Украинский кризис: современные реалии и тенденции развития
Украинский кризис как лакмусовая бумажка высветил стратегические цели США, НАТО и Евросоюза во взаимоотношениях с Россией. И если Россия была целью стратегического окружения и максимального ослабления, то Украина, а точнее события на ее территории, ‒ средством достижения этой цели.
Очевидно, что реализации этих целей во многом способствовала политика протекционизма по отношению к «братской» стране. По словам Президента Российской Федерации, со ссылкой на экспертные оценки, подтвержденные подсчётом цен на энергоносители, объёмы льготных кредитов, экономических и торговых преференций, которые Россия предоставляла Украине, общая выгода для украинского бюджета на период с 1991 по 2013 год составила порядка 250 млрд долларов [10]. В то же время США за аналогичный период выделили Украине всего лишь 5 млрд долл. Но при этом, если Российская Федерация оказывала непосредственно помощь украинской экономике, то США в пределах выделенных средств целенаправленно работали над переформатированием массового сознания украинского общества, формированием враждебности по отношению к России и русским. И эта подрывная антироссийская деятельность оказалась вне поля зрения руководства России. В результате Украина и политические процессы в ней на протяжении 30 лет всей постсоветской истории оказались на периферии внешнеполитической деятельности Российского государства. Отношения с Украиной строились по принципу «никуда они не денутся», они все равно будут с нами. Именно этим было обусловлено то, что на Украину в качестве полномочных и чрезвычайных представителей Российской Федерации были направлены такие чиновники, как В.С. Черномырдин и М.Ю. Зурабов, никакого отношения к дипломатической деятельности до этого не имевшие.
В итоге делись. Нашлись люди и структуры, которые очень активно занималась освоением украинского политического пространства и в конечном итоге сформировали под боком у России самое антироссийское государственное образование.
30 лет постсоветской истории были использованы для того, чтобы как можно дальше развести Украину и Россию, а по возможности и противопоставить их друг другу. Это и было основным лейтмотивом внешней политики США. Так, по словам гуру американской геополитики З. Бжезинского, «Украина является территорией, что лежит глубоко в сердце России. Поддержка политических сил в Украине для Соединенных Штатов является наиболее эффективным способом бороться против России» [1].
Поэтому та политика, которая проводилась руководством Российской Федерации по отношению к Украине, во многом предопределила кризисность современной ситуации.
Казалось бы, выводы должны были быть сделаны, особенно с учетом остроты текущего украинского кризиса. Но как показывают события, особенно связанные с переговорным процессом, если они и были сделаны, то далеко не однозначные.
Тот факт, что Россию на переговорах представляет чиновник, не имеющий отношение к дипломатии, свидетельствует о недооценке значимости этой острейшей для безопасности и интересов Российской Федерации проблемы.
У нас в стране великолепная дипломатическая школа, но почему-то на этих переговорах дипломаты опять никакой роли фактически не играют. Как итог – результаты этих переговоров крайне негативно отразились не только на имидже России, но и на развитии ситуации в целом в зоне конфликта.
Очевидно, что провокация в Буче, безусловно, является следствием работы или недоработок, в том числе и нашей делегации. Ведь очевидно, что делегация разговаривала с жуликами, а для них совершенно другие критерии. Главное – надуть, что они и сделали. По факту мы (наша делегация) вынуждена была играть по правилам, навязываемым киевским режимом.
Также очевидно и то, что киевский режим недоговороспособен в том числе и потому, что он марионеточен. Рычаги управления им находятся за океаном. Необходимо также учитывать и высокий уровень владения искусством лицедейства и отсутствие каких-либо морально-этических принципов у высшего политического страны. Для действующего президента Украины внешняя политика его страны – это высоко рейтинговое шоу, продюсером которого выступает администрация США. Именно этим и определяется характер и направленность внешней и внутренней антироссийской политики современной Украины.
Реакцией же на провокацию в Буче должен быть отказ от дальнейших переговоров, по крайней мере, до тех пор, пока не будет гарантировано недопущение подобного рода инцидентов, причем не со стороны киевского режима, а их кураторов или же посредников. Поэтому опыт стамбульских переговоров должен быть учтен.
С учетом того что мирный договор подписывать нельзя, прежде всего, по формальным признакам, поскольку нет войны (она не объявлена ни Россией, ни Украиной), в текущей ситуации может быть подписано лишь некое соглашение о прекращении огня, по аналогии с тем, что было подписано США с КНДР в 1953 году[1]. Но это может быть сделано только тогда, когда будут созданы для этого условия как внутри Украины, так и в плане поддержки киевского режима США и их сателлитами.
Очевидно, что сама по себе ситуация на Украине потенциально крайне неустойчива. Сейчас она держится исключительно на мобилизации населения вокруг киевского режима по принципу «кто не с ними тот враг Украины и подлежит уничтожению». Вопрос в том, сколько сможет этот репрессивный неонацистский режим продержаться.
При этом Украина неоднородна. Особое ожесточение проявляют жители Западной Украины, они же и зверствуют по отношению как к российским военнослужащим, так и к жителям Восточной и Центральной Украины, проявившим лояльность или даже нейтралитет по отношению к российским войскам.
По сути, сейчас на Украине в регионах, из которых были выведены российские войска, идет зачистка тех, кто помогал или же просто не оказывал сопротивления российским войскам. Их уничтожают, а выдают за жертвы российских военных. И это не просто гуманитарная катастрофа, это геноцид своих же граждан. И этот вопрос следует поднимать на всех международных площадках, причем не только ООНовских. То, что российские делегации в этих структурах занимают оправдывающуюся позицию, снижает эффективность развенчания информационных фейков.
Что же касается «западнянских» неонацистов, то очевидно, что их боевой дух основан на безнаказанности. Поэтому вполне правомерно заявление о том, что не только наемники, но и неонацисты из Западной Украины не будут рассматриваться как военнослужащие в случае их пленения. Это, во-первых, а во-вторых, необходимо прорвать киевскую цензуру в отношении демонстрации жертв украинских военных и особенно неонацистов. Это будет способствовать принуждению к миру киевского режима уже со стороны самого населения Украины, прежде всего Западной.
Помимо этого, важно также лишение внешней поддержки киевского режима, прежде всего со стороны Евросоюза. Думается, грядущий кризис в Европе, особенно энергетический, да и продовольственный, способен отодвинуть украинскую проблематику на периферию их повестки. А сами американцы с англичанами заниматься Украиной не будут. Поэтому нельзя заниматься благотворительностью в поставках газа, других энергоресурсов, а в перспективе и продовольствия Европе, поскольку это будет использовано для оказания помощи киевскому режиму.
В этой связи нам чрезвычайно важно обратиться к формуле Сунь-цзы и применить ее на практике. Суть этой формулы: «сначала разбей замыслы противника, затем его союзников и после этого его самого» [12].
Мы знаем, кто наш противник. И это не только и не столько киевский режим. Знаем его замыслы, но ничего или почти ничего не предпринимаем для того, чтобы нарушить их. Хотя, как показало решение Президента России В.В. Путина по переводу оплаты за газ на рубли [13], они очень уязвимы и очень обидчивы. Очевидно, что такое решение должно быть не единственным, должен быть комплекс решений. И они должны быть болезненными для них. Пока же мы являемся наблюдателями реализации американской стратегии «Петли анаконды»[2] – постепенного удушения России санкциями, провокациями и иными враждебными действиями. И демонстрируем, как говорит один чиновник, добросовестное выполнение условий международных договоров. Добросовестное, перед кем? Перед теми, кто наносит ущерб нашей стране, кто, по сути, развязал и ведет войну против России? Думается, что эта чиновничья логика вступает в противоречие с интересами Российской Федерации и не способствует решению задач в зоне специальной военной операции по защите Донбасса. Да и по отношению к российским военнослужащим, выполняющим свой воинский долг в зоне конфликта, она, мягко говоря, безнравственна.
В свое время генерал А.П. Ермолов, когда замирял горцев на Кавказе, ввел в практику правило: на каждое вооружение нападение на российские поселения отвечать двумя. В результате, ему в самый короткий срок удалось стабилизировать ситуацию и добиться поставленных главой государства задач. Мы же пока об этом говорить не можем.
Нельзя недооценивать ни опасности, ни противника. Мы привыкли воспринимать В. Зеленского как клоуна. Да, он клоун, он и сам этого не скрывает и даже гордится этим. Но нельзя не учитывать тот факт, что за В. Зеленским стоят очень серьезные аналитические структуры, аффилированные с внешнеполитическими и военными ведомствами США и Великобритании. В. Зеленский же делает то, что он умеет лучше всего выступать. Вот он и выступает перед населением, лидерами государств, парламентами и другой публикой. И делает это как всегда артистично. Но при этом его все больше заносит. Хамская манера общения с лидерами ряда европейских государств и депутатами парламентов свидетельствует о его, мягко говоря, неадекватности. И это все больше начинают понимать, если не еврочиновники, то, по крайней мере, жители стран Евросоюза. Сами же чиновники на фоне эскалации украинского кризиса работают исключительно на свой собственный имидж. При этом они так же как и В. Зеленский, выходят за рамки не только дипломатических, но и морально-этических норм. Так, в частности, посещение чиновниками высокого уровня Евросоюза У. дер Ляйн и Ж. Бореля места провокации в Буче и устроенная ими фотосессия на фоне тел жертв этой провокации свидетельствует о крайне низком уровне их человечности. Непрестанные же заявления об ответственности России за ситуацию в Буче свидетельствуют о том, что они не только распространители этой фейковой информации, но и отчасти ее творцы. В данном случае киевские власти взяли на вооружение один из самых известных принципов гебельсовской пропаганды: чем чудовищнее ложь, тем охотнее в неё поверят. Поверят, очевидно, те, кто хочет в это поверить, например, еврочиновники, несмотря на то, что фейковость инсценировки отмечают даже американские и европейские эксперты [7]. Поэтому об этой провокации и инсценировке следует официально заявить на всех уровне, в том числе и МИД России. Более того, необходимо потребовать признания лживости их заявлений и потребовать их извинений перед Россией. В противном случае необходимо инициировать исковые заявления о клевете в судебные инстанции Евросоюза. Едва ли, конечно, «правосудие» Европы примет правовые решения по данным провокациям. Но это все-таки вынудит еврочиноников быть более сдержанными в своих заявлениях. Если этого не будет сделано, то подобного провокационные заявления станут системными.
Крайне важно придать широкой огласке сущностные признаки личности Зеленского. Очевидно, что В. Зеленский не просто диктатор, это диктатор-маньяк, готовый воевать «до последнего украинца» ради интересов США и Британии. В результате уничтожается генофонд украинского народа. Причем по большей части уничтожается самими же украинскими войсками и украинскими же националистическими батальонами. Это проявляется в неизбирательной стрельбе из тяжелого вооружения по жилым массивам, убийствах, пытках, насилии и другие карательных акциях, в том числе в отношении жителей населенных пунктов, перешедших под контроль ВСУ по итогам переговоров в Стамбуле. Очевидно, что трагедия в Буче – это далеко не единственная и не последняя инсценированная провокация украинских спецслужб и ВСУ. Тем более, что В. Зеленский уже анонсировал появление подобных мест массовых захоронений гражданских лиц. И их, конечно же, найдут, прежде всего, те, кто их создаст. Найдутся и те, кто в этом обвинит в очередной раз Россию.
У нынешнего киевского режима в плане подготовке провокаций и их информационного сопровождения очень хорошие учителя – специалисты в области тайных операций из МИ 6 и ЦРУ. На совести этих структур, в частности, провокации в боснийской Сребренице и косовском селении Рачак, систематические инсценировки англо-сирийскими «белыми касками» химических атак в Сирии и многое др. Поэтому провокации на Украине и на Донбассе с участием и даже под непосредственным руководством представителей этих англо-американских спецслужб, безусловно, будут продолжены и обретут еще более изощренный характер.
Подтверждением этому стали и события, связанные с трагедией 8 апреля 2022 года в Краматорске – русскоязычном городе Донбасса, жителей которого еще в 2014 году один из лидеров постмайданной Украины (А. Яценюк) охарактеризовал как «subhuman» (недочеловеки). В результате нанесения удара баллистической ракетой «Точка – У» в Краматорске погибло более 50 человек, более 100 человек получили различного рода ранения.
Осознавая преступность применения этого вида оружия против гражданского населения, украинские власти сразу же возложили ответственность за ракетный удар на российские войска. При том, что ракетные комплексы «Точка – У» были сняты с вооружения ВС РФ более 20 лет назад. Неслучайной была и оговорка представителя киевского режима, что удар был нанесен РУК «Искандер». Расчет делался на то, что от ракеты не останется элементов, по которым можно было бы идентифицировать ее принадлежность. Поэтому практически сразу же после ракетного удара и В. Зеленский, и ангажированные лидеры Евросоюза развернули пропагандистскую кампанию «о варварском обстреле России мирных эвакуировавшихся граждан». Евросоюз даже приурочил к ракетной атаке на Краматорск свой пятый пакет «антироссийских санкций».
После же того, как в эфире итальянского телеканала TG La7 в репортаже о ракетном ударе по вокзалу в Краматорске был продемонстрирован серийный номер ракеты (Ш91579), свидетельствующий о ее принадлежности ВСУ[3] крики об ответственности России несколько поубавились равно, как и желание проводить расследование этой преступной акции.
Очевидно, сам по себе ракетный удар по массовому скоплению людей в Краматорске – это чудовищная акция, за которой стоят не только киевские власти, но и их кураторы из США и Великобритании. Выбор цели определялся тем, что Краматорск – один из наиболее укреплённых городов в Донбассе с пророссийским населением. Поэтому жертвы атаки должны были, с одной стороны, еще больше сплотить еврочиноничество вокруг киевского режима, а с другой, – дискредирировать российские войска, которые якобы наносят удары ракетами, не просто по мирному, а пророссийскому мирному населению.
Мы должны понимать, что столкнулись с нелюдями. Те зверства, которые осуществляются на Донбассе вооруженными формированиями киевского режима своими истоками уходят в период оккупации Украины немецко-фашистскими войсками в годы Великой Отечественной войны. Тогда даже нацисты содрогались от зверств украинских националистов. На их совести сожженная Хатынь и сотни других населенных пунктов в Белоруссии, России, да и на той же Украине. А уж то, что эти «герои» творили в Львове в отношении еврейского населения (1941 год) и польского (1943 год, Волынская резня) не укладывается в сознание нормального человека. «Герои», которым сегодня кричат «Слава» на Украине, были банальными садистами и изуверами.
К сожалению, руководство этих стран и, особенно Польши, поддерживающее киевский режим, демонстрирует пренебрежение памятью жертв зверств садистов ОУН-УПА, чьими наследниками являются сегодняшние члены украинских нацбатальонов, да и отдельные военнослужащие ВСУ.
Безусловную ответственность за зверства сегодняшних неонацистов на Украине несут официальные лица США, Британии и Евросоюза, которые буквально взращивали в украинском обществе ненависть к России и всему тому, что с нею связано, в том числе к собственной истории. Необходимо официально заявить, что именно их поддержка и потакание, вооружение, оснащение и информационное обеспечение способствовали не только становлению киевского режима, но и преступлениям, осуществляемым им по отношению как к жителям Донбасса, так и гражданам Украины. Поэтому жертвы в Одессе, Донецке, Луганске, Счастье, Буче, Ирпене и других городах во многом на совести политического руководства этих структур. Все тайное, в конечном итоге, становится явным, и, думается, со временем они все будут признаны пособниками украинского неонацизма.
В данном случае очевидна и недоработка российских официальных лиц, не выражающих принципиальную позицию в отношении преступлений против человечности киевского режима, а всего лишь комментирующих их или в лучшем случае демонстрирующих свою озабоченность. Между тем ситуация требует четкой позиции, а не выражения озабоченности.
Что касается необходимости корректировки восприятия В. Зеленского международным сообществом, то, очевидно, на уровне внешнеполитических ведомств необходимо продвигать мысль о том, что В. Зеленский постепенно становится уже не украинским национальным диктатором, а диктатором международного уровня. Навязывая лидерам государств и правительств, а также международным организациям, что им делать и как им необходимо поддерживать киевский режим, он фактически выходит за рамки не только дипломатического этикета, но и здравого смысла. Такого даже Дж. Байден себе не позволяет. А В. Зеленский позволяет. Для него уже не только Украина, но и все международное сообщество, которое его смотрит и слушает – это своего рода транснациональный «95-й квартал», руководителем которого он себя и назначил. Та же Германия, например, где украинский посол Ю. Мельник не просто диктует властям страны, что им делать, но и критикует их, в том числе главу государства за «недостаточную поддержку Украины», по сути, превращается в страну с пониженной самооценкой. Свою порцию критики получили лидеры Франции, Греции за недостаточную или плохую (Венгрия) поддержку как самой Украины, так и пустившего на ее территории корни нацизма. В. Зеленский умудрился даже отчитать и прочитать нотацию ООН, выдвинув при этом требование к ней самораспуститься, в силу того что она не отвечает чаяниям киевского режима.
Примечательно, что никто или почти никто из европейских и мировых лидеров не одернул зарвавшегося комика, волею судьбы и избирательных политтехнологий оказавшегося во главе Украины. Конечно же, это их право выслушивать или нет нотации от обнаглевшего от безнаказанности киевского диктатора, защищать свою честь и достоинство или нет. Но вообще-то речь идет о чести и достоинстве, наконец, благополучии их стран и народов. Потому тот факт, что никто не осмелился поставить на место главу киевского режима, говорит о том, что времена, когда во главе государств и правительств Европы находились лица, для которых национальные интересы своих государств и народов были превыше всего, по всей видимости уже прошли.
Европа все больше подпадает под зависимость от США, взявших на себя все рычаги управления всеми внешне- и внутриполитическими процессами в европейских странах. Поэтому применительно к текущей ситуации следует говорить уже не о «Закате Европы», а о ее деградации и банальной колонизация «старшим братом» или «братьями» – англосаксами.
То, что нынешняя «Украина под над усэ» – это англосаксонский проект, реализуемый по большей части руками европейцев и за их же счет, – это очевидно. Украинский кризис – это триггер, спровоцировавший глобальный дипломатический, политический, экономический и, наконец, гуманитарный кризис, поставив мир на грань новой мировой войны. То, что Украина – это уже отработанный материал, уже не важно, она свою роль сыграла. Сейчас на очереди европейское сообщество, вынужденное полностью подчинить свои интересы и безопасность интересам Соединенных Штатов. Они же, в свою очередь, надеются по опыту предыдущих мировых войн посредством эскалации напряженности, продажи вооружений и, наконец, непосредственного участия на финальной стадии конфликта решить свои финансовые проблемы. США – государство банкрот, их совокупный долг составляет более 30 трлн долл., при том что ВВП – всего лишь более 20 трлн долл. Таким образом, долг США превышает ВВП почти в 1,5 раза, вследствие этого американская экономика – это «мыльный пузырь», готовый в любой момент лопнуть. Для того чтобы этого не случалось, необходимо обнулить свой долг и по возможности еще и получить выгоду. Именно так США решали свои финансово-экономические проблемы в Первую и Вторую мировые войны, именно так они надеются решить свои проблемы в рамках текущего глобального украинского кризиса. Европе в этом плане, так же, как и Украине, предписана роль основного донора решения американских финансовых проблем.
В этой ситуации, очевидно, России следует пересмотреть свою стратегию выстраивания отношений с Европой. Европа начинает уважать Россию только тогда, когда та поворачивается к ней спиной или иными словами сосредотачивается на решении своих собственных национальных интересов. Во второй половине XIX века после знаменитых слова А.И. Горчакова «Россия не сердится, Россия сосредотачивается», она действительно, повернувшись спиной к Европе, сосредоточилась на реализации своих жизненно важных национальных интересов и стала в результате этого одним из влиятельных и наиболее динамично развивающихся государств, что позволило Александру III произнести историческую фразу «Европа подождет, когда русский царь ловит рыбу».
Думается, что и сейчас уже пришло время для того, чтобы Европа в очередной раз подождала. А для этого необходимо, по крайней мере, перестать обращать внимание на Евросоюз, за спиной которого четко прослеживаются «звездно-полосатые уши».
Доминантой развития России является ее евразийское направление. Интересы России не в Европе, которая уже постепенно становится периферией мировой политики и экономики, – они в Азии.
К сожалению, мы очень многое в этом направлении упустили, прежде всего, в плане разработки и реализации евразийской геополитической стратегии России, предполагавшей формирование и развитие альянсов не только с Китаем, но и с Индией, Ираном, Саудовской Аравией, Пакистаном и даже с Афганистаном. Сейчас все эти страны заняли выжидательную позицию. И их последующий внешнеполитический курс будет определяться результатами Битвы за Донбасс. Конечно же, победа будет за нами. Но тем не менее, нам необходимо анализировать ход развития ситуации как в зоне конфликта, так и в целом в определении перспективной внешнеполитической стратегии, с тем чтобы в очередной раз не запоздать с принятием и реализацией необходимых мер.
[1] Корейское соглашение о перемирии, подписанное в Пханмунджоме 27 июля 1953 года, положило конец боевым действиям Корейской войны. Прим. автора.
[2] Стратегия Анаконды, а позже план З. Бжезинского по удушению СССР, была впервые применена почти два столетия назад, причём на территории самих Соединенных Штатов. Кольцо или петля «Анаконды», а этот термин в оборот ввел известный геополитик, англичанин Х. Маккиндер, в качестве стратегического военного маневра была использована во время Гражданской войны (1861-1865 годах) Юга и Севера. Прим. автора.
[3] Номер ракеты принадлежит той же серии, которой украинские войска обстреливали города частности, Ш91565 и Ш91566 были еще в 2015 году выпущены по Алчевску и Логвиново, а Ш915611 и Ш915516 – в 2022 году по Бердянску и Мелитополю. Стоит на балансе ВСУ [11].
Литература:
- Бочарников И.В. Украинский кризис как следствие политики ЕС и НАТО по созданию пояса стратегического окружения России //Международные отношения. 2014. № 4. С. 7-32.
- Бочарников И.В. Политический анализ. Москва, 2018.
- Бочарников И.В. Политика «умиротворения» нацизма как фактор развязывания Второй мировой войны (к 80-летию начала Второй мировой войны) //Человеческий капитал. 2019. № 9 (129). С. 29-37.
- Бочарников И.В. Современные тенденции развития международного терроризма //Конфликтология. 2016. № 1. С. 52-61.
- Бочарников И.В. Военно-политические интересы России в Закавказье (ист. опыт и соврем. практика реализации) диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Москва, 1996
- Карпович О.Г., Манойло А.В. Политика многополярности: новые вызовы и угрозы. Москва, 2020. (2-е издание, с изменениями и дополнениями).
- Киев в шоке: военный аналитик США раскрыл правду о событиях в Буче. https://rusonline.org/ukraine/kiev-v-shoke-voennyy-analitik-ssha-raskryl-pravdu-o-sobytiyah-v-buche.
- Овсянникова О.А. Постсоветская фальсификация истории Великой Отечественной войны (на примере Украины). В книге: Противодействие фальсификации истории Великой Отечественной войны. Бочарников И.В., Суздалева Т.Р., Федоров К.В., Криворучко А.А., Петренко А.И., Зеленков М.Ю., Кандыбович С.Л., Разина Т.В., Овсянникова О.А., Трипольский В.Б. Москва, 2020. С. 116-129.
- Постсоветское пространство 30 лет спустя /Кошкин А.П., Бочарников И.В., Манойло А.В., Бондалетов В.В., Глазунов О.Н., Давыдова Ю.А., Денисенкова Н.Н., Масликов В.А., Новиков А.В., Овсянникова О.А., Перенджиев А.Н., Севостьянов П.И., Черданцев В.В. Москва, 2021.
- Путин указал на российскую помощь Украине в 250 млрд долларов. https://vz.ru/news/2022/2/21/1144887.html.
- СМИ опубликовали серийный номер ударившей по Краматорску «Точки-У». https://news.rambler.ru.
- Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве. – М.: Воениздат, 1955.
- Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 172 «О специальном порядке исполнения иностранными покупателями обязательств перед российскими поставщиками природного газа». http://www.kremlin.ru/acts/news/68094.
Бочарников Игорь Валентинович