уже не являются безусловным лидером ни в военном, ни в экономическом отношении. Так, в марте этого года ВВС США прекратили работу по созданию гиперзвуковой ракеты AGM-183A (АRRW), не добившись успеха, тогда как Россия уже имеет гиперзвуковое оружие. Совокупный валовый продукт пяти стран БРИКСуже больше, чем ВВП «большой семерки».
Внешняя политика России сейчас исходит из существования двух типов государств –настроенных на развитие многополярного мира и пытающихся остановить этот процесс ради собственной выгоды. Второй тип зафиксирован в концепции под названием «недружественных государств». Термин связан с двусторонними отношениями России с названными странами, но в основе противоречия лежит их глобальная «недружественность» по отношению ко всем, кто претендует на самостоятельность в мировой политике.
Представляя обновленную концепцию внешней политики на Совете Безопасности РФ, Президент России Владимир Путин сделал акцент на необходимости повышения роли нашей страны в решении мировых проблем и формировании справедливого, многополярного миропорядка. Утверждение многополярности стало отправной точкой концепции, а содействие становлению многополярного миропорядка определено как рамочная задача [3].В концепции подчеркивается, что система международных отношений должна быть многополярной для обеспечения безопасности, сохранения культурно-цивилизационной самобытности,равных возможностей развития государств [5].
Россия, являясь частью многополярного мира, одним из его полюсов, обладая значительными ресурсами и богатым историческим опытом, как постоянный член Совета Безопасности ООН, выполняет уникальную исторически-сложившуюся миссию по выстраиванию многополярной системы.
Формирование многополярного мира обусловливается появлением новых центров роста, происходящего за счет укрепления суверенитета и увеличения конкурентных возможностей незападных мировых держав и региональных стран-лидеров. А среди объективных факторов, определяющих становление многополярности, названы как рост национального самосознания, так и перевод мировой экономики на новую технологическую основу,.
В концепции отражена суть многополярности как становления центров, не подверженных диктату западных государств. Именно поэтому формирование многополярного мира находит неприятие у государств, сохранивших неоколониальное мышление и использующих любые методы, чтобы сохранить ускользающее от них доминирование. Задачами российской внешней политики в этих условиях становится работа над совершенствованием международных механизмов обеспечения безопасности и развития и устранением рудиментов доминирования недружественных государств в мире. Однако Россия не считает себя их врагом и рассчитывает что они откажутся от антиисторичного курса и примут реалии многополярного мира.
Приоритетное внимание Россия по-прежнему намерена уделять работе с ООН, но важным является и усиление роли конструктивных международных организаций и межгосударственных объединений, в том числе БРИКС. Существенной задачей является «поддержание региональной и субрегиональной интеграции в рамках дружественных многосторонних институтов, диалоговых площадок и региональных объединений в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Латинской Америке, Африке и на Ближнем Востоке», способствующей налаживанию сотрудничества и взаимопонимания между полюсами многополярного мира.
В новой концепции уделено гораздо больше внимания Африке и Латинской Америке. Россия поддерживает стремление африканских государств к формированию многополярного мира и намерена оказывать им содействие в различных сферах, помогать преодолевать последствия вооруженных конфликтов, увеличивать объемы торговли и инвестиций, укреплять взаимодействие на двусторонней и на многосторонней основе, в первую очередь в рамках Африканского союза, Форума партнерства Россия – Африка.
В реалиях многополярного мира широкие перспективы открываются для государств исламской цивилизации, в связи с чем Россия намерена уделять приоритетное внимание борьбе с исламофобией, развитию взаимодействия с государствами-членами Организации исламского сотрудничества, сглаживанию противоречий между ними и соседями и релизации их экономического потенциала приформированиии Большого Евразийского партнерства и структуры безопасности на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Сотрудничество России с союзниками должно нарастать во всех сферах. Это и обеспечение справедливого доступа государств к благам мировой экономики, и современные технологии, и решение глобальных проблем в сферах энергетики и продовольственной безопасности, и защита традиционных ценностей, в том числе этических норм, общих для мировых религий, которые должны являться незыблемой основой многополярного мира.
Особо оговаривается, что в контексте становления многополярного мира и ускоряющегося кризиса глобализации необходима адаптация мировых торговой и валютно-финансовой систем. Новые реалии необходимо учитывать и в международно-правовой системе, в том числе способствуя единому толкованию международных договоров ООН.
Отличие новой концепции от политики «многовекторности» определяется, в частности, тем, что выстроенные на основе многополярности отношениях с другими государствами могут иметь разноуровневые характер. На это указывает и использование понятия «недружественные страны». Развитие международных отношений в значительной степени определяется готовностью или неготовностью стран принимать многополярность мира.
Уже в концепции 2016 г. отмечалось, что накопившиеся системные проблемы в Евро-Атлантическом регионе, выразившиеся в геополитической экспансии НАТО и ЕС и их нежелании формировать общеевропейскую систему безопасности и сотрудничества, вызвали серьезный кризис в отношениях. Внешняя политика России исходила из неприемлемости курса США и НАТО на «сдерживание России, оказания на нее политического, экономического, информационного и иного давления».
Но сейчас США и их союзники проводят уже не политику сдерживания, а «агрессивную политику в отношении России, направленную на создание угроз безопасности и суверенитету Российской Федерации, получение односторонних экономических преимуществ, подрыв внутриполитической стабильности и размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, создание препятствий для сотрудничества России с союзниками и партнерами».
Признавая, что США выступает в качестве одного из полюсов многополярного мира, Россия настаивает на отказе от политики глобального доминирования Запада. Отношения с европейскими государствами должны строиться на основе того, что те начнут проводить самостоятельную внешнюю политику, не направленную против России, и «займут важное место в Большом Евразийском партнерстве».
Россия заявляет о решимости защищать свои национальные интересы, уделяя приоритетное внимание нейтрализации угроз безопасности, территориальной целостности, суверенитету, традиционным ценностям и социально-экономическому развитию России, ее союзников и партнеров.
Важнейшее значение придается развитию отношению с дружественными государствами, ведущими самостоятельную внешнюю политику. Отмечена нацеленность России на дальнейшее укрепление отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия с КНР, стремление наращивать особо привилегированное стратегическое партнерство с Индией. Подчеркивается необходимость взаимодействовать в рамках таких международных организаций, как Шанхайская организация сотрудничества. Важным направлением остается сотрудничества с государствами СНГ.
О том, как реализуется новая концепция на практике, можно судить по уже прошедшим и намеченным на ближайшее время дипломатическим и внешнеполитическим мероприятиям.
Следует отметить, что при переходе от биполярного мира к многополярному круг враждебных СССР и «недружественных» России государств изменился главным образом за счет сохранявших прежде нейтралитет европейских государств и бывших союзников по Варшавскому договору и бывших советских республик, присоединившихся к НАТО. А круг тех, кто ориентирован на партнерские отношения с Россией, состоит преимущественно из стран, входящих в созданное в 1961 г. Движение неприсоединения. Сейчас в нем 120 государств плюс еще 19, в том числе Россия, имеют статус наблюдателя. Если мы сравним карты мира, на которых отмечены недружественные страны и члены движения неприсоединения, то увидим их практически полное «непересечение». Это доказывает, что противостояние с СССР, которое западная пропаганда преподносила как идеологическое под лозунгом борьбы с коммунизмом, на самом деле являлось геополитическим и продолжается сейчас теперь уже как борьба с Россией.
Россия в своей внешней политике последовательно исходит из модели равноправных партнерских отношений. Уже в концепции внешней политики 2008 г. говорилось о нарождающейся многополярности как о фундаментальной тенденции развития. А концепция 2016 г. зиждилась на многовекторности. В ней отмечалось, что переживаемые миром глубокие перемены заключаются в формировании полицентричной международной системы [1] [4].В наиболее общей форме изменения, зафиксированные в концепции 2023 г. и отражающие произошедшие в мире перемены, можно определить формулой: «от многовекторности к многополярности».
Если в 2016 г. Россия выражала озабоченность нежеланием ряда государств во главе США признавать складывающиеся в мире реалии, но при этом исходила из «договороспособности» американских «партнеров» и их союзников, то в 2023 г. их агрессивное противодействие складывающейся многополярности привело к корректировке внешнеполитического курса.
Литература
- Дмитрий Медведев утвердил Концепцию внешней политики Российской Федерации. http://kremlin.ru/events/president/news/786
- Караева Е. «Большую семерку» умыл БРИКС. Что это значит для России и мира.https://ria.ru/20230410/briks-1864121079.html
- Совещание с постоянными членами Совета Безопасности.http://kremlin.ru/events/president/news/70810
- Указ об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации.http://www.kremlin.ru/acts/bank/41451
- Указ об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации.http://kremlin.ru/events/president/news/70811